Из Крыма на "материк" с семьёй и пожитками (отчёт. много текста)

Как технически уехать и устроится на новом месте, если страна эмиграции выбрана. Обсуждение вопросов связанные с иммиграцией в какую-то страну и долгосрочным пребыванием за границей. Эмиграция из России, Украины за границу

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Из Крыма на "материк" с семьёй и пожитками (отчёт. много текста)

Сообщение: #1

Сообщение juristkostya » 27 дек 2014, 11:45

Предисловие
По детству помню, что когда мы с родителями ехали относительно далеко на машине (как правило, Харьков-Крым), всегда имелась чётко заданная конечная точка, до которой следовало добраться в кратчайшие (с учётом возможностей машины) сроки. Процесс доезда рассматривался как вынужденный и не особо приятный этап попадания в собственно отпуск. В запланированном месте мы жили запланированный срок, после чего процесс доезда повторялся в обратной последовательности. Планируя уже свои отпуска, я постепенно пришёл к тому, что ключевая конечная точка поездки как таковая отсутствует, «поинтс ов интерест» равномерно распределены по маршруту, и таким образом сам процесс перемещения в пространстве на авто приобретает самостоятельную ценность как элемент отдыха. Эта психологическая установка здорово помогла, когда потребовалось выезжать с семьёй и всем домашним барахлом с территории Крыма «на материк». Впрочем, обо всём по порядку.


Сборы

«Чтобы прибежать первым,
не нужно бежать быстрее
всех – нужно раньше выбежать»

видимо, народная мудрость

В первых числах декабря из Симферополя в Киев переезжал наш товарищ. Ситуация весьма близка к нашей: муж, жена и годовалый киндер, 2-комнатная съёмная квартира, перевозка наёмным микроавтобусом. Всё это позволяло уверенно экстраполировать их опыт на себя. На прощальной вечеринке мы поинтересовались, сколько заняли сборы, и получили ответ в духе «ну, дня за три вполне реально собраться». Срок сразу показался малореальным, и держа в уме вынесенную в эпиграф мудрость, мы начали собираться за 2 с лишним недели до прогнозной даты отъезда. Предусмотрительность оказалась не лишней. Несомненно, реально собраться и вдвое быстрее, но хорошо, когда работа выполняется под настроение, а не через силу, и по выходным мы имели возможность на пол-дня оторваться от сборов и съездить на тот же ЮБК, что тоже не бывает лишним.
Подготовка вещей выполнялась с соблюдением двух ключевых требований:
1. Защищённость от тряски
2. Удобство демонстрации на таможне

По итогу, могу сказать, что обе задачи были выполнены на «отлично», так что, поделюсь опытом.
По первому пункту, в принципе, всё в рамках бытовой логики: всё помещается в жёсткие картонные коробки или обматывается картоном; внутри коробок всё также перекладывается мятой бумагой либо носильными вещами; тяжёлое и твёрдое кладётся вниз, более нежное – сверху. Вещи заранее раскладываются в квартире в порядке, в котором их следует грузить.
По второму пункту всё намного интереснее. В общении с товарищем, который выезжал перед нами, а также с перевозчиками, звучали рекомендации (а от некоторых водителей даже требование) сделать исчерпывающий перечень вещей, который заверить и ЖЭКе/исполкоме/РОВД/миграционной службе. Т.е., список с детализацией уровня «носки – 4 пары, тарелки – 12 больших, 8 маленьких» нужно отнести в некую инстанцию, где удостоверят его полноту и правильность, и что это именно наши личные вещи. Как выразился один перевозчик, «Вы идёте со списком в ЖЭК…а, вы ведь на съёмной квартире живёте…ну, значит, пусть квартирная хозяйка придёт с вами и подтвердит, что это действительно ваши личные вещи». Не смотря на уверенность, с которой перевозчики выдвигали такие требования, всё это за версту отдавало неадекватностью и мы на свой риск приняли следующий компромисс:
• На каждую коробку/тюк был наклеен порядковый номер и бумажка с описанием уровня «аудиокассеты и диски – 50 шт», «детская одежда», «книги – 25 шт», «наушники – 2 шт, жёсткий диск, удлинитель, телефон и зар устр-во Нокия» и далее в том же духе.
• Отпечатаны в 4 экз списки: номер коробки и перечень содержимого с той же детализацией, что и на самих коробках.
Никаких заверок у квартирной хозяйки и в РОВД, естественно, не делали.
Все экземпляры списков везли с собой, водителю микроавтобуса экземпляр не дали. Это оказалось ошибкой, но об этом ниже.

Перевозчик
На этапе подбора перевозчика мы немало понервничали из-за непонимания специфики этого бизнеса. Выезжавший перед нами товарищ дал пару телефонов, один из которых оказался телефоном некоего сайта-диспетчерской, через который перевозчики ищут попутный груз. При первом разговоре (дней за 15 до предполагаемой даты поездки) диспетчер сказал что-то вроде «подберём вам микроавтобус за 3 500 грн без проблем, перезвоните мне дня за 3-4 до необходимой вам даты поездки». Но нам хотелось иметь определённость во всём, и мы перезвонили раньше. Наша заявка была размещена диспетчером на сайте дней за 10. Время шло, определённости не появлялось. За три дня до отъезда у диспетчера был для нас всего один вариант с грузовиком (что для нас было крайне нежелательно, т.к. грузовики проходят границу отдельной, очень длинной очередью), и один вариант с микроавтобусом (про который диспетчер сам сказал «но я бы этого водителя не рекомендовал, отзывов по нему пока нет, а по разговору он как-то не внушает уверенности»). Мы уже тихо подпсиховывали, прикидывая, как мы отправим грузовик вперёд, а он нам позвонит, когда будет подходить его очередь, и мы подъедем поприсутствуем при таможенном контроле и всё такое прочее…
А за 2 дня до запланированной даты отъезда варианты посыпались один за другим. Резко став требовательными и капризными, поперебирав харчами, мы остановились на варианте микроавтобус «Мерседес-Спринтер», водитель Алексей, харьковчанин, возит из Харькова в Севастополь колбасу, обратно берёт попутный груз. С водителем нам повезло: с загрузкой тяжёлых вещей помог, на таможне вёл себя адекватно, довёз аккуратно. Кстати, водитель назвал цену не 3 500, а 3 200 грн. Мы позвонили диспетчеру, чтобы уточнить, он сказал, что, мол, 300 гривен – это ему лично за подбор перевозчика, надо будет отправить на карточку «Привата».
Выводы из этой части рассказа простые: во-первых, перевозчики планируют свои рейсы на 2, максимум 3 дня вперёд, размещать заявку за 10 и более дней смысла просто нет; во-вторых, между Крымом и «материком» постоянно курсирует очень много транспорта, перевозчики сами заинтересованы взять попутный груз, дефицита их услуг нет.

Граница
Ключевой этап. Достоин в равной мере как большой порции матюков, так и принесения хвалы удаче. Сложности начались ещё до выезда: по-уму, наш путь пролегал через погранпереход «Чонгар», но именно 24 декабря его взялись передвигать в сторону Крыма. Соответственно, «Чонгар» не работал, и надо было объезжать через пункт «Чаплинка». По какому случаю очередь на «Чаплинке» образовалась удвоенная.
Подъехали за несколько минут до полуночи (по московскому времени). Встали в хвост очереди. Масштабов её пока не понимаем. С удовольствием отметил, что ожила после 4-месячной спячки «киевстаровская» сим-карта. Лена пошла вперёд предъявлять свидетельство о рождении ребёнка от марта сего года и проситься без очереди. Звонит – «пограничники согласны пропустить легковую машину с ребёнком, микроавтобус с вещами пусть ждёт в общей очереди». Принимаем решение проходить без очереди в надежде, что уже попав на погранпост сможем попросить и за микроавтобус. Предупреждаю нашего перевозчика Алексея и въезжаю в зону контроля. Смена сегодня въедливая: под сиденья заглядывали, стекла дверей опускали, багажник разгружать заставили до ниши запаски и знака аварийной остановки. Заметив, что одна из небольших на вид сумок непропорционально тяжела, потребовали открыть. Лена предъявила морскую гальку, взятую как игрушка для малого, они успокоились.
- А где ввозная декларация на машину?
- Да мы когда въезжали, делараций ещё не требовалось….
- Это когда же?
- Да в августе…
- А ну-ка давайте ваши миграционки… Да, в августе… Более 90 дней. Почему нарушаете паспортный режим?
- Да вроде ж до конца переходного периода для украинцев это ограничение 90 дней не работает…
- Вы имели право продлить до 270-ти дней, для этого нужно обратиться в миграционную службу.
- ….
- Ладно, фиг с вами, проезжайте.
- Да вот нам бы ещё микроавтобус с вещами пропустить без очереди….
- Не имеем права. Но если водитель попросит очередь, объяснит ситуацию… В общем, подключайте человеческий фактор, мы вам тут не поможем.

Звоним водителю, просим подключить человеческий фактор. Но очередь твердокаменно никого просто так не пропускает. Ну, их можно понять – смена нынче въедливая, пропускает по паре-тройке машин в час, а машин в очереди с пару сотен… Я б тоже хрен кого пропустил на их месте.
А таможенники уже выгоняют из зоны контроля:
- У нас норматив времени на машину, а вы тут застряли и что-то звоните-звоните, всё решатете… Выезжайте на нейтральную территорию.
- Так а как же с микроавтобусом, вещами?.. Он без нас вообще пройдёт границу?
- Список вещей есть?
- Есть.
- Отдавайте таможенникам, как дойдёт его очередь, его пропустят. А сами езжайте в Чаплинку, заночуйте в гостинице.
- А если у вас возникнут вопросы к нашим вещам – я смогу снова попасть в зону контроля?
- Ну, пройдёте украинский контроль на въезд в Крым, потом проедете на наш пост, оформите въезд в РФ и сразу выезд из РФ…
- А я смогу пройти пешком, чтобы на машине не стоять в очереди?
- Нет, это пункт пропуска только для автомобильного движения.

Догадайся мы заблаговременно снабдить водителя списком вещей, мы бы чувствовали себя спокойнее. А так долго мнёмся, решаем, верить ли погранцам и таможенникам на слово, что пропустят. Вообще, когда происходит резкое изменение обстановки, надо менять все планы, ты находишься в зоне таможенного контроля, вокруг не слишком доброжелательные инспекторы, когда цена ошибки – риск остаться без всех вещей, а ты уже в сонном состоянии, да ещё ребёнок на руках орёт – соображалка начинает работать из рук вон плохо, во всём вокруг видится подвох, а перспектива приехать домой не через 7, а через 20 часов воспринимается как трагедия. Вот тут и приходит на выручку установка, что в путешествии процесс важнее результата – ну, переночуем в гостинице, ну, вернёмся завтра на границу, ну, на крайняк, въедем снова в РФ и тут же выедем обратно. Всё это неприятно, но не смертельно.
Так или иначе, сейчас выходить из зоны контроля обратно в Крым и стоять в очереди с микроавтобусом смысла нет, ждать непонятно сколько часов в зоне погранконтроля нет ни смысла, ни возможности. Решаемся: под честное слово, что нас запомнили и наш микроавтобус пропустят отдаём список вещей таможеннику и выезжаем на нейтральную территорию. Здесь в сторону Украины пусто, а в сторону Крыма очередь, украинский погранпост работаем намного быстрее российского.
Въезжаем в украинскую зону контроля. Здесь сугубо внешний осмотр машины и очень быстрый паспортный контроль. Ни одного вопроса. Вообще, с марта месяца это 3-й раз мы проходим границу на авто на выезд из Крыма, и дважды мы въезжали. Все разы ситуация одинакова: российский пост тупит, придирается и собирает очередь, украинский пропускает предельно оперативно (помнится, выезжая в июле я просто медленно проехал украинский погранпост насквозь, не предъявив ни паспорт, ни документы на машину).
Объясняем начальнику смены таможенников нашу ситуацию с микроавтобусом и вещами.
- А список вещей есть? Таможенную декларацию заполнили?
- Список есть, а декларацию где взять?
- Покажите список… Отлично. Декларацию возьмите вон в том окошке, когда подъедет микроавтобус, пусть её предъявит.
- Да как же он её предъявит, если он ещё непонятно когда российский пост пройдёт?..
- Ну…Это уже ваши проблемы.
- Но вообще я могу зайти в зону контроля, когда подъедет наш микроавтобус?
- Конечно. На шлагбауме вам выпишут «пешеходный талон», поприсутствуете при досмотре микроавтобуса, подадите декларацию.
- А потом что, мне выходить на нейтральную территорию, и снова проходить контроль как на въезд в Украину?
- Не обязательно. Можно войти в зону контроля с Украины и снова выйти на Украину.

Быстро совещаемся с Леной. Поскольку очередь, в которой стоит наш микроавтобус, за это время не продвинулась ни на шаг, принимаем решение ночевать в гостинице и по звонку Алексея возвращаться на границу, присутствовать при таможенном оформлении. Остаётся вопрос, как быть, если он застрянет на российской стороне – учитывая, что «пешеходный талон» у них якобы не предусмотрен, придётся оформлять въезд на машине сначала на украинском, потом на российском посту, а потом обратно – со всем головняком и потерей времени. Но торчать на границе точно резона нет, тем более, что на руках 9-месячный организм, которого и перепеленать надо, и вообще, лучше спать в гостинице, чем за рулём…
Звоним водителю, объясняем ситуацию. Судя по голосу, он недоволен, но вариантов нет. Уже крепко за полночь. По словам пограничников, есть гостиница в Чаплинке, это километров 20. Тут Лене звонят друзья, интересуются, как дела. Пользуясь случаем, просим залезть в интернет, посмотреть варианты гостиниц поблизости. Через некоторое время они отзваниваются: да, есть мотель в Чаплинке, но там нет мест; есть номер в гостинице заповедника «Аскания-Нова», но без отопления; есть номер за 360 грн в Новой Каховке, но это ещё плюс 50 км от Чаплинки.
Едем в Чаплинку, находим этот мотель – действительно, «местов нету». Просим, чтобы друзья забронировали номер в Новой Каховке и едем туда. Плотный туман, незнакомая ночная дорога, усталость дичайшая… Лена заснула на заднем сиденье, я растираю себе уши, подпрыгиваю за рулём, тру глаза… Уже в совершенно галлюциногенном состоянии, в пол-четвёртого ночи по Киеву (а по нашим биоритмам – в пол-пятого) дотягиваю до Каховки, быстро нахожу (хвала «Навителу») эту гостиницу, паркуюсь, протягиваю администратору 360 гривен, дальше не помню…
…около 9 утра прихожу в сознание. Выясняется, что за 360 грн мы получили отменный номер с отдельной спальней, гостиной-кухней и санузлом. В прайсе номер назван 3-местным, но в спальне 2 двуспальные кровати и ещё диван в гостиной. Воспользоваться этой роскошью не получается – пока мы жуём бутерброды, запиваем кофе из термоса, меняем памперс киндеру и пытаемся построить планы, звонит наш водитель: «Часа через 2 буду на российской границе». Срываемся, сдаём номер, выезжаем обратно к границе. В голове одна мысль – смена на посту наверняка уже другая, передал ли тот таможенник наш список по смене, объяснил ли ситуацию… На пол-пути снова звонок водителя:
- Заезжаю в зону контроля.
- Блин, нам ещё прилично ехать…
- Та не дрейфьте, как-нибудь пройду.
Ещё минут через 15 звонок:
- Российскую границу прошёл, сказали, что личные вещи выезжающих граждан они не досматривают.
Кто б мог подумать…
Ладно, подъезжаю к украинскому погранпосту. Воспользовавшись случаем, засёк длину очереди грузовиков на въезд в Крым. Если даже отбросить все пробелы между машинами – выходит никак не менее 8 км (с учётом нейтральной территории). Пусть 1 грузовик занимает 20-25 метров – получается, 350 машин в очереди…
Легковушек в очереди на въезд нет вообще. Паркуюсь на обочине, беру паспорт, список барахла, подхожу к шлагбауму:
- Добрый день, мне надо зайти пешком в зону контроля.
- Паспорт при себе? Вот вам талон.

Захожу. Наш микроавтобус перед шлагбаумом с противоположной стороны. Пока я заполняю таможенную декларацию, он въезжает:
- Привет, Алексей! Ты хоть поспал?
- Да я всю ночь спал! Очередь не двигалась, за всю ночь продвинулись дай бог на 200 метров. А в 8 утра, как смена на посту сменилась – так пошло-пошло, и я за 3 часа продвинулся больше, чем за всю ночь.

Подходят два таможенника:
- Куда едете?
- Перевожу семью и вещи из Симферополя в Харьков.
- «Второй дом», как сейчас принято говорить?
- Первый. Мы с женой родом из Харькова.
- Открывайте фургон.
Окидывает взглядом гору коробок, тюков, детскую коляску, кроватку, ванночку…
- Список есть?
- Вот, пожалуйста.
- Ух ты! Каждая коробка расписана…отлично…, - он перебирает листы, которые я дал, - Да вы и декларацию заполнили… Хорошо, тогда напишите в декларации, что список вещей согласно прилагаемой описи.
- Да так и написал, вот, смотрите. А на описи написал, что это приложение к той-то таможенной декларации.
- Йоооо! Вы в таможне не работали раньше?
- Работал в налоговой милиции.
- Валюту провозите?
- Провожу около 20 тысяч гривен и около 10 тысяч рублей.
- Ну, проезжайте.
Инспектор сделал пометку в контрольном талоне микроавтобуса и мы пошли к окошку таможенного контроля. Алексей протянул туда свои документы и контрольный талон, и до кучи к ним, также наш список барахла, и таможенную декларацию, которую я заполнил на своё имя. Но это лёгкое несоответствие чиновника таможни не смутило. Я тоже для порядку заглянул в это окошко, но в ответ услышал: «Вы по пешеходному талону? Тогда вам сюда не надо».
Вот и всё, собственно. Я быстро пробежался в окошко паспортного контроля для едущих в сторону Крыма, поставил отметку в контрольный талон, потом в окошко паспортного контроля для едущих в Украину, и поставил ещё одну отметку. После чего Алексей выехал из зоны погранконтроля на микроавтобусе, а я вышел пешком.

Дорога Чаплинка-Харьков
Этот этап не представляет особого интереса, если бы не один нюанс: мы за Чаплинкой свернули направо на Мелитополь, а Алексей доверился навигатору, который повёл его через Каховку-Никополь-Днепропетровск. Это позволило сравнить состояние дороги и время доезда по альтернативным маршрутам. На бетонку Днепропетровск-Харьков мы выехали практически одновременно, я имел преимущество минут в 15. Со слов Алексея, состояние дороги через Никополь не хуже, чем традиционная трасса через Запорожье-Мелитополь. Проблему может представлять проезд Днепропетровска. Он проезжал его в районе 6 часов вечера и потерял довольно много времени. Если же время прохождения Днепропетровска приходится на ночь, то дорога через Каховку-Никополь-Днепропетровск выглядит явно предпочтительнее, тем более, что она и короче на 70 км.
По приезду рассчитались с Алексеем, добавив ему 200 грн за хлопоты на границе, распрощались и, наконец, выдохнули с облегчением.

Вся вышеописанная эпопея заняла порядка 25 часов.

Заключение
Неоднократно уже замечал: если длительное время просеивать значительный объём информации из неангажированных источников, то постепенно возникает некое интуитивное ощущение общего информационного фона, которое позволяет хотя бы на качественном уровне прогнозировать перспективу. Такое замечал за собой в вопросах колебания валютных курсов, основных тенденций войны на Донбассе и ряде других вопросов. Речь не идёт о целенаправленном прогнозировании, расстановке сроков и т.п., а лишь о некоей «чуйке», которая, однако же, тоже весьма полезна.
К чему это я? Официальный переходный период в Крыму истекает 31 декабря 2014 года. Рассуждая сугубо рационально, уволиться мне следовало 29 декабря, дабы выгрести зарплату по-максимуму, в тот же день ещё сходить на корпоратив, 30 в середине дня выехать и 31 быть дома. Тем не менее, когда в первых числах декабря я писал заявление на увольнение – дату увольнения я указал 19 декабря, границу мы пересекли 25, а 26 в новостных лентах одно за другим выскочили сообщения об отключении Крыма от электроснабжения, о полном запрете на автобусное и железнодорожное сообщение с «материком», о блокировании систем «Виза» и «Мастер-Кард»…
Последний раз редактировалось Rezoner 27 дек 2014, 12:31, всего редактировалось 1 раз.
Причина: .
С уважением.
Константин
juristkostya
активный участник
 
Сообщения: 906
Регистрация: 12.06.2013
Город: Харьков
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 113 раз.
Возраст: 44
Страны: 18
Отчеты: 17
Пол: Мужской
разрешение на работу в Европе

Re: Из Крыма на "материк" с семьёй и пожитками (отчёт. много текста)

Сообщение: #2

Сообщение i_crust » 28 дек 2014, 18:17

Спасибо за "живой" отчёт. И - с переездом (или вернее сказать, с возвращением?:)
i_crust
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 6582
Регистрация: 02.06.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 1868 раз.
Поблагодарили: 1225 раз.
Возраст: 59
Страны: 32
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Из Крыма на "материк" с семьёй и пожитками (отчёт. много текста)

Сообщение: #3

Сообщение Pinky Yazz » 29 дек 2014, 10:24

Интересный отчет. Ждем продолжения.
Аватара пользователя
Pinky Yazz
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 8491
Регистрация: 25.03.2006
Город: Москва
Благодарил (а): 174 раз.
Поблагодарили: 418 раз.
Возраст: 43
Страны: 26
Отчеты: 14

Re: Из Крыма на "материк" с семьёй и пожитками (отчёт. много текста)

Сообщение: #4

Сообщение i_crust » 29 дек 2014, 10:28

Э-э-э, а какое должно быть продолжение?
i_crust
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 6582
Регистрация: 02.06.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 1868 раз.
Поблагодарили: 1225 раз.
Возраст: 59
Страны: 32
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Из Крыма на "материк" с семьёй и пожитками (отчёт. много текста)

Сообщение: #5

Сообщение Pinky Yazz » 29 дек 2014, 10:31

А что нет? Про обустройство в Харькове, например. Я из отчета не совсем поняла, как давно автор там не жил.
Аватара пользователя
Pinky Yazz
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 8491
Регистрация: 25.03.2006
Город: Москва
Благодарил (а): 174 раз.
Поблагодарили: 418 раз.
Возраст: 43
Страны: 26
Отчеты: 14

Re: Из Крыма на "материк" с семьёй и пожитками (отчёт. много текста)

Сообщение: #6

Сообщение juristkostya » 04 янв 2015, 08:55

гран мерси за отзывы продолжения, действительно, не планировалось, это уже повседневная рутина. Когда есть 3-комнатная квартира, офис в центре, родители мои и жены под боком - то моя ситуация с бытом и трудоустройством ну никак не является типичной для мигранта. Кроме того, я настолько забодался на работе, что как минимум месяц думаю балбесить
С уважением.
Константин
juristkostya
активный участник
 
Сообщения: 906
Регистрация: 12.06.2013
Город: Харьков
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 113 раз.
Возраст: 44
Страны: 18
Отчеты: 17
Пол: Мужской

Re: Из Крыма на "материк" с семьёй и пожитками (отчёт. много текста)

Сообщение: #7

Сообщение МУВЕТДЕТ » 05 янв 2015, 00:05

juristkostya писал(а) 04 янв 2015, 08:55: Когда есть 3-комнатная квартира, офис в центре, родители мои и жены под боком - то моя ситуация с бытом и трудоустройством ну никак не является типичной для мигранта

С благополучным возвращением на Родину и всех вам благ!
А за то, что так обстоятельно написали о своем переезде в нетипичное время и в нетипичном месте, огромное вам спасибо! Обязательно людям пригодится.
У нас с работы студентки-заочницы ездят на сессию на Украину: кто в Запорожье, кто в Харьков, кто в Одессу. Сейчас, при отсутствии жд и автобусного сообщения, думают, как им ехать на очередную сессию. А уже 4-5 курс. Нет смысла обрывать учебу.
Поэтому опыт ситуаций, возникающих в связи с "интересным" положением полуострова, очень актуален.
МУВЕТДЕТ
полноправный участник
 
Сообщения: 492
Регистрация: 23.02.2012
Город: СИМФЕРОПОЛЬ
Благодарил (а): 253 раз.
Поблагодарили: 148 раз.
Возраст: 67
Страны: 49
Отчеты: 2
Пол: Женский

Re: Из Крыма на "материк" с семьёй и пожитками (отчёт. много текста)

Сообщение: #8

Сообщение Rezoner » 12 янв 2015, 19:39

Оффтоп удален
Аватара пользователя
Rezoner
Старожил
 
Сообщения: 11322
Регистрация: 15.02.2005
Город: Москва
Благодарил (а): 344 раз.
Поблагодарили: 1279 раз.
Возраст: 71
Страны: 47
Отчеты: 38
Пол: Женский




Список форумовЭмиграция из России. Жизнь за границейКАК уехать из РФ жить за границу



Включить мобильный стиль