Цифры и факты:
Поездка с 2 по 22 июня 2012 года.
Летим на самолете из Екатеринбурга в Мюнхен, где берем авто напрокат на 20 дней.
Страны: Германия, Франция, Швейцария, Австрия.
1 день – Германия, 2 недели – Франция, 4 дня Швейцария, 1 день – Австрия.
Из Австрии возвращаемся в Мюнхен и летим обратно в Екатеринбург.
Места, упомянутые в отчете:
Германия: Füssen – замок Neuschwanstein
Франция: регион Верхняя Савойя или французские Альпы, окрестности Chamonix.
- Les Saix Blancs (Vallorcine)
- Aiguille du Midi
- Mer du Glace
- Gorge de la Diosaz (Servoz)
- Parc de Merlet (Les Houches)
- плотина Emosson (Vallorcine)
- Caskade de Berard (Vallorcine)
- Le tour, Charamillion, Col de Balme, Croix de Fer
- La Flegere, Lacs de Chesery
- Le Brevent
Швейцария: Бернский Оберланд, округ Интерлакен
- Därligen (побережье озера Тун)
- Lauterbrunnen
- Jungfraujoch
- Kleine Scheidegg
- Männlichen
- Wengen
- Trümmelbachfälle (Трюммельбахский водопад), Stechelberg, Murren, Grütschalp
- Wilderswil, Saxeten, Bellenhöchst
Про Австрию в отчете рассказывать не буду.
Наши расходы: 167 500 рублей, из них:
Жилье: 54 500 р.
Авиабилеты: 27 700 р.
Развлечения: 27 500 р. (в том числе, вход в замки, пещеры и пр., аренда велосипедов, подъемники)
Аренда авто: 18 800 р.
Еда: 12 000р.
Виза+доставка ее в ЯНАО: 13 000р.
Бензин: 8 500 р.
Платные дороги: 4 000р.
Разное: 1 500р
Отчет оформлен в виде дневника, что я вела во время нашего путешествия.
2 июня
Уже 5 часов сидим в аэропорту Домодедово, ждем вылет в Мюнхен. Самое неприятное в путешествии для меня – это перелет сам по себе. А если нужно делать пересадку, да еще если рейс стыковочный по времени не очень стыкуется – это вообще засада. Осталось всего 4 часа. Ура!
Прошли регистрацию. Возле стоек S7, похоже, самые большие очереди. Мы зарегистрировались через киоск регистрации, но так как у нас багаж и международный рейс, то к стойке регистрации все равно пришлось стоять. Правда в отдельной очереди, где парни и девушки только багаж принимают.
Прошли паспортный контроль, контроль багажа. У нас в рюкзаках была еда: орешки и печеньки – не забрали). Даже ноутбук не просили вытащить из рюкзака. И обувь не снимали ввиду отсутствия каблуков.
До посадки еще 2,5 часа. Думали, что после прохождения контроля будет поменьше народу, но нет. Народу, кажется, тут еще больше и очень душно. Пошли купили в автомате воды за 50р за 0,5 л. – самая дешевая.
Рейс задержали на полчаса. Мы волновались, что офис Hertz, где мы бронировали машину, закроется, не дождавшись нас, ведь уже было 9 вечера. А мы писали, что будем в 8. Но Hertz работал. (Кстати, аэропорт огромный, так что если таблички сразу не найдете, указывающие, где находятся офисы rent'a'car, лучше спросите). На ресепшне стоял приятный молодой человек и девушка. Они как раз разучивали нашу фамилию. Для них она непроизносимая). Спросил, кто будет за рулем. («О прекрасно, значит машину вернете в целости и сохранности!» - шутил паренек, узнав, что за рулем будет только Сережа.). Вместо Ford Fiesta предложил Hundai I30. Об этой машине мы ничего не знали ни плохого, ни хорошего потому согласились, ведь машина была на класс выше Фиесты. Мы взяли ключи, карточку для выезда с парковки и пошли к лифту. Над лифтом находится табличка с порядковыми номерами парковочных мест. Свою машину мы нашли довольно быстро. Она оказалась почти новая, пробег маленький, и чуть-чуть царапанная. Мы обратили внимание человека, сидевшего в будке недалеко от нашей машины, что на машине имеются еще маленькие царапки на бампере, помня печальный прошлогодний опыт. (В прошлом году мы невнимательно осмотрели машину. А на ней, кроме указанных в «паспорте» царапин, еще вмятина оказалась на крыше. И с нас взяли штраф. Так что с этим будьте аккуратны).
И вот в 9:30 мы выехали из аэропорта в Füssen. Там у нас был забронирован хостел – House L.A. – Fussen). Ресепшн там был открыт до 22:30, так что мы позвонили туда, и сообщили, что опоздаем. Нам сказали, что ничего страшного, они оставят дверь в наш номер открытой, а ключ будет с обратной стороны. Ну и, конечно, сказали номер комнаты.
До Füssen мы домчали где-то за 2 часа, уставшие жутко. Кое-как нашли нужный адрес (На заборе висел плакат с названием хостела, но из машины, мы его не разглядели. Во-первых, он был маленький, во-вторых было темно).
Хостел оказался вполне ничего для своей цены (72 евро. Комната рассчитана на 4 человека). Минусы: один туалет на этаж. На этаже порядка 10 человек. Причем туалет действительно 1, да еще совмещен с душем. То есть нужно встать рано, чтоб не ждать очереди. И нет кухни. Плюсы: завтрак за 2 евро на человека. И еще один минус, вытекающий из предыдущих: так как народу много, то завтрака на вас может не хватить. У нас еще оставались запасы из России, так что мы перекусили своим и отправились в Hohenschwangau к нашей первой цели: замок Neuschwanstein.
3 июня
Ну вот наш первый день в Европе. На улице утром тучи, и небольшой дождь. К Hohenschwangau (городок, где находится билетная касса на экскурсию по замкам) мы приехали часам к 10. Парковка 5 евро. Когда мы приехали, парковка была почти пуста. От парковки поднимаемся немного вверх и за ресторанчиком поворачиваем направо. Заблудится сложно. Пару минут и вы в билетной кассе. Билет в замок Neuschwanstein на человека стоит 12 евро. Есть экскурсия на русском (аудиогид). Всю интересующую информацию по замкам можно найти здесь:
http://www.hohenschwangau.de
От кассы до замка можно добраться 3 способами: на автобусе, на лошадях и пешком. Мы выбрали 3 вариант. Путь занял у нас минут 15. Дорога красивая, стоит того, чтобы пройти по ней. Возле замка мы увидели небольшой водопад. После Норвегии не впечатлил, но пейзажи очень красивые. Замок оказался просто потрясающий! Очень богатый. Я не ожидала такого убранства, и была приятно удивлена. Жаль, что внутри нельзя фотографировать. Экскурсия длится 35 минут. После экскурсии мы отправились на мост Marienbrücke, с которого открывается тот самый «открыточный» вид на замок.
На мосту пришлось поработать локтями, людей очень много. Если пройти немного далее, за мостом, можно найти тропинку, ведущую на площадку, с которой открывается еще более красивый вид на замок. А самое главное, на ней никого нет! Мы сделали несколько десятков фото, собрались уходить, и выглянуло солнце, вот обидно! Увидев нас с моста, народ небольшими группами потянулся на нашу площадку.
На обратном пути сделали фото соседнего замка – Hohenschwangau. Издалека он выглядит впечатляюще, но вблизи оказался не так интересен. Довольные своим походом, мы отправились дальше, в Шамони.
Чем ближе к Швейцарии, тем больше тучек. Пересекли границу Германия-Австрия. На границе стоит автомат, где можно купить транзитную виньетку (на 1 сутки, стоит 2 евро, можно оплатить картой). По территории Австрии проехали очень мало, и вот уже граница со Швейцарией. На границе купили виньетку (прямо на границе есть киоск, виньетка действует 1 год, стоит 40 chf, можно оплатить картой). Весь остаток дня шел дождь. Приехали мы в отель (Résidence Vallorcine Mont-Blanc) уже в 10-м часу вечера, ресепшн уже не работал. На стойке регистрации для нас оставили конверт с ключами и рекомендациями. Отель очень хороший. Хоть и 5*, но стоит недорого. За 2 недели за четырехместный номер мы заплатили 690 евро. Номер - можно сказать, отдельная квартира с кухней, душем, туалетом, бытовой техникой (кроме стиральной машины), телевизором и бесплатным wifi.
4 июня
Утром шел дождь. Так что ничего важного у нас не намечалось. Не спеша попили чай, разложили вещи и решили отправиться купить продукты. Выяснили, что ближайший супермаркет находится в соседней деревне Argentiere (мы жили в Vallorcine). Но так, как нам нужно было еще заправить машину, мы решили ехать в Chamonix, заодно город посмотреть. Пока мы ехали, дождь шел, не переставая, облачность была очень низкой, так что мы были буквально в облаках.
Пейзажи вокруг очень красивые. Иногда появляющиеся из-за облаков снежные вершины выглядели таинственно и загадочно. Кругом все зеленое, глаз радуется, несмотря на ненастную погоду. В Chamonix мы не нашли не одной бесплатной парковки, или хотя бы свободного места вдоль дороги. Оставили авто на платной (отдали 6 евро за 2.5 часа). (Решили, что в следующий раз воспользуемся бесплатным автобусом от отеля).
Городок небольшой, туристический, народу не очень много, возможно потому что шел дождь. Разбирая вещи в отеле, обнаружили, что забыли зонт, поэтому пришлось его купить (за 7.5 евро ). Он был такой хлипкий, что казалось, при первом порыве ветра развалится на части. Но он выдержал первое испытание . Дождь то шел, то прекращался, а иногда даже солнышко выглядывало на минутку-другую. В общем, истинно горная погода. Мы прошлись по городу, купили продукты (цены нас не испугали, примерно как у нас в ЯНАО), заправились и решили ехать домой - пора обедать.
Дома приготовили обед, пообедали, выглянули на улицу - а там…солнце! Ну что же, не терять ведь такую отличную возможность погулять по горам. И мы отправились в путь. На карте видно, что через дорогу, около подъемника начинается трек на Col de Balme. Разумеется, туда мы не дошли бы. Склон выглядел неприступным (были сомнения, правильно ли мы поняли карту). Но мы решили найти хоть какую-нибудь тропку и идти до куда дойдем. Действительно недалеко от подъемника начиналось очень много треков. Мы выбрали один из самых коротких до обзорной точки Les Saix Blancs. Трек оказался нелегким. Тропа круто шла вверх, уклон был совсем недетский. Разница в высоте 400 метров, длина около 2 км. Но мы добрались. Если дальше идти по этой тропе, можно добраться до Col de Balme, но нам на первый раз достаточно. Виды и тут были очень красивые. Очень хорошо был виден весь Vallorcine и наш отель. По времени подъем занял около часа. Наверху было прохладно, солнце иногда радовало, выглядываю из-за туч. Сделав серию фотографий, мы отправились домой. Спустившись вниз, немного погуляли по Vallorcine (при этом не встретили ни одного человека) и пошли в номер.
День закончился удачно, завтра обещают солнце, так что, собираемся увидеть Aiguille du Midi.
5 июня.
Сегодня нам повезло с погодой. Облачность есть, но не те тучи, что мы видели вчера. Сегодня мы увидим Montblanc. Мы собирались ехать на автобусе, но опоздали на него всего на 5 минут, следующего ждать 2 часа. Недолго думая, прыгнули в машину и отправились в путь. В Шамони нашли-таки бесплатную парковку (спасибо работникам отеля, дали карту города, со всеми парковками) прямо на въезде, около парка.
День был прекрасный, и если бы мы не собирались на вершину, то могли бы позволить себе надеть шорты и футболку. А так пришлось надеть кучу одежды (2-е штанов, теплую кофту и куртку). На вершине пожалели, что не взяли шапку и перчатки . Там было очень холодно, но до тех пор, пришлось во всем этом париться. Итак, оставив машину, мы отправились к подъемнику. В 11 часов народу уже собралось прилично. Билет на вершину Aiguille du Midi в обе стороны стоит 45,6 евро с человека. Время в пути 20 минут с учетом пересадки в Plan de l'Aiguille. Кстати, путь вверх заслуживает особого внимания. Шамони находится на высоте примерно 1000 метров над уровнем моря, а Aiguille du Midi на 3777 метров. И это все за 20 минут. Кто плохо переносит перепады давления, могут испытать не самые приятные ощущения.
Но все это оправдывается с лихвой. Такое великолепие не часто увидишь (кстати, без солнцезащитных очков очень не комфортно, хорошо, что мы их взяли, но забыли крем от загара . А результат – мы 2 панды ). К сожалению, на самый верх мы не попали, так как не работал лифт, так же мы не доехали до станции Helbronner по той же причине. Поднимаясь по лесенкам между смотровыми площадками, явно ощущается недостаток кислорода и головокружение.
На обратном пути мы вышли на Plan de l'Aiguille в 13.30. Отсюда идет тропа на Mer de Glaсe до которого примерно 2.5 часа. Изначально, мы планировали этот трек, но я приболела, потому плану не суждено было реализоваться. Отошли немного от подъемника, и устроили небольшой пикник (термос – великое изобретение человечества, горячий чай в горах – что может быть лучше!). Перекусив, мы отправились к голубому озеру, до которого идти 15 минут.
Если мы правильно дошли, то озеро больше походило на лужу, но зато там совсем не было людей. Тишина – это блаженство! Еще немного погуляв в окрестностях подъемника, мы выдвинулись домой. Внизу мы были часа в 4. Да это был незабываемый день!
6 июня.
Дождь. И мы весь день просидели в отеле. Местное вино очень даже приличное .
7 июня.
Погода – супер. Встали в 6 утра, чтобы все успеть . В планах было добраться до вершины Le Brevent. Быстро собрав вещи, отправились в путь. В 7.30 мы уже были у подъемника. До 15 июня практически все подъемники в Chamonix не работали (проф.работы), и этот был не исключение. Хорошо, что мы это знали.
Но вот чего мы не ожидали, так это то, что кроме подъемников могут «не работать» и тропы. Пройдя около 15 минут мы увидели объявление на французском, что проход закрыт. Мы сделали вид: «Моя твоя не понимать!» И пошли дальше. Идем, а на пути поваленные деревья валяются. И чем дальше мы шли, тем хуже было. Еще больше страх внушало то, что сверху люди ходили. И мы практически не сомневались, что они собираются продолжить рубить лес. Наконец мы дошли до перекрестка троп, одна шла на Charlanon, а другая на Brevent. Та, что на Brevent – перекрыта лентой с тем же объявлением «Проход закрыт». Ну нас и это не остановило. Перелезли через ограждение, но тут нас ждало разочарование. Тропа была вся в поваленных деревьях. Обойти деревья – нереально. Внизу был резкий обрыв а вверху – очень крутой уклон. Конечно, мы расстроились. Делать нечего, решили мы пойти хотя бы на Charlanon раз уж сюда заперлись. Сначала тропа была вполне ничего. Правда рабочие наверху таки не давали нам покоя.
И еще больше не давали нам покоя те огромные стволы деревьев, что мы увидели на тропе к Brevent. В итоге, дошли мы до какого-то источника питьевой воды, пофотографировали виды, и решили боле не искушать судьбу а возвращаться восвояси.
На обратном пути, я испытала таки настоящий ужас. Правда все обошлось благополучно). Идем мы себе обратно, никого не трогаем, как вдруг сверху затрещали ветки. «Вот оно! Теперь я стану свидетелем, как падают деревья, а может и на себе испытаю!» В общем, сердце у меня было где-то в районе пяток. Но нет, свидетелями древопада мы не стали, а увидели, как мимо нас в метрах десяти «пролетели» горные козлы. Удивлению моему не было предела! Нет, я знала, конечно, что они умеют передвигаться по отвесным скалам. Но с такой скоростью!
Полные противоположными чувствами и эмоциями, мы вернулись в машину. Было уже часов 10 или 11. А это значит, что время безнадежно упущено для великих покорений гор.
Придется довольствоваться участью туриста-планктона. Решили мы ехать на поезд, который должен был доставить нас к леднику Mer du Glace. Так время все-таки у нас оставалось, мы решили, что вперед поедем на поезде, а обратно – пешком. Билет взяли туда-обратно, так как разница в цене была не значительная, а тут еще и дождь как будто собирался пойти.
Поезд отправляется не с основной станции, а с рядом стоящей, откуда поезда идут только на ледник. Народу – много. Причем какие-то невежливые все. Грела мысль, что хоть обратно, мы не будем сидеть в этой толпе. Наивные! Если б мы знали, что буквально через пару часов мы будем рады возможности сесть в поезд и ехать хоть стоя, только не идти пешком. Но это будет позже.
Ну, вот мы добрались до ледника.
Скажем так, на море льда как-то не тянуло. Ледник нас не впечатлил нисколько. Зато впечатлили скалолазы, которые там тренировались. Молодцы, ребята!
Кроме ледника, наверху был музей кристаллов (не интересно), музей альпийской фауны (был закрыт на ремонт), пещера в леднике (еще не успели выкопать, о чем любезно предупреди кассир внизу), и пара треков длиной около 1 каждый, и очень много народу. Последнее весьма портило впечатления от окружающего пейзажа. Мы нашли место поукромнее, покушали и больше уже ничего не хотелось делать. Преодолевать трек длиной даже в час не хотелось. Решили сразу идти вниз.
Здесь начались наши настоящие приключения. Все начиналось прекрасно. Хорошая широкая тропа не предвещала ничего страшного. Мы спустились до виадука, далее тропа разделялась. Можно было идти налево. (До Chamonix 1,35ч.), а можно было направо, где табличка сулила некую обзорную точку, и так же вела в Шамони. Ну, мы, конечно, пошли направо. Это было роковой ошибкой. Возможно, если бы мы пошли налево, все бы обошлось.
Где-то через 15 минут тропа пропала под заваленными деревьями. Мы же умные – решили обойти преграду по низу. Внизу была тропа (как нам казалось). Добравшись до нее, мы поняли, что дорогой тут и не пахнет, но это нас не остановило. Ниже опять нам привиделась дорога. И мы опять поползли вниз по почти отвесной горе. И снова обман зрения, и снова поваленные деревья кругом. В голову закралась безумная мысль: спуститься вниз без тропы. Дурная голова ногам покоя не дает. Мы полезли вниз. Но здравая мысль начала-таки побеждать в наших умах. Конечно, уж давно пора было. Конца и края не было этому отвесному спуску. Чтоб держаться на ногах, приходилось цепляться за траву руками. Стало ясно, что внизу под нами не Chamonix совсем, а соседняя деревня, и такими темпами спуска мы доберемся до машины к утру, либо вообще не доберемся (Поскользнуться на мокром мху – дело нехитрое).
Как это было не прискорбно, но пришлось признать, что другого выхода нет, кроме как возвращаться назад. (То есть наверх). А ноги уже не держали от усталости. И вот, мы из последних сил начали наш самый тяжелый подъем за все путешествие. Мне показалось, что прошла целая вечность, прежде чем мы увидели сверху людей. Счастью моему не было предела! Наконец-то, мы на тропе. Мы дошли до развилки, где табличка гласила, что до Chamonix 1,35 часа, если пойдете налево. Нам же уже ничего не хотелось, только сесть где-нибудь и больше ничего не двигаться. Мы сели (а точнее встали, потому, что сидеть уже было негде) в поезд и уже скоро добрались до машины. Времени было уже около 5 часов и уже хотелось кушать. По пути мы купили пиццу, которую приготовили прямо на наших глазах. Готовил итальянец, у него свой вагончик стоит на въезде в Chamonix со стороны Argentiere, недалеко от бесплатной автостоянки.
Наконец мы дома! Пиво, пицца и вино с сыром, ммм, хорошее завершение хорошего дня
8 июня.
Сегодня снова шел дождь. Снова разлагаемся!