Во-первых, пересадку можно было сконструировать так, чтобы встретить Новый год в фестивале на берегу Цюрихского озера. Во-вторых, Ницца – отличный пункт, чтобы из нее перемещаться по средиземноморскому побережью. В-третьих, картину дополнил рейс Vueling из Барселоны в Ниццу – и средиземноморское побережье продлилось до Каталонии, а маршрут после долгого изучения форума приобрел следующий вид:
Москва – Цюрих – Ницца – Монако – Авиньон – Арль – Ним – Барселона – Ницца – Цюрих – Москва
День 1. Москва – Цюрих
Традиционно, путешествие началось с утюга – уже сев в такси, мы стали ожесточенно думать, выключили ли его. Вернулись, проверили – выключили, можно ехать с чистым сердцем. Взяли с собой видеокамеру, снимаем видеоблог – Вова подсел на YouTube, делает первые шаги. У нас идет тяжеловато – надо быть веселыми и заводными, иногда даже смешно шутить. Ну да ладно – главное, ребенок жжет (и не подозревает, что все это потом нужно будет монтировать. Наверное, именно из-за этой кислой перспективы он в конечном счете потерял карту памяти ).
Против обыкновения, приехали в Домодедово за 2,5 часа – накануне инстаграм пугал очередями из желающих улететь. К нашему появлению желающие закончились, аэропорт был пуст – мы прошли все кордоны за 20 минут и два часа ждали вылета. Зафиксировали даже самолет Swiss Air, который из того же гейта улетел в Женеву за час до нашего, цюрихского.
Swiss Air – бодрые ребята: за три часа полета завалили народ едой и алкоголем, все ходили порозовевшие и довольные. На сайте авиакомпании есть отдельная возможность сделать своих спутников еще более довольными, заказав сюрприз за символические деньги. Ксюша очень удивилась, когда ей принесли маленькую красивую коробку – секрет ее происхождения раскрылся только в конце, где я подписался Джейсоном Джеймсом Борнобондом (это Вова как-то так себя обозвал в порыве любви к шпионским фильмам).
Цюрихский аэропорт – большой, но ухоженный. Мы по нему плутали долго – сначала переоделись в теплое, потом выяснили про транзитный отель (чек-ин заканчивался около 10 вечера, а открывался в 5 утра – история не про новый год: мы планировали погулять до часу-двух, немного поспать и рвануть в Ниццу рейсом в 8:55 утра). Потом искали путь в город. Сайт аэропорта сообщает про трамваи и автобусы, но за три часа до нового года их платформы выглядели пустынно. Нашли железную дорогу – электрички ходят чаще, стоят 6,60 франков на взрослого и 3,30 на ребенка (если нужно – можно купить проездной на день, который дает сутки безлимитного катания – стоит 13,20 франков на взрослого и 6,60 на ребенка). Мы купили три суточных проездных, но их у нас не проверили ни разу. Валидаторов в трамваях и поездах тоже нет. Русская душа в смятении.
Вышли на большой станции Stadenhofen – там много арабской молодежи, от поведения которой чувствуешь себя неуютно. Рядом со станцией нашли McDonalds и wi-fi – Вова купил игрушку, чтобы сравнить с нашими, но до дома она так и не доехала, потерялась где-то по пути. Ужин в маке обошелся в 38 CHF, франк примерно равен доллару. Здравствуй, Европа – правда, Швейцария дороже остальной части континента. Забронировали Novotel поближе к аэропорту – после новогодних гуляний хочется поменьше времени тратить на дорогу. Пошли исследовать центр, что на северной оконечности Цюрихского озера. Впечатления самые приятные – город прямо открыточный, улицы в пешеходной зоне мощеные, узкие и кривые, множество соборов. Вот как выглядит изнутри главный собор города - Grossmunster.
При этом вокруг много молодежи не европейского вида – как и в Москве, значительную часть гуляющих по центру на Новый год составили приезжие (не то чтобы мы за Трампа – просто наблюдение). На улицах и площадях они вели себя, в общем, не то чтобы тихо и спокойно, но без эксцессов.
Центр города по длине – небольшой, насквозь проходится неспешным шагом минут за 15-20. Народу в новогоднюю ночь очень много по местным меркам – особенно это становится понятно по возвращении сюда в нормальное время.
Мы кружили по центру часа два. Отметили Новый год по Москве, а к Новому году по Цюриху выбрались на мост смотреть салют – за час до него мост был совсем пустым, но к полуночи было не протолкнуться. В полночь внезапно салюта не дали – не давали пять минут, десять; мы вспомнили, как на Новый год-2015 поехали в Питер, а местные власти решили запустить салют в 3 ночи – естественно, мы его не дождались. Решили, что тут будет та же история, и пошли домой.
Залп поймал нас уже на выходе с моста, около самого ядерного танцпола на Bellevieu – на остальных шла дискотека 80-х. Взрыв, уличный свет погас, я немного пригнулся – но толпа взревела от радости и стала резко сдвигаться к набережной: салют. Вот только вся красота ушла за низкие облака – а потом над озером повис еще и дым, которому было некуда деваться и который в итоге переливался всеми цветами радуги. Салют превратился в выступление футбольных фанатов (хотя с другой стороны озера, в принципе, смотрелся).
Мы еще немного потанцевали, когда все закончилось, но утомленный Вова запросился спать. Транспорт в этот день ходил всю ночь, а работники транспорта регулировали движение и помогали желающим понять, куда им ехать. Чтобы добраться до своего Novotel, мы дошли пешком до Central, сели на 10 трамвай (который, по идее, должен ходить в аэропорт), а потом еще и пересели на 11-й. Вышли в ночной дубак где-то совсем на выселках, но ощущения тревоги не было – все выглядело цивилизованно и светло.
День 2. Цюрих – Ницца
Встали еле-еле, спросонья перепутали шаттлы – Novotel бесплатно отвозит гостей в аэропорт каждые полчаса, но его микроавтобус стоял рядом с автобусом готовых к экскурсии китайцев. Хорошо, что быстро разобрались.
Аэропорт встретил адским обыском – я забыл снять ремень и пропищал, а у Ксюши вынули и сложили в отдельный пакетик все ее маленькие флакончики. Сами молодцы, в общем.
Самолет летел довольно небольшой – Fokker дочки Swiss Air, компании Helvetic; в салоне я натурально уперся головой в потолок. В Ницце сели на летное поле и на выходе получили холоднющий ветер в лицо – вот тебе и Лазурный берег; впрочем, то было еще утро. Главный шок из аэропорта – русскоязычный журнал с Викторией Боней на обложке, который стоял на стойке Helitaxi (€140 и 7 минут до Монте-Карло). Мы поехали на автобусе – 98 номер идет по всей Английской набережной за 6 евро (внутри города обычный билет стоит 1,5 евро).
Первым делом, конечно, пошли поздороваться к морю. Холодное. Зато солнце теплое. Ксюша записала новогоднее видеопоздравление своим бывшим однокурсникам – те подумали, что мы в Сочи. Потом – завтракать. Нашли кафе в старом городе – Вова уронил там вывеску, и мы остановились около, чтобы ее поднять, а потом да и зашли. Зазывала оказалась русской – как раз в тот момент что-то прогремело, и она на английском объяснила Ксюше, что беспокоиться не нужно, это традиция такая – у кого-то из местных героев прошлого жена любила гулять по окрестностям, и тот, чтобы ее не искать, давай сигнал о возвращении домой из пушки, ну и повелось; как раз где-то в районе слова “пушка” и стало понятно, что на русском объясниться проще.
Покормили здорово (все-таки у французов преступно вкусная еда), и как раз к тому времени распогодилось – решили подняться на гору, откуда открывается вид на город. На форуме писали, что подъем сложноват, но нам так не показалось (особенно после Воробьевых гор); вверху отличный парк – в общем, абсолютно стоит того.
Днем 1 января на пляж высыпали загорающие – солнце прогрелось до 16°С, и на улице реально тепло. Залипание на пляже отнимает много душевных сил, и после него какое-то время не хочется делать решительно ничего. В том числе отгадывать, зачем здесь сковорода.
К четырем часам еле доползли до квартиры у вокзала (сняли через . на Rue La Belle Otero, которую видят не все карты – пришлось покружить; если что, это такой тупичок, который отходит от Rue d’Angleterre внутрь квартала), встретили хозяйку, которая не говорила по-английски, да и зависли дома. Вова так в итоге и не вышел – у него разболелись ноги, а мы с Ксюшей уже поздним вечером добрались до старого города и побродили там.
Два парня играли мелодии и ритмы зарубежной эстрады (группу "Кино", то есть). Народ слушал.
День 3. Ницца – Монте-Карло – Ницца
Рано утром поехали на местном рейсовом автобусе №100, который стоит €1,5 и отходит из района порта, в соседнее государство. Дорога выглядит до предела эффектно. В море полно запаркованных яхт, которые добавляют красок; впрочем, ему эти яхты не особенно нужны, чтобы производить впечатление. Монако начинается незаметно – здания уплотняются, машины дорожают, людей становится больше. Программу в Монако открыли казино “Монте-Карло”, у которого стоял сияющий “Мерседес” с молдавскими номерами.
Казино роскошное – пожалуй, самое правильное слово, которое характеризует убранство. Дико пафосные столы для рулетки и карточных игр даже тривиальным игральным автоматам придают налет богатства; добавляют еще и сами интерьеры и истории типа “религия позволяет принцу Непала играть только пять дней в году, но за эти пять дней он оставляет тут целое состояние” (почему сам Непал при этом так бедно живет, интересно).
По мере продвижения вниз от казино увидели, что в скале тоже вообще-то едут машины. Монте-Карло распланирован не только по поверхности, но и внутри горы – сетью тоннелей и, неожиданно, вокзалом, на который из главного входа надо спускаться аж на лифте. На спуске, отметив несколько выдающихся тачек, уткнулись в капеллу Sainte Dévote, которую возвели в выемке скалы, а потом еще и упрятали под мостами. От нее, как потом выяснилось, тоже ведет тоннель к вокзалу, но где именно он начинается, надо спрашивать у местных – мы про него узнали, уже будучи на вокзале.
Около бухты мы обнаружили фестиваль, где удалось поесть довольно бюджетно: две нереальные тарелки мяса обошлись в €40. Топлива хватило, чтобы взбежать на холм к Княжескому дворцу и Океанариуму, где дул ну просто нереальный ветер – он в буквальном смысле сносил людей. Монаковилль – само поселение наверху, куда можно и доехать рейсовым автобусом – выглядит до неприличия уютно: здесь живут люди, которые любят жизнь и любят свой дом.
Обратный путь начали с того, что зашли в Spar и набрали вкусноты – снова на те же €40, и сели есть паштеты под местными апельсиновыми деревьями.
В рубли по ходу передвижения по Европе лучше вообще ничего не переводить – например, 10 минут на автобусе с билетом по 150 рублей могут только расстраивать. Маршрут автобуса при этом идет по крюку, что мы могли бы это расстояние пройти пешком, если бы знали.
Поезд (€9,80 за двух взрослых и одного ребенка) идет минут 25 напрямую через скалы – дорога далеко не такая эффектная, как на автобусе, но зато намного быстрее. За эффектность в этой части путешествия отвечает вокзал.
Во Франции очень длинные платформы, поэтому нужно заранее посмотреть не только платформу, на которую прибывает поезд, но и ее часть, у которой он остановится. Иначе может быть неприятно.
Вечером пошли есть во вьетнамское кафе Mad’in Viet неподалеку: Москва пала под натиском супа фо, и очень хотелось попробовать его в аутентичном месте. Суп очень, очень хороший.
Перемещено в Отчеты. GANT1949