Часть 2. Восемь дней на острове вечной весны
Около 16:10 лайнер совершил посадку в аэропорту Фуншала имени Криштиану Роналдо. Только что прошел дождь, асфальт был еще мокры, но повышенно влажности не чувствовалось. Небо было мрачным, океан штормил, а остров Мадейра казался таинственным и даже немного зловещим.
Автобусы «Aerobus» до непосредственно города Фуншал (17 км) ходили очень редко, примерно раз в 40 минут ( оператор – компания «SAM»,www.sam.pt). Стоимость проезда в одну сторону – 5 евро, если покупаешь RT сразу – то выйдет 8 евро (обратная поездка должна состояться не позже, чем через 30 дней). Выполнив несколько сложных разворотов, автобус выезал на междугородную автотрассу (если ее так можно назвать). Автобанов на Мадейре нет, все междугородние дороги примерно одинакового качества и ширины,различна только крутизна поворотов. И она иногда вначале пугала, но потом привикли. При посадке родитель спросил название нашого отеля, и после моего ответа сказал, что нам не обходимо выходить на остановке номер 6. Все остановки «Аэробуса» не имеют названий, а имеют только номера. Очевидно, чтобы приезжие пассажиры, которые еще не знают города, не путались. Остановки автобусов других маршрутов (как городских, так и пригородных – свои номера имеют). Въезд в Фуншал со стороны аэропорта весьма специфичен – автобус спускается в город с горы по очень крутым улицам, но виды из окон великолепны! Сам Фуншал, за исключением старинного центра, находится на очень крутом склоне, и каждый спуск-подъем на транспорте происходит с некоторой долей экстрима.
Наш отель (Pensao Astoria) находился как раз в старинном центре, на небольшой площади возле Кафедрального Собора. Отелем впринципе довольны, прекрасное местоположение, привлекательная цена (30 евро/сутки/twin), есть легкий континентальный завтрак. Единственное, что нормально спать можно только с 00:00 до 06:00, остальное время – достаточно шумно с улицы, несмотря на то, что жили на 5-м этаже. До набережной океана – примерно 200 метров. Рядом много сувенирных магазинов, бутиков, кафе. В смежном здании – банк. На противоположной стороне площади – большой, универмагообразный магазин китайських товаров с красноречивым названим «Bazaar», но там не торгуються . Набережная Фуншала – схожа с многими про менадами юга Европы – с лавочками, пальмами и кіосками по продаже мороженого. Но есть и свои отличия. Первая – чрезвычайно густая растительность, кроме пальм – множество местных, чисто эндемических деревьев и кустарников ( в том числе банановых ), на многих – разцветшие цветы. Вторая – набнрежная не заканчивается пляжем. Прямо в центре города – достаточно большой порт, который занимают причалы частных яхт и экскурсионных катеров, катамаранов и спидботов. Есть также пассажирский терминал, куда ежедневно приходит и откуда отплывает паром на остров Порту-Санту (стоимость билета – около 60 евро RT). Ближайший пляж - «пляж Сантьяго» - возле одноименной крепости, около 700 м в сторону, крупногалечный, отдыхают только местные. Ближайший для туристов - Lido – находится у «гостиничной зоне» (район на севере Фуншала), состоит из исключительно дорогих отелей 4-5*, добраться можно автобусами 1 та 2 («желтые», компания «Horarios do Funchal»,
http://www.horariosdofunchal.pt, стоимость одной поездки 1,95 євро, безлимитный на день 5 євро), ехать минут 15. Пляж представляет собой бетонные платформы с насыпной мелкой галькой, вход в воду – по ступеням. Доступ на пляж для не постояльцев этих отелей – платный. Еще через 2 остановки – находится пляж Gorgulho (Горгульо), он пещанный, из темного вулканического песка, перемешаного с мелкой галькой. Но есть неудобство: улица в этом месте резко идет вверх, поэтому спуск и подъем от пляжа к остановке происходит по очень крутому склону. Погода была теплой, иногда облачно, в среднем +23…+25 С, но солнечная активность высокая, загораешь очень быстро. Дождь был лише один раз, длился минут 20, а за следующие 20 минут от него не осталось и следа .
Но, как говорится, не пляжами едиными. Или «кто не был на левадах – тот не видел Мадейры». Левадами (vereda) на Мадейре называют рукотворные каналы, по которым вода из горных источников стекает к маленьким селам и используется для полива сельскохозяйственных угодий. Вдоль левад проложены туристические маршруты. Их несколько десятков, пройти все одну поездку невозможно, к тому же я и не ставил такой цели (хотя в сети есть целые сообщества туристов-треккеров, которые ставят перед собой цель постепенно за несколько поездок пройти все пешеходные маршруты). Итак, я выбрал 2 маршрута – самый короткий (Ribeira Frio-Balcoes) и самый сложный (picos de Areiro – picos de Ruivo). Левада «Vereda Balcoes» начинается в поселке Ribeira Frio. Добраться к старту маршрута чрезвычайно просто – автобус 118 от автостанции «желтых автобусов», рейсов всего 3 в день, стоимость 3,35 евро (OW), ехать 45 минут. Сразу за городом автобус поднимается через высокий перевал (наивысшая точка – около 1400 метров, потому спускается к однойменному поселку на высоту 840 м). Дорога идет полностью через смешанный лес. Нужная автобусная остановка непосредственно на трассе, рядом 2 кафе, несколько сувенирных домиков и небольшое хозяйство по разведению форели. Рейсовый автобус ходит очень редко, 2 раза в день. Было также много экскурсионных автобусов (если заказывать экскурсию через турфирму – выходило бы от 25 евро с человека). У нас до обратного автобуса было свобідного времени всего 2 часа 25 минут. Vereda Balcoes начинается на противоположной стороне от остановки (есть указатели) и является петляющей дорогой через лес. Дорога грунтовая, изредка попадаються камни, можно идти в обычных кроссовках. Дошли без ускорений в одну сторону за 40 минут. Обзорная площадка «балкон» (Balcoes) представляет собой искусственный огражденный выступ с прекрасным видом на горы и долину. Это место также знаменито большим разнообразием птиц (о чем сообщается на информационном щите с соответствующими рисунками и надписями на латыни). Птицы подлетают и подходят очень близко к людям, разрешая себя кормить. В этом месте, благодаря густому лесу, достаточно прохладно (+15…+18 С), в то время, как на побережье +26…+28 С.
Picos de Areiro – Picos de Ruivo. Здесь пришлось заказывать экскурсию через турфирму (к месту старта и финиша невозможно добраться общественным транспортом). Только или арендованным, или экскурсионным. Я купил экскурсию за 32,50 евро. В назначенное время, на указанной остановке меня подоб рал экскурсионный микроавтобус турфирмы «Flora-travel», кроме меня было еще 7 туристов (из Чехии, Нидерландов, Англии)и родитель, он же гид. Длительность пешеходной части маршрута составляет от пика Арейро к пику Руйву составляет 8,8 км, в турагентстве время ее прохождения декларируют 5 часов. Но не уточняется, что до старта маршрута от Фуншала ехать 45 минут, сталько же от окончания до Фуншала. А также еще около часа идти от Руйву до автобусной парковки. В итоге, рассчитывайте на весь день. На маршруте значительный перепад висот. Старт маршрута на высоте 1810 м, затем постепенный спуск до 1050 м над уровнем моря и далее подъем до 1831 м. Но никакого дискомфорта я для себя не ощутил. Но, повторяю, у каждого свои особенности организма. Итак, автобус привез нас на вторую по всоте точку Мадейры. Место очень туристическое, много экскурсионных автобусов, есть сувенирные магазины. Но домининтой является мачта с большим беоым шаром на верхушке, которая состоит из маленьких шестиугольников. Местные в шутку называют его «новым м’ячем Криштиану Роналду». Но, на самом деле, это объект ПВО НАТО. Фотографировать можно без ограничений. Здесь, на высоте >1000 м по-настоящему начинаєш чувствовать солнце, припекает сильно, хотя жары в воздухе не чувствуется (не больше +20 С), моментами мы находимся выше облаков, на горизонте небо сливается с океаном. Туристов-треккеров тут достаточно (как одиночок, так и групп), еще бы – это самый главный и самый раскрученный пешеходный маршрут Мадейры - PR1! Виды близкие к умопомрачительным – коричневе, местами зеленые горы, белые тучи, синий океан и вода, иногда видели больших птиц (візуально похожих на орлов). Тропы, разумеется, всегда идут вдоль обрывов, но, разумеется, они отгорожены перилами и стальными тросами, в самых опасных местах в горную породу вбиты ступени. Несколько раз наш путь проходит через тунели в скалах,тунели недлинные, примерно 30-50 метров, если нет с собой фон арика, мобильный телефон для подсветки полностью подходит. Растительность иногда просто в расцвете, я не специалист в биологии, но папоротник и цикламен распознал. Из фауны – видел только ящериц. Был один большой привал (минут на 20 – 30) на отдых и воду. Вообще, воды с собой надо брат по-больше (на маршруте источник видел всего 1 раз, и то совсем недалеко от паркинга на обратном пути). Сужу лиш по себе – после сложных участков(с подъемами и спусками) поллитра воды почти полностью восстанавливают силы (ранее за собой такой особенности не замечал), всего за маршрут выпил около 2 литров. Часть путина подъеме проходила непосредственно через облако (впечатление незабываемое!), экстрима придавало еще и то, что рядом были большие маршруты выгоревшего леса – около 8 лет назад на Мадейре были сильне пожары, но из пепелища уже смело прорастает молодая поросль деревьев и трав, хотя для полного восстановления экосистемы понадобится еще много времени.
За 400 метров до пика Руйву (информация с указателей, их на маршруте достаточно) есть очаг цивилизации – небольшой отель-хостел для отдыха (в Португалии и Испании их называют «Albergo»), вместе с длинными лавочками для отдыха, столиками для обеда и, естественно, WC (платным – 0,5 Є). Последние 400 м – чрезвычайно сложные – некоторые учасники из нашей группы их даже не штурмовали, но я дошел. На вершине не большая обзорная площадка с памятным знаком. Виды – просто великолепны, район с густой растительностью, как будто аж замшевой на воображаемую ощупь. Путь от Руйву до паркинга ничем особенным не запомнился, разве что, в одном месте метров 200шди вдоль левады, котораяобразовывалась из горного источника с питьевой водой. На обратном пути гид зачем-то решил заехать в поселок Сантана (Santana), остановился у кафе с сувенирным магазинчиком. Цены на сувениры выше, чем в Фуншале. Визитной карточкой Сантаны являются домики с наклонными почти до земли, крышами, которые укрыты соломой. Естественно, несколько таких домиков мы тоже увидели.
Еще один интересный маршрут, который, на мой взгляд, стОит посетить – это городок Порту-Мониш (Porto-Moniz). Он находится на северном побережье Мадейры (для сравения, Фуншал – на южном), т.е. придется пересечь весь остров, причем нетуристическими путями. Способ добраться – тоде оригинальный. Это направление обслуживается автобусами компании Rodoeste (так называемая, «красная линия»,www.rodoeste.pt). По одному рейсу в день (туда и обратно) выполняют автобусы №80 та 139 . Причем, №80 - экспресс без остановок, а №139 -із 15-минутными остановками в городках Ribeira Brava, San Lorenzo та San Vincente. Стоимость билета в одну сторону 6 евро, продает водитель. Туда решил ехать на №139 ,назад №80 без остановок, поскольку 139 идет другим маршрутом – не через горы, а взоль побережья все время . Але в действительности, выйшло иначе. Маршрут №80 выезжал из Фуншала через район пляжем Lido и Gorgulho, где, как я отмечал ранее, дорога уходила вверх. Но уже за городом, вдоль побережья, она стала переходить в сильный серпантин. Многоэтажные жилые районы на окраине города быстро остались позади, уступив место 1-этажкам с маленькими приусадебными участками. Примерно 90% площ участков занимали банановые плантации . Причем, бананы вызревали далеко не на каждом кусте, а примерно на одном из 5-7 (неурожай? Сезонность?). Банановые плантации занимали также значительные площади на склонах гор, размещаясь в виде терасс на разных уровнях. Наибольшее количество банановых – в поселке Магдалена-дель-Мар. Иногда, правда, тропическую идиллию нарушали небольшие промзоны. Я распознал небольшой цементный завод и такой же небольшой грузовой порт поблизости на побережье. До первуй остановки в поселке Сан-Лоренцо ехали совсем недолго. Водитель по-английски сообщил час отправления, свобідного времени было 14 минут. Данный населенный пункт размещался на высокой скале (высотой болем 700 м), где, естественно, построили смотровую площадку. Для привлечения больших масс туристов, площадку построили с прозрачным полом (соответственно, это место называют также Skywalk). Понятно, что в таком месте положено быть большому сувенирному рынку. Он действительно есть, прямо на пути от остановки к обзорной площадке. Точнее, чтоб дойти от автобусной парковки до Skywalk надо просто пройти через него. Рынок как рынок, видел и по-больше. Сувениры как совсем стандартне (кепки, футболки, тарілочки, звоночки), так и типчино мадерианские (соломяные шляпы, сумки и кошельки из коры пробкового дерева) и даже совсем экзотические – африканские барабаны и австралийские бумеранги (с надписями «Madeira») . Вход на Skywalk безплатне, хотя уже установлены неработающие турникеты. Виды сквозь стекляный пол. Не очень впечатляют, непосредственно со скалы – гораздо лучше. В принципе, если не отвлеаться на сувениры (которых и так полно по всему Фуншалу) – то 15 минут на экспресс-фотосессию хватит. Дальше в автобус. Следующая длительная остановка (раньше не подчеркивал, что есть и короткие остановки, по нескольку в каждом населенням пункте для посадки-высадки пассажиров, естественно, местных) – это поселок Рибейра-Брава. Остановились на набережной маленькой речки (канала?), что впадает в океан. Поселок имеет прикус курорта, очень ухоже. Есть широкий пляж с темным песком, много клумб с цветами, скульптур и инсталляций. Не знаю, стОит ли его выбирать для длительного отдыха. Вся логистика – только с пересадками в Фуншале. В Рибейра Брава маршрут сыорачивает с приморського шоссе и под. прямым углом узькими сель скими дорогами углубляется в чащу… Путь проходит по лесным дорогам с маленькими селами на противоположный берег острова. Дороги узкие повороты крутые, частые подъемы и спуски, иногда населенные пункты или одинокие жилые дома. На редких равнинах встречаются отары овеу и коз. Нетуристическая Мадейра. В таком режиме едем минут 30. Наконец снова видим океан и очередная остановка. Сен-Винсенте. Поселок знаменит своим симпатичным мостом с арками (снова через речку) и небольшим сельско-хозяйственным рынком (цены – примерно вдвое выше, чем в Фуншале). До Порту-Мониш остается минут 20. Дорога вновь идет вдоль побережья, тепер уже северного. Удивительно, но на северном побережье жарче, чем на южном. И ветренее. Наконец-то, автобус прибывает в конечный пункт маршрута. Очень жарко. Первый обьект, обязательный для посещения – информационный центр . Необходима карта городка. Как оказалось, посещение инфоцентра оказалось правильным решением – кроме карты получио очень важную информацию – мой обратный рейс маршрута 80 сегодня не состоится (оказывается, по субботамграфик движения автобусов иной). Странно, на конечной остановке автобуса №80 в Фуншале и на сайте автобусной компании об этом не сообщалось. Таким образом, мое время на посещение Порьу-Мониз с 3,5 часов прдолжился аж до 6… Но сотрудница инфоцентраподсказала другой вариант возвращения в Фуншал – с пересадкой в Сен-Винсенте (также автобусы Rodoeste, стоимость билет то же 6 евро.) До отправления – всго 2,5 часа. Решил воспользоватья этим вариантом, т.к. 6,5 часов для Порту-Мониз слишком много. Время, которое было в моем распоряжении, распределили на посещение на посещение двух визитных карточек городка – океанариума и лавовых бассейнов. Стоимость билета в океанариум – 7 евро. Экспозиция весьма интересна, много рыб, в т.ч. акул. Огромный акваріум с рыбами огорожен стеклянной стеной. Присутствует и прочая океаническая фауна, в т.ч. «морские звезды». Посетителей немного. Аудиогидов нет.
Теперь о лавовых бассейнах. Образовались на побережье океана много тисяч лета назад из застывшей вулканической лавы.Вода в них, естественно, набирается из океана. Со временем их «облагородили», чтоб не мешали, зацементировали дно и сделали удобный вход в воду. Бассейны бывают платные и бесплатные. Выбрал вариант 2. В целом, приемлимо. Глубина 1,0 – 1,5 евро. Дно цементное, вода океаническая, небольшие волны, впечатления великолепные!. Обратная дорога –без приключений, только первый автобус (№6) опоздал минут на 10. Второй (№150) шел четко по расписанию, также с длительными остановками в Рибейра Брава и Сан-Лоренцо.
Другой must-see на Мадейре – это увидеть дельфинов. Стоимость билетов на дельфин-тур варьируется от 35 до 45 евро. Компаний, организовывающих данный трип, несколько. У некоторых в стоимость включено купание в океане с борта и обед. В качестве судов используются моторные катамараны, моторные резиновын спид-боты и моторные корабли, стилизованные под. каравеллы с декоративними парусами. Я выбрал предложение компании «Magic Dolphine», которая утверждала, что кроме дельфинов гарантирует наблюдение за китами и морскими черепахами. Длятельность сафари 2 часа, стоимость 45 евро, в океан оправились на спид-боте, всем екскурсантам (14 человек) выдали спасательные жилеты. Отдалились от Фуншала уилометров на 17 (заплыли аж за аеропорт) и километра на 2 в океан. Дельфины появились очень выстро, были разных видов. Удивило, что выпрыгивают из воды совсем близко и только парами. Запомнились «бутылконосые дельфины», которые выпрыгивали из воды практически вертикально, а также огромный «серый дельфин» (наибольший по раз мерам среди всех вдов дельфинов), он выплыл из-под нашого катера, проплыл совсем близко от меня, но из воды так и не выпрыгнул .
А вот китов пришлось ждать достаточно долго. Но появился он неожиданно и достаточно близко ( не болем 50 м от катера, хотя в океан ской бесконечности определить точное расстояние весьма непросто). Сначала в рдном месте начала резко пениться вода, потом секунды на 4 из-под воды прмерно на метр показалась серая голова кита, гид резко повернул катер в сторону (очевидно, зная повадки китов) и действительно метров через 200 мы увидели над водой еще и китовый плавник. Очевидно, кит плыл паралельно нам. По словам гида – это был финвал (длина до 22 метров, маса до 8 тонн). На пути в порт, совсем близко от берега гид увидел большую морскую черепаху ( к которой мы подплыли близко). Это была «коретта» (діаметр около 1 м, маса 60-100 кг). На обратном пути шли против ветра, потому волны увеличились. Чтобы люди и фототехніка не намокли, раздали водонепроницаемые плащи.
За время нашого отдыха на Мадейра, стали очевидцями двух знакових событий – 20.06 мадерианцы (вместо сов сем католическим миром) отмечали Праздник Тела и Крови Христовой (Corpus Christi, аналогов в Православной Церкви я не нашел) и 22.06 в Фуншале отмечали День Атлантики. 20.06 (пятница) считался выходным днем, не рабо тала почта, банки, раньше заканчивали работу городской транспорт и ботанический сад. С утра в Кафедральном Соборе достоялось торжественное богослужение, а вечером по центральной улице прошло праздничное шествие к Собору, а затем священник в сопровождении хора провел праздничое богослужение. А во второй половине дня на несколькихцентральных улицах (для этого было спеціально перекрито движение транспорта на набержной) , местные жители, очевидно со всего острова, а не только Фуншала,на земле выложили нереально красиве разноцветные композиции и лепестков цветов, листьев и хвои. Центральная площадь и прилегающие улицы были полностью заполнены людьми. Все торжественно одеты, подростки в полувоенной одинаковой форме, с разными нашивками, похоже на скаут скую. Сразу после того, как праздник закончился и люди начали расходиться, на площадь выехала мусороуборочная техника и за несколько секунд уничтожила всю цветочную красоту :-(.
22.06 вечером прошел День Атлантики. Вечером состоялся театрализованный перфоманс с участием актеров и гимнастов на морскую тематику, а около 22-х вечера состоялся красивый фейерверк.
Еще одним интересным местом в Фуншале является Ботанический Сад. На самом деле, в городе два ботанических сада (как и в Киеве, кстати) – кроме центрального, есть еще и Сад Монти. Добраться до обох можно на фуникулере, нижняя станция котрого находится на центральной набережной, возле артостанции «желтых автобусов». Стоимость поездки на фуникулере – 8 евро. Альтернатива –автобус №29. Безлимитный билет на день – 5 евро, контролеры в тарнспорте есть. Я решил посетить центральный Ботанический Сад (Jardin Botanico). Стоимость входного билета 6 евро. Главная памятка сада – разноцветное цветное панно, вид на которое является одной из визитных карточек Фуншала.Но Ботанический Сад Фуншала – это царство кактусов! Кактусов тут сотни, разных видов, размеров и форм. Много также трав со всего Мира,в т.ч. из Африки, а также растений, экзотических для португальцев, но обыденных для нас: капуста, свекла, подсолнечник. Из остального запомнилось также гранатовые деревья, которые как раз в это время цвели. Раньше никогда не доводилось видеть цветущий гранат. Естественно, Ботанический Сад является одной из смотровых площадок, откуда открывается хороший вид на город. В частности, совсем рядом размещен большой современный стадион ( на самом деле, он на другом холме, куда добраться не так просто. В Фуншале существует две футбольне команды высшей португальской лиги, вполне приличные по уроню, часто играющие в еврокубках. В частности, в 2017 году в Фуншал приезжало киевское «Динамо».
Фуншал не зря называют городом-садом: помимо ботанических садов, заслуживает внимание также Парк Святой Екатерины, размещенный на площади Васко да Гама. В парке есть искусственное озеро, в котором плавают лебеди и утки. В озере также красиве фонтаны.
К бытовым вопросам. Как и в любом другом курортном европейском городе, с питаним проблем нет, в центре города на набережной множество кафе и ресторанов. Серьезную конкуренцию последним составляют кафе системы «селф-сервис» ы сетевых супермаркетах «Pingo Doce». Всего в городе 6 супермаркетов данной сети, и как минимум в двух из них есь указанные кафе. Система обслуживания следующая: блюда продаються на вес (взвешиваются на кассе), стоимость 10,99 евро/кг (с 12 до 17 часов) и 8,99 евро/кг (после 17 часов). Отдельно оплачиваются: первые блюда (1,10 евро), вода (1 евро/0,5 л) вино (0,9 евро/бокал). Выбор блюд большой, ассортимент каждый день разный, много рыбы и морепродуктов, приготовлено качественно, сервис високий. Есть также совсем эконом предложения: по 5,99 евро/кг (не зависимо от времени посещения): отварной рис, жареный картофель, полена и жареная курица. Естественно, эконом предложение надо накоадывать на отдельную тарелку. Рплаченные товары из супермаркета проносить в кафе и употреблять никто не запрещает.
Маднйра считается аграрным регионом, потому проблем со свежими фруктами, понятное дело, нет. Прямо среди пешеходных улиц развернуты прилавки с фермерскими бананами, вишнями, виноградом, клубникой и т.д. Цены немного выше, чем в супермаркетах. В супермаркетах очень низки цены на ананасы (думал, португальские, с Азорских островов) – оказалось, что ананасы также как и у нас, из Коста-Рики. Есть также знаменитый народный рынок - «Mercado Lavradores» - место туристическое, ассортимент и цены аналогичны уличным торговцам. Кроме того, продают селекционированные только на Мадейре гибриды различных фруктов и овощей.
На народном рынке есть большое количество сувенирных лавочек, основной товар – изделия из коры пробкового дерева и шляпы из соломы (аналогичные тем, которые носять погонщики тобоганов). Пробковое дерево на Мадейре не растет и продукцию из него изготовляют на материковой Португалии. Если решили себе что-то приобрести из пробки что-то на рынке – изучайте товар очень внимательно, так как есть очень много китайских подделок, даже с наклеенными поверх на этикетки португальскими штрих-кодами. Естественно, в китайских магазинах дешевых товаров (их в городе минимум 3) – пробковые изделия исключительно китайские. Мы покупали в супермаркете на углу улиц Avenida Arriaga и R.Antonio Jose de Almeida (почти напротив Собора – китайських сюрпризов не заметили). Немного ниже цены в сувенирных в районе Лідо. А вот в двух больших сувенирных магазинах у входа на паромный терминал – все на оборот, очень дорого.
Для любителей «классического шоппинга». Есть три больших торговые центры La Vie, Anadia и Forum. Отдельно есть два магазина H&M, один в центре – напротив парка Св.Катерины, другой у ТЦ «Forum», расположенного в районе новостроек, на окраине города. Много недешевых бутиков также на улице R. de Ajoube, ценовые категории разные. Запомнился один очень интересный магазин – достаточно редкий для нас магазин тканей. Причем, ткань продавались не только в длину, но и на вес. Вся ткань изготовлена в Португалии, никаких китайских.
Из других мест проведения досуга, в Фуншале есть много музеев: военный музей (в старинном форте на набережной, с двумя старинными орудиями перед входом), музей винделия ( на центральной улице Avenida Arriaga, рядом с Муниципальным Садом), музей истории Мадейры, музей электрификации, музей Криштиану Роналду и т.д.
Обратный путь в аеропорт прошел без проблем, несмотря на то, что вылет (до Дюссельдорфа) был достаточно ранний – в 10:00. Интервал движения примерно раз в 45 минут, потому ехали рейсом в 06:30 (в расписании указано отправление с конечной остановки – в данном случае Lido), до нашей остановки №6 доезжает примерно за 20 минут, до аэропорта ехать еще 30. Аэропорт Фуншал (FNC) ничем особенным не запомнился, разве что большим количеством сувенирных магазинов в зоне Duty-Free. А также экзотическим для Португалии бренди (страна знаменита своими винами, а Мадейра – еще и напитком «Poncha» - смесь меда, сока из маракуйи и рома из сахарного тростинка, крепость 25%), стоимость которого ниже, чем в супермаркетах. Рейс прибыл с задержкой, потому наша посадка прошла очень быстро. Как известно, аэропорт Фуншала имеет интересную особенность – для продления взлетно-посадочной полосы с целью возможности приема лайнеров нових современных типов, из-за нехватки суши, ее часть достроили просто на сваях над океаном. Автобусы, которые редут из/в аэропорт, проезжают как раз между ними. Об этой особенности лучше узнавать уже после обратного вылета из Мадейры