В данной поездке получилась немного "сборная солянка" - забег по многонациональному красочному Лондону, холодной неприветливой Бельгии, современным Нидерландам, которые нас очень сильно удивили (уж очень разными оказались ожидания-реальность) и наконец вынужденный отдых в солнечной Италии (в маленькой деревне недалеко от Комо), где мы с мужем под конец поездки синхронно свалились с каким-то жестким вирусом и просидели 4 дня из 6 дома. Но что ж - это тоже опыт и воспоминания!
План был такой:
- из Кишинева летим в Лондон (Wizz в британскую столицу от нас нынче летает 2 раза в день 7 дней в неделю - мы выбрали поздний рейс в пятницу вечером). В Лондоне гуляем 6 дней, у нас там друзья.
- из Лондона на поезде Eurostar едем в Брюссель. На Бельгию у нас было запланировано 3 дня, хотели успеть и Брюссель посмотреть, и города вроде Брюгге и Гента.
- из Брюсселя вечером третьего дня садимся опять-таки в поезд (NS) и едем в Амстердам. В Амстердаме останавливаемся у друзей еще на 3 дня и исследуем страну (благо, она небольшая, а поезда NS - быстрые, комфортные и пунктуальные).
- из Амстердама летим в Милан, а оттуда - к свекрови (маленькая деревня на севере, возле Комо). Там, решили, на месте разберемся, чем заняться.
- из Милана (Бергамо) летим домой, в Кишинев.
Технические детали поездки:
- перелеты из и в Кишинев брали у Wizz Air, базовый тариф. Позже купили Wizz Priority - эта услуга дает дополнительную ручную кладь (trolley bag), выбор мест, ну и право приоритетной посадки.
- по прилете в Лондон (аэропорт London Luton) до города доехали на coach bus, билеты покупали заранее онлайн, на двоих вышло как-то очень мало, чуть ли не 6 фунтов.
- уезжали из Лондона с вокзала St Pancras International - туда необходимо приехать минимум за 1 час до отправления (вам об этом напишут в билете Eurostar), но у нас час ушел исключительно на security check и прохождение границы, в поезд запрыгивали минут за 5-6 до отправления :)
- поезд Брюссель - Амстердам - ничего особенного, даже билеты ни разу не проверили :)
- из Амстердама в Милан летели испанским лоукостером vuelling, там тоже докупили места и дополнительную ручную кладь, поскольку оба с мужем были с рюкзаками и чемоданчиками.
Подсказка самим себе на будущее - в аэропорт Схипхол приезжать сильно заранее, ибо он огромный, при чекине на посадочных талонах номер гейта НЕ печатается, милая девушка на стойке авиакомпании практически на пальцах нам объяснила, куда идти на security check (сначала налево, потом направо, потом прямо придерживаясь левой стороны и опять направо - попробуйте разобраться, ага), в итоге мы потеряли около 40 минут, бегая из одного конца аэропорта в другой.
- рейс Милан - Кишинев выполнялся из аэропорта Бергамо рано утром, а от места нашего обитания в Италии до, собственно, Бергамо - около 3 часов на общественном транспорте; с учетом этого ночь накануне рейса решили провести уже в Бергамо, забронировав там жилье недалеко от аэропорта
Общественный транспорт:
Поскольку путешествовали в этот раз мы на своих двоих, то было решено везде (в городах и между ними) передвигаться на общественном транспорте. Напишу об особенностях каждой страны/города чуть ниже.
Лондон:
Как уже писала выше - из аэропорта (London Luton) мы доехали на самом дешевом coach bus - очень комфортный, не спеша (за 1,5 часа) доставил нас в центр города, откуда нас забрали друзья и отвезли на съемную квартиру. На самом деле, если вы, так же, как и мы, прилетаете поздно вечером/ночью, и вас некому встретить, а бюджет ограничен, совершенно необязательно брать такси/убер - в Лондоне есть ночное метро и в пятницу и субботу вечером есть еще ночные автобусы. Детали можно посмотреть на оф. сайте Transport For London: https://tfl.gov.uk/campaign/tube-improvements/what-we-are-doing/night-tube
Наверное, все об этом и так знают, но скажу и я: в Лондоне дорогой общественный транспорт. Можно обойтись обычной банковской картой при оплате метро/автобуса/поезда, но это выйдет почти в 2 раза дороже, чем при покупке проездного. Поэтому, если вы в Лондоне больше, чем на 1 день - очень рекомендую купить Oyster Card. Стоимость поездки очень сильно зависит от нескольких факторов: платите вы банковской картой или проездным, из какой зоны в какую зону направляетесь (Лондон поделен на 9 кольцевых зон, первая - это центр), ну и время - в час пик дороже, в остальное время - дешевле.
Стоимость поездки можно рассчитать вот здесь: https://tfl.gov.uk/fares/find-fares
Так что мы в Лондоне для передвижения по городу на следующий день покупаем сразу Oyster Card - 2 шт. Продаются на любой станции метро, сразу при входе стоят автоматы, где их можно приобрести и пополнить. Сама карта стоит 5 фунтов, ну и на нее можно сразу закинуть 10-15-20 фунтов (сколько вам нужно). Карта действует на все виды общественного транспорта (метро, автобусы, DLR и прочее), фиксированный тариф только на проезд на автобусе. Забегая вперед скажу - за 6 дней передвижений по городу у нас ушло примерно 50 фунтов на 1 человека на транспорт (только метро). В конце поездки Oyster Card можно зарефандить - автомат выдаст вам остаток с карты + стоимость самой карты (5 фунтов) наличными.
Бельгия:
Так как в Бельгии мы планировали ездить между городами, а не зацикливаться только на Брюсселе, то первое, что мы сделали по прибытии в Брюссель - купили общий билет на 10 поездок на междугородних электричках. Опять таки - купить можно в любом автомате на вокзале, стоит такой билет 83 евро и может использоваться как одним человеком, так и вдвоем-втроем-впятером и так далее. Самое важное - вписать (да-да, ручкой) дату и направление поездки в билет. В бельгийских поездах регулярно есть контролеры, так что не рискуем :)
Детали по билету можно найти здесь: https://www.belgiantrain.be/en/tickets-and-railcards/railpass
В итоге, этого билета нам хватило с лихвой на 3 дня, а в самом Брюсселе мы только 1 раз воспользовались метро, купив обычные одноразовые билеты.
Нидерланды:
В Нидерландах транспорт ничуть не дешевле лондонского, также, имеется проездной, аналогичный Oyster'у - только зарефандить его так легко не получится (ну об этом потом).
Что удобно - так это планирование поездок на оф. сайте транспортной системы: https://9292.nl/en.
Важно знать, что внутри города тарифы фиксированные (если я правильно помню), а вот в другой город поехать - зависит от пункта назначения, естественно, но на карте (на проездном) должно быть минимум 20 евро - иначе турникет вас просто не пропустит на платформу. А вообще передвижение по Нидерландам на поездах - это чистый кайф! Очень пунктуальные, быстрые и комфортные поезда с вай-фаем, транспортная сеть развита великолепно, транспортно-пересадочные узлы спроектированы очень грамотно и доступно. Ну и я никогда до этого в жизни не добиралась в аэропорт за 15 минут))
Италия:
Ну ок, в Италии мы не первый раз, прекрасно знали, куда едем)) Но все же у неподготовленных граждан от общественного транспорта Италии может случиться шок (после Нидерландов так точно). Просто скажу, что из аэропорта Мальпенса до нашего пункта назначения - 40 км - мы добирались 1 час 40 минут с двумя пересадками на поездах + 1 автобус. Если на поезда билеты можно купить онлайн (что я предусмотрительно и сделала), то на автобус - только в билеттерии (я даже не знаю, как это перевести правильно на русский, но biglietteria - это такой ларек/магазин, где продаются билеты на автобусы и поезда, сигареты, лотерейные билеты и прочие жизненно-необходимые вещи вроде жвачек. Конечно же чаще всего там можно выпить кофе :) Иногда, в воскресенье, можно попытаться купить билет у водителя автобуса (ибо в воскресенье ни одна уважающая себя билеттерия работать не будет), но шансы, что вас пошлют подальше так же велики, как и шансы, что вам продадут билет :) Как повезет, короче.
Несколько вещей, которые необходимо помнить, путешествуя по Италии без машины:
- билеты на поезда действуют на указанное время ЛИБО на следующие в течение 3-х часов поезда. Но никак не на более ранние)) Так же, это не всегда 3 часа, а сильно зависит от типа электрички. Всю эту информацию можно найти на оф. сайте Trenitalia и на самом билете.
- если вы купили билет онлайн, то его достаточно показать контролеру на телефоне, а вот если в кассе на вокзале (и если это обычная региональная электричка) - необходимо прокомпостировать при входе на платформу
- билеттерии работают НЕ каждый день + если это деревня, то с большим обеденным перерывом
- автобусное расписание - вещь очень, эээ, зыбкая и зависящая от настроения водителя (в маленьких населенных пунктах так точно); так, уезжая из Италии, мы ждали автобус 40 минут - на остановке было одно расписание напечатано, гугл карты выдавали совершенно другую информацию, ну а сам автобус функционировал по одному только водителю известному расписанию :) Лотерея, что тут скажешь!
Но не смотря ни на что, путешествовать по Италии - это чистый кайф, всем рекомендую!))
Все, со вступлением я закончила, поехали с отчетом!