Часть 1. Приготовления, дорога
Прежде всего: почему именно такой маршрут? В принципе, я хотел совершить кругосветное путешествие. Но оно сопряжено как минимум с двумя серьезными проблемами: это деньги и визы. Зарабатывать в пути, честно признаться, я не умею, да и в получении виз особым мастерством не обладаю. Тем более с "чистым" загранпаспортом и без постоянного места работы на это не было особых шансов. Так что был выбран упрощенный вариант, связанный с минимальным количеством виз и сравнительно небольшими расходами.
Подготовка шла примерно так:
1) Составил общий замысел маршрута: пересечь Южную Америку от Атлантического до Тихого океана, затем прилететь в Европу и доехать по земле до дома.
2) Выбрал в Южной Америке четыре подходящие страны, для которых не нужны визы: Аргентина, Боливия, Перу и Эквадор. (Потом, правда, выяснилось, что в Боливию нужна виза.)
3) Купил и скачал некоторое количество путеводителей по этим странам. Ни одного "идеального" путеводителя ни на русском, ни на английском языке так и не нашел. Составил краткие выжимки из разных, обильно приправил информацией с сайтов route66.com и hostelworld.com. Природные красоты не особо интересовали, выискивал исключительно города, памятники истории и железнодорожные маршруты. Выписал также нумизматические места с coins.numizmat.net. Составил в виде одной таблички кросс-курсы шести разных валют по http://xe.com/ucc (рубль, доллар, евро, арг.песо, боливиано, новый соль).
По Европе – вообще ничего не планировал, кроме самого намерения как-то через нее проехать хоть в каком-то направлении.
4) Подал документы на шенгенскую визу в испанское посольство через тур.фирму, специализирующуюся на визах. Получил отказ; по сути, зря выкинул деньги.
5) Купил авиабилет (один на три перелета): Москва – Мадрид – Буэнос-Айрес (...) Гуаякиль – Мадрид. Выяснил, что почти все авиакассы Москвы либо не умеют, либо не хотят работать. Они не продают билетов на рейсы из одной зарубежной страны в другую зарубежную страну; например, из Эквадора в Испанию. Только из России куда-то, или откуда-то в Россию. Короче, во всей огромной Москве нашлась всего одна компания (S.I. Tours and Travel), которая действительно продает авиабилеты. Все остальные – гно на постном масле.
6) Сделал прививку от желтой лихорадки (поликлиника №13).
7) Самостоятельно оформил полисы мед.страхования в фирме "Ресо" (в долларах – на Южную Америку, и в евро – на Европу).
8) Забронировал хостелы в Буэнос-Айресе и Мадриде, гостиницу в Ла-Пасе на hostelworld.com (через долларовую карточку Visa).
9) Подал в испанский визовый центр документы на шенгенскую визу + письмо консулу Испании на английском языке + копию своего диплома + справку из фирмы, готовой принять меня на работу + маршрут поездки со всеми новыми уточнениями. В итоге – получил многократную визу на пол-года.
10) Купил европейский ж/д билет InterRail на 22 дня. (Фирма находится на Китай-городе, вроде бы единственная в Москве, бланки билетов от Deutsche Bahn.)
11) Получил визу Боливии. Вроде и бесплатно, и очень симпатично (потому что посольство расположено в большой квартире в многоэтажке на Серпуховской; почти семейная обстановка), но долго: именно в этот момент в Южную Америку приехал Путин и что-то там подписывал с боливийским руководством. Впрочем, и эту визу в итоге выдали.
12) Неожиданно выяснилось, что в Южной Америке мой мобильник работать не будет. Нужны стандарты GSM 850 (для Эквадора) и GSM 1900 (для остальных трех стран). Хотел купить дешевый аппарат на один раз, но их нигде нет, даже подержанных, так что пришлось брать из средней ценовой категории, за три с лишним тысячи рублей.
13) Незадолго до вылета проснулся исландский вулкан Эйяфьядлайёкюдль, и все полеты над Европой отменили. Несколько дней я регулярно просматривал онлайн-табло аэропорта Домодедово: 17 апреля рейсы в Мадрид были отменены, 18 апреля – отменены, причем об отмене сообщали не заранее, а перед самым предполагавшимся вылетом. 19 апреля улетел один рейс из двух, причем с большим опозданием. А мне сильно опаздывать никак нельзя, потому что в Мадриде у меня пересадка на самолет до Буэнос-Айреса. Ладно, рискнул, поехал в аэропорт – и случилось так, что именно мой рейс был первым, который отправился почти без опоздания.
14) За день до поездки в жопе выскочил какой-то весьма болезненный прыщ. Но мне было уже не до него. И по врачам ходить времени совершенно не оставалось. Так что я взял с собой мазь Вишневского, в Аргентине постоянно ей мазался и вонял, так что через неделю от прыща не осталось и следа.
В общем, проблемы были, но поездка в итоге все же состоялась.
Вещи с собой: только то, чего нельзя купить на месте. Документы, деньги, лекарства, совсем чуть-чуть одежды. Ну и фотоаппарат. Ограничился небольшим рюкзачком (с которыми обычно студенты ходят на занятия), но и его считал чрезмерно большим и регулярно хотел от него как-то избавиться или уменьшить его объем. Ненавижу рюкзаки; "дипломаты" на порядок удобнее.
Самолет IB 3811, вылет из Москвы 18:05 20.04.2010, прибытие в Мадрид 21:15 20.05.2010
Смена часового пояса: -2 часа от Москвы
Несколько слов об авиакомпании Iberia.
- Персонал старше, чем в российских самолетах. Стюардессы – женщины за 40. Но при этом очень приветливые. Пассажиров встречают радостным "Hola!" (Слегка напоминает русское имя Оля. Это первое выученное мной испанское слово; в Южную Америку я поперся, не зная ни слова по-испански).
- Расстояние между креслами немного больше, чем в аналогичных самолетах российских авиакомпаний. Колени в переднее кресло не упираются. За счет чего это достигнуто – не знаю; возможно, кресел там на 1-2 ряда меньше.
- В меню напрочь отсутствуют горячие блюда. Из мяса – только несколько кусочков ветчины; а в остальном – сплошная растительная пища. И неплохое вино.
Еще обращает на себя внимание, что у Иберии нет сайта на русском языке, а английская версия настолько запутанная и неинформативная, что толку от нее ноль. Онлайн-табло уж точно нет. А у главного места базирования Иберии, мадридского аэропорта Barajas (с потрясающим кодовым названием MAD), сайта нет вообще, ни на каком языке. В этом наши авиакомпании и аэропорты их превосходят.
В общем, почти по расписанию, где-то в районе 22:00 по испанскому времени, я прибыл на терминал 4S аэропорта Barajas. Терминал похож на длинный ангар, вдоль которого проложены бегущие дорожки, так что из конца в конец можно добраться довольно быстро. Указателей не слишком много, и из них не понятно, куда дальше идти. И идти ли вообще куда-нибудь. Ведь в Москве меня зарегистрировали сразу на два рейса, и посадочный талон на следующий самолет у меня уже есть. Я считал, что раз я прибыл в безопасную зону аэропорта, то вещи проверять больше не должны, и надо просто дождаться следующего самолета и сесть в него. Но от местных школьников, владеющих английским, удалось выяснить, что проверку вещей все же проходить надо, и ждать следующего самолета надо вообще не здесь, а этажом ниже. Ладно, пошел к пункту контроля. Неприятный момент: английским языком, равно как и русским, сотрудники аэропорта не владеют. Но кое-как удалось понять, что им неприятно видеть в моем багаже тюбик с кремом для загара, который аж на 20 миллилитров (!!!) превышает допустимый объем жидкости. Выкинули крем.
Нижний этаж терминала – такой же длинный, с такими же дорожками и выходами. Только вдоль дорожек много кафе и магазинчиков. Как оказалось, во всех работающих кафе, кроме одного, напрочь отсутствует кофе; а к этому одному выстроилась длиннющая очередь. Потому что около полуночи кофе – самая необходимая вещь, чтобы не проспать свой самолет. Кофейных автоматов нет. Интернет-кафе есть, но мест очень мало, и все они заняты. Скамеек тоже почти нет. Единственное, что остается в такой ситуации – бродить по залу. Ладно, встал на бегущую дорожку, поехал изучать аэропорт.
Зал разделен на три сектора, колонны выкрашены в три разных цвета, так что легко ориентироваться. Есть места для курения: огороженные площадки посреди зала; причем ограждения чисто формальные, совсем не герметичные, и вытяжек никаких нет, так что дым все равно идет в зал. Покурил, поехал дальше. В самом дальнем конце зала, куда люди почти не добираются ... кофейный автомат! Единственный на весь терминал! А рядом с ним – интернет-автоматы. Все это на порядок дешевле, чем в центре зала.
Еще запомнилось, что к вылету самолета в Буэнос-Айрес работники аэропорта подвезли человек 15 стариков на специальных креслах, типа инвалидных. Но это были не инвалиды, а просто пенсионеры. С одной стороны, интересна такая забота о старых людях; но с другой стороны, если бы о них действительно заботились, то поставили бы в зале побольше скамеек, и не надо было бы нанимать специальных людей, которые бы возили кого-то в креслах. Стариков пропустили в самолет первыми, еще до пассажиров бизнес-класса. (Впрочем, некоторые из них, как оказалось, путешествовали именно бизнес-классом.) Одна из старушек занимала соседнее со мной кресло. Мы пытались общаться, но она говорила только по-испански, а я еще не успел выучить на этом языке ни одного слова, кроме "hola!" Единственное, что я понял – они летели на какой-то конгресс, или что-то в этом роде.
Самолет IB 7313, вылет из Мадрида 01:05 21.04.2010, прибытие в Буэнос-Айрес 08:45 21.04.2010
Смена часового пояса: -7 часов от Москвы
Перелет до Буэнос-Айреса занял 12 часов, хотя из-за смены часового пояса это не так бросается в глаза. 12 часов в одном и том же кресле, без остановок. Когда я летел из Москвы во Владивосток, это заняло всего 8 часов, причем имелась остановка в Абакане, где можно было выйти и размять ноги. Но когда летишь над океаном, никаких остановок, естественно, не предусмотрено. Горячее блюдо было, но только один раз; и еще один раз был перекус. И всё. При таких ценах на билеты - поразительное скупердяйство. На том же рейсе во Владивосток, который длился в полтора раза меньше, полноценная кормежка была дважды. Еще показывали два фильма, которые я уже когда-то смотрел. Книжки не было, да и свет быстро выключили. Оставалось только спать, спать и спать.
На рассвете пролетали над Амазонкой. Действительно гигантская река с кучей притоков. Также интересно было увидеть Буэнос-Айрес с воздуха: небольшой райончик с небоскребами, а вокруг бескрайние просторы низкорослых домиков на пересекающихся под прямыми углами однообразных улицах.
Аэропорт Буэнос-Айреса маленький, но паспортных стоек много, так что контроль прошел быстро. Таможенного контроля вообще не было. Там же в аэропорту поменял доллары на песо, и специально попросил, чтобы дали побольше монет. Они нужны для оплаты проезда в городских автобусах, в специальных автоматах; а тратиться на такси я лишний раз не планировал. Да и проехать на городском автобусе было интересно. К счастью, монет мне все же дали, но вообще в Аргентине это очень большая проблема. Монет крайне мало даже в банках, и дают их на сдачу неохотно. А разменять на монеты банкноту в 10 песо невозможно в принципе: сколько банков и магазинов я ни обходил с такой просьбой, нигде это не удалось.
Кстати, на паспортном контроле я в последний раз услышал русскую речь. Несколько пассажиров тоже были из России. В дальнейшем во всей Южной Америке людей, говорящих по-русски, я встречал лишь дважды: в кассе поезда до Мачу-Пикчу и в крошечном интернет-кафе в городе Наска. Всё, больше ни одного русского ни разу не попалось.
Найти остановку городского автобуса несложно: нужно выйти из здания аэропорта и налево. Сложности начинаются дальше. Во-первых, из разговора с местными жителями (если это можно назвать разговором, т.к. иностранными языками они поголовно не владеют) выяснилось, что номер автобуса – не 86, как это неоднократно написано в интернете, а 8. Во вторых, не все восьмерки идут в центр. С одной и той же остановки они отправляются как минимум в трех разных направлениях. И только пятый или шестой по счету автобус с номером 8 оказался тем, который мне нужен. За исключением уже упомянутого автомата по продаже билетов – автобус как автобус. Люди от москвичей отличаются внешне, но типажи те же самые, да и одежда похожая. Пригороды Буэнос-Айреса от московских или питерских пригородов тоже отличаются не сильно. Вернее, не настолько сильно, как я ожидал. Такие вот плоды глобализации.
Где-то через час или больше начались городские кварталы. Я не знал, как определить, где нужно выйти. Большой карты не было (не догадался, что ее можно взять в аэропорту), была только распечатка из путеводителя. Я знал название улицы – Rivadavia – но не знал, в какой ее части слезать с автобуса. А улицы очень длинные. Наконец, мы въехали на эту улицу, и довольно долго ехали по ней, и я решил, что хватит: если выйду и не в том месте, то хотя бы сориентируюсь в городе, пойму систему нумерации домов. И вообще мне не терпелось пройтись по городу, почувствовать его атмосферу, потому что сразу стало ясно, что город совсем другой. Наполненный жизнью. Не такой, как сухая и скучная Москва.
Вышел. Рюкзак маленький и не тяжелый, идти особо не мешает. Нумерация стала понятна почти сразу: нумеруются не дома, а кварталы и выходящие на улицу двери. Если в доме несколько дверей, то каждая имеет свой номер. Скажем, между двумя поперечными улицами расположен квартал номер 5. За этим кварталом зарезервировано 100 номеров дверей: 50 по одной стороне улицы и 50 по другой. Внутри этого числа двери могут нумероваться как угодно, то есть за 12й дверью может идти 14я, а может сразу 56я или 84я. Все равно часть номеров останется не занятой, потому что кварталы не такие уж большие, и 50 дверей ни в одном из них нет. И в итоге страшный огромный номер 512 означает всего лишь, что это третья-четвертая по счету дверь по четной стороне улицы в 5 квартале. То есть в самом-самом начале улицы. Ориентироваться по таким номерам очень просто, потому что длина квартала примерно понятна, и номер двери позволяет легко вычислить, сколько придется идти или ехать. Кроме того, на улицах, которые идут параллельно этой, кварталы обычно пронумерованы точно так же.
Я прошел 7-8 кварталов и начал понимать, что вышел из автобуса несколько рановато. Так что остаток пути пришлось все же проехать, но на ритм города я, кажется, уже настроился.
Место в хостеле "Vi Luz Y Entré" ("Заходи на огонек" или что-то в этом роде) я забронировал еще в Москве по интернету. Дальше по всему маршруту не бронировал ничего – разве что в Ла-Пасе и в Мадриде, потому что это требовалось для виз. С хостелом определенно повезло; теперь понятно, что это одно из лучших мест, в которых мне довелось останавливаться за всю поездку. Для тех, кто не знает, что такое хостел, объясняю: в идеале, это молодежная гостиница, в которой останавливаются в основном такие же самостоятельные путешественники, как я. И в которой для таких путешественников имеется много необходимого: бесплатный интернет, кухня с плитой и микроволновкой, где можно приготовить еду из супермаркета, общее пространство (дворик или гостиная), где можно друг с другом общаться, и книги на самых разнообразных языках, которые можно почитать или взять с собой, оставив что-то взамен. А не в идеале хостел может оказаться просто дешевой гостиницей без вышеперечисленных благ цивилизации. Так вот, в "Vi Luz Y Entré" было все необходимое, а заодно собралась интересная компания – молодежь из Аргентины, Бразилии, Колумбии и вроде бы еще Уругвая. Кое-кто даже мог изъясняться по-английски (что для жителей Южной Америки скорее исключение), а в остальных случаях помогал сервис translate.google.com. Менеджер хостела Алехандро английским владеет прилично.
(Это только начало. Основные приключения - в следующих сериях.)