Меня зовут Евгений и, прежде всего, я должен поблагодарить все сообщество форума – порядка 80% всей информации, которая понадобилась нам в автомобильном путешествии, я подчерпнул на форуме Винского и это - бесценно.
Коротко о действующих лицах: М+Ж+Ж, всем по 22-23 года. Молодая пара и подруга. У меня свое небольшое дело, девушки – студентка и банковский служащий соответственно. Стыковывать отпуска, к счастью, не пришлось
В путешествии, помимо водительско-штурманских операций, я также старался аккумулировать все возможные данные, поддающиеся анализу. Надеюсь, они помогут кому-нибудь принять решение о поездке на своем авто в Европу – оно того стоит на 200%.
Маршрут:
1) Москва
2) Минск
3) Варшава
4) Прага
5) Нюрнберг
6) Мюнхен
7) Шёнау-ам-Кёнигзее (Schönau am Königssee)
8) Чески-Крумлов (Český Krumlov)
9) Краков
10) Брест
11) Москва
Время и пробег: 11 дней, 5520 км.
Бюджет:
• Бензин, платные дороги и виньетки, парковки – 600 евро.
• Размещение в гостиницах – 400 евро при двухместном размещении. Наша подруга за одноместное размещение отдала в сумме порядка 330 евро.
• Питание, стандартные сувениры, выпивка, энергетики, булки и всяко прочее – около 400 евро на человека.
В рублях абсолютная стоимость всей поездки на троих равна 150 000 рублей при курсе 57,5 руб/евро.
Автомобиль: Hyundai Solaris 2014 г.в., 1,4л, МКПП. Пробег на начало поездки – 11 тыс.км. За неделю до поездки пройдено ТО. Стоимость ТО и амортизацию в стоимость поездки не включал.
Предисловие.
После известных событий курсы валют выросли настолько, что мечты об очередном посещении Европы пришлось забыть. Ближе к летнему периоду отдохнуть-таки захотелось и был составлен маршрут автомобильного трипа по Крыму. Однако, узнав от местных жителей о возможности 20-30-часовых очередей на переправе, маршрут заморозили.
Затем изучали возможности ленивого отдыха на каком-нибудь греко-египетском берегу (отдых такой любим – но всегда откажемся при более интересных альтернативах). Оказалось, что при нашем бюджете (в районе 120 тысяч) достойных вариантов практически нет.
И тут я, случайно, сидя в зале ожидания на мойке, попал на форум Винского…
Должен сказать, что мы крайне неровно дышим к Германии. За плечами более десяти лет изучения немецкого языка и культуры, а также несколько поездок в Баварию и ее окрестности. В прошлом году, остановившись на неделю в Праге, мы арендовали автомобиль на 3 дня – и все эти дни утром выезжали в Германию, а к ночи возвращались.
Когда перед глазами замаячила реальная возможность доехать из Москвы до страны красных черепиц, все прочие варианты отпали сами собой.
В первых числах мая были подготовлены все документы, собраны все справки и заполнены анкеты. С момента подачи документов в визовый центр до статуса «готово» на их сайте прошло где-то 40 часов. Срок действия виз, к сожалению, был ограничен ровно 9 днями нашего пребывания в шенгенской зоне.
Основы данного путешествия:
• Гостиницы бронировались исключительно из соображений ночевки. Конечно, не брали хостелы. Но завтраков и махровых халатиков не было почти нигде. Искали лучшее соотношение цена-качество по мнению TripAdvisor.
• Так как завтракать приходилось, как правило, черт-знает-чем и где-попало, в ужине себя не ограничивали. Выбирали красивые места с хорошей национальной кухней и считали расходы только после оплаты. По московским меркам, ощутимые цены за еду были только в Германии и то не везде. Во всех остальных странах – баснословно дешево.
• Несмотря на кажущийся «галоп», в исторических местах не спешили и подробно изучали и осматривали все красоты. Время экономили на сне. Если бы не женские косметические процедуры дважды в день, я бы вообще увидел в полтора раза больше ))
День 1. Москва-Минск. 750 км
Выехали из Москвы в 6 утра. Трасса М1 – сплошное удовольствие. Средняя скорость движения – 100км\ч с учетом остановок на перекур и прочие делишки. В Минске были в уже в 14.00. Поменяли пару сотен евро на пару-тройку млн белорусских рублей (1 руб российский – 280 руб белорусских), заселились в гостиницу и отправились смотреть город.
Быстро пролистав туристические путеводители и пообщавшись с сотрудниками отеля, мы нарисовали маршрут где-то на 12км по центру города, чтобы пройти мимо всех основных достопримечательностей. Предполагаю, что москвичам и людям, в Москве побывавшим, весь культурный центр Минска напомнит отрезок Тверской улицы.
Сразу скажу, что после экскурсии по Минску твердо решили больше никогда сюда не возвращаться, ибо настолько скучного города никто не ожидал.
«Зажрались» - подумал белорус.
День 2. Минск – Варшава. 550км
Старт в 8.00 (именно в это время мы старались выезжать каждый следующий день – очень удобно). Нам предстояла граница, поэтому были морально готовы к долгой поездке. Оказалось – не зря. Границу пересекали в Бресте, час у белорусов и час у поляков.
Очередь в красный коридор с белорусской стороны была настолько длинной, что с конца очереди не было видно пропускного пункта. Мы по неопытности встали именно в конец этой общей, двухполосной толчеи. Спасибо белорусским друзьям, которые подсказали, что нам нужно ехать дальше и искать зеленый коридор.
Рядовые польские дороги, за исключением магистралей, имеют свои особенности. Средняя скорость движения достаточно высока, где-то около 90 км\ч, но фуры и тихоходы, разумеется, попадаются. Обгон затруднен тем, что дороги, как правило, двухполосные – третья полоса появляется посередине либо для обгона, либо для попеременного поворота с основных двух полос. Промежутки этой дополнительной полосы для обгона встречаются частенько, но очень короткие – поначалу требуется изрядная ловкость, чтобы успеть обогнать пару неторопливых водителей и вернуться в основную полосу.
Дорога до Варшавы заняла в целом 9 часов. Остановились в отличной гостинице в деловом центре города, в 30 минутах шага до исторической части. Оставить машину на жилой улочке прямо перед входом в отель и оплатить парковку через паркомат оказалось в два раза дешевле, чем на платной стоянке у отеля.
Варшава – красивый город как в современной части, так и в исторической. 70-этажные бизнес-центры очень разной архитектуры строятся на каждом втором перекрестке, но буквально в 20 минутах от них находится очень уютный, приятный и яркий исторический район, полный уличных музыкантов, красивых видов и типичных европейских веранд с вкуснейшей кухней,
В ночное время, помимо вышеупомянутого исторического квартала, очень здорово смотрится сталинская высотка. Говорят, поляки ее недолюбливают и поэтому облепили нижние этажи рекламой всякого г*вна вроде кинотеатров и соляриев. Природу нелюбви не узнавал, но подозреваю, что весь сыр-бор из-за сталинского «наследия» после развала союза.
Под покровом темноты под каждым дворником появляется очень забавная реклама ночных бабочек – лица жриц размазаны в Paint`е до состояния бежевого овала))
День 3. Варшава – Прага. 750 км.
В ночь перед выездом из Варшавы я решил спросить у гугла о времени пути до Праги. Гугл настойчиво предлагал мне ехать через Берлин, с крюком в 200 км. Дело в том, что такой путь состоит исключительно из автомагистралей – в пределах Польши ограничение в 130 км\ч (весьма условное,правда), в пределах Германии – без ограничений. То есть, как бы вы не ехали, вы гарантировано доберетесь до Праги за 8 часов, а если чуть притопить – то и за 5-6.
В итоге, прочтя пару веток на этом форуме, я решил не верить гуглу и ехать более коротким путем – через город Брно ( хоть и не самым коротким). О чем впоследствии пожалел. Как я уже писал ранее, польские дороги, как правило, двухполосные – а в случае этого маршрута значительная часть пути вдобавок пролегает через массу населенных пунктов. В итоге – 8 часов пути и крайне неудачный выбор гостиниц. По невнимательности забронировали отели в противоположных частях забитого пробками города и в центре оказались только к 7 часам вечера. Повезло, что мы были в Праге в прошлом году и нам хватило времени до полуночи, чтобы увидеть лучшие виды города.
Особое удовольствие – пиво Master Tmave 18°, которое подается буквально в паре ресторанов. Даже не буду описывать ощущения – его просто стоит попробовать.
День 4. Прага – Нюрнберг. 300 км.
Дорога из Праги в Нюрнберг стала отдыхом после предыдущих марш-бросков. Идеальная трасса в Чехии после пересечения границы с Германией превращается в дорогу-мечту. После километра формальных столбиков на границе все водители спокойно выжимают педаль акселератора в пол. Скорость движения фур и сонных водителей – 120-140 км\ч. Все остальные движутся на скорости 150+. На этой дороге я уже серьезно начал жалеть о том, что моя малолитражка едет на скорости 190 при 5,5 тысячах оборотов. Планируемый расход в 6-6,5 литров на 100км стал приближаться к 13 и двигатель умолял навесить на него 7-ступенчатую коробку. Уверен, многие из тех, кто прокатился по немецким дорогам, могут рассказывать о них бесконечно…
В Нюрнберг мы приехали немного после 12.00, заселились в отличную гостиницу в шаге от крепостных ворот. Я не мастер описания архитектуры, уличного устройства и безумной красоты баварских городов – все это есть в открытом доступе на специализированных сайтах. Более того - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать и прочитать. Атмосфера такого крупного баварского города, как Нюрнберг, непередаваема.
Остановлюсь на деталях – 4 июня в некоторых землях Германии отмечают некий религиозный праздник. В соответствии с конкретным федеральным законом, немцам запрещено работать в выходные и праздничные дни. Исключение составляют, кажется, только рестораны и киоски с сувенирами, хотя вторых настолько мало, что кажется, будто они нарушают закон.
Почему обращаю на это внимание – в Нюрнберге пара очень неплохих улочек для любителей шоппинга. Небольшие авторские лавки со всякой домашней утварью соседствуют с мировыми брендами одежды, обуви и тд. Но – все закрыто наглухо.
В остатке – красивейший город, вкусная еда и пиво.
Стоимость бензина в Германии составила порядка 90 руб за литр. При движении на высоких оборотах двигателя, бензин малолитражки сгорает на глазах. В итоге получилось, что сравнительно небольшой километраж по Германии (менее 1000 км) стоил нам чуть ли не половину всех расходов на транспорт за поездку.
День 5. Нюрнберг – Мюнхен. 180 км.
По пути из Нюрнберга в Мюнхен где-то в середине пути свернули в совершенно рандомный населенный пункт, чтобы увидеть, как живут немцы вдали от туристических объектов. Очутились в очень чистой, небольшой деревне, в которой за время транзита не увидели ни единого человека, притом, что практически все двери и калитки были распахнуты настежь.
Мюнхен встретил хорошей погодой, Мы уже были тут в 2012 году на протяжении двух недель, поэтому ностальгические чувства сделали этот день. Мало что изменилось с тех пор, разве что в жилых кварталах города (а мы остановились в районе Moosach) повырастали как грибы небольшие торговые центры, парковки и прочее.
Изюминка дня – Hofbräuhaus, разумеется. Старейшая немецкая пивоварня должна быть в разделе must see каждого уважающего себя туриста в Баварии. Заполненная на 80% даже в разгар рабочего дня, десятки официантов, таскающие тонны знаменитых немецких рулек (Schweinshaxn) и брецелей. Ну и, конечно, пиво – литр очень холодного классического хофброя заходит внутрь быстрее, чем ты успеваешь его заметить.
Фанатам BMW крайне обязательно посетить музей этой марки в Мюнхене. Да и вообще, в соседних Штуттгарте и Ингольштадте есть музеи Мерседеса и Ауди соответственно, поэтому любителям немецких автомобилей сюда путь заказан.
День 6. Нойшванштайн. 260 км туда-обратно.
Во время предыдущих посещений Баварии не удавалось посмотреть ее главную визитную карточку – королевские замки. Насколько я знаю, знаменитый Нойшванштайн (Neuschwanstein) и вовсе был наполовину в строительных лесах. Теперь же все чисто и замок открылся в своем лучшем виде.
Просто покажу пару снимков, без лишних комментариев.
Единственный важный момент – основной туристической точкой для осмотра замка со стороны гор является Мост Марии (Marienbrücke). Там, на 20 квадратных метрах пытается уместиться и пофотографироваться одновременно минимум сотня человек. И вид, и комфорт – так себе. Достаточно пройти мост насквозь и, обладая минимальным желанием и координацией, забраться по тропинкам на 10-20 метров вверх. Ни души вокруг и фантастические виды.
Если окажусь там еще раз, обязательно прихвачу с собой пару бутылок вина и сыр.
К вечеру вернулись в Мюнхен и пошли в Английский сад (Englischer Garten) выпить по бокалу пива с сосисками. Сосиски, к сожалению, уже не предлагались (кухня закрывается где-то в районе 8 вечера), а пива с брецелями урвать успели. Правда, через полчаса пошел сильный дождь с грозой и вариантов кроме возвращения на ночевку уже не оставалось.
В этот день как раз проходил финал Лиги Чемпионов – из каждой пивной, кафе и ресторана и каждого открытого окна доносились звуки матча. Хоть немецкие команды и не участвовали в этой игре. Вот это я понимаю – футбольная держава.
День 7. Мюнхен – Шёнау-ам-Кёнигзее. 300 км.
Изначально мы планировали утром заехать на Цугшпитце (Zugspitze) – самую высокую точку Германии. Заранее изучили вопрос, узнали стоимость подъемников и прочее. Но не судьба.
В этот день в городе Гармиш-Партенкирхен (Garmisch-Partenkirchen) проходил саммит семерых лентяев из G7 и въезд в район был закрыт. Можно было попасть на вершину со стороны Австрии, но карт Австрии не было в навигаторе и было решено не терять время и ехать в сторону отеля, расположенного в курортном городке Шёнау-ам-Кёнигзее (Schönau am Königssee).
Я думал, что по пути в Нойшванштайн мы увидели самые красивые дорожные пейзажи из возможных, но оказалось, что это далеко не так.
В планах на остаток дня был подъемник и небольшая прогулка на лодке по горному озеру, но погода, к сожалению, изменила наши планы и оставила эти развлечения на следующую поездку.
День 8. Шёнау-ам-Кёнигзее – Чески-Крумлов. 270 км.
Плотно позавтракав в отеле, отправились во вторую часть путешествия по направлению к дому. Город Чески-Крумлов на юге Чехии собирались увидеть еще в прошлом году, но внесли в маршрут в итоге только в нынешней поездке. Бесплатный вайфай и гуглокарты сообщили, что кратчайший маршрут лежит через Австрию, причем трасса проходит буквально в паре километров от красивейшего Зальцбурга, в котором мы тоже уже бывали.
На несколько часов заехали в Австрию (граница страны по нашему маршруту располагалась на каком-то рядовом перекрестке в пределах небольшого городка – просто поворачиваешь направо и вот ты уже в другой стране). Зальцбург сильно отличается от любого южно-германского города и его стоит обязательно увидеть, если вдруг окажетесь рядом. Известен он, прежде всего, тем, что в нем родился и жил Моцарт, поэтому каждый второй магазин продает тысячи видов сладостей Mozartkugeln (кстати, безумно дорогие конфеты у нас в России – но довезти их в качестве сувенира по 30-градусной жаре не представлялось возможным).
С обзорных площадок Зальцбургской крепости открывается отличный вид на город и горы. Более того, прямо в крепости можно неплохо покушать и попробовать «настоящий» австрийский штрудель (история говорит, что первые рецепты штруделя были обнаружены в Вене).
Прибыли в Чехию и заселились в небольшой трехкомнатный домик с пивной на первом этаже. В Чехии это называется Pension и судя по всему, эти «пензионы» представляют собой в этом городе 90% объектов бронирования. Обычные частники сдают комнатки на ночь-другую за небольшую плату (нам комнатка на двоих с санузлом обошлась в районе 30 евро).
Город Чески-Крумлов располагается на живописном изгибе реки Влтавы и часа за полтора непрерывного шага можно обойти его вдоль и поперек. На холме расположена крепость и с нее открывается лучший вид на город. После часа прогулки складывается ощущение, что ты в игрушечном городке – степень уютности улочек и красоты каждого конкретного домика превышает все мыслимые коэффициенты. После 8 вечера в городе осталось лишь немного туристов и персонал ресторанчиков. Весь город рассчитан на туристов и, предполагаю, на киностудии – буквально на каждом метре можно снимать историческое кино без дополнительных декораций.
День 9. Чески-Крумлов – Краков. 620 км.
Дорога из Чехии в Польшу уже не казалась такой живописной после альпийских предгорий и вдобавок осложнилась аварией на трассе. Где-то на середине нашего маршрута перевернулась цистерна с глицерином и пришлось объезжать закрытый участок дороги по проселочным тропинкам. В итоге 9 часов пути, вместо 6-7.
Путешествие близилось к концу и сил на серьезные прогулки по городу уже не оставалось, поэтому увидели самый центр Кракова, поужинали на главной площади (невероятно большой по европейским меркам), закупили сувениров всем, кому до этого не успели купить, и просто отдохнули.
Краков, конечно, не идет ни в какое сравнение с Прагой, но в качестве остановки на маршруте подойдет отлично – красивый центр города, огромный шоппинг-молл (правда, с нынешним курсом, едва ли дешевле московских) и недорогое жилье.
Есть подозрение, что автомобили Skoda имеют какой-то чешский секрет. Мало того, что чехи очень трепетно относятся к «своей» марке и Skoda составляет не меньше 60% автопарка, так еще и складывается ощущение, что на чешских дорогах эти машины получают дополнительное ускорение. Когда ты едешь около 170км\ч и тебе сзади неистово моргает какая-нибудь Fabia - поневоле задумаешься.
День 10. Краков – Брест. 450 км.
Дорога в Брест заняла около 7 часов, из них около 2х часов на границе. Пограничники ограничились формальной проверкой, поверили на слово о количестве алкоголя (эх, жаль не взяли с собой лишнего) и отпустили на все четыре стороны.
Изначально собирались остановиться снова в Минске, но уже на обратном пути решили поменять его на Брест. Во-первых, для того, чтобы дать себе немного отдыха перед последним марш-броском, а во-вторых, потому что в Минске во второй раз останавливаться не хотелось вовсе.
В Бресте ограничились прогулкой по центральной пешеходной улице (Советской, если не ошибаюсь) и поужинали в каком-то жутко пафосном местечке прямо в ее центре, где за три основных блюда, салаты, напитки и прочую ерунду оставили всего 1500 наших рублей на троих.
День 11. Брест – Москва. 1050 км.
Понимание того, что финальная точка маршрута – дом, давало дополнительные силы. Дорога заняла 13 часов с парой получасовых перекусов и пятью короткими остановками. Рассказывать особенного нечего, весь день на автопилоте. Выехали в 9, приехали в Москву к 10 вечера. Стиль вождения наших соотечественников уже на МКАДе серьезно взбодрил водителя и пассажиров))
Спасибо за внимание и успехов всем путешественникам!