Будучи в очередной раз по делам в Чехии, решили с другом взять в аренду возик, как их там называют, и прокатиться, чтобы на себе почувствовать все плюсы и минусы такого путешествия. Благо и повод был – хотели посетить выставку в Милане и посмотреть, заодно, несколько интересных мест за короткое время.
Дело было в конце октября 2009. Летний турсезон закончился, в Чехии было сыро и прохладно, а наш путь лежал на юго-запад, мы надеялись ухватить лето за хвост. И, в принципе, у нас это получилось.
В прокат мы взяли четырехместный Фиат Дукато, свежий и в отличном состоянии, за шесть дней проехали на нем 3000 км, особо не погоняя и часто останавливаясь в интересных местах. Можно было взять попроще и подешевле, но мы сознательно не стали экономить на качестве, аренда обошлась 120 евро за сутки.
Расход соляры составил 11 л/100 км (довольно экономно), при средней цене 1,1 евро/литр. По технической части проблем за поездку не было. Хотелось бы мотор помощнее, особенно в Альпах, да и горный тормоз не помешал бы. Работа коробки передач немного не оптимальна - большая разница в передаточном соотношении между 4 и 5 ой передачами, то есть на пятой уже не тянет, а для четвертой еще рановато. А всего передач шесть. Но это все заводское, не является дефектом, в долине практически не досаждает. Тем не менее, далеко еще итальянцам даже до малотоннажных грузовых японцев.
Кстати, опыт вождения малых грузовиков совсем не помешает, ведь у нашего авто общий вес был 3,5 тонны (макс для категории «В»), длина 6, высота 2,9, ширина 2,4 метра. Плюс от задней оси свес около 1,2 метра.
Не имея опыта вождения грузовых, я бы не сунулся в центр больших городов – проблемы с парковкой, разворотом. Узкие односторонние улочки, с обеих сторон заставленные легковушками. В Милане мы чуть не встряли на такой - вечер, час пик, сзади подперли, а впереди так узко, что прошли по миллиметрам. Чуть задергался и пособирал бы всех до кучи.
Автомобиль удобный для комфортного путешествия. Техника немецкого жилого модуля работает идеально, в движении - от генератора, на стоянке - от газа и второго аккумулятора. Есть свои нюансы, их надо внимательно изучить, мы постоянно в начале, что- то забывали и путали. Хорошо бы получить более подробный инструктаж, лучше на русском и иметь возможность с кем – то консультироваться во время поездки по телефону. А пятнадцати минут инструктажа на чешском – явно маловато.
Пространство эргономично организовано, куча ящиков, полноценные двуспальные кровати. На удивление удобно пользоваться туалетом, душем, газовой плитой, мойкой, холодильником.
Есть проблема в том, что получаешь автомобиль пустым – без посуды, постельного белья, подушек и т.д. Это общее правило, мы о нем знали и с собой привезли все необходимое, включая продукты и питьевую воду из гипермаркета, о чем ни разу не пожалели. Благо, друг хоть из России, но живет в Праге, взял все из дома.
Хорошо, что полный бензобак, два 25 литровых баллона газа (за время поездки мы не израсходовали даже один), полный бак воды (около 200 литров), пустые емкости для стоков и туалета.
Не буду полностью описывать, как все это работает, довольно длинная песня, скажу только, что за шесть дней и шесть ночей воду заправляли два раза, емкости опорожняли два раза, аккумулятор не дозаряжали. При этом не отказывали себе ни в чем в рамках разумного – душ, туалет, освещение, приготовление любой пищи, начиная с кофе, завтрака и включая гороховый суп с копченостями. Главное, грамотно разобраться - как что работает и поаккуратнее обходиться с водой. Напрягает только в первый день, потом быстро привыкаешь.
Не упирались в приготовление пищи в модуле, в половине случаев кушали – пили в кафе и ресторанчиках, половину продуктов привезли обратно.
Ночевали по-разному - три раза на природе в живописных местах, три раза - вообще в центре города – в Цюрихе и в Милане, так как на утро были запланированы встречи.
На автокемпах для караванов не ночевали, один раз заехали на 30 минут из интереса, за 5 евро заполнили воду, сбросили стоки, взяли буклеты, пофотали. В каждой стране по-разному. В Швейцарии это можно сделать бесплатно на заправках, в Италии – только в кемпе. Надо внимательно смотреть на знаки на дорогах, точнее на спецзнаки для караванов.
Имея достаточный опыт поездок по Европе на легковой, спокойно поехали без навигатора, хотя изначально надеялись, что он будет в авто, но оказалось, что это опция, которую надо заказывать заранее. Пришлось купить на заправке автоатлас (в Германии, к сожалению, на немецком), и всю дорогу друг успешно справлялся с обязанностями штурмана.
Про езду по автобанам писать не буду, скучно и в инете полно материала на эту тему. А вот что касается сельских дорог и особенно горных – на таком автомобиле это определенный драйв. Например, в швейцарский Давос решили поехать через Альпы по короткой дороге, предназначенной только для легковых, даже с прицепом ездить нельзя. Так что наш авто был максимально возможным для проезда по этой дороге и по массе, и по габаритам. В долине было +20, на перевале -1 градус, по обочинам лежал снег. Перепад высот – что - то около 1600 метров. Крутой подъем, узкая дорога, серпантин с перекладкой руля на 180 градусов. Народ прет на дорогих авто и навстречу, и за нами. Половина – на кабриолетах, как в кино про миллиардеров – темные очки, береты, шарфы.
Подъем занял около двух часов, два раза останавливались в карманах, чтобы пропустить образовавшийся хвост из легковушек. Заодно осматривались, фотографировали и раскланивались с проезжающими водителями, они все сигналили и кивали, благодаря нас за то, что их пропускаем. Никакой нервозности или упреков, что заперлись сюда на такой шаланде. А в России бы материли напропалую или еще чего…
Спуск тоже прибавил адреналина в кровь – настолько круто, что, несмотря на применяемое торможение двигателем, тормозные колодки стали подгорать, пришлось останавливаться.
Но зато, какая красота вокруг!!! Посмотрите на фотки, это лишь малая часть увиденного.
Писать про то, как круто в Давосе или Сент-Морице, или описывать домик Ленина в Цюрихе, или дома моды в Милане – не цель этого повествования. Ведь когда ты в доме на колесах, ты волен сам выбирать себе маршрут и менять его по своему усмотрению, что мы и ощутили в полной мере.
Скажу только, что еще хотели заехать в Ниццу и Канны, но решили, что для первого раза это уже перебор, к тому же, мне нужно было скоро улетать в Россию.
Итого, проехали пять стран – Чехия, Германия, Австрия, Швейцария, Италия по следующему маршруту (не ругайте, если криво написал названия).
Chehia: Praha - Teplice.
Germania: Chemnitz – Nurnberg - Ulm.
Shveicaria: Zurich – Chur – Davos - St.Moritz.
Italia: Chiavenna - Milan-ozero Livo de Gardia - Trento.
Austria: Innsbruck.
Germania: Munhen.
Chehia: Teplice – Praga.
Один раз налетели на штраф в Швейцарии – 40 франков (около 40 долларов), за просроченную автостоянку, который не успели оплатить. Отдали квитанцию владельцам авто и пообещали оплатить счет, если штраф к ним все таки придет. А так как арендовали авто от чешской фирмы на основании договора, проблем с этим не возникло.
В целом, путешествовать таким образом понравилось. Думаю, что летом обязательно хотя бы раз отправлюсь к дальним морям с семьей - женой и двумя сыновьями. И хотя есть определенная специфика, можно это рекомендовать довольно широкому кругу людей. Главное, чтобы было положительное отношение к передвижению автомобилем и более- менее приличный опыт вождения. Подойдет и для деловых поездок и для отдыха семьей или с друзьями. Молодежи должно быть интересно, например, два парня и девушки. Получится довольно экономно, креативно, весело. Реальный шанс посмотреть много мест, не заморачиваясь отелями, транспортом, укладкой и распаковыванием багажа. Если парковаться в крупных городах недалеко от ночных клубов, то колбаситься всю ночь, а отоспавшись, переезжать к следующему клубу.
У нас, например, по утрам процедурно происходило все следующим образом. Кто- то один подскакивал, наспех умывался, прыгал за руль и начинал движение. Второй в это время спокойно пробуждался, принимал душ и начинал накрывать стол. Примерно через 1,5-2 часа движения, остановка для завтрака, променад, согласование дальнейшего маршрута. То есть, на старт уходило совсем немного времени, ведь абсолютно не надо собираться, ехали всю дорогу в спортивной одежде и в тапочках. В тоже время, в шкафу висели отглаженные рубашки и костюмы, сборы на деловые встречи занимали не более 15 минут. Во время движения, всегда позволяли тому, кто не рулит, прикорнуть чуток на кровати. Хотя по правилам и нельзя, но снаружи не видно, поэтому нарушали.
А вечером ехали иногда до упора и валились по кроватям, а иногда заранее выбирали интересное место, не спеша ужинали, прогуливались по окрестностям и, после долгих разговоров, засыпали. Время расходовалось настолько эффективно, что при любом другом способе путешествия, и мечтать нельзя.
А ведь можно еще нафаршировать авто чем угодно, хоть велосипедами, хоть скутером или моторной лодкой. Одни знакомые семьей путешествовали на арендованном возике два месяца, доехав из Праги до Норвегии на северную рыбалку. Приехали счастливые, говорят, что целую жизнь прожили.
Без небольших ложек дегтя не обошлось. Нужно держать ухо востро при получении и возврате автомобиля. Оставлять приходится залог в 1000 евро, из которого потом могу взыскать за мелкие повреждения, не покрываемые страховкой. Вот тут- то и начинаются варианты. Вообще, страховка классическая для Европы, франшиза примерно 400 евро. Предусмотрены существенные штрафы за несвоевременный возврат, плюс шишли-мышли с датой и часом возврата - получения, считать ведь можно по-разному.
Есть страны, например Франция или Испания, где довольно часто случается воровство имущества из автохаусов, нас об этом прокатчики предупредили.
Желательно знать английский или иметь возможность позвонить переводчику и передать трубку, чтобы пояснили необходимое в каких - то сложных случаях. Вообще, определенная подстраховка будет не лишней, в том числе и резервная кредитная карта, запрятанная подальше в утробе авто.
Нюансов, повторяю, много. Бояться их не надо, желательно их знать и иметь элементарную поддержку, что поможет избежать большого количества недоразумений и не испортить себе путешествие.
Кстати, появилась желание попутешествовать на таком авто по Чехии, захватив с собой велосипеды, ведь эта страна – рай для велотуристов, проложены специальные маршруты, налажена инфраструктура, демократичные цены, легкий к пониманию язык, красивая природа, не говоря уже про знаменитое пиво и колбаски.
Неплохо бы собрать кампанию единомышленников-попутчиков, готов даже взять на себя организационную часть мероприятия, в том числе и по пребыванию в Праге и культ массовым мероприятиям.
Советую, кстати, качественные и сравнительно недорогие чешские горные велики «AUTOR», сам на таком езжу, это не реклама.
Если кого- то заинтересовал описанный вид путешествий по Европе, и появилось желание попробовать или продолжить, пишите на мыло, чем смогу – помогу. Особенно в случае старта из Чехии, есть там наработки. Можно успешно решать вопрос по укомплектовке авто, встрече в порту, расселению в отеле, экскурсиям.
Вот только торопиться с арендой уже надо, в сезон караваны, особенно хорошие, все уже забронированы, так что лучше уже сейчас озадачиться.
Спасибо, что дочитали, с уважением, Владимир.
E-mail: 1235708@mail.ru