в своё время прочитал журнал "Всемирный следопыт" (2005. - №22)
статьи:
- На страже сокровищ сиама.
- под флагом цесаревича.
- последний дальний поход "Авроры".
- Катя и принц. + http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6530/ + http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/911/
и др.
и подчеркнул для себя много нового, а сейчас пытался найти в инете статьи или текст всего журнала, но нашёл лишь отрывки произведений со схожей в статьях информацией:
крейсер Аврора:
31 марта корабль возвратился на Балтику, чтобы взять на летнюю практику гардемаринов и кадетов Морского корпуса. Пройдя с 11 по 24 августа докование в Кронштадте, «Аврора» начала подготовку к дальнему плаванию в Сиам (Таиланд) для участия в торжествах по случаю коронации сиамского короля. Кроме плавания в Сиам, планировались также заходы в Китай и Японию, но в связи с революционными событиями в Китае было решено ограничиться посещением Сиама.
Поход начался 22 сентября (1911). В плавании принимали участие ученики строевых унтер-офицеров. Придя в Средиземное море, «Аврора» в Неаполе приняла на борт представителя царской семьи великого князя Бориса Владимировича со свитой и прислугой. Пройдя Суэцкий канал, корабль взял курс на Бангкок, сделав по пути заходы в Коломбо и Сингапур. Прибыв 16 ноября в Сиамский залив, крейсер из-за мелководья вынужден был отдать якорь в 20 милях от берега. Титулованных пассажиров свезли в Бангкок на сиамских канонерских лодках. Пробыв в водах Сиама неделю, «Аврора» 29 ноября снялась с якоря. На обратном пути по желанию великого князя крейсер посетил на острове Ява порт Батавию (ныне Джакарта) и в первых числах февраля 1912 г. вошел в воды Средиземного моря. ...
про поездку Николая второго (будучи ещё цесаревичем) в Сиам:
Приём в Бангкоке 1893 (иллюстрация из книги "Путешествие на Восток")
7 марта (1891) пришли в Бангкок, оттуда на яхте сиамского короля наследник был доставлен во дворец для продолжения программы развлечений, включая, конечно, ловлю слонов (их пригнали аж 287) и щедрую раздачу орденов для чинов свиты наследника (на него возложили знаки высшего государственного ордена Шокра-Кри). 15-19 марта стояли в Сайгоне. В город пришли, оставив глубокосидящий "Адмирал Нахимов" в устье реки Меконг. Шли большой скоростью против сильного течения под проводкой лоцмана. Узкая извилистая река пряталась в обильной зелени, и по временам казалось, что идущий1 впереди "Азов" катится по зеленому лугу, заросшему высокой густою травой и гаоляном", — писал Г.Ф. Цывинский (с. 111).
Как и в Сиаме (где король искал союза с Россией, чтобы сохранить независимость своего государства), прием в Сайгоне отличался особой сердечностью и торжественностью. Во всем чувствовалось уже скорое приближение союза России и Франции. "Вся набережная и прилегающие к ней улицы были заполнены народом и в воздухе гудело: "Vive la Russia!" (Г.Ф. Цывинский, с. 111)....
визит Рама-V в Россию
И вот настал торжественный день. Правда, не 20, как планировалось накануне, а 22 июня 1897 года.
"Необыкновенное оживление и без того в оживленном теперь Петергофе. С шести часов вечера улицы полны народа. Сегодня прибыл в Петергоф его величество король Сиама Самдеч Пра-Параминдр Чулалонгкорн с двумя принцами, братом - Свати и сыном Шира, и свитою... В 9 1/2 часа поезд подошел я Петергофу. В разукрашенном сиамскими и российскими флагами и иллюминированном газовыми звёздами Ново-Петергофском вокзале встретить монарха восточной Азии, впервые приезжающего в Россию, собрались многочисленные официальные лица, придворные военные и гражданские, свита Государя и адъютанты великих князей... Прибыл Его Величество Государь Император с лентой и знаками сиамского ордена коронованных: Мага Шакри, поздоровался с караулом. Показался поезд, быстро подкатил он к платформе и остановился. Раздалась команда: "Слушай на караул!" Музыка заиграла сиамский гимн. Из вагона вышел король в белом мундире и русской Андреевской ленте и звезде. Мундир расшит золотом. На голове белая войлочная шапка с султаном из белых страусовых перьев. Король еще относительно молодой человек, ему 44 года, среднего роста, довольно полный. Государь сердечно встретил высокого гостя. Их величества поцеловались. Принцы - брат короля Свати и сын Шира - еще юноши, смуглые, стройные.
...Государь проводил гостя до большого дворца и возвратился в Александрию.
Во дворце короля встретил управляющий министерством Императорского двора генерал-адъютант барон Фридерикс, гофмаршалы и обер-церемонимейстер князь Долгорукий…"
---
Таиланду небезразлична судьба Петергофа
24.05.2007 | 21:50
Таиланд выделил 6 миллионов долларов на реставрацию дворца в Петергофе, передает ИТАР-ТАСС. Проект осуществляется в рамках торжеств по случаю 110-летия установления таиландско-российских дипломатических отношений, которое отмечается в этом году.
Средства должны пойти на ремонт левого крыла дворца, где в 1897 году останавливался король Сиама Чулалонгкорн (Рама V) во время визита в Россию.
Рама V — один из наиболее уважаемых монархов в Таиланде. Он первым посетил Европу и является архитектором внешней политики королевства, защитившей страну от колонизации европейцами.
книга "Путешествие на Восток" (Эспер Эсперович Ухтомский):
фото книги
Одним из наиболее выдающихся защитников азийства был издатель и поэт князь Эспер Эсперович Ухтомский. Обладая хорошими связями при дворе и будучи страстно увлечен восточным искусством, Ухтомский получил должность наставника при будущем царе Николае II на период его путешествия по Азии в 1890 и 1891 гг. Дружба, явившаяся результатом тесного общения с наследником во время их совместного круиза на яхте «Память Азова», позволила Ухтомскому оказывать значительное влияние на Николая в первые годы его царствования (10).
Как и множество других журналистов, князь Ухтомский был плодовитым автором, и значительную часть своих работ он посвятил азиатскому вопросу. Наиболее важным его трудом стал толстый трехтомник о путешествии великого князя Николая Александровича «Путешествие на Восток Е. И. В. Государя Наследника Цесаревича 1890–91». Написанная в форме рассказа о путешествии, эта работа сделалась фактически манифестом азийских воззрений Ухтомского (11).
Позиция, с которой Ухтомский описывал путешествие, была необычной, потому что в отличие от многих представителей своего поколения он не считал превосходство западной цивилизации истиной, не требующей доказательств (12). Его пространные отступления, посвященные истории Азии, описания памятников истории и культуры, показывали, что Восток является равным Западу по своей культуре. Ухтомский, не скрывая раздражения, высказывался о попытках западно-европейской колониальной администрации и миссионеров навязать свои представления обществам, имеющим самобытное прошлое. Он писал: «Азия не нуждается в искусственном насаждении чуждой иностранной культуры» (11, т.2, с.145).
Британцы в Индии являли собой яркий пример западного высокомерия. Осуждая их правление как «противоестественное» и «ненормальное», Ухтомский резко критиковал грубый эгоизм англосаксов и их желание повелевать более слабыми расами (11, т.2, с.286). Обобщая, он писал, что «западно-европейские государства <…> не стоят по духу на почве Азии, <…> а <…> являются лишь случайными болезненными наростами на ее гигантском теле» (11, т.2, с.35).
Если англичане были абсолютно чужды Азии, то с соотечественниками князя дело обстояло ровно наоборот. Повествование Ухтомского о визитах цесаревича в Сиам, голландскую Восточную Индию и Китай имеет множество сходных с уже приведенными отступлений о родстве России и Азии: «Запад слабо присутствует в нашей интеллектуальной жизни. Бездны, таящиеся под внешним слоем, принадлежат атмосфере глубинных взглядов и веры Востока» (11, т.2, с.287). Как и их азиатские собратья, русские, в отличие от европейцев, больше полагаются на душу, чем на разум. Ухтомский подчеркивал, что это является одной из важнейших характеристик, связывающих его соотечественников с Востоком: «Мы <…> склонны чувствовать свою духовную политическую обособленность от отягощенных слишком требовательной цивилизацией германо-романских земель. Для нас <…> для Азии основу жизни составляет вера» (11, т.2, с.32).
Россию и Восток также объединяет антипатия к материализму. Временами обличения Ухтомским западного колониализма обретают современное звучание: так, он заявляет, что иноземцы притесняют Восток, видя в нем лишь источник обогащения и не чувствуя себя в нем дома. В противоположность этому, как будут доказывать и советские пропагандисты спустя полстолетия, российские цели на континенте полностью лишены меркантильных помыслов и мотивируются исключительно товарищескими чувствами. Согласно Ухтомскому, Россия является естественным союзником Азии, ее духовным братом и защитником в борьбе с эксплуатирующими ее державами Запада: «Россия не солидарна в своих интересах с этими странами, которые питаются ее кровью и потом» (11, т.2, с. 244).
Ухтомский также указывает на фундаментальное идеологическое родство России с Востоком. Князь не был демократом, в течение всей своей карьеры он стойко защищал монархическое правление (13). Одна из причин привлекательности Азии для него заключалась в форме правления, распространенной на большей части этого континента. Он полагал, что наряду с глубокой духовностью и отвращением к материализму, русских сближает с народами Востока еще и желание твердой власти. В общих самодержавных традициях России и Азии он усматривал основание искренней симпатии последней к России. «Восток верит не менее, чем мы <…> (в) наиболее драгоценную из наших национальных традиций – самодержавие. Без этого Азия не могла бы испытывать искреннюю симпатию к России и безболезненно идентифицироваться с ней» (11, т.2, с.446).
Аргументация Ухтомского имеет ярко выраженный славянофильский оттенок. В то время как Запад выражает собой зло республиканизма, атеизма и революции, Восток сохраняет идеалы прошлого. Более глубоко постигая Азию, Ухтомский пришел к выводу, что России стоит пересмотреть реформы Петра Великого и вернуться к своим истинным корням: «Там, за Алтаем и Памиром, та же неоглядная, неисследованная, никакими еще мыслителями не осознанная допетровская Русь с ее непочатой ширью предания и неиссякающей любовью к чудесному, с ее смиренной покорностью насылаемым за греховность стихийным и прочим бедствиям, с отпечатком, наконец, строгого величия на всем своем духовном облике» (11, т.2, с.2).
Наиболее опасным аспектом азийства был его призыв к экспансии в Восточную Азию. Действительно, идеология азийства должны была казаться весьма соблазнительной с точки зрения интересов России. Поощряемый такими людьми, как Ухтомский, Николай II инициировал развертывание авантюристического дальневосточного курса во внешней политике, кульминацией которого стала гибельная конфронтация с Японией в Манчжурии в 1904 и 1905 гг. В качестве компонента российской политики азийство ушло на дно вместе с Балтийским флотом в Цусимской битве. Тем не менее, некоторые из положений этой доктрины вышли на поверхность в советские годы в виде рассуждений о солидарности с угнетенными народами Азии и Африки, страдающими от беззаконий капитализма.
-------
Одной из знаменательных вех сближения России и Востока стало строительство буддийского храма в Санкт-Петербурге. В специально созданный комитет по строительству храма вошли академики В.В.Радлов, С.Ф.Ольденбург, врач П.А.Бадмаев, князь Э.Э.Ухтомский, бурятский лама А.Л.Доржиев, художник Н.К.Рерих, исследователь Центральной Азии П.К.Козлов и многие другие представители российской научной и культурной общественности России.13 Автором проекта был архитектор Т.Барановский. Первое буддистское богослужение состоялось 21 февраля 1913 года в честь 300-летия российской династии Романовых. Статуя Будды для вновь открытого храма была подарена королём Сиама Рамой Пятым