Эпизод с «динарием кесаря» описан в трех книгах Евангелия и относится к периоду проповеди Иисуса Христа в Иерусалиме.
Набирающего популярность молодого проповедника попытались скомпрометировать фарисеи. Как бы испытывая его мудрость, его спросили, нужно ли платить налоги цезарю? — болезненный вопрос для покоренной римлянами провинции Иудеи. Ответ «да» дискредитировал бы его перед патриотичными евреями, и вдобавок, оказался бы богохульством — ибо евреи считали себя богоизбранной нацией. Ответ «нет» можно было бы расценить как призыв к мятежу и использовать его для обвинения в восстании (за что Иисуса в итоге и осудили).
В ответ Иисус попросил показать ему «монету, которою платится пòдать». Ему принесли денарий и на уточняющий вопрос «чьё это изображение и надпись?» ответили: «кесаревы».
В оригинальном тексте употреблено слово δηνάριον (dēnarion). Традиционно принято считать, что это был римский динарий с изображением правившего тогда императора — Тиберия. Среди нумизматов тем самым «денарием кесаря» (tribute penny) принято считать монету с изображением Тиберия, надписью «Ti[berivs] Caesar Divi Avg[vsti] F[ilivs] Avgvstvs» (Тиберий Цезарь Август, сын Божественного Августа), и сидящей женщиной, возможно, Ливией в образе богини мира Пакс.
А это шекель финикийского города Тир, с изображением местного верховного божества Мелкарт и датой. Часто употребляется в Новом и Ветхом Завете. В русском варианте - неправильное обозначение "сребренник".
В отличие от Ветхого завета, в книгах Нового ни разу не встречается сикль (шекель), однако очевидно, что он подразумевается в эпизоде, описывающем чудо со статером — именно в тирских шекелях законоучители того времени рекомендовали платить храмовый налог. «Собиратели дидрахм» (мытари, сборщики полушекелевого налога) обратились к апостолу Петру с вопросом «Учитель ваш не даст ли дидрахмы?», который и был передан Иисусу. Христос ответил: «...пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя» [Мф.17:24—27].
С тирскими шекелями также обычно отождествляются 30 сребренников (др.-греч. αργύρια), которые получил Иуда за предательство и которые затем были потрачены на приобретение земли для погребения странников.