Даже если мечта сбывается не своевременно и не в полной мере тех представлений, которыми были овеяны юношеские грёзы, значит оно, счастье, всё же есть.
Друзья пригласили в круиз выходного дня за полтора месяца до выхода в Балтику, с посещением трёх столиц. Предполагалась большая компания, человек в двадцать, с которой ранее неоднократно выезжали по различным направлениям. Однако по мере приближения означенной даты, постепенно стали отваливать одни, другие, третьи, и в конечном итоге остались двое. Мы с супругой. Впрочем, когда собираешься большим коллективом и слишком заблаговременно, так бывает. В нашем случае подобное происходило и прежде. Поэтому огорчаться не стали. Только посочувствовали. Друзьям.
Круизного опыта у меня не было, если не считать десятидневного путешествия на транспортном теплоходе по Енисею и Подкаменной Тунгуске прошлым летом (отчёт выложен здесь). Но, как мне представлялось, здесь имелись две большие разницы. Поэтому в преддверии путешествия, не без удовольствия, пролистал форум и нашёл несколько очень полезных отчетов, с подробным изложением интересующих меня вопросов. Благодаря авторам Sunseeker и sestrik, многие ходы просчитывались загодя и, думаю, некоторых ошибок нам довелось избежать.
Взяв отгул на пятницу, вечером в четверг, к 20:00 потопали в сторону морского порта. У входа в морвокзал музыканты наяривали марш, приветствуя протянутыми для купюр бескозырками. Внутри царила предстартовая суета с ветвящимися хвостами очередей по разные стороны. Возвращение планировалось в понедельник к 8 утра. Весьма заманчивый вариант, учитывая что путёвка без питания и каютой, расположенной на самой нижней палубе, разумеется без иллюминатора, обошлась на двоих всего за 150 пока ещё общеевропейских дензнаков.
Когда тебя предупреждают заранее о наличии каких-либо обязательных неудобств, это, вне всякого сомнения, облегчает страдания. Оттого сорокаминутное стояние в очереди для отметки в паспорте о выезде не вызывало сильной изжоги. Напротив, было время пофантазировать о странностях наших служб.
Так, однажды в Норвегии, в районе Киркенеса, рыбачили на речке, разделявшей нас с Родиной. Норвежец, в высоких сапогах, стоя по колено в воде, вытащил сёмгу килограммов на пять. Выйдя на берег, пожелал и нам удачи, заботливо предупредив, чтобы мы не увлекались и не заходили далее середины реки:
- Там начинается российская территория. Стрелять могут.
Ну, насчёт стрелять, это он для красного словца ввинтил, а вот то, что пограничная зона в России запретная для посещений не только иностранцев, но и своих, на многие десятки километров от границы простирается, это точно. Хотя здесь, с норвежской стороны этого понятия не существует. Встретив по дороге на реку пограничный наряд из трёх бравых молодцев, улыбчивых и приветливых, сфотографировали их и поинтересовались:
- Почто парни, службу так легко несёте. Границу совсем не контролируете?
- А зачем, - отвечают, - Россия её хорошо стережёт. Надёжно. Мы им доверяем.
Вот так вот, а Вы спрашиваете, куда деньги бюджетные утекают. На помощь европейской обороне, господа! А ведь и правда, кто объяснит эту безумную систему. Чем же мы так отличаемся от тех же скандинавов, что не можем им доверить охрану их же рубежей? Отчего невозможно дать право посещать своим гражданам свою же территорию? Только ли оттого, что территория необъятна и, стало быть, можно сколь угодно кромсать её, переводя в разряд отчуждённой? Подобными вопросами мы забавляем себя всякий раз, унизительно выстаивая часовые очереди на границе. Но веселее от того не становится.
Ну да ладно, достал дежурную ложку и вычерпал из бочки, начавшую было растворяться каплю дёгтя. Жизнь прекрасна! Мы поднимаемся по трапу на борт круизного лайнера «Принцесса Анастасия». Экипаж в значительной степени русский или, по крайней мере, русскоговорящий. Но, несмотря на этот факт, шагнув на палубу, нас встречают и далее сопровождают до самого окончания путешествия улыбками, вниманием, да просто человеческим отношением. Вот странности какие. Пожалуй, один единственный эпизод только, в самом начале, напомнил о «социалистическом общежитии» когда, войдя в каюту, обнаружили непроходимость воды в унитазе. Я оставил супругу в каюте, а сам отправился на поиски сантехника. Добравшись до администратора, шепнул о возникших обстоятельствах. Приятная молодая служащая, не поведя бровью, шевельнула губами, чтобы я не нервничал. Всё мол, исправят, и устремила свой взор куда-то мимо меня. Я обернулся, но ничего заслуживающего внимания не приметил. Снова начал свой рассказ о не работающем сливном устройстве, которое чинит препятствие отправлению самых естественных человеческих потребностей. Невозмутимым голосом девушка повторила, чтобы я шёл восвояси и не принимал так близко к сердцу пустяшное недоразумение, а неисправность скоро устранят. При этом она никому не звонила, ничего не записывала и, мне подумалось, что это просто вежливая, европейская манера посылать… ну, в общем, подальше.
- Да, но где, в таком случае, я могу найти отхожее место именно сейчас. Потому как шибко нуждаюсь! – это я, уже из вредности, включил дурака, переходя с доверительного шёпота на раскатистый бас.
- Идите, уважаемый, идите. Неисправность устранят в ближайшее время – снова, не пошевелив пальцем, вежливо произнесла администратор.
И я пошёл, досадуя больше на себя, за проявленную несдержанность. Вероятно до такой степени зашуганы мы родным сервисом, что в естественных действиях людей другой культуры непременно видим порочное сходство с низкими проявлениями нас самих, а зная что «у них всё не так» приходим к не меньшему удивлению и раздражению, нежели иностранцы в России.
Дверь в каюту была открыта и, ещё на подходе я услышал слова, относящиеся к правилам эксплуатации санитарно-технических приборов на борту парома. Это по завершению работы, связанной с устранением засора, давал наставления высокий, худощавый служащий вспомогательного персонала команды корабля. Пожелав хорошего отдыха, он удалился. А мне стало ещё чуточку грустнее за свои мысли и действия.
Разбросав вещи по углам, пошли обследовать наше пристанище на ближайшие три дня. И четыре ночи.
Лайнер произвёл позитивное впечатление. Окрашенные на десять раз поверхности раздражения не вызывали, и вообще свидетельства износа судна как то не тревожили. Всё было чисто, аккуратно и прямо скажу, глаз радовало. Завершив ознакомительный осмотр теплохода, мы нашли уютноё местечко у окна, в котором, впрочем, из-за темноты ничего кроме своих отражений видно не было. Я заказал в баре себе бокал пива, «бабе мороженого», и остаток вечера мы провели в обсуждении дня минувшего и планировании на день предстоящий. Завтра, к утру, мы будем в Хельсинки.
Глотнув перед сном чрезмерно свежего морского воздуха на верхней палубе, мы побрели тестировать свою психоустойчивость в условиях сна ниже ватерлинии. Точнее не мы, а я. Супругу я ввёл в заблуждение, успокоив её допустимой в таких случаях ложью, что каюта находимся много выше уровня воды. И только на другой день, разглядев на висящем на стене плане-схеме парома, она с негодованием обнаружила, что я снова обвёл её вокруг пальца. Но ночь была позади и, надо признать, паромная шконка мне больше глянулась, нежели вагонные полки и, уж тем паче, самолётные табуретки. На удивление температура в каюте круглые сутки поддерживалась на одном уровне комфортного состояния и духоты, несмотря на небольшие размеры помещения, не было совершенно. Это порадовало. Правда и время сейчас не летнее, быть может в другой раз всё иначе? Что до ощущения спать под «водой», так мне показалось даже менее шумно и меньше вибрации, чем на верхних палубах. Может у кого-то по этому поводу есть иное мнение, но мне всё пришлось ко двору, и особой тревоги или беспокойства я не испытал.