Почему круиз
Вообще-то всегда скептически относился к данному туристическому продукту. Чуял в нем душок застойной пакетной оллинклюзивности с толикой снобизма. Плюс разделял распространенное заблуждение, что продукт это неоправданно дорогой. Да и формат «несколько часов на разграбление точки маршрута» смущал. Но вот встал вопрос традиционного месячного побега из Москвы в декабре 2013 – январе 2014. Было решено, что одним из направлений обязательно должна стать Мексика. Логичным хабом для попадания в оную – Майами. Но вот тратить слишком уж много времени на одну страну мы не привыкли, по свободным от холодов частям США у нас вопросов не было, а в Центральную Америку и Венесуэлу, куда вроде как хочется, мне супругу тащить страшновато.
Беглый взгляд показывает, что альтернатив немного – либо совершить набег на Кубу, где я уже был, либо на мелкоостровные Карибы. Но зависать на одном маленьком островке 2 недели совсем не хотелось, а посетить несколько по воздуху – достаточно проблемно что с точки зрения логистики, что потерь времени и средств. Вот так и состоялось наше падение.
Планирование
На самом деле, вопрос кем именно плыть решился довольно быстро.
Ищу круиз по Карибам - январь 2014
Круиз требовался на 2 недели с минимумом дней в море и максимумом посещенных островов. Смотрели на обычных агрегаторах вроде cruise.com и cruisedirect.com. Альтернативы маршруту от Селебрити на заданный период мы не нашли. К тому же он удобно приходил в Форт Лодердейл утром того же дня, когда мы вечером собирались вылетать на Родину из Майами.
Забронировали через одного из рекламодателей сайта, всё прошло гладко. Единственно, напряг невозвратный платеж за 2,5 месяца до отплытия, что, как я понимаю, более-менее стандартная практика круизных компаний. Но у нас срывов не было, хвала всевышнему. Где-то за пять недель до отплытия зарегистрировался онлайн. Только после этого, скачав персональный буклет круиза, в разделе «Things to know» на стр.8 обнаружили, что чаевые мало того, что принудительные, так еще и per person, а не per cabin – 12 долларов с души, сиречь 336 баксов за поездку. Ну что тут сказать – американо-греческий бизнес во всей своей красе, о чём еще будет ниже. Хотя доучи я матчасть на форуме, подобный казус со мной вряд ли приключился бы. Впрочем, на решении о бронировании это не сказалось бы в любом случае.
Порт Everglades и посадка
Из Мексики мы прибыли за 2 дня до круиза, ибо хотели посмотреть и Форт Лодердейл. Рекомендовать пользоваться аэропортом сего славного города никак не могу. Началось всё с 2+ часовой очереди на пограничном контроле, за чем последовало получасовое ожидание такси, и завершилось всё это дело поездкой с напрочь невменяемым и весьма агрессивно настроенным негром. Отель оказался еще более basic, нежели я ожидал исходя из его дешевизны, зато рядом с портом, несколькими супермаркетами и ресторанами. Плюс удобный трансфер до порта за 6 баксов с носа.
Перед поездкой у нас была бредовая мысль дотопать до порта от отеля на своих двоих, ибо по карте якобы очень близко. Гм, это не работает. То есть до территории порта действительно несколько минут, но вход даже пешеходам только по документам, а собственно до терминалов топать-недотопать.
Процесс регистрации и посадки показался нам … эээ … не совсем соответствующим статусу круизной компании с претензией. Вещи бросили на парковке под уверение портера о том, что с ними всё будет ок, после того, как он довольно небрежно нацепил на них бирки нашего судна. Далее проход в терминал, шмон по варианту, несколько облегченному в сравнении с аэропортовым (при нас у людей изымали различные электроприборы).
Терминал скорее напоминает большой ангар – ничего лишнего. Стоек регистрации много, но никаких, знаете ли, электронных табло – сотрудники поднимают таблички с номером, свидетельствующие о том, что они свободны. Впрочем, в очереди стояли недолго.
Короткая проверка паспортов и посадочного, и нам выдают магнитные карты для прохода на корабль, которые станут нашими основными кредитками и удостоверениями личности на следующие 2 недели. Поскольку мы приперлись к самому началу регистрации (12.00), при заходе на корабль приходится ждать в общих помещениях, пока не откроют каюты (13.00). Отплытие в 16.00.
Корабль и выбор каюты
Про судно писать много смысла не вижу, вот прекрасный и мегадетальный отчет:
Celebrity Eclipse - Семь дней Затмения на Карибах
Наши общие впечатления – всё очень хорошо. Достаточно просторно, ухоженно, свежо и незатасканно. Сравнивать нам, правда, не с чем – разве что с встреченными в портах сородичами по круизному цеху, большинство которых уступали нашему el barco как размерами, так и организацией видимого нам пространства.
Порадовал размер каюты – думал, будет меньше, но нет – вполне себе гостиничный номер хорошего уровня с достаточно полноценной ванной и душевой кабиной. Отель, правда, скорее гонконгский. Особая признательность конструкторам за большой балкон. На оном были 2 кресла-лежанки, и размера балкона вполне хватало, чтобы на них, собственно, лежать. От других балконов изолирован хорошо, так что делать это можно и ню. До перил балкон закрыт прозрачным пластиком, что очень кстати – и от ветра защищает, и вид не загораживает. На других судах видели идиотские решатчатые конструкции.
Каюту благодаря рекомендациям в отчете выше мы выбрали на 7 палубе, и перекрестились, что не повелись на рекомендацию агента сэкономить, и взять палубой ниже, даже без obstructed view. Вообще пожив 2 недели в каюте с балконом, пришли к однозначному выводу, что варианты inside и окна нас ну никак не устраивают. Подозреваю, что решив сэкономить несколько сотен уе, получили бы совершенно иное впечатление от круиза.
Придраться к каюте достаточно сложно. Огорчительными, конечно, были отсутствие утюга и чайника/кофемашины. Ну ладно, пожарная безопасность важней. Принудительная вентиляция/кондиционирование без возможности отключения, возможно, имеет смысл, но мы брали морской круиз не для того, чтобы дышать фреоном, поэтому когда были в каюте, балконную дверь держали открытой. Хотя кондишка достаточно мягкая, и проблем не создавала.
Удивило отсутствие тапочек при наличии халатов, при том, что их вроде бы продавали по 13 баксов. В каюте они, возможно, не очень нужны – ибо ковролин, а вот на балкон выйти – дело другое. Но мы калачи тертые, это добро у нас всегда с собой.
Питание
Кормежка в целом понравилась. Завтракали и обедали обычно в демократичной атмосфере буфета на 14 палубе. На ужин старались ходить в главный ресторан на 3 палубе, где имели столик на двоих на 18.00. Буфет был неплохим, но без восторгов. Меню завтрака практически не менялось все 14 дней. На обед и ужин выбор был получше. Бесплатные напитки – пристойные на вкус, кроме кофе (жена плевалась) и чая (я плевался, но пить можно). Цены на платное меню – достаточно разумные. Свежевыжатый сок 3 бакса, и т.п. Мы люди малопьющие, жена периодически брала вино в ресторане, на платную дегустацию ходила, а всё больше по чаю ударял, тем более во время простуды.
Главный ресторан – хорошее обслуживание, свечи, салфетки и прочие атрибуты заведения приличного уровня. Закуски и супы, признаться, меня не слишком впечатлили, ибо высокую кухню или ее имитацию с размазыванием по тарелке 20 гр еды я не воспринимаю. А вот основные блюда почти всегда были очень достойными. Я, ясное дело, налегал на стейки, жена – на лобстеров и прочую морскую нечисть.
Другие рестораны как-то так и не посетили – то ли из лени, то ли из жадности. Хотя там предлагали пакеты ужинов по вполне гуманным ценам.
Некая неопределенность была связана с организацией водопоя. В каюте – бутылка Эвиан, $ 5.18 c с учетом налога. Ок, могло быть и хуже, обпились по самое немогу. В ресторанах продавали бутылированную воду чуть попроще. Главное – можно таскать напитки из кафе на 14 палубе, где ставили бумажные стаканчики с крышками на вынос. Чем мы, как и прочие круизеры, активно пользовались. Некоторые даже приходили туда наполнять трехлитровые бутыли, но у нас наглости не хватило даже на пустую бутылку из-под Эвиана.
Экипаж и сервис
Сервис - очень хорошо. Все улыбчивые и услужливые. Из развитых стран персонала практически нет. Уборка каюты, правда, была на троечку – при заселении балкон был грязноват, а в ящичке в ванной забыли использованную бритву. Далее разок забыли вынести мусор, другой раз тряпку в ванной … но как улыбались, видя нас – это что-то.
Оба капитана – греки, оных было немало и среди представленных публике старших офицеров.
Дресс-код
Вот начитался я всякой фигни, и в Форт Лодердейл купил костюм и несколько рубашек. Нет, я конечно одевал всё это дело на формальные вечера три раза, но моей главной одежкой имхо был возраст в 37 лет, делавший меня (с большим запасом) самыми молодым мужчиной – посетителем ресторана практически в любой момент времени. Так что больше так напрягаться ради толпы пенсионеров не стану, долой чемоданы и кофры, ура рюкзакам.
Телекоммуникации
Ну что тут скажешь … интернетом до 75 центов за час пользоваться не стали из жадности, подключались в портах. Мобильные (оба, Билайн и МТС) на борту бОльшую часть времени не работали, несмотря на заявление о том, что мобильная связь есть. Я бы грешил на наших операторов, но зарубежные пенсионеры при нас обсуждали ту же проблему. Звонить с телефона из каюты по 8 баксов за минуту не пробовали.
Телевизор мы и в Москве не смотрим, поэтому могу сказать лишь, что было несколько бесплатных каналов. На ТВ также присутствуют опции просмотра информации по экскурсиям, развлечениям и покупкам на борту, а также актуальная информация по личному счету. Это всё очень хорошо, но дня за 3 до прибытия в Форт Лодердейл система стала жестко глючить, и по факту доступа к ТВ и информации не было. Так и не починили.
В общем, за организацию телекоммуникаций от меня Эклипсу твёрдый кол.
Медицинские проблемы
На Сен-Мартене в общественном туалете (пардон за подробность) услышал, как пенсионер с одного из гостивших в гавани круизников (а их там помимо нас было 5 штук) вопрошает старичка с Eclipse, много ли у нас на борту больных. Наш с некоторым недоумением ответил, что вроде все живы-здоровы, чем в свою очередь поверг вопрошающего в недоумение. Так что норо и прочие вирусы вроде бы обошли нас стороной.
Правда, при таком почтенном контингенте, как на нашем рейсе, сложно было не ожидать происшествий. Дважды отплытие задерживалось из-за medical emergency. Вывозили ли с корабля еще дышащие тела, али уже хладные – не знаю, но подозреваю второе. Впрочем, на общей благостной атмосфере это не сказалось.
Отравлений нам пережить не довелось, еда была вполне качественной. Однако, где-то между Кюрасао и Гренадой я заболел. Собственно, из симптомов была только высокая температура, за пару-тройку дней прошло, хотя посещение Гренады и Барбадоса было смазано. Грешу на попытки заниматься спортом в фитнес-зале – как и в прочих местах общественного пользования, кондишн там был весьма жесткий.
Несмотря на то, что шторма за 2 недели в моём представлении так и не случилось, качка имела место быть, особенно под конец плавания. Впрочем, наши вестибюлярные аппараты перенесли ее хорошо, таблетки не пили ни разу.
Занять себя на корабле
В приобщении себя к корабельному сообществу приключилась некоторая засада. Собственно, эта же засада была чуть ли не единственным фактором негатива, смазавшим (правда, не слишком сильно) удовольствие от поездки. Я в общем и целом был в курсе, что основной контингент круизников – это американские, канадские, британские и европейские пенсионеры. Мы как-то плыли на круизнике из Бергена в Гейренджерфьорд, и за 17 часов успели впечатлиться контингентом. Но Eclipse – корабль на 2,850 человек, и согласно объявлению на gust relations desk – fully booked. Произведя некие непонятные вычисления, основанные не непонятно каких допущениях (видимо, я именно так представлял себе худший сценарий), я решил, что даже если пенсионеров будет 70-80%, это оставляет нас с группой из 600-800 особей более-менее приближенного к нам возраста, с которыми можно пообщаться, задружиться, и главное – спланировать совместное исследование островов, ибо авто мы не водим.
Ага. Щас. За 2 недели были идентифицированы: а) несколько семейных пар с детьми б) несколько пар геев (ну куда ж без них) в) несколько странных одиноких девушек. В общем, расщедрившись, я бы оценил популяцию «непенсионеров», скажем, процентов в 5, или в 150 душ. Если честно, я и половины не насчитал, но некоторые, возможно, просто прятались в каютах, как мы, или вели сугубо ночной образ жизни. Во всяком случае, на выгрузке я заметил несколько вполне прилично выглядящих совсем не старых пар, за 2 недели ни разу мною не виденных.
Подобный демографический состав не только лишил нас общения, он сделал практически невозможным длительное пребывание в общественных местах. Конечно, мы ходили питаться, и по вечерам на ужин за наш столик. Пару раз даже посетили фитнес-зал, несмотря на всю комичность его контингента. Жена пыталась пару раз сходить на какие-то фитнес занятия, возвращалась через 5 минут с вытянутым лицом … ну как бы фитнес для старушек ее почему-то не привлек. А уж загар в общественных местах … брр … уж лучше посетить лавку токсидермиста и понаблюдать его за работой. Понимаю, все там будем. И безумно рад за импортных пенсионеров, которые могут позволить себе круиз на старости лет. Но нам, как лицам несколько моложе, это никак не помогало. Ну, без гулянок в баре, танцулек и вообще новых знакомств мы можем обойтись, а вот почти все планы по самостоятельному изучению островов накрылись медным тазом.
Организованные экскурсии и выгрузка
Итак, поняв, что закорешиться с кем-то с навыками вождения и пойти по пути аренды авто нам не судьба, решили сдаться на милость организованного туризма.
Буклет с перечнем экскурсий по каждому острову роздали в начале путешествия. Бронировать можно либо на соответствующем деске, либо путем заполнения прилагавшейся к буклету формы и ее опускания в специальный ящик, что я, собственно, и делал. Обычно на следующий день в каюту приносили билеты. Организация в целом была приличной, существенных накладок не припомню, ценник показался достаточно разумным, хотя на берегу, наверное, было бы дешевле.
Положительный комментарий не относится к процессу выгрузки в конечной точке маршрута. Обычно при покупке экскурсии обещали priority при покидании судна в порту (правда, ни разу не понадобилось). Прибытие в ФЛ – 07 утра, рейс у нас из Майами в 19.00. На корабле предлагается набор экскурсий с доставкой в аэропорт. Прикинув стоимость такси, нам эта опция показалась достаточно привлекательной, взяли шопинг-тур в Sawgrass Mills – самый большой торговый комплекс юга США. В инструкциях в билете – сбор в 9.00 на корабле, выезд в 9.15. В 8.00, по идее, все должны освободить каюты для уборки.
Приходим в точку сбора в 8.45 – нам говорят, что мы можем валить на берег самостоятельно. Удивляемся, но время вроде как есть, идем в общей толпе. Снова welcome to the USA. Граница, знаете ли – это вам не по карточке в островных портах ходить. Очередь огромная, движется медленно. Я матерюсь про себя, ибо имел такое подозрение, и брал тур в том числе с надеждой на то, что нас организованно проведут вне толпы. Стоим полчаса, тур уже по идее должен отбывать, продвижение скромное, впереди сотни страждущих дорваться до American soil.
Вдруг видим, как пославшая нас в никуда гидша бодро чешет вне толпы, сопровождая пару пенсов, у которых точно такие же экскурсионные наклейки, как у нас. Мы ее тормозим и интересуемся, что за дела, ибо мы явно опаздываем. Это деревянное существо (причем, судя по имени, какого-то восточноевропейского, а может и российского происхождения), успокаивает нас тем, что там еще и позади нас есть какие-то люди, так что экскурсию задержат. После чего чешет со своими пенсами дальше. Мы решительно пристраиваемся им в аръергард безо всяких приглашений с ее стороны, благодаря чему минуем таки бОльшую часть очереди, и добираемся к нашим сумкам. В автобусе мы в 9.30, он ждет нас и кого-то еще. Отчаливаем в 9.45, потеряв 30 драгоценных для супруги минут пребывания в торговом центре.
В общем, хотя в целом процесс налажен, персонал, занимающийся экскурсиями, как мне показалось, совсем отмороженный, и полагаться на него я ни в коем случае не стал бы. Выгрузка в США – практически как обычное пересечение границы в аэропорту, минус отпечатки пальцев плюс 2,800 желающих одновременно выйти из терминала.
Счета и оплата
В посадочный при регистрации на сайте обязательно нужно внести данные карты, которой будете расплачиваться на корабле. Есть проблема – как и многие злые люди в США, круизная компания блокирует расходы на карте на ежедневной основе, после чего в конце круиза списывает полную сумму потраченного, не трогая блокировки. Вернулся 26 числа, вон до сих пор висят, и еще чуть не весь февраль будут меня радовать, судя по всему.
Собственно цель круиза - острова
По островам продолжу позже.