Первым пунктом нашей поездки стал Латвийский этнографический музей под открытым небом. Это ещё один подобный музей, как две капли воды похожий на десяток таких же мест, которые я видел в Европе. Сюда ещё почти 100 лет назад (музей основан в 1924 году) начали привозить дома с разных частей Латвии. Собственно, по своей форме парк, в котором находится музей, напоминает саму Латвию, точнее когда-то напоминал, сейчас часть территории музея продана каким-то частникам. И дома в парке, соответственно, располагаются исходя из того, из какого исторического района Латвии они были привезены. Таких районов 4: Курземе, Видземе, Земгале и Латгале. Огромная заслуга создателей и работников музея в том, что место это пережило войну, и сейчас фактически только одно здание тут - современная реставрация. Ну, так говорят.
На данный момент тут установлены 118 строений. Самые старые датируются XVII веком, «молодые»; домики двадцатых годов прошлого века. Для наглядности, дома объединены в «дворы»;. И в них демонстрируется куча предметов быта, устройство интерьера, и прочее, прочее. За счет увеличения зрелищности создатели музея потеряли в реалистичности. Так, «двор бедного рыбака»; тут может включать в себя 3-4 постройки, прекрасно обставленные комнаты, кареты во дворе и прочее. Ну что поделать, если «дом зажиточного крестьянина»; уже в музее есть, надо же кусок экспозиции как-то назвать.
Самое красивое здание в музее - это церковь Усмас. Она просто восхитительна. Нет, снаружи – весьма обычная. Но внутрииии.
Знаете, принято говорить, что «Церковь - это корабль к небесам». Я впервые этот тезис услышал от священника деревянной церкви у Гремячего ключа. А потом Ленка сказала, что эта формула, оказывается, очень распространена, что между церквями и кораблями много общего. Подтверждение этому факту я вижу частенько. Например, в церквушке при Варшавском Университете кафедры выполнены в виде носов кораблей. Но впервые я вижу церковь, которая изнутри бы так походила на трюм деревянного корабля. Ну посмотрите, один в один же.
Кафедра тут стоит на голове у Моисея (?), а в углу зачем-то стоит большой БАРАБАН. Для ритуальных танцев?
Потолок церкви сколочен из досок и разукрашен. Очень красиво. Церковь Усмас построена в 1704 году, и с тех пор эта покраска, если я все правильно понял, практически не менялась, её всего лишь дважды подновляли. Если будете в Риге, я советую съездить в музей хотя бы ради того, чтобы увидеть эту прекрасную церковь. Да, богослужения тут проводятся каждую субботу в 10:00.
Сосновый лес, рядом большое озеро, ветерок, тут просто чудесно. В год музей посещает более 135 тысяч человек. Зимой тут катаются на санях и ходят на лыжах. Летом же в музейных двориках работают мастера - знатоки древних ремесел. Делают туески, куют подковы, шьют что-то. Вот, смотрите, эта палочка - барометр. Когда она направлена вверх (как сейчас), значит скоро будет гроза. Её сделал суровый такой мужык в майке латышского легиона СС.
Корчма, совмещенная с конюшней. Построена в 1841 году и привезена сюда из Бауски. Это там, где каменщик-призрак ходит у своего замка. Некогда тут останавливались на ночлег купцы, едущие с ярмарки. Сейчас, примерно в тех же декорациях, вы можете съесть хлебной похлёбки.
Тот самый дом зажиточного крестьянина. Построен в 40-х годах XIX века. Поделен, как и положено, на две части: теплую летнюю и зимнюю. Печь устроена таким образом, что теплый воздух от неё отапливает, фактически, две комнаты. В «теплой»; части стоит огромный такой теплообменник с крынками для увеличения теплой поверхности по бокам. Внутри - труба, по которой горячий дым делает несколько кругов, прежде чем уйти в дымоход.
Крестьянин, как я уже говорил, зажиточный. Поэтому в горнице у него несколько шкафов, а на антресолях всё, что нужно для жизни, включая лыжи и гроб. На всякий случай. Все двери, пол, окна и прочее в доме делалось без гвоздей.
Маленькая католическая придорожная часовенка конца XIX века. Построена была недалеко от Даугавпилса. Иисус в ней очень похож на Супермена. -)
В музее есть несколько мельниц. Первая - солидная, трехэтажная, «столбовая»;. Вращается на столбе, её можно повернуть по ветру, обслуживала сразу несколько деревень.
Вторая построена «по голландскому типу»; в начале ХХ века. Она была рассчитана всего не несколько дворов. Маленькая, зерна много не намолоть, к тому же ветер ловить не умеет, однако когда нет ветра на таких мельницах можно вращать жернова с помощью лошади.
Третья - тоже голландская. Вся не вертится, управлять можно только верхней её частью. Очень похожа по внутреннему строению на мельницы голландского Зансе-Сханса. Тут тоже с помощью цепи передач активируется сразу два жернова.
Ещё одна церквушка. Уже XIX век. Аскетичная до ужаса, но зато у её входа - красивые солнечные часы. -)
Есть в музее и старинные машины. Например, вот этим молотилка и локомобиль. Молотилка изготовлена компанией Ruston Hornsby Ltd Linkoln England по второй половине XIX века. Для обмолота зерна требовалось одновременно 8-10 человек. Зерно ссыпалось вниз на поддоны. Локомобиль фирмы Marshalls sons & Сo. Gainsborough. Работает на пару от сжигания в топке древесины или угля.
Летняя кухня-шалаш - это тоже не новодел. Ей 150 лет, хотя и собирались такие шалашики только на лето, как ременная постройка для приготовления пищи. Внезапно рядом православная церквушка. Построена в 30-е годы прошлого века. Очень похожа на наши северные церкви.
Один из экспонатов музея - кусок ствола 200-летней сосны. Это не афишная тумба, как можно подумать. Там под этим «зонтиком» - дупло, в котором некогда обитали пчелы. Это, собственно, борть, нечто среднее между естественным гнездом и ульем. Кстати, есть здесь и пасека. Вот, например, на второй фотографии тоже улей. Нет, не гроб, а улей. -)
ЗЫ: На всякий случай я заранее прошу прощения у всех, кто посчитает, что какие-то мои слова оскорбительны для страны, для них, для человечества и вообще. Все мои отчёты – это моё частное мнение. И базируются на моих частных воспоминаниях, размышлениях, ощущениях, эмоциях, вкусах, мировоззрениях и так далее. Я не представляю тут свой город или свою страну, не выражаю истину в последней инстанции (и в первой, собственно, не всегда). Не стоит искать у меня национализм или нетерпимость к культуре или представителям других народов, и так далее. И отдельно добавлю, что я очень люблю Латвию, был там в разных городах и местах, и обязательно ещё не раз приеду туда.