Безусловно, есть минимальные меры предосторожности, которые я всегда соблюдаю: не плачу на всяких левых сайтах сайтах и в каких-нибудь забегаловках Бронкса.
Но когда люди на форуме на полном серьезе пишут о том, что при поездке в Бразилию привязывают к одному счету пять физических карт и после каждого снятия денег блокируют использованную, переходя к следующей, то я просто впадаю в ступор. А когда человек заявляет, что он перед абсолютно любой покупкой (даже находясь дома!) переводит необходимую сумму с карты на карту путем отправки смс, то я понимаю, что банковская пропаганда удалась на славу.
Понятно, что даже с учетом крайне низкой вероятности воровства, никто от него не застрахован, и такое может действительно произойти с каждым, кто пользуется картой и держит на ней деньги. Понятно также, что банк будет не особо шевелиться с расследованием и возвратом денег, потому что деньги украли не у него, а у вас. Перспектива судиться с банком тоже не из приятных, так как на это нужно тратить личное время. Собственно, на мой взгляд, решение простое: завести несколько кредиток в разных банках, и для оплаты пользоваться только ими. Крайне желательно при этом зарплатные счета и депозиты в тех же банках не иметь. В случае воровства вы просто блокируете карту и пишете заявление на несогласие с операцией. При этом, потраченные деньги целиком необходимо на карту вернуть (в последний день беспроцентного периода) за исключением украденной суммы. Очевидно, что за деньги, которые принадлежат банку, он будет биться намного жестче.
И тут, собственно, возникает следующий вопрос (скорее, юридический). Вот, допустим, нахожусь я в Москве (и у меня есть неопровержимые доказательства этого), а по моей карте совершают операцию где-нибудь на Ямайке. Я блокирую карту, пишу заявление на отмену операций, но банк отмараживается и деньги на счет не возвращает. Так как деньгами я не пользовался, и воровство произошло не по моей вине (пин-код не разглашал, карту не терял), то деньги эти я компенсировать банку не намерен. Мне совершенно не понятно, почему банк не может, например, настроить автоматическую блокировку транзакций в случае значительного изменения местоположения по сравнению с предыдущей операцией? Вот видит, что до этого все операции были в Москве, а сегодня вдруг на Ямайке - отклонил списание, позвонил клиенту, убедился в том, что это действительно я внезапно уехал на Ямайку. Или, например, все платежи в интернете проводить исключительно с применением одноразового кода по смс. Сайт не потратился на поддержку 3D-Secure? - Пусть тратится, а пока сидит без клиентов. Эти два простых алгоритма пришли мне, обычному юзеру, в голову сразу, без размышлений. Но они избавят от подавляющего большинства левых операций. Сегодня любая кассирша в магазине может запомнить номер моей картой и расплатиться в интернете - это совершенно не нормально.
Последние несколько предложений были небольшим отступлением, точнее, объяснением моей точки зрения, согласно которой, за мошенничество должен нести ответственность банк, а не клиент.
Ну так вот, деньги я украденные на счет не вношу, банк в компенсации отказал, соответственно, возникает некая задолженность, по которой банк, согласно договору, начисляет проценты и штрафы. Потом проходит еще какое-то время, я посылаю банк в сад, банк подает в суд, и в случае положительного (для банка) решения, судебные приставы начинают требовать с меня деньги. Вот тут есть интересный момент: насколько я знаю, судебные решения по кредитам (видимо, до определенной суммы) принимаются без участия ответчика, то есть, у меня нет возможности доказать свою правоту до вынесения судебного решения (я тупо не буду проинформирован о факте инициирования судебного процесса). Как поступать в этом случае? Оспаривать решение суда? Или это по прошествии определенного времени уже невозможно? Или я должен исполнить решение суда и подать в суд на банк обратно? Или я могу подать в суд без исполнения первичного решения? То есть, еще раз, у меня есть неопровержимые доказательства того, что операцию на Ямайке совершил не я. Этого будет достаточно, чтобы признать банк проигравшей стороной?
Или мне необходимо предъявить банку иск самому, как только мне откажут в возврате средств на кредитный счет?
Очень хочется знать свои права и порядок действий при возникновении подобнй ситуации. Думаю, это будет полезно для всех форумчан.
Заранее большое спасибо ответившим.