В итоге проехал: Shanghai - Chongqing - Chushui - Zigong - Chengdu - Danba - Siguniangshan - Wolong - Chengdu - Chongqing - Shanghai
Полноценный отчет писать лень, далее тезисно некоторые моменты.
Виза: так как хотел быть гибким и не привязываться к бронированиям (и к их отмене), делал через турагентство. Гибкости хотелось в первую очередь потому что если бы в Сычуани пошли дожди, то поехал бы в проверенные Лицзян или Яншо. Ну и в целом немного двигал план. Плюс категорически не было времени самому заниматься визой. Конечно сильно переплатил и не могу сказать что кому-либо советую, но мне было так удобнее.
Транспорт: заранее брал билеты на поезда Шанхай - Чунцин - Шанхай (через trip.com, работает отличено; на travelchinaguide узбекскую Visa отказались принимать), все остальное на месте.
Отели: заранее бронировал только 3 ночи в Chishui (trip.com) и последнюю ночь в Шанхае (hostelworld). Остальное либо по ходу поездки онлайн (Чэнду, Чунцин) на hostelworld, либо искал на месте.
Связь: пользовался роумингом Мегафона. Брал пакет интернета 2 Гб с безлимитными мессенджерами. Мне хватило за глаза, так как не звоню по телефону и не было постоянной необходимости входить в интернет (вся коммуникация через мессенджеры). WhatsApp, Telegram и прочее отлично работали в роуминге без всяких VPN (если подцепляетесь к вайфают VPN нужен). Покрытие везде было шикарное, в том числе в горах.
Деньги: купил в Сбербанке в Москве наличные юани + была с собой на всякий случай карта UnionPay от ГПБ. Платил почти везде наличкой, проблем не было. Картой пробовал оплатить несколько раз в крупных городах, работала примерно в половине случаев (понятно что выборка маленькая). Узбекской Visa с собой не было. Конечно, если есть возможность поставить на телефона Alipay / WeChat Pay (ну или как его там) - это сильно упростит жизнь, принимают в любой дыре.
Входные билеты: будьте готовы к тому, что классическая схема (дал денег - получил красивый билет) в Китае не работает. На моем маршруте так продали только билет на пагоду в Ланчжуне. Во всех остальных случаях требовалась покупка через верификацию ID - то есть местные просто прикладывают свою карту-паспорт, а вам надо объясняться и помогать заполнять онлайн-форму. Будьте готовы указать местный номер телефона (можно просто гостиничный), без него китайцы зависают и не понимают что делать. В целом это не проблема, за исключением мест где надо бронировать билеты заранее онлайн. На моем маршруте таковым был только питомник панд в Чэнду - и там на турникетах я сказал что я иностранец без местных платежных систем, меня провели к "главной по входу", она купила билет за меня и я отдал ей наличные. Не очень понял - то ли это рабочая схема для иностранцев, то ли мне просто повезло. Следует заранее проверять, нужна ли онлайн-бронь в достопримечательность и при необходимости брать онлайн через ресепшен в гостинице.
Хостелы: жил в Чэнду и в Чунцине. Выделил отдельно этот момент потому что если раньше (ну по крайней мере в период моих предыдущих поездок в период 2005-2017) вы могли решить там любые логистические проблемы (покупка локальных туров, бронирование билетов и так далее), то сейчас это не совсем так. То есть ранее хостелы были полны иностранцев и действовали в том числе как локальные турагентства, то сейчас это в общем-то просто места для ночлега, ориентированные в первую очередь на китайских (ок, китайскоговорящих) туристов. Все местные решают вопросы онлайн, а вы ограничены. Иностранцев очень мало, очевидно что восстановление после ковидного локдауна еще не наступило.
Chishui: типичный милый провинциальный китайский город. На автобусе из Чунцина около 3 часов. Количество рейсов я не очень понял. У меня так произошло, что я немногим ранее полудня высадился из поезда на Chongqing North - и там есть автовокзал, но единственный оставшийся автобус был в 15:00. Мне не захотелось ждать и я, не будь дураком, поехал к старому центральному вокзалу, так как там рядом автостанция Caiyuanba, с которой раньше уходило много автобусов. Но там был только один рейс в 14:00, на который не было билетов. В итоге я поехал на такси обратно на Северный вокзал, только чтобы узнать что на автобус в 15:00 билетов больше нет. В итоге дураком оказался я, и пришлось взять билет на 14:40 до Luzhou, а там еще ждать и ехать примерно час на shared taxi за 100 юаней до Chishui. Сам себя обманул, получается. Прямой автобус из Чунцина должен идти примерно 3,5 часа. В Chishui вообще никто не говорит по-английски, иностранцев там почти нет, но место в целом очень понравилось и рекомендуется к посещению. Пробыл там два полных дня. В первый решил поехать в долину Sidonggou. По идее, на окраине Chishui должен был быть относительно новый туристический центр, откуда должны отправляться шаттл-басы до окрестных достопримечательностей. Так вот - центр есть, а вот активности там нет вообще никакой, на данный момент можете забыть про его существование. В итоге пришлось ловить такси. По счетчику вышло порядка 60 юаней, Sidonggou не очень далеко. Обратно было сложнее - у входа не было таксистов, обещанный туристический автобус так и не приходил, поэтому пришлось идти пешком в сторону города (в конце концов, там всего лишь 10 километров), но вскоре меня подобрал какой-то местный микроавтобус. Во второй день нашел таксиста, который отвез меня с ожиданием к Chishui Great Waterfall и Swallow Rock (последняя находится как раз по пути к водопаду), стоило это дело 200 юаней. Кстати, Swallow Rock понравилось больше всего (может потому что там почти не было людей).
На тему Chishui есть отличный отчет:
От Гуанчжоу до Гуанчжоу или неудавшийся дубль. Там все классно описано, за исключением двух моментов:
1. От Туристического центра по состоянию на октябрь 2023 не ходили никакие автобусы и никуда нельзя было вообще никак уехать, смысл его существования так и остался загадкой;
2. Там упомянут "маленький Шанхайский Bund". Не знаю, кто из китайцев придумал эту замануху, но Бундом там и не пахнет. Есть банальный променад вдоль реки с типичными провинциальными китайскими скульптурами и классными сычуаньскими tea house. А вот архитектуры там ровно ноль.
Chishui расположен на берегу реки, а через мост это уже Jiuzhi (провинция Сычуань). Оттуда можно как раз уехать в Чэнду, Чунцин и прочие города. Мне надо было в Luzhou, а оттуда уже поездом в Чэнду через Цзыгун. Так и вышло - около часа на мкироавтобусе до Luzhou, где взял билеты на поезда Luzhou - Zigong и Zigong - Chengdu. Та еще задача с точки зрения времени, потратил больше часа.
Zigong (Цзыгун) - тоже обычный провинциальный город; центральная набережная и окрестности прям симпатичные. Короче, можно немного погулять. Ну и местный палеонтологический музей (которым Цзыгун в первую очередь и известен в мире) - просто топ.
Из Чэнду ехал автобусом до Danba. Это примерно 6,5 часов, дорога очень хорошая (половина пути вообще по автостраде). Да и в целом все дороги в той части горного Сычуаня, где я был - хорошего качества. Допускаю, что и далее в сторону Тибета - тоже, инфраструктура развивается. Железных дорог пока нет, но активно строятся. Будет отдельная ветка до Siguniangshan (через Dujiangyan и Wolong), а будет еще дорога через весь Сычуань до Тибета (Ya'an - Kanding - Litang и далее до Лхасы). Так вот, для покупки билета на автобус пришлось ехать накануне на автостанцию Chadianzi, через хостел купить не удалось.
С погодой в горах повезло, золотая осень. Лишь один день шел дождь, да и то в тот когда я ехал из Чэнду в Даньбу. Поехал сначала туда, а только потом в Siguniangshan из-за акклиматизации. Я себя знаю - если бы с равнины сразу поднялся на высоту 3200, то пришлось бы пару дней отлеживаться (может другим и норм). А так провел пару дней на 2000, поэтому в горах было легко.
Danba - не особо примечательный городок на слиянии рек. Зато вокруг весьма симпатичные деревни, в целом советую посетить, места приятные. Такси где-то на полдня по трем основным деревням (Jiaju, Suopo, Zhonglu) стоило порядка 350 юаней. Еще эти деревни известны своими сторожевыми башнями. Но вообще с кавказскими башнями сравнить нельзя, на Кавказе их сильно больше.
Из Danba ехал до Siguniangshan на двух shared taxi (через Xiaojin), в сумме вышло около 4 часов и 70 юаней. Siguniangshan - крайне красивое место, шикарные долины и виды. Чуть подробнее написал здесь:
Re: Треккинг около хребта Siguniang в Сычуане в мае: Аннапурна-лайт, или 100 оттенков яков (да и вообще тот отчет крайне советую почитать, все отлично написано).
Siguniangshan - Chengdu: ехал на машине (брал через гестхауз) с остановкой в Wolong Panda Base. Около 6 часов на всю дорогу, включая примерно 2 часа в питомнике. 800 юаней, торговаться не вышло. Панд в Wolong Panda Base смотреть гораздо приятнее чем в Чэнду - оно и понятно, людей сильно меньше.
Билеты на поезда Chengdu - Langzhong и Langzhong - Chongqing мне помогла купить китаянка на респшене в хостеле. Через онлайн приложение, там можно на кого хочешь покупать. Да, по поездам - теперь в Китае нет бумажных билетов, проход на вокзал и далее посадка на поезд осуществляется через турникеты, куда надо приложить ID карту. Так как ваш паспорт там не сработает, то сразу надо идти к дежурному около турникетов (он есть всегда) и показывать ему паспорт. Он сверяет номер и пропускает вас. Это к тому что будьте внимательны при указании номера паспорта когда вам кто-то покупает билет.
Langzhong - приятный городок. Там большая зона со старой архитектурой, есть где побродить. Даже немного пожалел, что у меня было всего полдня на него, вполне можно было и переночевать.
Еще был план съездить в Wulong (взять тур одним днем из Чунцина). Приехал в Чунцин уже поздно вечером и намеревался купить тур в хостеле, но оказалось что они ничего не продают, направили искать турагентство на улице. Их там много, открыты допоздна. Но зашел в несколько и ничего не было на следующий день. В итоге решил просто погулять день по Чунцину. Оно оказалось к лучшему - на следующий день зарядил проливной дождь.
По Чунцину и Чэнду какие-то детали писать наверное нет смысла. Оба города - огромные современные мегаполисы с кучей небоскребов и большими системами метро. Конечно, сильно изменились с момента моих последних посещений (10 и 15 лет соответственно). Но при этом местный сычуаньский колорит точно остался, взять хотя бы местную кухню (найдете везде). Безлиикими назвать их точно нельзя.
Ну а Шанхай прекрасен, как и обычно. Появилось больше тусовочных мест, переделанных из старых кварталов (по типу Xintiandi или Tianzifang). Nanjing Xilu теперь, оказывается, сделали полностью пешеходной. Больше половины машин на улицах - электрические, стало непривычно тихо.