Итоговый маршрут на карте:
В качестве подготовки к поездке был забронирован отель в Таллине (PK Ilmarine Hotel) с 3 по 6 января, а также две ночи в Пскове, 2 и 7 января (Мини-отель Любятово). Отель в Пскове выбирали подешевле и с возможностью бесплатной отмены бронирования, т.к. предполагали попробовать доехать обратно одним днем. Также были изучены вопросы о прохождении границы на машине, закуплен запас незамерзайки (две канистры) и проведена визуальная проверка всех жидкостей и лампочек в машине. Машина новая, поэтому более тщательно проверять ее не стали. Визу делать не пришлось, потому что к моменту поездки действовал итальянский годовой шенген. Также перед выездом снарядились запасом питьевой воды, фруктами, орешками и пирожками с мясом, скачали оффлайн карты в телефонный навигатор и на всякий случай проверили наличие на маршруте заправок Лукойл и ГазпромНефть, как вызывающих наибольшее доверие. Ну и заправились до полного бака, разумеется.
Выехали утром 2 января и допустили первую ошибку: выехали мы в 12 часов, очень уж хотелось выспаться (работали вплоть до 31-го). Позже это аукнулось нам тем, что значительную часть пути мы ехали в темноте. Это не слишком критично, но неприятно. Зато выспались! Дороги были абсолютно свободные и сухие (был мороз -15, снега не было), и до Пскова мы добрались примерно к девяти вечера, делая редкие остановки на туалет и перекус. Заправились всего один раз на Лукойле около трассы где-то на полпути до Пскова.
В Пскове мы были неприятно удивлены тем отелем, который выбрали. Там было относительно чисто, но очень холодно, плюс сам отель расположен в промзоне в здании общежития (как мы поняли, часть здания и до сих пор является общежитием). При этом видно, что персонал отеля старается нивелировать отрицательные моменты: нам выдали обогреватель и одеяла, чай. Питания, правда, в отеле не предусмотрено, в номере лежит список разных служб доставки пиццы и суши. Зато ночь в этом отеле обошлась нам всего в 1500р. Спали мы в одежде, утром быстро собрались и поехали дальше, сделав крюк вокруг Псковского Кремля и заехав позавтракать на заправку. К слову, заправки крупных брендов на трассах встречаются каждые 50 км и все они чистые, с туалетом, везде можно перекусить. Мы были этим приятно удивлены и из той еды, что мы брали с собой, на самом деле стоило бы взять только что-нибудь для перекуса на ходу, вроде орешков и фруктов. Поесть серьезно удобнее всего именно на заправках.
При выезде из Пскова условия нашего путешествия серьезно изменились. За ночь выпал снег, и ехать пришлось значительно медленнее и внимательнее. Тем не менее около 12 часов дня мы уже были на границе (пункт Куничина Гора-Koidula). Интересная особенность: перед въездом на КПП есть участок платной дороги длиной около 150 метров. Проезд по нему стоит 150 рублей. Перед нами в очереди было около 4 машин и парочка пешеходов. Границу прошли быстро, ни наши, ни эстонцы нас не досматривали, просто прошлись вокруг машины с открытыми дверями и багажником, проставили все отметки в паспортах и пропустили. В Эстонии погода была такая же, за машиной тянулся довольно длинный шлейф снега, скорость была невысокая, к тому же с каждой встречной машиной приходилось сбрасывать скорость, т.к. трасса была расчищена таким образом, что встречные потоки ехали близко друг к другу. К тому же в Эстонии действуют строгие ограничения скорости (максимум 90 км/ч, которые нельзя превысить ни на километр, иначе около 300 евро штрафа. По крайней мере, так было указано на всех ресурсах, хотя местные часто превышали километров на 10, возможно знали где есть камеры). В итоге около 15 часов мы были в Тарту, где пообедали, а к 19 часам въехали в Таллинн. Последние несколько часов этого пути были особенно сложными из-за того что стемнело, пошел снег, замерзла омывающая жидкость и стекло стало грязным, но мы прорвались!
Вот так выглядел один из участков трассы:
Отель в Таллинне порадовал своей чистотой, новизной и, главное, теплом. Позже мы также выяснили, что в этом отеле потрясающие завтраки. Машину оставили на парковке отеля за 5 евро в сутки, оплатили проживание, занесли вещи и пошли скорее смотреть на рождественский старый город. Отель PK Ilmarine расположен через дорогу от Старой Маргариты, поэтому мы сразу оказались в вечернем Старом Городе. Словами эту атмосферу передать сложно, поэтому вот несколько фото:
Центральная площадь с ратушей и рождественским базаром - центр Старого Города
Красавица жена
Вид с крыш. Погода была разная
В Таллинне нам очень повезло с погодой. В Старом Городе чувствовался дух Средневековья, Рождества, гостеприимства и праздника. Все было как на картинках, только эта реальность не была отредактирована в фотошопе. Мороз не мешал прогулкам, а только способствовал всей этой атмосфере. На центральной площади наливали разнообразные горячие напитки, кормили вкусной едой с гриля. Иногда шел снег хлопьями, иногда светило яркое солнце. В Таллинне мы впервые побывали в ресторане, который был стилизован под Средневековье до мельчайших деталей: отсутствовал электрический свет, wi-fi, музыку играли музыканты на специальной сцене в углу, официанты в средневековых одеждах и с такого же стиля прическами припадали на одно колено, мебель из дерева, посуда из глины, еда простая и вкусная. Такого полного погружения у меня никогда не было.
В общей сложности мы пробыли в Таллинне два дня и один вечер, несколько раз обошли Старый Город и посетили два музея (Морской, очень рекомендую его для детей, и Старую Маргариту). Город нам очень понравился, но 6 января пора было отправляться домой. Еще по дороге из Пскова мы решили, что в Псков мы возвращаться не хотим, отменили бронирование в Любятово и забронировали отель Mark Inn в Санкт-Петербурге (мы в нем уже бывали несколько лет назад). Позже из социальных сетей мы узнали, что на КПП Нарва-Ивангород в эти праздники была огромная очередь, и даже те, кто ехал из Питера, делали крюк через Псков. Сайт, на котором можно было забронировать очередь на границе с эстонской стороны (http://www.estonianborder.eu , обязательно им пользуйтесь!), 5 января сообщил нам, что на данный момент ждать в живой очереди придется около 10 часов, а забронировать время уже давно нельзя. Это нас серьезно озадачило, но отменить бронирование в Питере было уже нельзя, и мы решили выехать максимально рано утром (с учетом завтрака в отеле с 7 утра), чтобы избежать возможных очередей. Перед выездом еще раз проверили сайт, в 7 утра он показал очередь длительностью 1 час. Бронировать место в живой очереди было рано, поэтому решили выйти в интернет за 100 км от границы и забронировать место оттуда. Так мы и сделали, обещанная очередь была к тому моменту около 2 часов, за час из которых мы должны были еще успеть проехать 100 км, а второй час давался на регистрацию. К границе мы приехали вовремя, но тут начались сложности. Эстонцы, чтобы равномерно распределить поток желающих, придумали очень хитрую схему. Перед тем, как ехать непосредственно к границе, нужно пройти своеобразное подтверждение того, что ты приехал. Все приезжают на большую площадку в километре от границы и ждут появления на табло номера своей машины (он указывался на сайте). После этого нужно подойти к специальной будке, сунуть туда ПТС и 3 евро (машина при этом должна быть видна из будки). ПТС вернут вместе с чеком с номером (как в Сбербанке), на котором написано время, когда тебя вызовут на границу. У нас это время составило 15 минут и мы впритык успели добраться до КПП. На КПП должен загореться номер, указанный на чеке, после чего процедура аналогична той, которая была при пересечении границы с обратной стороны. После выезда из Эстонии перед въездом в Россию живая очередь, у нас никто ничего придумывать не стал.
Несмотря на страшилки, которых мы начитались накануне, весь процесс пересечения границы занял около двух часов. К 18 часам мы уже были в Санкт-Петербурге. Там мы погуляли по новогоднему Невскому проспекту и Дворцовой площади, поужинали с друзьями (для любителей бургеров рекомендую Ketch Up Burgers на Литейном) и легли спать. Утром позавтракали в Шоколаднице и отправились в Москву. Трасса М10 несколько раз нас удивила. Сначала мы впервые столкнулись с полосами для обгона. Для тех кто не знает: трасса состоит из трех полос, и средняя чередуется то для одного направления движения, то для другого. Очень полезная штука. После этого удивление было уже менее приятным: в районе Твери был не то ремонт, не то просто плохая дорога (скорее всего и то, и другое, но мы снова напоролись на то, что темнеет рано, и не разглядели), но трясло ужасно. И это одна из основных магистралей страны! До Пскова и то дорога была лучше. А потом началась пресловутая М11. За 250р мы проехали 80 км по идеальной почищенной и освещенной трассе по две полосы в каждую сторону. Домой в Москву мы вернулись около 20 часов, успев постоять в пробках на Ленинградке.
За всю поездку было потрачено:
Бензин: 6100р (Заправлялись только в России на заправках Лукойл и Газпромнефть примерно по 37р за литр АИ-95. В Эстонии бензин стоит 1 евро за литр)
Еда: 3800р + 196 евро (еда в дороге, бургеры в Питере и кафе-рестораны в Эстонии)
Проживание: 279 евро (с парковкой) Таллинн + 3500р Псков+СПб
Билеты в музеи и пересечение границы 37 евро
Пройденное расстояние: 2190км
Путешествие в таком формате и сам Таллинн нам очень понравились. Это был наш первый опыт путешествия на машине, и хотя дорога отнимает массу времени и сил и полна опасностей, это тоже очень интересное приключение. К тому же, исключается вероятность перевеса багажа Для первого раза все прошло очень гладко, и мы обязательно поедем в Европу в следующий раз именно на машине.
Этот отчет также является первым для меня на этом сайте. Я очень надеюсь, что он будет полезен, и с нетерпением жду комментариев. Спасибо за внимание и удачных путешествий!