Приполярный Урал зимой 1980. Ретропутешествие

отзывы из экстремальных путешествий в поисках адреналина: рафтинг, альпинизм, кайтсерфинг, серфинг, виндсерфинг, парапланеризм в разных странах мира, спортивные путешествия

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

Приполярный Урал зимой 1980. Ретропутешествие

Сообщение: #1

Сообщение Vytas » 09 сен 2012, 15:17

Об чем
Все теперь знают что секса в СССР не было. В этой теме попытаюсь рассказать как выглядело зимнее туристическое путешествие (серьезное) в 80-тые годы. Извиняюсь за плохое качество снимков: снимали на обратимую кинопленку, и я еще криво сделал скан. Если будет время поправлю. Заранее извиняюсь за грамматические ошибки - я подзабыл русский язык. Буду благодарен за поправки. Оказывается Гоогле Мапс не знает ничего про те края, то не могу выложить маршрут. И извиняюсь если спутаю названия. Но в остальном все будет верно .

Я был членом Клуба Путешественников Вильнюсского Университета. С друзьями уже побывали на зимних путешествиях в Карпатах, Коле (по нескольку раз), летом в горах (Кавказ, Алтай), и так путешествовали по Литве каждые выходные круглый год. Чувствовали себя крутыми. Четвертый курс, зимние каникулы (конец января) - последний шанс попутешествовать вместе. В пятом курсе придется писать дипломную, будет не до путешествий.

Отправились в Республиканский клуб почитать отчетов - думали про Южный Урал. Какой то мудак сказал: серьезные парни должны ехать в Приполярный Урал, вот там круто... Мы и повелись. Вот об этом и будет рассказ.

Подготовка
Нашли парней из клуба (Meras), которые были в Приполярном год назад. Обморозились, несколько дней просидели в охотничьей хижине и вернулись обратно. Хорошо, что все обошлось, ничего им не отрезали. Получили ценные совету:
- взять серьезный термометр (у них был до -45, зашкалило);
- макароны и крупу не ложить в пластиковые пакеты - пластик рассыпается;
- хорошо наточить топор, чтоб можно было бы разрубать колбасу и сало;
Еще порывшись в информации нашли что относительная температура (холод + ветер) в это время может быть до -80 C в тех краях.

Да, поняли что к этому нужно подойти серьезно. Нас собралось оптимальное число для зимних путешествий: 6 парней и 2 девушки.

Главное - одежда и инвентарь.

Инвентарь продвинутого туриста

Топ путешественники (как группа Метелица которая ходила на лыжах по острову Франца Иосифа - одна из них нам помогала советами) имели пуховки и другие крутые вещи. Нам, студентам, приходилось выкручиваться самими. И так:

- ботинки. Самое главное. В принципе в СССР была одна модель туристических ботинок, популярно называвшиеся "говнодавами". Это чудо производилось в Украине, стоило 11 рублей, подошва типа "вибрам"отваливалась обычно на 3 день, если промокали (а промокали всегда), то принимали причудливые формы. То есть, как и каждая вещь произведенная в СССР, требовала доработки.

Сперва саморезами нужно было крепко привернуть подошву. Потом варилась специальная смесь (секрет состава передавался из поколения в поколение путешественников) из терпентина, гусиного жира и еще всяких приправ. Ботинки натирались, засовывались в духовку (Мама не возражала), и так несколько раз пока они не становились водонепроницаемыми.

- бахилы. Без них обморозишь ноги сразу. Простой вариант: шьешь мешок, где внизу брезент (чтоб не порвали замки крепления лыж), а вверху простой материал. Advanced: внизу технический капрон (колдура), а вверху парашютный шелк;

- штормовые брюки. Нужен был комбинезон с подтяжками, чтоб не простудить спину. Я купил брезентовые охотничьи брюки, дошил вверх спереди и подтяжки. Еще пришлось на 10 см удлинить брюки - как то не соответствовали стандарту;

- рубашка - обыкновенная фланельная рубашка, но внизу дошита фланель, чтоб закрывала важные мужские места;

- рукавицы. К рабочим рукавицам дошивается удлинение (как у бугалтеров в старых фильмах), резинка и графка чтоб прикрепить к штормовке. Внутри уже вкладываешь простые домашние (от бабушки) рукавицы;

- штормовка. Обычная брезентовая штормовка, но к капюшону прикрепил два лисьих хвоста (Мама одолжила из своей коллекции - отец охотником был). Девушки в Кожиме были восхищены, уговаривали обменять на услуги, но я устоял;

- маска для лица - сам сшил;

- вместо пуховки имели рабочие меховые безрукавки - чтоб надеть вечером;

- еще толстые шерстяные носки, обшитые парашутным шелком чтоб спать;

Научился довольно нормально шить на швейной машинке, потом даже пуховик сшил...

Инвентарь
На этом походе мы использовали Hi-Tech - новые изобретения для зимних путешествий.

- саночки. Основная проблема в зимних путешествиях был вес. Калорий (еды) нужно много, и все это нужно тащить на спине. Как раз в это время Эстонская фабрика Salvo (?) начала выпускать симпатичные пластмассовые саночки (теперь их всюду полно). После некоторой доработки (петли, чтобы прикрепить груз), туристы догадались что это супер штука чтобы туда переложить часть груза и тащить за собой. Правда, эти саночки вели себя довольно коварно. Мы их нежно называли kiaulaites (свинки). При спусках они норовили обогнать и больно ударить по ногам. Я сам видел, как саночки при спуске на фирне поровнялись с Сигитасом,
саночки проехали по одной стороне дерева, а он по другой. Репшнур был крепкий... От смеха я упал, мои саночки этим воспользовались и ударили в задницу... Вообще супер вещь, при крутых спусках их переворачиваешь и используешь как тормоз;

- сетка для костра. Это революционное изобретение, мы с такой штуковиной ехали первый раз. Раньше бедные дежурные по кухне должны были выкапывать яму в снегу глубиной 2-3 метра, так как костер на снегу проваливается. От костра стенки ямы становились ледовыми, и они слетали вниз когда спускались, а наверх их нужно было вытаскивать. Кто-то додумался сделать подвесной костер. Для этого приобреталась металлическая сетка (обычно за 1 уе - т.е. бутылку водки) у строителей - эта сетка ставилась в вентиляционные окошки. Сетка тросиками натягивалась между деревьями, на ней разжигался костер, и никакого рытья снега.

Безопасность
Путешествие было твердая 4 или 5 категория сложности, но мы из за состава такую оформить не могли, оформили 3 категорию. В городском клубе свои парни, пропустили. Но все равно должны были участвовать в проверочном походе. Проверяли:
- лавинные ленты. Каждый имеет красную ленту метров 20 длины, при проходе лавинного склона она распускается. Если пройдет лавина, теоретически по этой ленте легче найти человека;
- лыжные палки. Отрезается верх у рукоятки, и ставится резьба чтоб можно было соединить две палки и сделать лавинный щуп. К острию накладывается штучка, чтоб можно было зацепить одежду (или глаз) :-);
- лыжи. Делается отверстия спереди, должны иметь крепления чтоб можно было соединить лыжи и сделать санки для транспортировки пострадавшего;

Ксивы
Всегда в то время была проблема получить билеты. Билетов нет! Для этого использовались ксивы. Это документ, который обычно начинался "Ко всем советским и партийным организациям. Экспедиция ...", а дальше по фантазии авторов. У нас "крыша" была Литовское отделение общества "Знания", с печатью и подписью председателя (моего Отца). С такой бумагой можешь спокойно зайти к начальники вокзала и поинтересоваться, правильно ли он понимает линию Партии

Маршрут
В принципе маршрут был простой. Доезжаем на поезде "Москва-Воркута" до Кожима (интересный поезд), дальше по зимней дороге на машине поднимаемся до шахт горного хрусталя, а оттуда прём до ближайшего жилого места, Косью, всего 250 километров. В Кожиме начальником геологоразведки работал литовец из нашего турклуба, обещал посадить на машину. Проблема была с первым днем - от шахт до леса было где-то километров 30 и перевал, мы не рассчитывали на ночевки без леса (дополнительный вес), и это нужно было по плану преодолеть за один день. Другая проблема - холод (но студенческий отпуск выбрать нельзя), и риск "если что случится" - большие расстояния до помощи.

Установка лагеря
Стандартный вариант в то время была армейская палатка с "буржуйкой". Палатка как раз на 8 человек. Печку мы брали титановую, чтобы была легче. Стоянка обычно происходила так:
- одеваемся теплее;
- после лыжни остановка делает стресс - снимаем стресс 20 г спирта (стаканчик от пленки ORWO CHROM);
- все дружно лыжами растаптываем стоянку для палатки (чтоб можно было ходить вокруг без лыж);
- 2 идут и пилят дерево (Дружба 2), 2 приготавливают еловые ветки для подстилки, 2 занимаются кухней, 2 ставят палатку. Постановка палатки довольно сложное дело. В брезентовой палатке место для дымохода обшито несгораемой тканью. Печка вешается на оттяжках, на трубу надевается ловитель искр (баночка от консервов с дырками). Легко отличить по лицу тех, кто ставит печку - они приобретают южный оттенок (см ниже про гигиену)

Ночевка
Самое важное - ужин. Все разложились на спальниках, жужжит печка и тепло - +4. Из экономии веса для чая и макарон используется та же литровая кружка. Так как ночью она замерзает, то чай всегда получается с макаронами, и наоборот. Спальники соединяются по два, спим по три. Тот, кто у края палатки, регулирует переворачивание на другой бок. Печку нужно топить всю ночь, обычно смена 1.5 часа, тебя вытаскивают из спальника, идешь к печке, потом вытаскиваешь другого и залезаешь в его теплое место. Девушки у нас не дежурили.

Сидение у печки это один из кайфов похода. Печка раскалена докрасна. Под собой набираешь кружку (в ту, с макаронами) снега, ставишь на печку, вынимаешь "приму", закуриваешь и думаешь - нафиг ты тут делаешь, с подружкой в Паланге даже зимой было бы гораздо теплее. Почему ты здесь? Как раз в такие созерцательные моменты, какой-нибудь мудак неудачно переворачивается, носки (а они развешаны повсюду около печки) падают на печку, дым, пожар, и слушаешь отзывы своих товарищей (а товарищи ли они?) о том *** кто дежурит у печки. Мне как-то редко удавалось полностью насладиться вечером (а ведь об этом думаешь весь день, таща за собой "свинку" - вот вечером во время дежурства помедитирую).

Гигиена

Главное правило в зимних походах - не мыться. Одна из причин, что просто нет воды, только снег, другая в том что можно обморозить лицо. Каждое утро мы натирали лицо то ли заячьим, то ли гусиным жиром. Особенно те, кто ставили печку (я), приобретали специфический оттенок лица.

Справить нужду тоже не просто. Без лыж ты сразу проваливаешься по уши, то все это нужно делать на лыжах. Найти укромное место. Раздеться (холодно), чтоб можно опустить подтяжки штормовых брюк, снять три слоя брюк и сделать все аккуратно чтоб не попасть на лыжи...

Время
В январе день на Севере очень короткий. Выходили еще в темноте, и останавливались как только начинало смеркаться. Человек живет по времени, ему важны цифры. Идти спать в 7 часов вечера, и дежурным вставать в 3 тяжело. Мы имели только одни часы, то во время дежурства я (разумно) сдвинул часы на час вперед. Другие были тоже разумные, то когда приехали в Косью наше время отличалось от официального на три часа.

Еда
Зимой нужно много калорий, утром дежурные делали котелок каши и котелок чая. На обед дежурный утром, пока тепло, разрезал сало, откладывал сухарики и аджику (очень повышает температуру). Когда останавливались на обед - разбрасывал каждому порцию (ведь все на лыжах). Еще имели трехлитровый термос, в котором чай не замерзал. А вечером опять каша с чаем. В последнюю ночевку сделали бал: сгущёнка со спиртом. Круто. Но завтра было трудно дотянуть до станции.

Дальше: что получилось из наших планов, т.е. само путешествие со снимками
Аватара пользователя
Vytas
Навечно в списке
 
Сообщения: 2259
Регистрация: 16.05.2007
Город: Vilnius
Благодарил (а): 70 раз.
Поблагодарили: 345 раз.
Возраст: 66
Страны: 42
Отчеты: 17
Пол: Мужской
отзывы о скайсерфинге

Re: Приполярный Урал зимой 1980. Ретропутешествие

Сообщение: #2

Сообщение Vytas » 09 сен 2012, 20:12

Да, я извиняюсь за отсутвием фоток. Обычно я из загружал в Пикасу, и вставлял в форум. Google улучил инетерфейс, т.е.
- мне нужно было загрузить 20 фоток, он пыталься просканировать весь диск;
- когда удалось загрузить те фотки, никак не нашел как можно сделать на них ссылки. Раньше было меню, сейчас нету. Предлагают поделиться тольko через Google+

Вот думаю - я полный идиот, или Google считает нас идиотами. Не буду рассказывать, что и куда я мечтаю засунуть менеджерам этой компании. В порядочном форуме обьяснять это неприлично.

Очень жаль, но продолжение этой истории немножко откладывается, как раз нужны ретро снымки. Пока найду безопасный вариант где хранить фото.

А для менеджеров Google желаю ... (в приличном форуме таково не пишет)

А мне честно обидно. Настроение было хорошее чтоб писать, а Google нa***л. Прямо в душу.
Аватара пользователя
Vytas
Навечно в списке
 
Сообщения: 2259
Регистрация: 16.05.2007
Город: Vilnius
Благодарил (а): 70 раз.
Поблагодарили: 345 раз.
Возраст: 66
Страны: 42
Отчеты: 17
Пол: Мужской

Re: Приполярный Урал зимой 1980. Ретропутешествие

Сообщение: #3

Сообщение Pentagon.Kiev » 23 сен 2012, 00:37

Vytas писал(а) 09 сен 2012, 15:17:Ночевка
Самое важное - ужин. Все разложились на спальниках, жужжит печка и тепло - +4. Из экономии веса для чая и макарон используется та же литровая кружка. Так как ночью она замерзает, то чай всегда получается с макаронами, и наоборот. Спальники соединяются по два, спим по три. Тот, кто у края палатки, регулирует переворачивание на другой бок. Печку нужно топить всю ночь, обычно смена 1.5 часа, тебя вытаскивают из спальника, идешь к печке, потом вытаскиваешь другого и залезаешь в его теплое место. Девушки у нас не дежурили.

Сидение у печки это один из кайфов похода. Печка раскалена докрасна. Под собой набираешь кружку (в ту, с макаронами) снега, ставишь на печку, вынимаешь "приму", закуриваешь и думаешь - нафиг ты тут делаешь, с подружкой в Паланге даже зимой было бы гораздо теплее. Почему ты здесь? Как раз в такие созерцательные моменты, какой-нибудь мудак неудачно переворачивается, носки (а они развешаны повсюду около печки) падают на печку, дым, пожар, и слушаешь отзывы своих товарищей (а товарищи ли они?) о том *** кто дежурит у печки. Мне как-то редко удавалось полностью насладиться вечером (а ведь об этом думаешь весь день, таща за собой "свинку" - вот вечером во время дежурства помедитирую).

Витас, спасибо за рассказ!!!
Отлично подняли мне вечернее настроение!

Жду продолжение!
Аватара пользователя
Pentagon.Kiev
полноправный участник
 
Сообщения: 389
Регистрация: 26.04.2010
Город: Киев
Благодарил (а): 71 раз.
Поблагодарили: 38 раз.
Возраст: 54
Страны: 59
Отчеты: 6
Пол: Мужской

Re: Приполярный Урал зимой 1980. Ретропутешествие

Сообщение: #4

Сообщение Rezoner » 23 сен 2012, 09:48

Комментарии из 70-х годов прошлого века...
Vytas писал(а) 09 сен 2012, 15:17:Спальники соединяются по два,
- и такая конструкция называется "Дунькин сарафан"

Vytas писал(а) 09 сен 2012, 15:17:Сетка тросиками натягивалась между деревьями, на ней разжигался костер

-это действительно революционно е изобретение!

Самое холодное действие в походе - установка палатки: пока идёшь - тепло, когда печка работает - тоже почти тепло.

Из маленьких хитростей: для дежурных возили с собой пару валенок и меховые рукавицы.

Для перекусов (дневных) - таскали с собой термос с бульоном. Бульон варили с утра из "сублимата" - варианта пеммикана: дома заранее мясной фарш подсушивался в духовке.
Ещё для рационального питания (калории, витамины - кроме колбасы в дневной перекус ели сливочное масло с халвой, очень вкусно и совсем не пачкается на морозе. И в кармане с собой были таблетки витамина С с глюкозой - такие цилиндрики из 10 таблеток...
Лыжи ценились окантованные, "Бескиды..." - я купила себе "Турист", ох и тяжеленные же они были...
Vytas писал(а) 09 сен 2012, 15:17:Главное правило в зимних походах - не мыться
- я нарушила это правило, и слегка обморозила кусочек щеки...

Да, и компания физтехов, с которой я пошла в первый лыжный поход (Кольский) - объясняла, зачем с собой девушек берёт: чтобы после возвращения не использовать ежечасно нанормативную лексику, при девушках материться было не принято...
Аватара пользователя
Rezoner
Старожил
 
Сообщения: 11322
Регистрация: 15.02.2005
Город: Москва
Благодарил (а): 344 раз.
Поблагодарили: 1279 раз.
Возраст: 71
Страны: 47
Отчеты: 38
Пол: Женский

Re: Приполярный Урал зимой 1980 - фотохостинг

Сообщение: #5

Сообщение Pentagon.Kiev » 24 сен 2012, 18:12

Vytas писал(а) 09 сен 2012, 20:12:Очень жаль, но продолжение этой истории немножко откладывается, как раз нужны ретро снымки.
Пока найду безопасный вариант где хранить фото.

Витас, как вариант удобного и бесплатного хранилища фотографий (фотохостинг), предлагаю воспользоваться http://fotki.yandex.ru/

Другие варианты - почитай обзор с описанием-сравнением разных фотохостингов.

P.S. жду продолжения истории по поход на "северный полюс".
Аватара пользователя
Pentagon.Kiev
полноправный участник
 
Сообщения: 389
Регистрация: 26.04.2010
Город: Киев
Благодарил (а): 71 раз.
Поблагодарили: 38 раз.
Возраст: 54
Страны: 59
Отчеты: 6
Пол: Мужской

Re: Приполярный Урал зимой 1980. Ретропутешествие

Сообщение: #6

Сообщение Arvydas76 » 26 дек 2012, 14:06

Витас, а-ууу!!! Все еще надеюсь увидеть продолжение вашего рассказа

А так - спасибо за интересные рассказы, хорошое чувство юмора и с праздниками вас - наступившими и наступающими!
Arvydas76
новичок
 
Сообщения: 1
Регистрация: 27.03.2010
Город: ВИЛЬНЮС
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 47
Страны: 13
Пол: Мужской

Re: Приполярный Урал зимой 1980. Ретропутешествие

Сообщение: #7

Сообщение Zlatan » 29 май 2013, 21:13

Витас, я загружал фотки на Яндекс - вроде бы нормально в отчетах смотрятся. Так что давай, пиши дальше, порадуй душу.

Наташа - у меня с тех давних пор "Бескиды" оставались. Причем ещё те, которые выпускали из высушенной древесины, ещё до пожара на фабрике. Пролежали они тридцать лет.
Взял их старший сын в какой-то свой лыжный поход на Северный Урал - он в лыжных походах не очень спец. Так говорит, что ему даже руководитель похода завидовал. Потом ходил с ними по горам Приморья - вернулся в полном восторге. Металлический кант прекрасно фирн держит при траверсе снежного склона. Умели наши делать раньше !

Палатки шили всегда сами - из парашютов , из каландрированного капрона. Ну и остальное снаряжение - тоже сами. Один из моих рюкзаков даже дошел на человеке на лыжах до Северного полюса - с группой Подрядчикова - это было чуть позже Шпаро, но зато без какой-либо помощи ЦК ВЛКСМ. Нет, дошел не на мне - на очень уважаемом мной человеке - моем учителе лыжного туризма А.Н.Маклецове.

Ксивы тоже делал шикарные - сначала доставал бланки "Динамо" и писал про нас так, что даже было совестно. Но печатей не было ! Зато ставил исходящий номер и всем советским и партийным структурам объяснял, что печати не бланках с исходящим, если это не финансовый документ, не нужны.

Потом уже официально мог получать бумаги Московского ГТК или Московской МКК, но они смотрелись не так солидно и слишком сухо, хотя были с печатями.

Спальник лучше всего делать один на всех , а не состыковывать по два - так оптимальнее - вес на человека меньше и теплее. Спальники естественно тоже шил, не забывая пришивать мягкую теплую ткань веером сверху. Ну и куртки, минимизируя вес, оптимально располагая слой синтипона в разных местах , то есть если утепление живота куртки принимать за 100%, то поясницу - 130%, рукава куртки ниже локтя - 50%, а в районе плеч - 80 % и т.д.
Проанализировав в своё время динамику изменения плотности пуха в пуховках, пришел к выводу, что синтипон надежнее.

И т.д.

Так что , Витас, давай, пиши дальше.

ПРОСИМ !
Zlatan
почетный путешественник
 
Сообщения: 3237
Регистрация: 03.12.2009
Город: Москва
Благодарил (а): 484 раз.
Поблагодарили: 426 раз.
Возраст: 69
Страны: 48
Отчеты: 9
Пол: Мужской




Список форумовВиды туризма: Круизы, Горные лыжи, Дайвинг, Рыбалка и Охота, Тематические поездкиАдреналин. Экстрим. Спорт : поездки за адреналиномОтзывы: спортивные и экстремальные путешествия



Включить мобильный стиль