Все теперь знают что секса в СССР не было. В этой теме попытаюсь рассказать как выглядело зимнее туристическое путешествие (серьезное) в 80-тые годы. Извиняюсь за плохое качество снимков: снимали на обратимую кинопленку, и я еще криво сделал скан. Если будет время поправлю. Заранее извиняюсь за грамматические ошибки - я подзабыл русский язык. Буду благодарен за поправки. Оказывается Гоогле Мапс не знает ничего про те края, то не могу выложить маршрут. И извиняюсь если спутаю названия. Но в остальном все будет верно .
Я был членом Клуба Путешественников Вильнюсского Университета. С друзьями уже побывали на зимних путешествиях в Карпатах, Коле (по нескольку раз), летом в горах (Кавказ, Алтай), и так путешествовали по Литве каждые выходные круглый год. Чувствовали себя крутыми. Четвертый курс, зимние каникулы (конец января) - последний шанс попутешествовать вместе. В пятом курсе придется писать дипломную, будет не до путешествий.
Отправились в Республиканский клуб почитать отчетов - думали про Южный Урал. Какой то мудак сказал: серьезные парни должны ехать в Приполярный Урал, вот там круто... Мы и повелись. Вот об этом и будет рассказ.
Подготовка
Нашли парней из клуба (Meras), которые были в Приполярном год назад. Обморозились, несколько дней просидели в охотничьей хижине и вернулись обратно. Хорошо, что все обошлось, ничего им не отрезали. Получили ценные совету:
- взять серьезный термометр (у них был до -45, зашкалило);
- макароны и крупу не ложить в пластиковые пакеты - пластик рассыпается;
- хорошо наточить топор, чтоб можно было бы разрубать колбасу и сало;
Еще порывшись в информации нашли что относительная температура (холод + ветер) в это время может быть до -80 C в тех краях.
Да, поняли что к этому нужно подойти серьезно. Нас собралось оптимальное число для зимних путешествий: 6 парней и 2 девушки.
Главное - одежда и инвентарь.
Инвентарь продвинутого туриста
Топ путешественники (как группа Метелица которая ходила на лыжах по острову Франца Иосифа - одна из них нам помогала советами) имели пуховки и другие крутые вещи. Нам, студентам, приходилось выкручиваться самими. И так:
- ботинки. Самое главное. В принципе в СССР была одна модель туристических ботинок, популярно называвшиеся "говнодавами". Это чудо производилось в Украине, стоило 11 рублей, подошва типа "вибрам"отваливалась обычно на 3 день, если промокали (а промокали всегда), то принимали причудливые формы. То есть, как и каждая вещь произведенная в СССР, требовала доработки.
Сперва саморезами нужно было крепко привернуть подошву. Потом варилась специальная смесь (секрет состава передавался из поколения в поколение путешественников) из терпентина, гусиного жира и еще всяких приправ. Ботинки натирались, засовывались в духовку (Мама не возражала), и так несколько раз пока они не становились водонепроницаемыми.
- бахилы. Без них обморозишь ноги сразу. Простой вариант: шьешь мешок, где внизу брезент (чтоб не порвали замки крепления лыж), а вверху простой материал. Advanced: внизу технический капрон (колдура), а вверху парашютный шелк;
- штормовые брюки. Нужен был комбинезон с подтяжками, чтоб не простудить спину. Я купил брезентовые охотничьи брюки, дошил вверх спереди и подтяжки. Еще пришлось на 10 см удлинить брюки - как то не соответствовали стандарту;
- рубашка - обыкновенная фланельная рубашка, но внизу дошита фланель, чтоб закрывала важные мужские места;
- рукавицы. К рабочим рукавицам дошивается удлинение (как у бугалтеров в старых фильмах), резинка и графка чтоб прикрепить к штормовке. Внутри уже вкладываешь простые домашние (от бабушки) рукавицы;
- штормовка. Обычная брезентовая штормовка, но к капюшону прикрепил два лисьих хвоста (Мама одолжила из своей коллекции - отец охотником был). Девушки в Кожиме были восхищены, уговаривали обменять на услуги, но я устоял;
- маска для лица - сам сшил;
- вместо пуховки имели рабочие меховые безрукавки - чтоб надеть вечером;
- еще толстые шерстяные носки, обшитые парашутным шелком чтоб спать;
Научился довольно нормально шить на швейной машинке, потом даже пуховик сшил...
Инвентарь
На этом походе мы использовали Hi-Tech - новые изобретения для зимних путешествий.
- саночки. Основная проблема в зимних путешествиях был вес. Калорий (еды) нужно много, и все это нужно тащить на спине. Как раз в это время Эстонская фабрика Salvo (?) начала выпускать симпатичные пластмассовые саночки (теперь их всюду полно). После некоторой доработки (петли, чтобы прикрепить груз), туристы догадались что это супер штука чтобы туда переложить часть груза и тащить за собой. Правда, эти саночки вели себя довольно коварно. Мы их нежно называли kiaulaites (свинки). При спусках они норовили обогнать и больно ударить по ногам. Я сам видел, как саночки при спуске на фирне поровнялись с Сигитасом,
саночки проехали по одной стороне дерева, а он по другой. Репшнур был крепкий... От смеха я упал, мои саночки этим воспользовались и ударили в задницу... Вообще супер вещь, при крутых спусках их переворачиваешь и используешь как тормоз;
- сетка для костра. Это революционное изобретение, мы с такой штуковиной ехали первый раз. Раньше бедные дежурные по кухне должны были выкапывать яму в снегу глубиной 2-3 метра, так как костер на снегу проваливается. От костра стенки ямы становились ледовыми, и они слетали вниз когда спускались, а наверх их нужно было вытаскивать. Кто-то додумался сделать подвесной костер. Для этого приобреталась металлическая сетка (обычно за 1 уе - т.е. бутылку водки) у строителей - эта сетка ставилась в вентиляционные окошки. Сетка тросиками натягивалась между деревьями, на ней разжигался костер, и никакого рытья снега.
Безопасность
Путешествие было твердая 4 или 5 категория сложности, но мы из за состава такую оформить не могли, оформили 3 категорию. В городском клубе свои парни, пропустили. Но все равно должны были участвовать в проверочном походе. Проверяли:
- лавинные ленты. Каждый имеет красную ленту метров 20 длины, при проходе лавинного склона она распускается. Если пройдет лавина, теоретически по этой ленте легче найти человека;
- лыжные палки. Отрезается верх у рукоятки, и ставится резьба чтоб можно было соединить две палки и сделать лавинный щуп. К острию накладывается штучка, чтоб можно было зацепить одежду (или глаз) :-);
- лыжи. Делается отверстия спереди, должны иметь крепления чтоб можно было соединить лыжи и сделать санки для транспортировки пострадавшего;
Ксивы
Всегда в то время была проблема получить билеты. Билетов нет! Для этого использовались ксивы. Это документ, который обычно начинался "Ко всем советским и партийным организациям. Экспедиция ...", а дальше по фантазии авторов. У нас "крыша" была Литовское отделение общества "Знания", с печатью и подписью председателя (моего Отца). С такой бумагой можешь спокойно зайти к начальники вокзала и поинтересоваться, правильно ли он понимает линию Партии
Маршрут
В принципе маршрут был простой. Доезжаем на поезде "Москва-Воркута" до Кожима (интересный поезд), дальше по зимней дороге на машине поднимаемся до шахт горного хрусталя, а оттуда прём до ближайшего жилого места, Косью, всего 250 километров. В Кожиме начальником геологоразведки работал литовец из нашего турклуба, обещал посадить на машину. Проблема была с первым днем - от шахт до леса было где-то километров 30 и перевал, мы не рассчитывали на ночевки без леса (дополнительный вес), и это нужно было по плану преодолеть за один день. Другая проблема - холод (но студенческий отпуск выбрать нельзя), и риск "если что случится" - большие расстояния до помощи.
Установка лагеря
Стандартный вариант в то время была армейская палатка с "буржуйкой". Палатка как раз на 8 человек. Печку мы брали титановую, чтобы была легче. Стоянка обычно происходила так:
- одеваемся теплее;
- после лыжни остановка делает стресс - снимаем стресс 20 г спирта (стаканчик от пленки ORWO CHROM);
- все дружно лыжами растаптываем стоянку для палатки (чтоб можно было ходить вокруг без лыж);
- 2 идут и пилят дерево (Дружба 2), 2 приготавливают еловые ветки для подстилки, 2 занимаются кухней, 2 ставят палатку. Постановка палатки довольно сложное дело. В брезентовой палатке место для дымохода обшито несгораемой тканью. Печка вешается на оттяжках, на трубу надевается ловитель искр (баночка от консервов с дырками). Легко отличить по лицу тех, кто ставит печку - они приобретают южный оттенок (см ниже про гигиену)
Ночевка
Самое важное - ужин. Все разложились на спальниках, жужжит печка и тепло - +4. Из экономии веса для чая и макарон используется та же литровая кружка. Так как ночью она замерзает, то чай всегда получается с макаронами, и наоборот. Спальники соединяются по два, спим по три. Тот, кто у края палатки, регулирует переворачивание на другой бок. Печку нужно топить всю ночь, обычно смена 1.5 часа, тебя вытаскивают из спальника, идешь к печке, потом вытаскиваешь другого и залезаешь в его теплое место. Девушки у нас не дежурили.
Сидение у печки это один из кайфов похода. Печка раскалена докрасна. Под собой набираешь кружку (в ту, с макаронами) снега, ставишь на печку, вынимаешь "приму", закуриваешь и думаешь - нафиг ты тут делаешь, с подружкой в Паланге даже зимой было бы гораздо теплее. Почему ты здесь? Как раз в такие созерцательные моменты, какой-нибудь мудак неудачно переворачивается, носки (а они развешаны повсюду около печки) падают на печку, дым, пожар, и слушаешь отзывы своих товарищей (а товарищи ли они?) о том *** кто дежурит у печки. Мне как-то редко удавалось полностью насладиться вечером (а ведь об этом думаешь весь день, таща за собой "свинку" - вот вечером во время дежурства помедитирую).
Гигиена
Главное правило в зимних походах - не мыться. Одна из причин, что просто нет воды, только снег, другая в том что можно обморозить лицо. Каждое утро мы натирали лицо то ли заячьим, то ли гусиным жиром. Особенно те, кто ставили печку (я), приобретали специфический оттенок лица.
Справить нужду тоже не просто. Без лыж ты сразу проваливаешься по уши, то все это нужно делать на лыжах. Найти укромное место. Раздеться (холодно), чтоб можно опустить подтяжки штормовых брюк, снять три слоя брюк и сделать все аккуратно чтоб не попасть на лыжи...
Время
В январе день на Севере очень короткий. Выходили еще в темноте, и останавливались как только начинало смеркаться. Человек живет по времени, ему важны цифры. Идти спать в 7 часов вечера, и дежурным вставать в 3 тяжело. Мы имели только одни часы, то во время дежурства я (разумно) сдвинул часы на час вперед. Другие были тоже разумные, то когда приехали в Косью наше время отличалось от официального на три часа.
Еда
Зимой нужно много калорий, утром дежурные делали котелок каши и котелок чая. На обед дежурный утром, пока тепло, разрезал сало, откладывал сухарики и аджику (очень повышает температуру). Когда останавливались на обед - разбрасывал каждому порцию (ведь все на лыжах). Еще имели трехлитровый термос, в котором чай не замерзал. А вечером опять каша с чаем. В последнюю ночевку сделали бал: сгущёнка со спиртом. Круто. Но завтра было трудно дотянуть до станции.
Дальше: что получилось из наших планов, т.е. само путешествие со снимками