slon1928 » 17 окт 2007, 18:20
Цель поездки:
1. Посетить малую родину г. Мурманск
2. Посетить и показать жене и детям поселок Раякоски (86 км на юг от Никеля), где прошло детство.
3. Не угробить подвеску у машины (сааб 9-5)
Вариант ехать по федеральной трассе «Кола» отпал сразу же, поскольку я этой дорогой ездил не раз в течение 2 лет 6 лет назад. Бесконечные ямы, бугры, фуры и прочие радости постоянно держат тебя в напряжении и тут уж ни до красот. Развалившиеся карельские деревни вселяют уныние. Вообщем удовольствия никакого. Единственный плюс – от Мурманска до Питера добираешься за один присест.
Можно предположить, что за годы пока я по этой дороге не ездил, она расцвела и превратилась во что-то сказочное, но это маловероятно. Брат периодически ездит в Питер из Мурманска ничего об этом не рассказывал…
Маршрут был выбран такой:
1-ый день: Питер – Рованиеми
2-ой день: Рованиеми – Киркенес – Никель – Раякоски.
3-ий день: Раякоски – отдых и ностальгирование
4-ый день: Раякоски – Мурманск
5-6-7 дни: Мурманск. Общение с родственниками
8-ой день: Мурманск-Лотта-Ювяскюля
9-ый день: Ювяскюля – Питер
Что получилось.
1-ый день. Выехали из Питера в 6 утра. На границе по случаю субботы провели около 4 часов. Затем примерно 1.5 – 2 часа в Лаппеенранте (всякие мелкие покупки и прочее).
В Рованиеми прибыли примерно в 1 час ночи. Ехать по Финляндии легко и просто. Дороги отличные, информации всякой много. Красивых мест тоже хватает. Всяких стоянок-парковок с домиками-туалетами-кафешками-магазинчиками-заправками очень много. Везде чистенько и вкусно. Движение совсем не интенсивное, народ ездит вежливо. Скорость примерно на 10 – 15 км выше разрешенной на данном участке (кроме населенных пунктов, естественно. – там 50 или по знакам). Вообщем никакого напряжения. Ночевали в Рованиеми в Скандике. Номер на 2 взрослых и 2 детей с завтраком – около 100 евро. Гостиница хорошая, номер большой, вода горячая, кровать мягкая, завтрак вкусный и много. Вообщем отдохнули все прекрасно.
2-ой день Из Рованиеми выехали примерно в 10 утра. Дорога на Север вообще пустынная. Машины. Как и населенные пункты попадаются редко. Надо обратить внимание на заправки, т.к они тоже не часты. Природа, на мой взгляд, на севере гораздо живописнее – озера-сопки-олени-… Кстати, последние шляются по дорогам стаями и на автомобили практически не реагируют. Так что с ними нужно поосторожней… Для неподготовленного любителя сбора грибов Финляндия – это просто испытание на «прочность». Все обочины дороги и дальше, насколько хватает глаз, усеяны грибами. На одной из стоянок просто ради любопытства в радиусе 10 метров были обнаружены красноголовики. Подберезовики, волнушки, грузди, несколько моховиков и 3-4 мухомора. Вполне можно было набрать небольшкю корзинку. Также росли черника. Брусника и голубика.
По мере приближения к Норвегии дорога становится все красивее и красивее. Появляются горы, ущелья реки и пр. Видели наполовину сгоревший БМВ пятерку на обочине.
Граница между Финляндией и Норвегией проходит по мосту и обозначено постом финских пограничников, которые впрочем никак не обнаружили перед нами своего присутствия. Сразу за вантовым мостом дорога стала значительно уже и несколько хуже (но ям нет). Ехать стало менее комфортно. Встречались участки, где шел ремонт, т.е. был «сгрызен» асфальт. Олени практически исчезли. Зато стали попадаться несущиеся навстречу со скоростью под сотню норвежские фуры, что на очень узкой дороге мне показалось небезопасным. Всего мне попалось три-четыре таких «экспресса». В одном случае ее (фуры) внезапное появление из-за скалы вынудило применить экстренное торможение и съезд на «глубокую» обочину, чтобы «разойтись миром». Но примерно километров через 100 (точно не скажу) дорога стала вполне широкой и приятной для вождения. Ограничение там 90, но местные викинги летают под 110-130. Я пристроился за одним таким. Но несмотря на то, что дорога представляла собой не «настоящий» серпантин, а так, - серпантинчик, удержаться на хвосте не смог. Скорость же в 100 км вполне комфортная.
Природа Норвегии ОЧЕНЬ красива. Хотя мы захватили лишь небольшой кусочек страны на севере, где, считается, что никаких особых красот то и нет, несколько раз останавливались и просто любовались видами. Горы, фьорды, облака, кусочки солнца ….
Последняя приличная заправка перед Мурманском, как мне говорили, находится у поворота на Киркинес, где мы и заправились.
На границе посетить Россию, кроме нас, никого не оказалось. Процедура на норвежской стороне состояла из высадки из машины, посещения домика погранохраны/таможни о ответа на вопрос о том, где мы въехали в Шенген и какого цвета наша машина. Все вместе это заняло около 15 минут.
И тут мы въехали в «нашу Рашу». И началось: поставьте машину тут, да не тут а вот на 5 метров дальше, выйдите из машины. Пройдите на паспортный контроль, водитель, а вы пока переедьте вот к этой двери, ваши паспорта, где вы получали зангранпаспорт, где вы работаете, почему дети вписаны в паспорта обоих родителей, сейчас я позвоню начальнику, пройдите на таможенный контроль, почему вы не взяли из машины свои вещи», вернитесь и принесите чемоданы, поставьте вещи на ленту, этот пакет можно было не приносить, где ваша декларация?, нет эта не пойдет, заполните новую, дети могут пройти к машине, водитель подгоните машину к другой двери, откройте капот, а это что у вас в ящичке, нет отрывать не надо, заберите свои чемоданы, нет только водитель. можете сесть в машину и пр. т.п.
Примерно все это удовольствие заняло 40 минут.
Удачно «проскочив» мы поехали дальше. Дорога от границы до Никеля новая, но вся в буграх (эти бугры, похоже просто закрыли асфальтом), поэтому больше 60 ехать не стоит. Примерно через 5 километров еще один шлагбаум и тоже самое: откуда, куда, откройте багажник, сейчас я позвоню командиру и пр. Еще минут десять пограничник куда-то дозванивался, потом пропустили.
Вот и развилка «Никель – Раякоск», сворачиваем и сразу же упираемся в «асфальтовый бугор поперек дороги. Переваливаем с трудом, цепляя днищем. Дальше пробираемся сквозь асфальтовые надолбы (то ли камни лезут, то ли пеньки – не знаю). Средняя скорость 5 км в час. Наконец этот кусочек заканчивается и начинается грунтовка до Раякоски (там и 30 лет назад была грунтовка). Собираясь посетить места своего детства я предполагал, что дорога там «не фонтан», ведь она и раньше была похожа на стиральную доску и ее в качестве «ремонта» дорожники время от времени засыпали сыпучим песком с камнями и по мере углубления новых ям срезали слой за слоем (потом опять засыпали и снова срезали и так далее). Но то что я увидел, повергло меня в шок. Огромные и глубокие моря-лужи, ямы и кочки, местами колея говорили о том, что дорожники не забредали сюда лет пятнадцать точно. Поскольку, желание добраться до побывать в краях своего детства было сильно, я поехал… Честно проехав 3-4 километра, я понял, что шанс угробить подвеску и вообще никуда не приехать становится для меня более, чем реален. Поэтому мы бросили это безнадежное мероприятие и вычеркнули Раякоски из нашего маршрутного листа.
Решено ехать сразу в Мурманск. Попасть туда из Никеля можно двумя дорогами: через Приречный и через Заполярный. Первой на подъезде к Никелю была развилка на дорогу через Приречный с указателем «Мурманск - … км, Лота - … км». Красивый новый указатель, новая широкая, уходящая за поворот дорога – и мы поехали. Километра через три дорога стала заметно уже, еще через пару-тройку километров появились ямы и стоящая на обочине допотопная асфальтоукладочная техника. Потом исчез и сам асфальт, зато появился знак «ремонт дороги 10 км». Навстречу на попался уазик и какой-то «джип», да на обочине стоял армейский Урал, из которого несколько погранцов выгружали какие-то конструкции. Еще через пару километров на всей насыпе осталась лишь одна колея (не путать с полосой) и дорога стала одноколейной. Потом пришлось переезжать через какой-то ручей, который свободно перетекал через дорогу… Благоразумно (как оказалось позже) остановившись мы дождались первого встречного и обратились к нему с вопросом, скоро ли кончится ремонтируемый участок. На что веселый дядька-грибник на Ниве, сказал, что дальше дороги вообще нет и нам есть смысл развернуться в обратном направлении.
Поблагодарив его мы так и сделали. Подъезжая к стоявшему на обочине Уралу, мы с удивлением обнаружили, что выгруженные погранцами из него конструкции трансформировались и обрели форму мобильного шлагбаума, который перекрывал дорогу и, радом с которым стоял «человек с ружьем». И опять началось: ваши документы, откуда, куда, откройте багажник и пр. Но в итоге мы все же были отпущены с миром.
Миновав «город-курорт» Никель мы двинулись в Мурманск по старой дороге через Заполярный. Несмотря на то, что дорога асфальтированная ехать больше 60 ночью по ней опасно Дорога изобилует выбоинами, ямами, «порогами». Остаться без резины и дисков очень легко.
В Мурманск прибыли в 11 вечера.
Обратный путь.
Мурманск – Лота. Дорога нормальная, но зачастую представляет собой асфальтовые волны, и если ехать не аккуратно и прозевать такую «волну», юбку можно оторвать не напрягаясь. Последние примерно 30 км перед Лоттой идет строительство дороги. Соответственно камни, гравий, глубокий песок и прочее – все как полагается. Но проехать можно. Гранцу прошли минут за 40, перед нами было три машины.
В Ювяскюля прибыли в 11 вечера, ночевали опять в Скандике. На следующий день не спеша добрались до Питера.
Резюме.
Не смотря на то, что целью поездки было добраться из пункта «А» в пункт «Б», а не осмотр природных красот, впечатления от поездки, а именно от красоты природы и комфорта дороги самые наилучшие.
Ездить по Финляндии/Норвегии очень легко, комфортно и приятно. За почти 3000 км не встретил ни одной ямы на дороге и машина осталась абсолютно чистой (хотя часто шел дождь).
А если обратить внимание на различные достопримечательности по ходу движения (Дед Морозы, музеи, кемпинги с копчением рыбы и прочее) и посетить их, то может получиться составить вполне увлекательное путешествие на 3-4 дня.
Вот вкратце и все.
Все хороших поездок.
Константин.