Ехать на сутки в Мандалай бессмысленно. Там дня три хотя бы надо.
Расскажу о самом интересном для меня в Мандалае.
Как всем известно, с разницей в сотню лет два знаменитых англичанина воспели «Дорогу на Мандалай».
Первым был не требующий какого-либо специального представления вашему вниманию Редъярд Киплинг - автор «Книги джунглей», явивший миру приключения Маугли и стихотворение «Бремя белого человека» (удивительно, что в ситуации с истерией про Black Lives Matter его не признали запрещённым).
Cтихотворение Киплинга «Дорога в Мандалай» 1892 года начинается такими словами:
"Возле пагоды старинной, в Бирме, дальней стороне
Смотрит на море девчонка и скучает обо мне.
Голос бронзы колокольной кличет в пальмах то и знай:
«Ждем британского солдата, ждем солдата в Мандалай!"
Вторым, и похоже более популяризировавшим этот древний бирманский город, стал бывший солист британской группы «Take That» Робби Уильямс с его песней «Road to Mandalay» 2001 года (причём, в самом клипе нет ни видов Мандалая, ни хотя бы чего-то бирманского).
Когда первый раз летел в Мьянму в 2010 году, то знал, что обязательно побываю в Мандалае. В итоге побывал в четырёх столицах Мьянмы, так как Мандалай – также бывшая столица бывшей Бирманской империи. А до него столицей была рядом расположенная Амарапура (более правильно звучит «Амайяпуйя»).
Не буду вдаваться в глубины истории древнего Мандалая, хотя они, кстати, весьма и весьма интересны в своих хитросплетениях. Чего только стоят «приколы» правящего в Мандалае бирманского короля Миндона, приказавшего зашить в мешки 80 своих родственников и затоптать их слонами! В число жертв вошли даже некоторые из его 45 жён и 70 детей. Ну, а когда он же, чтобы задобрить духов-натов, издал указ о том, чтобы в качестве ритуальной жертвы замуровать заживо 100 мужчин, 100 женщин, 100 мальчиков, 100 девочек, 100 солдат и 100 иностранцев, только прямая угроза британских войск начать интервенцию слегка остудила его пыл - убить успели «только» одну сотню человек. Кстати, король Миндон носил "простой и легко запоминающийся" титул «Сирипаваравиджаянантаяса Пандита Трибхаванадитьядхипати Махадхаммараджадхираджа».
Отдельно расскажу про находящуюся рядом с Мандалаем уже вышеупомянутой Амайяпуйю, хотя во всех путеводителях она написана как Амарапура. Особенностям произношения на бирманском языке (бама) меня учил «наш человек в Мьянме» Пётр Козьма, в гостях у которого я побывал в первый же день. Он знает бирманский язык почти превосходно, а с учётом его владения английским, корейским и немного санскритом с пали, я считаю его экспертом (даже Экспертом и Гуру) в том числе и в теме произношения ряда слов и географических названий. Так вот, Амайяпуя знаменита своим храмом Махагандхайон Чьяун, где находится самый крупный в Мьянме буддистский колледж (от 1500 до 2000 слушателей-монахов одномоментно).
Наверное, вы слышали про существование священного буддистского канона Трипитака, в который входят три священные книги Винайя-питака, Сутра-питака и Абхидхарма-питака. Так вот, в колледже Махагандхайон Чьяун жёстко следят за соблюдением именно Винайя-питаки. Специально не буду давать ссылку на названия шести версий этой самой Винайи-питаки, а то дальше читать вы уже точно не будете. Там, действительно, «без бутылки не разберёшься»! Примерно, как с титулом короля Миндона.
Вот сейчас все во всём мире озадачены эпидемией ожирения. Так надо идти в буддистские монахи – лучше фитнеса не придумаешь! Подъём в 4:00, есть можно только в меру, только вегетарианские продукты, только два раза в день – на рассвете и второй раз не позже 12:00 часов. И всё это вкупе с аскетическим образом жизни, строгим режимом дня, постоянной работой и другими активными делами на тропической жаре. Короче, не захочешь – похудеешь!
В колледже Махагандхайон Чьяун можно присутствовать на традиционной церемонии утреннего (последнего за день) кормления монахов и даже принять в нём непосредственное участие, преподнося им разрешённую пищу в разрешённом объёме. Поделиться едой с монахами считается благим «буддаугодным» делом, если можно так выразиться. При этом запрещается разговаривать с монахами во время церемонии, шуметь и после каким-либо образом отвлекать их во время приёма пищи. Все монахи ждут своей очереди со смиренным видом без каких-либо эмоций, а потом так же тихо молча употребляют пищу.
Что мне реально импонирует в мировоззрении монахов-буддистов ветви Тхеравада (Далай-лама к ним не относится), так это их выраженно скромное отношение к материальным благам (хотя бы внешнее). На монахов-буддистов ветви Тхеравада посмотришь – все в одинаковой простой и скромной униформе (оранжевой или красной), в простых тапочках и с бритой головой: и самые достопочтенные из них, и самые простые. Ни золота не шее, ни элитарных и люксовых часов на руке, ни кортежей «Майбахов» с мигалками, ни какого-либо ещё проявления роскоши и стремления к ней.
Если вдруг кому интересно, вышеупомянутый Пётр Козьма интересную статью про буддистов Мьянмы написал в своём ЖЖ.
Цитата: «Вообще, на мой взгляд, буддистское монашество с его свободным входом-выходом характерно прежде всего тем, что человек делает свой выбор максимально сознательно и свободно. Скажем, если ты монах – ты не имеешь право употреблять вещества, изменяющие сознание. Например – пить спиртные напитки. Так вот, если буддистский монах хочет напиться – то теоретически он может выйти из монахов, впасть в запой, а после выхода из запоя, когда здоровье уже не позволяет пить, снова стать монахом.»
Он и сам однажды (не знаю, почему) обрил голову и побыл некоторое время монахом… Я же со свой стороны лучше побуду внимательным сторонним наблюдателем, зато очень любопытным и дотошным!
Вторым интересным местом после процессии кормления монахов в колледже Махагандхайон Чьяун стал древний тиковый монастырь Шве Ин Бин. Но об этом в следующий раз.