Эта поездка состоялась в конце июня 2013 года, когда я традиционно сбегаю куда подальше на свой день рождения.
В этот раз это была Греция, остров Кос.
Так как я летал туда в основном виндсерфить и отчет писался изначально для сайта виндсерфинга, то в первой части его (виндсерфинга) будет слишком много для не виндсерферов. Не виндсерферы могут первую часть дочитать до середины, остальное пропустить (кроме фильма с галсом, конечно ). Для удобства чтения выделил части отчета, касающиеся только виндсерфинга, синим наклонным шрифтом.
Зато во второй части будет много Коса.
А в отчете о второй поездке, которая состоялась в сентябре, будет много и об островах вокруг Коса.
Первая поездка, 26 июня - 3 июля 2013 года (часть 1)
Сначала фильм, собранный из фотографий и кусочков видео, снятых в этой поездке
Фильм "7 дней на Косе"
На свой день рождения обычно стараюсь удрать куда-нибудь подальше. Уже традиция такая сложилась. Да еще и праздники и длинные выходные как раз попадают.
Сначала удирал на Тарханкут с палаткой. Года четыре удирал. Сам. Я, скалы и море. И больше никого. Даже мобильная связь не работает.
Потом как-то удрал с товарищем на Крит. До сих пор вспоминаю, как свой самый лучший отдых. Машина, свобода и волшебный Крит.
Потом удирал на Майорку. В этом году в кандидатах был остров Тенерифе, но не сложилось с визой у знакомой. Потом была идея поехать на машине по спотам Крыма.
А потом вдруг появилась идея поехать снова в Грецию на острова, где еще и посерфить можно. К тому же виза шенгенская уже была, можно было половить скидки перед вылетом.
Так родилась идея слетать на Кос. Причем почему-то на Кос из Киева, а не на Родос, куда можно было полететь из Харькова, из аэропорта, который от меня в семи минутах езды на троллейбусе.
Но на Родосе знакомые уже были, а на Косе нет. Ну а прогноз ветра на Косе сильно склонял чашу весов в его пользу.
Посмотрев в Интернете с одной стороны, где на Косе расположены виндсерферские станции, а с другой стороны, какие есть недорогие предложения, все сошлось на 3-х (или 2-х) звездочном отеле Zephyros прямо на набережной Коса (одноименного с островом города и его столицы).
До ориентировочного местонахождения станции Windzone получалось по картам Google 3-4 км (на самом деле оказалось километров 6).
Сначала планировал улететь 22-го. Но в этом году связка двух длинных выходных - два раза по три дня сделала свое дело, и на вылет 22-го числа цена не падала.
Если в предыдущие вылеты цена за несколько дней до вылета опускалась с 4500 грн до 2600 грн (примерно с 560 до 325 долларов) на одного человека (а одному всегда примерно в полтора раза дороже, чем если лететь вдвоем), то тут стояла, как вкопанная. И вдруг раз и выскочила цена 3180 грн (395 долларов) на 26-е число, что меня совершенно устраивало, так как свой день рождения 29-го июня я встречал бы на воде под парусом.
Я быстро мотнулся в железнодорожные кассы, выхватив последний билет на ночной поезд в Киев, и заказал тур.
Все склеилось и 25-го вечером я отбыл в Киев.
С утра у меня еще было время погулять по Киеву:
а потом поехать не в привычный Борисполь, а в непривычные Жуляны, откуда я должен был улететь в 14:10 самолетом Air Trans.
Там, кстати, очень интересный самолетно-вертолетный музей под открытым небом рядом со взлетными полосами.
Улететь вовремя не удалось, улетели с более, чем часовым опозданием (обратно получилось еще веселее - 5 часов задержки в связи со сменой самолета).
В общем компания Air Trans так себе. С Розой Ветров, к примеру, не помню таких накладок за все время полетов в Египет и обратно.
Свободных мест в самолете было полно, я пересел назад по правому борту, погода была ясная, для развлечения фотографировал землю, чтобы потом опознать места на карте.
Вот, к примеру, Одесса -
Вот Затока со станцией "Улет" -
Босфорский пролив, Стамбул -
Вот такое вот красивое горное озеро в Турции Guzelhisar Baraji -
Измир -
Остров Лецой -
А вот и Кос (южная часть), вылитый крокодил -
Острова южнее Коса -
Остров-вулкан Нисирос -
Потом, уже дома отыскал все места по картам Google и убедился, что самолет летел по прямой, никуда не сворачивая (я ведь мог бы!).
Потом аэропорт Коса, автобус, заселение в отель. Вечная проблема для активных людей (виндсерферов, самостоятельных путешественников) - необходимость встречи с отельным гидом для бронирования обратного вылета. И всегда в неудобное время - среди дня. Как будто, если я поселился в отеле, то я обязан быть все время рядом. Ну и понятно, что все эти встречи нужны для впаривания по 50 Евро экскурсий, которые в порту можно купить по 30-35 Евро. Мне пришлось заставить сопровождавшего гида перезвонить отельному гиду Юле и передоговориться на вечер на 17:00, что меня тоже не очень-то устраивало. На следующий день я удачно поймал Юлю в отеле Kos Imperial, куда приехал серфить, и мне не пришлось после каталки сломя голову нестись в свой отель.
Несколько слов о самом отеле Zephyros. Типичный малозвездочный семейный греческий отель. Стоит прямо на набережной, вот вид напротив отеля -
Но на удивление по ночам тихо. У меня чуткий сон, а я спал с открытым окном, не просыпаясь. Правда окна выходили не на набережную, а на внутренний двор с бассейном и другую улицу.
Простенькой номер, в котором есть все необходимое.
Это я не бреюсь, это я в Пантеноле (не путать с Пантеоном).
Сейф на ресепшене (15 Евро за 7 дней), не пользовался. Кондиционер - за 4 Евро в сутки, не пользовался за ненадобностью, ночной бриз с моря в Греции снимает проблему ночной жары.
Вода в душе текла нормально, в кране не очень, но меня это обстоятельство не парило. Убирают каждый день. Нестойчивый, но шаровой WiFi.
Завтрак континентальный - хлеб, сыр, колбаса, кексы, джемы, кофе с молоком или без.
И теплая атмосфера, когда общаешься непосредственно с хозяевами отеля - пожилая хозяйка, ее дети.
После того, как начинаешь говорить им "Кали мера" (доброе утро), "Кали спера" (добрый день) и "Кали нихта" (доброй ночи), они каждый раз расплываются при виде тебя в широкой улыбке.
Эта атмосфера семейного отеля знакома еще по Криту.
В отеле есть нормальный бассейн, в котором я, впрочем, плавал всего раз вечером.
Да я в море за неделю купался всего один раз - на второй день утром перед завтраком, хотя пляж вот он - дорогу перейти.
Все остальные купания были вынужденными - после падений с доски.
Ну не мне вам рассказывать, как плавают в море виндсерферы.
Заселившись, я уже под вечер пошел на разведку - искать станцию.
По дороге выяснил, что прокат велосипеда стоит 3-5 Евро в день или 20 Евро на неделю (на велосипедах ездит масса туристов, особенно по набережной), скутера - 15 Евро, машины с коробкой автомат - 60 Евро с полной страховкой. Машина дорого, на Крите машина на механике стоила 30 Евро. Тут минимум 45-50. Подорожало.
Есть еще варианты баги, квадрациклов. Прокатные пункты на каждом углу.
В одном из них я узнал от русской девушки, что станции две, Windzone типа дорогая, а "русская" станция в отеле Kos Imperial мол дешевле, душевнее и в прокате всегда свободный выбор снаряжения - досок и парусов.
Так оно в итоге и оказалось с несколькими поправками:
- станции не две, а три - Windzone, немецкая Big Blue и интернациональная, а не "русская", станция в Kos Imperial
- Windzone не дороже "русской" станции
- территория "русской" станции гораздо уютнее - в тени деревьев и прямо возле пляжа отеля, а две другие - в чистом поле на берегу
- Windzone и Big Blue выше по ветру и из-за загиба берега там ветер дует параллельно берегу, что дает возможность катать перпендикулярно берегу вдоль волн, и дует там немного сильнее, а "русская" станция распложена за загибом берега, дует под углом к берегу отжимняк, и катать приходится наискосок к волнам, что при галсе от берега вызывает на глиссировании на широкой доске ощущение дикой скачки на необъезженном мустанге, назад, c волн намного комфортнее.
Но в тот вечер я Windzone не нашел. Свернув перед отелем "В Натуре Парковая Деревня" (Natura Park Village) налево к морю по указателю "Windzone"; и "BigBlue", я вскоре уже в глубоких сумерках вышел на берег к двум строениям-хранилкам, одно из которых я принял ошибочно за Windzone, а второе идентифицировал, как BigBlue.
На самом деле первое (дальнее от берега) строение тоже принадлежит BigBlue, но там похоже магазин по продаже новейшей снаряги - кайтерской и серферской.
На станции BigBlue отыскал и сфотографировал вот этот прайс -
Вокруг не было ни души, станцию никто не охраняет, спросить было не у кого. И я отправился искать "русскую" станцию. К ней вообще можно было пройти и по берегу вправо и по дороге над берегом, но я в темноте не сориентировался, вернулся через отель "В Натуре Парковая Деревня"; на трассу, прошел 500 метров до отеля Ков Imperial, наткнулся в его большом и богатом холле на девушку в униформе встречающей стороны (фирма "Le Grand Travel") и познакомился с ней - оказалась та самая Юля, с которой я должен был встретиться завтра в 5 часов вечера в своем отеле. Она немало удивилась, увидев меня в Kos Imperial, но оказалось, что она там бывает каждое утро и каждый вечер, и мне теперь не составит труда с ней пересечься.
Ну а потом мимо бассейнов, ресторанов и номеров с двухэтажных индивидуальными бассейнами отправился на берег искать станцию, прибегнув по пути к помощи офицера охраны. Станцию я нашел на самом левом краю пляжа под деревьями. В темноте станция мне показалась какой-то попсовой, отельной. Доски не в хранилке, а на стелажах прямо на улице. Я сфотографировал прайс -
но почти уже решил, встретившись завтра с утра с девушкой Юлей, вернуться на станцию BigBlue.
Обратно я ехал на автобусе за 1,60 Евро прямо до отеля.
Так как мне приходилось таскать с собой кучу вещей, я решил велосипед на прокат не брать, а ездить в жару на комфортабельном бусе с кондиционером. Ходит автобус часто, каждые 15-20 минут, маршрут №1 и №5. Билеты покупаются у водителя при входе. Остановка у Kos Imperial имеет номер 16.
Встретившись с утра с девушкой Юлей, я решил снова пойти на берег и при свете дня посмотреть на станцию. И я увидел новехонькие доски Taboo Guru и Rocket от 155 до 125 литров (всех по две), ну и еще несколько табушек меньшего литража (90-115). Моя любовь к Taboo Rocket (у самого такая) решила дело, и я решил остаться.
Дождавшись менеджера поляка Петера, заплатил 205 Евро за 7 дней, включая страховку, (там какая-то хитрая система бонусов, по прайсу цена за 7 дней 230 Евро, но покупаешь 6 дней за 205 Евро и бонусом получаешь один день в подарок), я взял 145-ю табушку, парус 7,2 и погнал в море.
Паруса на "русской" станции Gun Sails - от 2,4 до 8,0 (последние 2-камберные). Парусов всех тоже по 2 во всех размерах. Так как каждый день на станции катало от 1 до 5 человек, не считая начинающих на учебных досках, то всем всегда всего хватало.
Станция очень уютная, полно тени под раскидистыми деревьями и кресел, где можно расслабиться, передохнуть.
Питьевая горячая и холодная вода, кофе для гостей станции в неограниченном количестве.
Рядом отельный ресторанчик, но я перекусывал днем в основном орешками с изюмом, а вот вечером уже утолял по-настоящему голод в ресторанчике на набережной Коса.
Нет хранилки для своего шматья (гидрик, тапки), нет веревок для просушки. Как-то это там не принято. Все свое возил с собой. Ну а где высушить на солнце всегда находил.
Коллектив на станции интернациональный, но дружный.
Менеджер Петер, поляк, инструктор по горным лыжам, воду не любит вообще, говорит, что она мокрая и противная, не катосит и не купается в море.
Хозяин Омирас, грек, прилично сам катает, по совместительству спасатель на спасательном катере.
Олег Еременко, инструктор, работал у Чупера в Хургаде и в Ветратории в Дахабе, веселый и очень доброжелательный парень, готовый всегда помочь советом, его жена Лена - изящная девушка-фотограф с огромным объективом, снимающая для сайта http://www.winsurfingcamp.ru.
Худая немка, гоняющая на щепке объемом 69 литров.
Саша, крупный парень, с женой и детьми, даже не знаю, кто он на станции, но он там точно свой и давно.
Инструктор англичанин-лондонец, тоже веселый парень.
Кайтеры голландцы, один из них с забавной фамилией Kiss (правда, на голландском она читается, как Киш).
Немного по условиям каталки.
Дно могло бы быть и получше. Сначала галька, потом сразу крупные булыжники. Без гидротапок не катался.
Быстро глубоко.
У берега обычно почти флет, кроме редких дней, когда волна почему-то идет на берег. Ну а дальше нерегулярные чоп-волны все больше и больше и дальше в море доходят по полуметра-метра.
А в некоторые опять же редкие дни разгоняет регулярную волну по полутора метров.
Так как ветер дует с берега наискосок направо (а ветер тут стабилен по направлению, как в Дахабе), в море приходится уходить под углом к берегу налево. К волнам получается тоже наискокок, и на нерегулярном чопе-волнах меня начинало нехило колбасить на глиссировании на широкой доске (а я катал на 135-145 литрах). Ощущение, как на необъезженной лошади, приходится все отрабатывать ногами.
Время от времени доска сама, без моих усилий, вылетала полностью из воды. Зато назад, с волн катить было просто шикарно.
Вот тут типичный галс назад, к берегу. На горизонте Турция, Бодрум, до которого на корабле плыть 20 минут.
Видео "Один галс на Косе"
Длина галса определяется только собственной фантазией и здоровьем.
У меня после двух-трех минут гонки по кочкам забивалась дыхалка.
А так хоть до Турции уходи. При наличии паспорта с мультивизой в аквапаке.
На станции катал москвич, Сергей из Донецка, парень из Черновцов, еще какой-то мужик, который еще не встегивался в трапецию, а, собственно и все, если не считать работников станции и начинающих на учебных досках.
В один из дней, когда было мало ветра, катал в первой половине дня только я.
Кстати, в тот день с утра слабый ветер дул в неправильном направлении. Т.е. не наискосок с берега с северо-востока, а на берег с юго-запада. Как объяснял хозяин станции происходит эффект, как в Дахабе, когда начинает дуть хамсин. Навстречу основному ветру с северо-востока начинает дуть юго-запад. Два ветра складываются и в сумме ветру настает алес-капут. Но по его словам это всегда продолжается недолго. И снова устанавливается стабильный северо-западный ветер. В мое пребывание дуло 6,5 дней из 7. И дует в основном 8-14. Вот типичный прогноз на Косе -
На других станциях ветер дует практически параллельно берегу, и народ катает перпендикулярно берегу и вдоль волн.
Самое время показать станции.
Вот так это выглядит на карте:
1 - станции в районе Коса, где я был; 2 - где-то здесь Ветратория со Славой Соколом.
Чуть крупнее -
1 - отель Zhephyros, 2 - станция WindZone, 3 - станция BigBlue, 4 - "русская" станция в Kos Imperial.
Еще крупнее -
1 - станция WindZone, 2 - станция BigBlue, 3 - "русская" станция в Kos Imperial.
А так выглядят сами станции.
"Русская" станция:
Так выглядит BigBlue, на которой неделя обошлась бы в 230 + 30 Евро. Правда одна женщина мне сказала, что ее муж договорился брать 14 дней доску на полдня и заплатил, как за 7 дней, но это какой-то очень хитрый перец, у меня бы наглости не хватило бы (хотя на заметку взять стоит, все равно больше полдня при постоянном ветре 10+ выдержать сложно физически) -
Fanatic + NS. Немцы даже пишут, что фотографировать нельзя, так как доски 2014-го года.
Windzone:
Неделя обошлась бы в 220 евро (включая страховку), RRD + RRD (паруса максимум 8.2, все бескамберные, на 80% RDM мачтах). Вот их полный прайс -
Так как реально много букв получается, решил разбить отчет на две части. Основное я уже написал. В следующей части достопримечательности города Кос.
(продолжение следует)