Перед тем, как приступить к чтению данного отчёта и других моих работ, давайте познакомимся чуть поближе, и я расскажу вам про свои книги)
Меня зовут Ян, я родился и живу в Ярославле.
С детства у меня была тяга к дальним странствиям и к писательству. Так я пришёл к своему хобби - я пишу о своих путешествиях, и не только о них.
В 2007 году здесь, на Форуме Винского, я выложил свой первый рассказ - Эмоции в деталях о Кубе. Затем на протяжении многих лет я написал на Форум ещё десятки рассказов.
Очень часто читатели рекомендовали мне издать мои произведения в книжном виде.
Спустя десять лет я наконец-то внял их советам)
В 2017 году увидела свет моя книга, которая объединила целый ряд отчётов - Кубу, Северную Корею, Сирию, Израиль, Европу, Бразилию, США, Китай.
Я назвал её "К Последнему Морю!". Издание получилось пухленькое - 630 страниц.
Если вам интересно моё творчество - вы можете заказать книгу себе. Проект для меня совершенно некоммерческий, я всегда рассматривал своё творчество как некий инструмент для изменения мира к лучшему.
Если кто-то улыбнётся, читая мои произведения, если настроение человека улучшится, если кто-то посмотрит на окружающий нас мир несколько под другим углом, если вы расширите свой кругозор - значит, для меня всё это было не зря)
Кроме этой книги, я написал книгу про свой родной город - Ярославль. Я написал "100 деталей Ярославля", когда был варварски молод - в 2009 году, мне было 27 лет. Издание оказалось очень успешным - завоевало ряд региональных и федеральных наград с какими-то длинными учёными названиями, выдержало два переиздания.
Для меня эта книга - как дань моей Малой Родине. Я благодарен Ярославлю за то, что он сделал меня таким, какой он есть. Я считаю, что если бы каждый человек четко понимал своё место во времени и пространстве, и своей Малой Родины в этом самом пространстве - мир был бы немного лучше)
Если кто-то после прочтения этой книги посмотрит не только на Ярославль, но и на любой другой город под несколько другим углом - во время обычной прогулки будет внимательнее смотреть себе под ноги, на стены, вверх - то опять-таки, я копчу небо не зря) Если кто-то после прочтения этой книги научится ВИДЕТЬ, а не просто смотреть - отлично! Если обыденный маршрут человека от дома до работы заиграет новыми красками, которые дают маленькие уличные детали - это для меня вообще экстаз!
Если вам интересна любая из этих книг, то пишите на адрес kposlednemumoryu@mail.ru , там вам расскажут дальнейшие инструкции по приобретению. Цена авторская: "К Последнему Морю!" - 700р, "100 деталей Ярославля" - 500р. Пересыл в любую точку России - 250р. В другие страны рассчитывается персонально.
Закончить своё лирическое вступление мне хотелось бы благодарностью Форуму Винского и его читателям. Без вашей поддержки, без осознания того, что моё творчество востребовано людьми, всё сложилось бы совсем иначе, и вряд ли бы книга "К Последнему Морю!", как сборник моих отчётов с форума, увидела бы свет.
Но... ваша поддержка была на протяжении всех этих лет, а это значит, что свой так сказать талант бумагомарательства, который был вложен в меня с рождения, я не зарыл в землю, а человеку важно это осознавать. Важно и мне.
Всем спасибо, и приятного чтения!
-------------------------------------------------------------------------------------------
Наверное, совершенно нетипичный для меня на этом форуме рассказ о Португалии.
Я веду заметки о своем увлечении - коллекционировании страховых табличек (рекламный знак того или иного страхового общества, висящий на фасаде дома, демонстрирующий, что данный дом застрахован этим самым обществом), но не выкладываю их сюда, потому как до сегодняшнего дня границы этой "охоты" за уходящими в небытие артефактами былых эпох ограничивались пределами России. В этих заметках я и объясняю причины, суть, смысл и процесс этого интересного хобби.
Здесь я выложил одну из таких заметок по двум причинам:
1. Хобби вышло за пределы страны
2. Мое творчество интересно некоторым людям
Если такой рассказ не катит на полноценный отчет о стране - удаляйте, не обижусь)
Всем всех благ.
--------------------------------------------------------
Вообще, по истечении некоторого количества времени, у такого специфичного хобби, как исследование и коллекционирование страховых табличек, становятся очевидны множество плюсов и совсем немного минусов.
Один из минусов - этот факт, что попав в любое место, которое мало-мальски тебе кажется историческим (от деревни Бухалово Даниловского района до Сиднея), ты нет-нет, а автоматически шаришь глазами над своей головой, примерно на уровне второго этажа.
Этот минус можно и в плюс определить, но факт остается фактом - даже на отдыхе привитый условный рефлекс охотника дает о себе знать. Его можно отключить, но это как говорится проще Солнце обыграть, чем наш "Шинник" обоссать, пардоньте.
Ну так вот. В Европе, куда бы не поехал, как бы себя не контролировал, а все-таки ж находятся твоим соколиным оком ОНИ. Старушка - это колыбель страхового дела, неудивительно, что большое количество страховых знаков сохранилось именно там.
При их изобилии и разнообразии во многих странах наметились следующие тенденции:
- Знаков прилично, но идентифицировать среди них старинный сложно. Если у нас все просто (спасибо Ленину) - видишь знак, кроме Госстраховского, значит, стопудово до 1918 года, то в Европе доски массово выдавали клиентам до 1960-х, а кое-где выдают до сих пор. В связи с чем простому скромному русскому парню не всегда очевидно, что перед ним - супермегараритет 17 века или штамповая лажа 1980-х, знак "Другу пожарной дружины города Усть-Бордо"
- На удивление знаки гораздо чаще встречаются в южных европейских странах, нежели северных. Наверное, играет роль разница между ментальностями - северяне (скандинавы, голландцы, немцы) относятся рачительнее и скрупулезнее к наследию (оно, наследие, по большой части или в музеях, или продано), нежели южане. Испанцы, португальцы, итальянцы, греки - гораздо безалабернее, веселее, и плевать они хотели на ту ржавую фигню на фасаде их облупившегося дома. Ментальность знакомая.
В общем, хватит теории. К делу. Впервые за многие поездки и страны (а я видел таблички в Голландии, Бельгии, Германии, Франции, Испании, Италии, Греции), удалось вернуться с трофеями.
Португалия. Лиссабон. Лисбоа. Лишбоа. Лисбон.
Мы с Валентином в ходе набегов на иностранные (да и на все прочие) города используем проверенную тактику - бегло осмотрев известные и псевдоизвестные достопримы, щедро описываемые в тысячах книг, мы начинаем интенсивно шариться по улицам и переулкам, куда глаза глядят, вынюхивая и выглядывая, заглядывая во дворы и подворотни, засанные подъезды и кабаки, в коих регулярно употребляем легкие напитки для настрою.
Кроме того, легкий напиток для азарту берется и в дорогу.
Такая тактика позволяет лучше всего понять дух той или иной страны, того или иного города, а не стать жертвой редакции Официального Путеводителя в частности и жертвой всемирного капитала и глобализации в целом.
В общем, март одиннадцатого года, рыскаем мы с Валентином по Лиссабону.
Вообще, только глянув на португальские города, становится ясно каждому: вот табличный рай
Фасады большинства местных домов отделаны изразцами, огромные кафельные стены. Это национальное искусство, изразцами украшены фасады церквей, вокзалов, общественных зданий, и естественно, жилых домов:
Эта техника называется "азулежу", и она мне безудержно нравится. На удивление, она послужила прекрасной возможностью для сохранения страховых досок. В щели между изразцами забивали огромные гвозди. Табличка на таких гвоздях не отвалится сама по себе.
Однако, все вышеописанное в большей степени относится к другому крупному городу, в котором мы побывали - Порто. В центре Лиссабона таблички встречались нечасто.
Изшакалив весь центр, мы плавно взялись за окраины.
Отъехав на местном трамвае в предместье километров на пять, мы топаем по улицам, алчно впитывая визуальные образы и речь.
Неожиданно по правому борту показывается совсем нетипичное для тех мест здание!
- "Казенный краснокирпичный" - говорим мы почти не сговариваясь. На таком у нас в фатерлянде табличка как здрасте могла сохраниться. Португалия оказалась не исключением. Оба!
"Португальское общество страхования. 1900 год, Лиссабон"
Это то ладно. Прошли буквально три метра, и у суровых детей огромных зимних русских равнин от такого изобилия глаза на лоб полезли:
Особенно от подобных раритетов:
Однако, и португальцам нечужды "бутерброды". Страховая компания "Тахо" (название реки, на которой стоит Лиссабон и одноименной провинции) некогда отбила клиента у другого страховщика, и в ознаименование победы, помимо установки одной своей таблички, приколотила еще одну свою доску поверх поверженного конкурента.
На табличке конкурента виднеются слова "Seguros contra fogo" - "страхование против огня", и облик Девы Марии - безпроигрышный символ в католическом мире. В лице этой таблички дом охраняет сама Богородица - у кого найдется более мощный покровитель?
Слева табличка страховой компании "Доуру" - это название второй крупнейшей реки в Португалии и одноименного региона, слово, легко узнаваемое любым португальцем, географический топоним всеимперского масштаба. У нас аналогом было бы, например, название "Урал", или, что там далеко за примером ходить, у нас такая компания в реальности существовала, молочная сестра "Доуру" - "Волга".
Несколько дальше по улице на доме виднелась аналогичная первой табличке "Португальского общества страхования". Символ этого общества - каравелла. В Порто нам удалось найти аналогичную табличку, только за ней, в отличие от всех этих, следят:
Равно как и в России, судя по всем признакам, на таблички всем насрать. Даже с учетом того, что их перестали выдавать клиентам не в начале XX века, как на Родине, а лишь к середине XX века, все-равно, даже 60 лет - это срок для жести. Латунная Дева Мария наверняка выжила вообще потому, что её многие годы мужественно прикрывала "Тахо", пусть и ценой собственной жизни.
Такому изобилию табличек на одном доме (пять штук и остатки вышеупомянутого "Тахо") у меня нашлось объяснение. Дом многоквартирный, входов в квартиры несколько:
Весьма логично предположить, что разными обществами страховались отдельно квартиры в доме, а фасадные таблички вешались либо за полным отсутствием квартирного варианта доски у общества, либо за его временной нехваткой, как это встречается у нас.
На данную версию указывает и тот факт, что эти таблички единственные из всех встреченных нами в Португалии (а нашли мы их в итоге около полтинника) висели на уровне человеческого роста. Все остальные, как и положено, находились на недосягаемой для вандалов высоте.
Но мы же не вандалы. Мы - коллекционеры.
Естественно, при виде подобного богатства мы впали в понятный каждому любителю такого дела раж. Лестницы не надо - минимум три доски можно снять прямо так. Нужен инструмент и вероятное согласие владельцев. Насчет последнего грели душу несколько фактов - во-первых, за досками явно не следили и они потихоньку гнили.
Если бы не Янчик и Валек из Ярославля, пропадать португальскому культурному наследию, с потрохами, не иначе.
Во-вторых, дом оказался полурасселенной коммуналкой.
Ну а в-третьих, с одним из хозяев удалось переговорить путем жестов и мычания, ну да об этом позже.
А пока мы взвились кострами, как синие ночи, возбудились, и начали рыскать по окрестностям, изыскивая инструмент. Двор этого же самого дома оказался клондайком на такие вещи. Вот как выглядит дом со двора:
Там находится футбольное поле, и брошенно-засранные раздевалки-переодевалки для участников соревнований:
Все это на фоне фавел и кладбища на холме:
В общем, идеального места для поиска инструментария не найти:
Ложкой табличку снимать выходит плохо. Пришлось продолжить поиски по переодевалкам:
Новый улов - гнутая вилка и колючая проволока:
Даже при сильном рвении колючей проволокой табличку отковырять сложно - страховые агенты столетней давности знали толк в своем деле.
Пришлось пустить в ход все знания, умения, навыки. После всеобщей мобилизации окрестностей в ряд выстроились: часть каретки от велосипеда, металлическая деталька-хералька и дивный длинный гвоздь:
В итоге принимается ключевое стратегическое решение - пойти в закусочную, находившуюся в этом же доме, и выпить
Стратегическое решение принимается неспроста: во-первых, местное молодое легкое вино "Вино Верде" - божественно, открытие всей поездки, а во-вторых, здесь-то Валентин и засунул себе в рукав столовый нож.
Вой ля:
И первый результат, "Страховая компания "Тахо", 1877, Лиссабон" , у нас в руках!
Алчно осматриваем добычу во дворе:
"Жесть уже мягкая, коррозия постаралась, наверное, до участи своего собрата сверху, в "бутерброде" ей оставалось лет десять, но нет, теперь у нее вторая жизнь в губернском городе на Волге.
Совсем скоро и низковисящее "Доуру" своей участи не избежало. На табличке изображены мощные стены и щит (видимо, некогда с геральдикой), это традиционные символы страховщиков - сила, мощь, за которыми типа и укрыто имущество страхователя в целом и этот дом в частности.
Ну да это ладно. Цель, естественно, была очевидна - невероятной красоты и сохранности Дева Мария. Улица была довольно тихой, но как известно, даже договорившись с хозяином, лучше всеобщего внимания не привлекать - можно объяснить одному, двум, даже четырем, но когда на процесс стекается целая улица, обязательно найдутся истерики.
Валентин, столь похожий на местного обывателя, присел на крыльцо под Деву Марию и делал вид, что наслаждается вечерним солнцем и думает о Борисе Бурде и его хрустальной сове:
"Здравствуйте, меня зовут Валентин, я из России, я совершенно случайно стою здесь с ножом в кармане, на крылечке вашей квартиры на рабочей окраине Лиссабона, хороший мартовский вечер, не правда ли?"
Нечто подобное и надо было сказать появившемуся из закусочной поддатому владельцу апартаментов, но к сожалению, или к счастью, Португалия - не англоговорящая сторонка, поэтому пришлось вспоминать испанский, все с ним связанное и махать руками.
Показываю на табличку, делаю жесты, что мы её снимаем, забираем себе, говорю "русо музеу", и "обригадо", то есть "спасибо, дорогой". Мужчина многое говорит в ответ, кивает, и довольно дыша парами "Вино верде", скрывается в двери. Естественно, его кивание - это согласие, надо было немедлить, но увы, табличка высоко. Видит око, да зуб неймет:
Твердо решив вернуться, мы порулили дальше, к нашему третьему подельнику Андрюше, который наконец проспался и был готов к встрече на Эльбе, то есть на Тахо.
По пути встретились парочка разваленных остовов страховых досочек, русскоговорящий высокопоставленный негр из Анголы, ресторан у воды, башня, маяк, памятник Первооткрывателям, сам подельник, и наконец, мы вернулись к чудо-дому в поздние сумерки.
Зашли в закусочную к уже знакомому негру-владельцу (судя по внешности, тоже выходец из Анголы - она бывшая португальская колония), взяли еще Вино Верде и начали втроем держать совет. Нужно было каким-то образом на что-то или кого-то встать, тем самым дотянувшись до таблички.
Закончилось все опять просто - заныкали стул из закусочной. Спросили разрешения, вытащили его на улицу, и начали делать вид, что упоительно фотографируемся на нем в позах Чарли Чаплина и Бритни Спирз. Затем стул незаметно откочевал на десять метров от входа в трактир.
Пока я отковыривал латунный артефакт уже упомянутым выше ножом (напрочь его погнув), Андрюша рядом рассказывал какие-то байки смотрящей за мной девочке. Девочка нихрена не понимала Андрюшу, но Андрюша все-равно рассказывал. И вот, бинго! Одна из самых красивых табличек, что я видел, у нас в руках!
С одного дома в итоге три доски (две "Каравеллы" висели уж слишком высоко) - это пока у меня рекорд.
Счастливые и довольные, на следующий день в вагоне-ресторане мы отчалили в другой город - Порто.
Порто - табличный рай. Здесь уже глядя на застройку, все сразу становится понятно:
Таблички встречаются, наверное, на каждом третьем-четвертом доме:
Приятно обладать подобного рода знаниями. Патрулируешь город, и все эти маленькие приметы прошлого, как на ладони, достаточно лишь бросить взгляд наверх:
Хыдыщ!
"Страхование Порто". Местное городское стало быть. Ну и классический якорь - символ надежности, стабильности, которую, естественно, оная компания и гарантирует.
Архитектура Порто - это высокие, узкие дома в 3-4 этажа. Таблички висят очень высоко, но узнаваемы. Все всегда точно по центру, и поскольку все дома с балконами, то и таблички берутся только с балкона, да и то, даже на него надо ставить лестницу - высокие окна, высокие потолки, и таблички высоко. Ни одной лестницы не хватит, можно даже и не мечтать.
Приличное количество домов находится в полузаброшенном состоянии, многие явно брошены, руинированы, но даже при наличии на них табличек, без подготовки не взять. Своей цели - уберечь таблички от поползновений всяких там, страховые агенты прошлого достигли.
А жаль. Казалось бы, дом брошен, окна заложены кирпичом:
А на нем висит обалденная табличка (возможно, самая красивая, что я видел не только в Португалии, но и вообще в живой природе), рельефная, массивная, большая:
Золотая воительница щитом и мечом охраняет имущество собственника.
Надпись внизу - уже известное нам "Страхование против огня". Надпись сверху я перевел бы как "Спокойствие Порто". Прекрасное название для компании, если, конечно, она существовала.
Однако, из центра города через мост переходим на другой берег, где нас ждут склады портвейна и выстроившиеся в ряд корабли с ним же:
Какие только страшные испытания нас там не ждали
И райончик более чем подходящий, уже не центр, но еще и не окраина
В этих улочках Валентин, не выдержав, и обнаружив очередную, -цать восьмую табличку, воспользовался ситуацией и проник в приоткрытое парадное. Балкон, хоть и был доступен, но снять с него табличку не представлялось возможным - она висела прямо под ним, да и заспанный абориген очень удивился, увидев Валентина у себя на балконе.
Здесь же, на одном из портвейнских складов, была обнаружена прекрасная табличка, висящая наиболее низко - прямо над воротами:
Табличка рельефна и прекрасна
Снова якорь. Их в Порто больше всего, наверное, на 3/4 досок изображены якоря. Вероятно, помимо традиционного страхового символа, он несет и местную смысловую нагрузку, Порто - крупный порт.
Всю ночь под парами портвейна нам снились эти якоря и хороводы табличек, пока наконец не настало утро, Андрюша умотал в Париж, а мы поехали брать машину, чтобы сутки помотаться по соседней испанской Галисии.
Приехали рано, и поцеловав запертый амбарный замок машинопункта, начали шариться по окрестностям. Обилию досок и якорьков уже не удивлялись, но тут! Совсем недалеко от пункта! Такое!!!
Сошлись все козыри. Дом был брошен, причем не просто брошен, а руинирован - условно говоря, остались одни стены. Внутри не было перекрытий между этажами, бодро росли деревья. Душу дома - его страховую табличку надо было спасать.
Это была самая низковисящая табличка. Ситуацию усугублял козырек прямо под артефактом. И воскресенье, девять утра, на улице никого.
Как голодные гончие псы, мы начали рыскать под табличкой и копать землю.
Валентин так вообще впал в раж - так он осатанел за сутки табличного недоступного изобилья.
Козырек высоко, на него еще залезть надо. Подсадил подельника, чтобы он подтянулся - а там стекла битые сверху на нем, не порезавшись никак. Нырнули как дельфины в соседнюю помойку - там как раз запчасти от шкафа выбросили. Я схватил почти двухметровую дверцу от этого самого шкафа и пытался поддеть табличку - она и держалась то на полутора гвоздях, и снизу была создана для поддевания.
Тщетно. Не хватает еще сантиметров сорока.
Лихорадка. Доску надо брать - другой возможности не будет.
Обегали все окрестные помойки и стройки - ничего подходящего. Думали кидать в нее имеющимся у нас в наличии бананом - вдруг упадет сама.
Всё, вообще всё было ЗА. В соседнем доме был магазин, торгующий инструментом, но закрытый. Расспросив бабульку на предмет открытия и ничего не поняв, побежали в виднеющийся в конце улицы парк - наломать веток подлиннее.
Тщетно. Парк оказался сквером из нескольких вековых каштанов, а не веселым перелеском, как нам того желалось. Ситуация накалялась. Вот-вот надо было уезжать, а уезжать не хотелось. Один был плюс - в Порто надо было вернуться, улетать в Париж мы тоже будем отсюда.
Родилось несколько свежих идей:
- В Испании в лесу сломать две ветки, купить скотч, склеить их, и примотать к ним гвоздь
- Дождаться открытия магазина, купить там перчатки, и Валюша снова подтянется на козырек, несмотря на стекла, ну а там можно голыми руками брать.
- Купить две швабры, скотч, склеить их и далее по тексту
- Взяв машину, сразу же подогнать её сюда, поставить на тротуар, залезть на крышу
- Использовать автодом, который был замечен на улице. Подгоняем его на тротуар, по лестнице на автодоме залезаем к нему на крышу, и голыми руками. Но владелец автодома спал, а угонять его было делом неправильным
- У продавщицы супермаркета, развешивающую фрукты, выкрасть лестницу, снять доску, и потом вернуть. Вариант отпал, так как лестница была ни о чем.
Удача пришла, откуда не ждали. Ведь первым же делом мы попытались проникнуть во дворы (по лиссабонскому опыту), но потерпели фиаско, так как входы во дворы Порто закрыты на замки. Вернувшись к объекту вожделения, мы узрели, что одна из подворотен открыта!
Забегаем туда, а там!!!
#@!
#@#$$^$#@#@!!!!
Площадка оказалась вотчиной человека, чья профессия у нас давным-давно забыта - старьевщик. Чувак покупает всякую рухлядь за бесценок и продает её за чуть больший бесценок. Весь участок завален старыми инструментами, агрегатами, железным и деревянным ломом, бочками, лестницами, тряпками. Рай!
А вот и он сам спускается из какой-то каморы, увидев двух жизнерадостно бегающих по его участку молодых волков.
Мужик лет сорока с пузом, в засаленной майке, чем-то похож на героя сериала "Дикий Ангел", или на советского хулигана-пьяницу 80-х.
Быстро тараторим на разных языках, не понимает, поняв, что мы пытаемся унести лестницу, не разрешает. Тяну его за собой на улицу, благо брошенный дом рядом, жестами одновременно объясняю и повторяю как попка: "русо музеу". Всё. Понял. Дает добро. Есть.
Бежим назад, хватаем лестницу, прямо под табличкой трется какой-то старичок. Не беда, мы на накале.
Пока я держал лестницу, ангажировал старичка своими "русо матросо музеу обригадо" и попросил его сфотографировать на "мемориз". Сфотографировал. Всё, по всем законам психологии он уже сообщник.
Победа!
В руках у Валентина не только табличка, но отвалившийся в связи с её снятием изразец, которыми отделан фасад гибнущего здания. Их там уже прилично выпало.
Необычайно тяжелая... около килограмма вес. Чугун! Моя первая чугунная табличка! Неудивительно, почему в Порто сохранилось так много таких "якорьков" - чугун не убиваем, ему не страшна влага. Почти.
"Компания Бонанча. Лиссабон".
Бонанча переводится как "Спокойствие". Неплохое название для страховщика.
Разница между нашими странами бросилась сразу же, когда я увидел на лобовом стекле автомобиля талон о страховании а ля отечественный ОСАГО - "Застрахован в компании "Бонанча". В отличие от всех наших дореволюционных компаний-призраков, наверняка, значительная часть португальских страховщиков здравствует и поныне, как вот эта самая Бонанча.
А вот доска после реставрации. Появились родные цвета, поле было красновато-рыжим, что-то вроде охры, места, где цвет вскрылся, не стал покрывать, оставил так:
Прекрасный экземпляр занял достойное место в "чугунном" углу кабинета, аккурат над рельсом Князя Белосельского-Белозерского и таблiчки Мытищенского вагоностроительного c вагона 1900 года:
Изразец тоже радует глаз. Не покупной сувенир (таких там много), а столетняя вещь, имеющая душу, и свою личную историю, которую я буду вспоминать, глядя на него. Часть израца как новенькая - была под табличкой, остальное поле навсегда впитало в себя пыль и тусклоту XX века
Собственно, вот весь португальский улов:
Две сестрички, две главных португальских реки, две страховых компании - "Доуру" и "Тахо" уже отреставрированы, оформляются в багет, получили вторую жизнь
У многих уже возник резонный вопрос - а как мы все это добро через границу переправили?
Ответ: да для них это все ржавая хрень. На Западе, где ценят материальное историческое наследие, подобным завалены все блошиные рынки. Но покупать - это же не интересно, не кошерно, не авантюрно, это не наш метод.
Факт покупки, а то и её место, уже спустя пару лет вжисть не вспомнишь, а тут историй на всю оставшуюся жизнь хватит.
Ну так что, друг Валентин, помнишь, десять лет назад то, в марте одиннадцатого, сняли мы в итоге чугунную с брошенного дома в Порто, взяли машину и приехали в испанскую Галисию...