Лиссабон, день 1
В этом году мы решили поехать в Португалию.
На форуме много прекрасных рассказов об этой чудесной стране.
Покажу Нашу Португалию .
После поездки в ноябре в Умбрию у нас появился опыт путешествия на автомобиле. Оказалось, более мобильно, и не надо зависеть от общественного транспорта.
Поездка две недели с 28 мая до 11 июня.
Летели Брюссельскими авиалиниями с пересадкой в Брюсселе.
Пересадка туда была 6,5 часов и мы решили посмотреть немного Брюссель.
Маршрут получился такой:
4 ночи в Лиссабоне с выездом на один день в Эвору.
Обидуш, Назаре
Алькобаса. Баталья
2 ночи в Назаре
1 ночь в Коимбре
Буссаку
4 ночи в Порту
Выезды в Гимараеш, Самейру, Бон Джезу дю Монте, Брагу, Виана-ду-Каштелу и Понти де Лима.
Валега. Авейру. Кошта Нова. Томар.
1 ночь в Томаре
Кашкаиш. Эшторил. Синтра
2 ночи в Кашкаише.
У нас была остановка в Брюсселе около 6 часов, решили посмотреть немного город. Поместим рассказ в разделе про Бельгию.
Лиссабон. День 1
Прилетели во второй половине дня. На такси доехали до отеля в районе площади Маркиза Помбаля: HF Fenix Garden.
Хороший современный отель. Единственный недостаток – не было минибара-холодильника. Есть собственный гараж. На две последние ночи у нас уже была машина, и мы могли поставить её в гараж. Стоимость парковки 9,90 евро в день. Стоимость ночи в отеле 73 евро. У нас было заказано 4 ночи.
Положили вещи в номер, немного пришли в себя и направились на метро в музей Calouste Gulbenkian.
Купили в метро за 6,50 евро билет 24 часа ( 0,5евро стоит карточка).
Мы два раза покупали по такому тарифу, потом ездили по одинарному тарифу 1,40 евро.
Доехали до станции S. Sebastião. Идти до музея около 10 минут неспешным шагом с фотографированием домов и цветов.
Билет в музей стоит 4 евро.
Музей очень приятный. Получили большое удовольствие. Хотелось фотографировать каждый экспонат.
Из Википедии:
Галуст Гюльбенкян родился 23 марта 1869-го года в Константинополе, в квартале Скютар, в семье успешного и состоятельного армянского коммерсанта Саркиса Гюльбенкяна. Начальное образование получил в школе Арамян-Унчян близ Кары, затем во французском училище Сурб Овсеп. Перед молодым Гюльбенкяном, благодаря успешному бизнесу отца, который, помимо традиционного для армян коврового дела, занимался торговлей нефтью и основал банковский дом, открывались хорошие перспективы для получения блестящего образования. Свой французский Галуст совершенствовал в Марселе. В Королевском оксфордском колледже Лондонского университета он изучал инженерное дело. В 1887 году, окончив с отличием Королевский колледж и получив диплом инженера — нефтяника, 22-летний Гюльбенкян опубликовал серьёзное исследование по истории разработок и эксплуатации нефтяных ресурсов на Среднем Востоке «La Transcaukasie et la Peninsule d’Apcheron-Souvenirs Vojage», заинтересовавшее министра шахт Османской империи, который и поручил молодому ученому составить справку о нефтяных месторождениях Месопотамии. С этого началась история разработки арабских нефтяных месторождений и история посредничества Галуста Гюльбенкяна.
В отличие от других известных коллекционеров, начавших собирание предметов искусства уже в более или менее зрелом возрасте, страсть эта поразила Галуста еще в детстве. За 50 пиастров, полученных от отца за успехи в учебе, 14-летний подросток купил на стамбульском базаре старинные монеты, впоследствии ставшие основой его богатейшей коллекции греческих монет, считающейся лучшей в мире. Галуст Гюльбенкян обладал уникальным и своеобразным эстетическим вкусом и умением видеть красоту, которые со временем переросли в настоящую страсть. К этому, безусловно, прибавилось отличное знание искусства, позволившее Гюльбенкяну стать известнейшим коллекционером мирового масштаба. «Художественное полотно должно быть приятным, занимательным и привлекающим внимание. Да-да, приятным. И без того в жизни достаточно скучных вещей. Мы не должны увеличивать их число»,- сказал он однажды. Сфера интересов Гюльбенкяна в искусстве была широка. Наряду с художественными полотнами коллекционер с тем же воодушевлением приобретал раритетные издания, керамику и многое другое, причем при выборе руководствовался девизом «меня может удовлетворить только лучшее». В начале 20-х годов он приобрел в Париже дом на авеню Йены 51, выстроенный в модном по тем временам стиле и оснащенный самыми современными системами, обеспечившими комфортные условия для размещенных в его стенах произведений искусства. С 1927 года вплоть до начала войны он служил ему домом, мастерской и своеобразным музеем без посетителей, так как владелец коллекции ревностно охранял ее и не допускал посторонних к своим «детям». Интересен тот факт, что в том же здании располагалась иранская дипмиссия, в которой Гюльбенкян служил советником по экономике. В годы Второй мировой войны, когда встал вопрос конфискации здания, зять Гюльбенкяна Геворк Есаян, благодаря своему дипломатическому таланту, смог отстоять здание и не допустить его передачи высокопоставленному немецкому военному.
В 1929—1934 годах советское правительство во главе со Сталиным предприняло акт распродажи полотен эрмитажной коллекции. Продажу полотен первого ряда предполагалась провести тайно, но информация распространилась между избранными западными торговцами. Первым покупателем шедевров Эрмитажа стал Гюльбенкян, торговавший тогда нефтью с Советской Россией. Г. Л. Пятаков, налаживавший с ним торговые контакты, с целью установления контакта за несколько лет до этого предложил коллекционеру приобрести некоторые картины. Гюльбенкян с радостью откликнулся и направил свой список, куда входили и «Юдифь» Джорджоне, «Блудный сын» Рембрандта и «Персей и Андромеда» Рубенса, но сделка не состоялась, и картины остались в Эрмитаже. Наконец в 1930-м г. было принято решение продолжить продажу шедевров первого ряда, поскольку они гарантированно найдут покупателя и будут проданы за достойную цену, что было необходимо, чтобы выполнить план по выручке валюты. Комиссары вспомнили об интересе Гюльбенкяна. Тогдашним наркомом внешней торговли Анастасом Микояном, хорошо знакомым с Гюльбенкяном, ему был продан ряд картин, большинство из которых сейчас находятся в постоянной экспозиции основанного его фондом музее Г. Гюльбенкяна в Лиссабоне. Продавцы остались недовольны результатами сделки с нефтепромышленником и стали искать новых покупателей. Сам Гюльбенкян не был удовлетворен действиями советских агентов, которых считал глупыми и непрофессиональными, о чём свидетельствует его письмо-меморандум. Всего за три сделки им был куплен 51 эрмитажный экспонат всего за 278 900 фунтов.
Вскоре, по мере пополнения коллекции, и этого помещения стало недостаточно, и часть картин переехала в Лондон. В 1931 году образцы египетского искусства были переданы Британскому музею, а лучшие полотна переехали в Национальную Галерею Лондона. В 1950 году часть полотен коллекции была перевезена в Америку, где и хранилась вплоть до 1960 года, когда местом их пристанища стал Лиссабон. Некоторые полотна, скульптуры, керамические изделия и образцы мебели коллекционер при жизни подарил Национальному музею искусств в Лиссабоне. Остальная часть коллекции была временно размещена во дворце «Помбал» в городе Оеираш. Музей Галуста Гюльбенкяна, собравший богатейшую коллекцию предметов искусства, открыл свои двери 2 октября 1969 года в Лиссабоне лишь спустя 11 лет после смерти коллекционера.
Прекрасные ювелирные украшения Rene Lalique.
Из Википедии:
Рене Лалик много экспериментировал со стеклом. Если первые его работы были выполнены методом «исчезающего воска» (взятым им из ювелирных техник), то затем он разработал и внедрил на заводе в Винжен-сюр-Модере метод литья под давлением. Так были выполнены многие его скульптуры и вазы.
Необычное цветное стекло и стекло с нанесённой на него патиной (цветной эмалью) — характерная особенность произведений Лалика. Рецепт знаменитого опалесцентного стекла Лалика до сих пор является «секретом фирмы».
Свой талант Лалик приложил и к созданию хрустальных флаконов для парфюмерной компании Коти и других (Nina Ricci и сегодня пользуется хрустальными флаконами Lalique). Сегодня у бренда Lalique есть собственные ароматы, как например: Lalique De Lalique, Lalique Pour Homme или Amethyst.
В последние годы жизни Рене Лалик много занимался «крупными формами» — оформлением гостиниц, церквей, ресторанов. Пароход Нормандия оформлен фирмой Лалик. Световые панели, люстры, бра, панели дверей, колонны, предметы сервировки, посуда, интерьерные украшения, фонтаны и многое другое выпущено фирмой в 1930-40 годы.
Вокруг музея - прекрасный небольшой парк.
После осмотра музея вернулись снова в метро, и направились в центр города.
Небольшое отступление об пользовании карточек в общественном транспорте. Сугубо личный опыт.
Когда входишь в автобус, трамвай и фуникулёр просто прикладываешь карточку к считывающиму устройству: зенёный цвет в окошечке – проезд оплачен, всё понятно.
Труднее в метро. Пользоваться карточкой надо и при входе и при выходе. Проводишь карточкой по большому кругу: створки открываются, но иногда они не срабатывают, проводишь снова створки открываются, а в компьтере валидатора засекается, что ты уже выходищь. При выходе карточка не срабатывает. Приходится звать работника метро, открыть створки. У нас это было несколько раз. Надо быть внимательным и не спешить проводить карточкой после идущего перед вами пассажира.
Доехали до Praça Restauradores и пошли к фуникулёру Глория (Elevador da Gloria)
Старинный фуникулёр Глория, по сути, является частью системы общественного транспорта Лиссабона. Это может показаться невероятным, что транспортная система может привлечь много туристов. Но действительность такова, что вы получаете незабываемые впечатления, проехавшись на этом своебразном поъемнике!
Лифт перемещается вверх и вниз по крутому городскому холму. Весь путь составляет 265 метров, соединяющий площадь Решторадуреш (Praca de Restauradores) и мирадору в центре города - Сан Педро де Алькантара. Да, есть только две остановки, одна внизу, а другая - на вершине холма!
Фуникулёр был открыт 24 октября 1885 г. и первоначально был частью водяной системы города. Позже, в 1915 г. он был электрифицирован и модернизирован в подъемник, который мы видим сейчас. Благодаря своей популярности, там всегда многолюдно, особенно в часы пик в рабочие дни. Каждый год он перевозит более 3 миллионов пассажиров. В феврале 2002 г. состоялось знаменательное событие для Elevador da Gloria. Он был объявлен национальным памятником Португалии.
Нижняя остановка фуникулёра Глория возле Palácio Foz, верхняя—Мирадору Сан-Педру-де-Альканара Jardim de São Pedro de Alcântara в
квартале Байро Алта.
Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на город. Вдали виднеется замок Castelo de São Jorge. На следующий день посетим его.
Осмотрев город первый раз сверху, мы направились в сторону церкви Св. Роха Igreja de São Roque.
Интересно, во всех путеводителях и на сайте церкви написано, что она открыта до 17:00. Я всё придумывала варианты, как в неё попасть на завтра, или до Castelo de São Jorge, или после обеда. Пошли к церкви. На часах 17:30—церквь открыта! Удача!
Церквь очень простая снаружи и очень милая внутри.
Из Википедии
Церковь Святого Роха в Лиссабоне — одна из старейших иезуитских церквей мира и самая ранняя иезуитская церковь в португалоязычных странах.
В 1553 году Общество Иисуса получило старую часовню Святого Роха и обязалось построить на этом месте новую церковь. Она строилась во второй половине шестнадцатого века по проекту Афонсо Алвареша и его племянника Бартоломеу.
Интерьер церкви составляют восемь капелл, алтарное пространство и поперечный трансепт. При нарочито скромном фасаде изнутри церковь богато украшена позолотой, плиткой и мрамором. Особенно славится пышное барочное убранство капелл.
При Жуане V из Рима была перевезена и собрана внутри церкви капелла Св. Иоанна Крестителя, над которой работали знаменитые римские архитекторы Никола Сальви и Луиджи Ванвителли.
После осмотра церкви мы спустились по лестнице вдоль Rua da Condessa пришли к Largo do Carmo с разрушенным после землетресения моанастырём do Carmo. Монастырь do Carmo не стали восстанавливать в память о страшном землятресении 1755 года.
Пошли дальше вниз по улице Calçada Sacramento до пересечения с Rua Garrett. По этой улице можно дойти до района Chiado.
Увидели, конечно, кафе A Brasileira со статуей писателя и крупного деятеля культуры 20 века Fernando Pessoa.
Рядом на Praça de Chiado находится статуя поэту из Эворы António Ribeiro (1520-1591), прозванному "Chiado"
Сфотографировав памятник великому Luís de Camões-у на Praça Luís de Camões, мы снова вернулись к Largo do Carmo, чтобы спуститься вниз на Elevador de Santa Justa.
Элевадор-ди-Санта-Жушта (порт. Elevador de Santa Justa) или, иначе, Элевадор-ду-Карму (порт. Elevador do Carmo) — лифтовый подъёмник в Лиссабоне (приход Сан-Николау), действует для помощи пешеходам в преодолении крутого склона с 1902 года, связывая улицу Руа-ду-Ору (внизу) с площадью Ларгу-ду-Карму (вверху). Соединяет низинный район Байша и высокий Байру-Альту. Высота сооружения — 45 м, высота между связываемыми уровнями — 32 м.
Elevador de Santa Justa — башня ажурной металлической конструкции, неоготического стиля, возведённая в 1902 г. португальским инженером Raul Mesnier de Ponsard. Он был учеником знаменитого Александра Густава Эйфеля , но в гораздо большей степени художник, нежели инженер и превратил холодные металлические конструкции в произведение искусства.
Финансирование обеспечивалось королевским домом, строительство началось в 1900 и было закончено в 1902.
Две элегантные кабины лифта, обшитые деревом с элементами декорации из бронзы, беспрерывно поднимаются и опускаются, доставляя пассажиров на переход, ведущий к небольшой площади Ду Карму. Изначально лифты перемещались посредством паровой машины, а с 1907 года и по сей день они функционируют от электродвигателей.
В 2002 году Элевадор-ди-Санта-Жушта был признан памятником национального значения.
По узкому проходу прошли к верхней станции Elevador de Santa Justa. Билеты на метро подходят и на этот лифт.
Сначала поднялись на смотровую площадку на крыще лифта. Опять - прекрасные виды на город.
В кабинку лифта умещаются все желающие, ехать очень быстро.
Конечно, сделали фото Elevador de Santa Justa снизу, с Rua de Santa Justa.
Когда готовилась к поездке, на этом форуме нашла рекомендацию поужинать в ресторанчике Restaurante Marisqueira Uma на Rua dos Sapateiros 177 в двух шагах от Rua de Santa Justa.
Описывают очень колоритного хозяина, который говорит только по-португальски и очень злится, если заказывают что-то, кроме arroz de marisco (рис с морепродуктами).
На tripadvisor.com описывали впечаление одних американцев, заказавших мясо, хозяин не хотел с ними общаться. Американцы очень возмущались.
Мы, конечно, заказали arroz de marisco и бутылочку Mateus rose. Очень вкусно!
Сытые и довольные, пошли по Rua Augusta к Praça do Comércio.
К сожалению, площадь вся перекопана и закрыта щитами. Памятник королю Jose I полностью закрыт. К Тежу можно пройти только по боковым галереям.
Полюбовались на реку и пошли обратно, чтобы сесть на ближайшее метро.
На завтра предстояла поездка к замку Castelo de São Jorge. Во всех путеводителях написано, что надо ехать на автобусе № 37 с Praça Figueira. На сайте http://www.carris.pt есть только автобус № 737, идущий к Castelo de São Jorge. На Praça Figueira нашли нужный автобус, именно, № 737.
Сели на метро, доехали до гостиницы.
Перый день окончился