Португалия оставалась единственной страной в юго-западной Европе, в которой мы еще не побывали, и которую очень хотели увидеть. Первоначально думали посетить Лиссабон и Порту. Однако, учитывая наши скромные финансовые возможности, ограничили свои желания Лиссабоном, в котором забронировали отель на 5 ночей.
Список объектов для посещения в Лиссабоне и Синтре составляли с учетом отчетов, размещенных на форуме. Особую благодарность хочу выразить авторам savl1, vlad63 и Наталья Кеу, которые в своих отчетах дали полезные советы.
24 января 2018 года мы выехали из солнечной Севильи в сторону Португалии. Маршрут проложили с помощью навигатора по дорогам местного значения через Хабуго («столицу хамона»), Моурао, Регенгуш-ди-Монсараш, Эвору. Во-первых, хотели увидеть живописную местность по маршруту движения (небольшие городки, оливковые и дубовые леса, водохранилище и т.п). Во-вторых, старались избегать лишних расходов за платные дороги, которыми славится Португалия. Перед границей с Португалией заправил автомобиль бензином, который в Испании дешевле (примерно 1,3 евро за 1 литр).
По мере приближения к Португалии оливковые деревья вдоль дороги стали сменяться пробковыми дубами, среди которых паслись свиньи черного цвета. После пересечения границы характер местности не изменился, только пробковые дубы стали попадаться чаще. Но сама дорога стала другой – цвет дорожного покрытия стал темнее, дорога стала более узкой, обочины практически исчезли, немного другими стали дорожные знаки. По мере движения вглубь Португалии появился туман, временами настолько сильный, что приходилось снизить скорость. Туман рассеялся только ближе к Лиссабону. За Эворой начались платные участки дорог, за проезд по которым в общей сложности пришлось заплатить 10,85 евро.
Въезд в Лиссабон после проезда по мосту происходит через длинный темный многополосный туннель, который уходит глубоко вниз. Из всех многочисленных туннелей, по которым мне довелось проехать в Европе, этот туннель вызвал самые неприятные ощущения. Навигатор сообщил, что через 700 метров будет выезд направо из туннеля, но сам выезд не показал, так как был потерян сигнал от спутников. Какие-либо указатели на выезд в туннеле отсутствовали. Поэтому пришлось выезжать из туннеля наугад по ближайшему выезду, а потом долго петлять по городу. Через два дня при возвращении из Синтры ситуация с туннелем полностью повторилась. Я так и не понял, правильно ли я выезжал из туннеля.
Улицы в Лиссабоне крутые, извилистые, узкие, многие из них с односторонним движением. Часто приходится трогаться с места на крутом подъеме. Надо быть очень внимательным и иметь хорошие тормоза на автомобиле.
Проехав 443 км от Севильи, мы прибыли к отелю Estrela dos Anjos (Звезда Ангелов), расположенному на Rua dos Anjos, 70, и припарковались прямо у входа в отель.
Этот отель выбрали по следующим критериям:
1. Отель должен обеспечивать нормальные бытовые и санитарные условия для проживания. Хостелы и отели с общей ванной комнатой не рассматривались.
2. Отель должен располагаться недалеко (до 500 метров) от станции метро.
3. Разумная цена (до 40 евро в сутки).
4. Наличие парковки для автомобиля в отеле или поблизости. В Лиссабоне большие проблемы с парковками. В туристической части города бесплатные парковки отсутствуют. Отели с собственной парковкой очень дорогие. Поэтому приходится выбирать между подземной и общественной парковками. Подземные парковки стоят примерно 25 евро в сутки и их еще надо поискать. Общественные парковки, как правило, являются платными только в рабочие дни с 9 до 19 часов, в другое время, а также в субботу и воскресенье они бесплатные. Стоимость парковки зависит от зоны, то есть от близости к центру. Ближе к центру находится красная зона, дальше – желтая, а еще дальше – зеленая зона.
Отель Estrela dos Anjos соответствовал всем указанным критериям. С помощью желтого человечка от Гугла убедился, что улица dos Anjos (улица Ангелов) находится в приличном районе рядом со станцией метро, пересекает под углом одну из главных улиц Лиссабона – авеню Адмирала Рейса. Вдоль всей улицы dos Anjos, начиная от отеля, имеется общественная парковка.
Улица dos Anjos находится в желтой зоне парковок. Это означает, что 1 час парковки стоит 1,2 евро, в красной зоне дороже, в зеленой дешевле. Парковку в желтой и зеленой можно оплатить в парковочном автомате не более чем на 4 часа, а в красной зоне – всего на 2 часа. Парковочный автомат принимает только монеты. Если бросить в автомат больше чем 4,8 евро, он вернет все деньги назад. А если бросить меньше, автомат выдаст талон только на оплаченное время. В талоне указывается время окончания парковки. Талон надо положить на приборную панель автомобиля так, чтобы можно было с улицы прочитать время окончания парковки.
Заселившись в отель и оплатив парковку, пошли осматривать окрестности. Первое, что нас удивило, это обшарпанные стены некоторых домов и мусор на улицах. Нельзя сказать, что это выглядело как разруха, но после чистых улиц и ухоженных домов Андалусии улицы Лиссабона смотрелись неприглядно. Второе удивление вызвали тротуары, выложенные каменными кубиками, точнее параллелепипедами.
Приходится постоянно смотреть себе под ноги, так как поверхность тротуаров очень неровная и повторяет все изгибы рельефа. Вероятно, никакие другие способы покрытия не смогут обеспечить долговечность тротуаров и надежное сцепление с обувью пешеходов на кривых и крутых улочках Лиссабона. Трудоемкость изготовления таких тротуаров очень большая. В один из последующих дней мы обнаружили даже памятник укладчикам тротуаров.
Ну и, конечно, поражают крутые подъемы и спуски улиц. В Андалусии мы уже привыкли к неровному рельефу местности, «накачали ноги». Но Лиссабон побил все рекорды крутизны. Уклон улицы в 45 градусов - это почти норма. К нашему счастью, дорога от отеля к метро и обратно имела небольшой уклон. Так выглядит пересечение улицы dos Anjos с авеню Адмирала Рейса.
На этом пересечении в подземном переходе расположен вход на станцию метро Intendente, а в 400 метрах к северу (в горку) тоже в подземном переходе находится станция метро Anjos. Отель расположен на равном удалении от станций метро (примерно по 200 метров). С целью «экономии ног» (чтобы не подниматься в горку) мы уезжали на метро со станции Intendente, а приезжали на станцию Anjos.
На авеню Адмирала Рейса особо красивых зданий мы не обнаружили. На ней расположено довольно много крупных и мелких магазинов. Странно было видеть, как у витрин дорогих магазинов в ночное время спят бездомные люди. Такой вот парадокс.
День первый. Музеи.
У нас не было четко расписанного плана действий по осмотру Лиссабона. На основании отчетов, опубликованных на форуме, и информации из Интернета был составлен список примерно 25 объектов, желательных к посещению, из них 8 объектов представляли для нас особый интерес. Исходя из этого списка, запланировали 3 дня на ознакомление с Лиссабоном, 1 день на Синтру. Конкретные маршруты и объекты на день определяли по состоянию погоды, самочувствию и настроению.
На 25 января, четверг, прогноз обещал пасмурную погоду, ветер и дождь. Поэтому решили в этот день спрятаться под крышами музеев. Оплатив парковку автомобиля, отправились в метро. Процесс приобретения билетов в автомате метро подробно описан другими авторами, повторяться не буду. Единственное замечание в том, что, по нашему мнению, более выгодно и удобно не просто класть деньги на карту по количеству предполагаемых поездок, а оплатить за 6,3 евро проезд на сутки во всех видах транспорта, лифтах и подъемниках. Мы сделали так в первый и третий дни, а в четвертый день доплатили за 2 поездки.
От нашего отеля проще всего было добраться до музея Галуста Гюльбенкяна, на метро с одной пересадкой. Этот частный музей имеет мировую известность, так как обладает богатейшей коллекцией произведений искусства, начиная с древнейших времен. Нас в первую очередь интересовала коллекция живописи. Интернет сообщал, что в музее Галуста Гюльбенкяна мы сможем увидеть картины известных художников, в том числе Рубенса, Рембрандта, ВанДейка, Фрагонара, Ренуара, Дега и других. Этот музей в нашем списке объектов посещения входил в заветную шестерку.
Музей Галуста Гюльбенкяна находится рядом со станцией метро Sao Sebastiao. Выйдя из метро, мы по улице Dr. Nicolau Bettencourt вдоль каменной стены дошли до здания музея.
Музей занимает большую территорию - целый квартал. На этой территории разбит своеобразный парк, среди которого стоят три здания. Мы объяснили работникам музея, что хотим увидеть картины старых мастеров. Нам продали 2 билета за 10 евро (цена со скидкой для людей старше 65 лет). После того, как мы сдали куртки в гардероб и хотели начать осмотр экспозиции, работники музея объяснили нам, что интересующая нас экспозиция находится в другом здании, куда надо пройти по дорожкам парка. На схеме территории музея они нарисовали нам маршрут движения. Выйдя из здания, мы при сильном холодном ветре и накрапывающем дожде пошли по указанному маршруту мимо странных скульптурных композиций и пришли в заросли камыша. Дальше дороги не было.
Оказалось, что маршрут был нарисован неправильно. Пришлось возвращаться и идти в другую сторону. Практически мы обошли по периметру весь квартал. При этом сильно замерзли, настроение было испорчено. На дорожках парка никаких указателей о расположении зданий не было. Нужное здание нашли с помощью полицейских. Оно оказалось со стороны авеню de Berna.
Коллекция музея действительно очень большая и разнообразная. О ней хорошо рассказала Scarlet-Cet в своем отчете «Первый раз в Португалию». Лучше рассказать невозможно. Но, к сожалению, этот отчет мы прочитали уже после возвращения из своего путешествия.
Мы долго шли прогулочным шагом по залам музея, где были выставлены старинные и более поздние предметы прикладного искусства из разных концов мира. Наконец мы дошли до раздела живописи. И здесь наше настроение стало улучшаться. Мы смогли своими глазами увидеть картины великих художников, о которых нам было известно только по репродукциям.
К большому сожалению, освещение залов в разделе живописи организовано очень плохо. Картины бликуют, в них отражаются точечные источники света. Чтобы хорошо разглядеть какую-либо картину, приходится несколько раз менять положение, наклоняться, отходить вбок. Сделать нормальную фотографию практически невозможно. С трудом сделав 2 фотографии картин, я прекратил это бесполезное занятие.
Еще хуже в залах, где выставлена старинная мебель. Там картины более поздних и менее известных художников вывешены на стенах для антуража. Подойти к ним ближе нельзя, так как мешает мебель, и смотрители залов внимательно наблюдают, чтобы посетители не подходили близко к мебели. А издали, да еще при плохом освещении разглядеть картины невозможно.
В целом, несмотря на критические замечания, музей Галуста Гюльбенкяна оставил хорошее впечатление, можно рекомендовать его к посещению, особенно любителям прикладного искусства и украшений. Странно, что в отзывах путешественников на форуме в последние годы этот музей почти не упоминается. Вероятно, любители художественных музеев постепенно сменяются любителями других удовольствий.
Поскольку заканчивалось время оплаченной парковки автомобиля, пришлось возвращаться в отель. Оплатив парковку и пообедав, мы отправились в другой музей, который значился в нашем списке объектов посещения под номером 1. Это Национальный музей старинного искусства (Museu Nacional de Arte Antiga), расположенный по адресу Rua das Janelas Verdes, 95. Чтобы добраться до этого музея надо от станции метро Cais do Sodre проехать на электричке или трамвае до остановки Santos, а потом подняться в горку. Рядом с музеем находится остановка автобусов 713, 714, 727, но я не знаю маршруты их движения.
За два билета со скидкой для пожилых мы заплатили всего 6 евро. Но удовольствие от музея мы получили огромное. По богатству своей экспозиции, на наш взгляд, он лишь немного уступает музею Прадо в Мадриде. В отделе европейской живописи музея выставлены картины таких всемирно известных художников как Иероним Босх, Ян Брейгель, Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах, Ганс Мемлинг, Рафаэль, Хосе Рибера, Тинторетто, Диего Веласкес, Франсиско де Сурбаран.
Познакомились мы и с прекрасными картинами ранее мало известных нам художников.
При этом надо отметить, что освещение картин в этом музее превосходное. Блики на картинах встречаются очень редко. Специалистам из музея Галуста Гюльбенкяна следует прийти сюда и поучиться искусству размещения и освещения картин.
Закончив осмотр музея, мы прошли пешком до остановки Santos и на трамвае, а затем на метро вернулись в отель. Расходы на суточный проездной билет полностью оправдались.