GEORG78 писал(а) 25 фев 2012, 11:47:Уникальность Жанны в ее пассионарности. В ее внутренней энергии и силе. Согласитесь что в человеке, юной девушке 17 лет от роду ...
Мне вот все-таки интересно, откуда черпаются сведения об "особой внутренней энергии и силы" Жанны? У хронистов об этом ни пол-слова - кроме, пожалуй, отмеченного поведения на суде в Руане. Но так то - на контрасте с "деревенским" происхождением девушки. Мне вот лично кажется, что большинство пассажей про пассионарность Жанны имеют в своей основе литературу эпохи Просвещения (главным образом, Вольтера) и муви-имидж, воплощенный не так давно Милой Йовович.
GEORG78 писал(а) 25 фев 2012, 14:36:Как Вы думаете почему во всей Франции 90 лет подряд не находилось лидера способного повести страну к победе, а тут появилась необразованная молодая девчонка и разом вдохнула в страну и ее жителей волю? Почему? Что во всей Франции не было ораторов? ярких личностей и генералов? образованных людей?
Вы, может быть, не поверите, но образованных людей в то время действительно было крайне мало. Даже помянутый Вами выше дю Геклен был необразованным чурбаном. Что, кстати, не помешало ему, да, быть героем в 14 веке, числиться среди кристально чистых образцов рыцарства и заслуженно лечь у ног своего сюзерена, короля Карла V, в усыпальнице Сен-Дени.
Но минуло пятьсот лет ... и потомки превозносят до небес Жанну, а подвиги дю Геклена известны лишь специалистам. Таковы издержки взгляда на историю из дня сегодняшнего - нынешней Франции (повторюсь, эта нация в эпоху д'Арк и дю Геклена только-только формировалась) подобна более героическая Дева (кстати, ведь и символ французской республики, Марианна - женщина )
GEORG78 писал(а) 25 фев 2012, 14:36:Одержимость идеей, фанатичная вера большинства в какие-то идеалы и идеи присуща людям всегда и во все времена, и сейчас и тогда. И
степень фанатичности от времени и эпохи не меняется.
Как раз таки меняется. Во-первых, в зависимости от уровня образованности различных страт общества. Во-вторых, от степени критичности восприятия т.н. "чудес" в различные исторические эпохи.
Т.е. феномен Жанны надо рассматривать через призму мировоззрения человека 14-15 вв. Вот что по этому поводу, например, пишет Ле Гофф:
К доказательству авторитетом, то есть доказанной древностью, прибавлялось доказательство чудом. Средневековые умы привлекало совсем не то, что можно было наблюдать и подтвердить естественным законом, регулярно происходящим повторением, а как раз, наоборот, то, что было необычно, сверхъестественно или, уж во всяком случае, ненормально. Даже наука более охотно избирала своим предметом что-то исключительное, чудеса (mirabilia). Землетрясения, кометы, затмения — вот сюжеты, достойные удивления и исследования. Средневековые искусство и наука шли к человеку странным путем, изобиловавшим чудовищами. По всей вероятности, доказательство чудом стало сначала употребляться для определения святости, которая сама по себе исключительна. Здесь встретились народная вера и доктрина церкви. Когда с конца XII в. папы стали претендовать на исключительное право канонизации святых, которых раньше причисляли к таковым «волей народа» (vox populi), то они провозгласили совершение чудес одним из обязательных условий для признания святости. Когда в начале XIV в. регламентировалась процедура канонизации, в нее включили обязательное требование наличия специальных записей о чудесах, совершенных кандидатом: capitula miraculorum. Но Бог ведь творит чудеса не только через посредство святых.
Чудеса могли случиться в жизни каждого — вернее, в критические моменты жизни всякого, кто в силу той или иной причины сподобился вмешательства сверхъестественных сил.