идут по земле пилигримы.
И. Бродский
Про Путь апостола Якова – Камино де Сантьяго – я впервые узнал в конце 2006-го, когда собирал информацию к поездке в Испанию и Португалию. Выяснилось, что паломничество к мощам Иакова Зеведеева, одного из двенадцати учеников Иисуса, которые, по преданию, находятся в кафедральном соборе Сантьяго де Компостела (СдК), длится уже более 1000 лет. После смерти Иисуса апостол Иаков отправился проповедовать его учение на Пиренейский полуостров. После возвращения в Иерусалим уже самого Иакова казнили. Ученики апостола решили захоронить его тело там, где он нёс благую весть. Поэтому они погрузили тело Иакова на барку и отплыли морем в Иберию. Барка сама прибилась к берегам нынешней Галисии и поднялась вверх по реке Улья. Тело апостола было предано земле и о местонахождении могилы надолго забыли. В начале IX века некоему монаху-отшельнику было откровение об обретении мощей Иакова – над местом захоронения несколько дней сияла звезда (Компостела – campus stella – «поле звезды»). Саркофаг был обнаружен и для его захоронения король Альфонс II приказал построить базилику. Святой Иаков – Сантьяго – был провозглашен защитником и покровителем Испании. С его именем испанцы сражались с маврами и несли христианство в Америки.
Считается, что первым паломником к мощам Сантьяго стал Карл Великий. Множество известных людей (Эдуард I Английский, Францисск Ассизский, Иоанн Павел II, Паоло Коэльо и др.) прошли Путем Сантьяго. Прошедшему Камино де Сантьяго полагалась индульгенция – отпущение грехов (что, кстати, ставит СдК на третье место по значимости для католиков после Иерусалима и Рима). Тому, кто совершит паломничество в святой год (когда день рождения апостола Иакова – 25 июля – приходится на воскресенье) церковь устанавливает полное отпущение грехов.
Символом святого Иакова являются раковина морского гребешка (привет тем, кто заправляется на Shell) и крест в виде меча, украшенного полумесяцами. Эти знаки в средние века нашивали себе на одежду пилигримы. Кстати, пилигрим – по испански peregrino – это именно паломник к мощам Сантьяго (в отличие от ромеро – паломника в Рим и палмеро – паломника в Иерусалим). А название короткого плаща или накидки – пелерина - пришло в русский язык из французского.
Собственно камино де Сантьяго – это несколько устоявшихся маршрутов, ведущих к СдК. (Камино де Сантьяго еще называют Млечным путем – за сходство большого числа паломников, бредущих в СдК, со звездами на небе). Основной и наиболее известный – камино франсез – начинается на территории Франции в местечке Сен-Жан Пье де Пор. Длина его около 800 км. Северный путь – камино дель норте – идет от границ Франции вдоль побережья Бискайского залива. Виа де ла Плата начинается в Севилье и проходит через Эстремадуру. Канонический камино португез начинается от границы Галисии и Португалии – в городке Туи (Tui), хотя многие начинают этот путь от Порту и даже из Лиссабона. Вокруг этих камино за столетия сформировалась своя инфраструктура с церквами, гостиницами, приютами, больничками, едальнями и т.д.
Так вот, узнал я это и что-то не особо меня всё это воткнуло. Но всё же на разведку сходить мысль таки возникла. И весной 2007-го мы побывали в СдК, а затем проехали на авто часть камино франсез от Понферрады до Леона (т.е. в противоположном направлении). Проезжая проселочными дорогами постоянно встречали паломников, идущих либо едущих на велосипедах нам навстречу. И как-то так зауважал я этих самых перегринос, которые и «синим солнцем палимы», и дождями поливаемы, и ветрами обвеваемы, знай себе идут к заветной цели. И захотелось и мне стать однажды такой же вот звездочкой в этом людском млечном пути.
А летом прошлого года купили мы с женой велосипеды, и... сразу же вспомнился нам камино. Тем более, что 2010-й – тот самый святой год, когда прошедшему путем Сантьяго отпускаются все грехи. Хе-хе...
Поначалу решили мы проехать камино франсез, но не весь, а от Леона до СдК. Но, по здравому размышлению, от этого варианта решили отказаться из-за того, что посчитали, что таких же, как мы, желающих, будет просто слишком много. Велослалом не наш конек и лавировать среди идущих нам не улыбалось, посему мы обратили свой взор на португальский маршрут, который гораздо менее популярный, но, по словам паломников, прошедших его, живописный и интересный. Тем более, что Португалия нами в прошлый раз была осмотрена лишь частично. Ехать мы решили на прокатных велосипедах, так как физические и моральные затраты на доставку своих великов на камино показались нам выше финансовых.
Подготовительный этап заключался, как всегда, в сборе информации, чтении специализированных форумов, покупке путеводителей, авиабилетов, получении виз - ну т.е. всё, как обычно. Перед самым отъездом сделали себе две одинаковые майки с символикой камино. Была, конечно мысль (нет, не только мысль, даже желание было) перед поездкой потренироваться, т.е. покататься хотя бы этак пару-тройку недель на велосипеде в полном боевом снаряжении километров по 30-40 в режиме, приближенном к реальному, дабы не умереть в первый же час на камино. Но… всяческие непреодолимые обстоятельства, такие как вулкан в Исландии, мировой кризис, нефтяное пятно в Мексиканском заливе и пр., материализовать данную мысль не позволили…
Маршрут нашей поездки выглядел следующим образом:
Калининград – Гданьск (попутка) – Барселона (авиа) – Лиссабон (авиа) – Томар - Коимбра - Порту (авто) – Сантьяго де Компостелла – Фистерра – Мушия (велосипед) – Сантьяго де Компостелла (автобус) – Барселона (авиа) – Гданьск (авиа) – Калининград (попутка). Время – с 14 июня по 3 июля. Сам камино мы проехали за 7 дней.
Описывать здесь все прелести Барселоны, Лиссабона, Томара, Коимбры и Порту, думаю, смысла нет, поэтому ограничусь лишь рассказом о нашем паломничестве.
(К сожалению, по прилёту в Барселону выяснилось, что моя старенькая зеркалка отказалась работать после чистки матрицы, поэтому все фото сняты на мыльницу, что не могло не сказаться на их качестве).
21 июня. Порту – Барселос. 62 км.
К моменту нашего заселения в гостиничку в Порту, наши арендованные велики уже стояли в холле и ждали нас. Это были железные кони испанской фирмы ВН (модель Cambridge). Незатейливые и неприхотливые в целом, овса требовали не много, ни разу не подвели в дороге, если не считать того, что я на своём байке три раза проколол переднее колесо и один раз заднее. У жены раза три слетала цепь. Всё.
На руках у нас уже были креденсиали – специальные паспорта паломников. Мы купили их в кафедральном соборе Порту за 50 копеек каждый днём раньше.
Креденсиаль необходим паломнику для получения компостелы – свидетельства о совершения паломничества, который выдается в СдК, в специальном паломническом офисе. Подтверждением того, что пилигрим прошёл Путь, являются особые печати (по- португальски - carimbo, по-испански – sello) которые ставятся в креденсиаль.
Итак, навесив на байки свои рюкзаки и сфотографировавшись…
в 6-55 утра мы тронулись в путь.
Заехали взглянуть на церковь де Седофейта, которая, если верить путеводителю, является одним из самых древних христианских сооружений в Европе. Первое строение на этом месте относится ещё ко временам вестготов, а то, что мы видим сейчас, в основном, создано в XII в.
Нужно сказать, что камино изначально рассчитан на пеших паломников (коих на Пути подавляющее большинство) и промаркирован специальными знаками – желтыми стрелками и изображениями раковины гребешка. В общем, заблудиться сложно, хотя, при особом старании или плохом зрении, можно.
Специального пути для велосипедистов нет. Или едешь вместе с пешими каминерос, или, там где это сделать сложно, по автомобильным дорогам.
Хотя и светит солнце, не очень жарко. До Виларинью (Vilarinho) доехали без особого напряга, а вот между Ратешем (Rates) и Барселосом (Barcelos) пошли холмы. Этап не очень сложный, но понимаешь это сейчас, когда уже всё позади…. А тогда казалось, что в основном приходится ехать в гору. А спуски такие короткие и заканчиваются очень уж быстро.
В 16-00 были в Барселосе.
За всю дорогу не встретили ни одного пилигрима.
Барселос хорош. Остатки древней крепостной стены с башней, мост через реку Каваду, мощеные улочки старого города.
С этим городком связана легенда о пилигриме, которого хотели повесить по обвинению в воровстве, но доказательством его невиновности стало то, что с блюда, стоявшего на столе у судьи, взлетел жареный петух.
Ночевали мы в казарме у бомбейрос – пожарных. Денег за это с нас не взяли. Зашли к начальнику и он шлёпнул нам в креденсиали прикольную carimbo ярко-красного цвета.
Кроме нас был еще семидесятилетний немецкий дедок, уже четвёртый раз идущий по камино. Когда мы показали ему наши печати, он тоже побежал ставить её, но было поздно. Местный Шойгу уже свалил с работы.
22 июня. Барселос – Понте де Лима. 34 км.
Выехали в 7 утра. Этап не сложный. Пара затяжных подъемов и таких же долгих спусков. Последнюю треть пути ехали вниз. Очень жарко, градусов 30, не меньше. Повстречали первых пилигримов. Пару каких-то скандинавов и двух ирландок. Все пилигримы при встрече друг с другом произносят приветствие – buen camino! Сейчас мне кажется, что за неделю паломничества, пожалуй, только слово gracias мы произнесли большее число раз.
В Понте де Лима были примерно в полдень. Изначально планировали ехать дальше до Рубиаенша (Rubiaes). Это еще около 20 км. Но дорога до него большую часть пути идёт в гору. Решили по такой жаре не убиваться, а выехать на следующий день пораньше и проехать больше.
Альберг (приют для пилигримов) открывается только в 17 часов. Пообедали, погуляли по городу. Сходили в библиотеку, где есть бесплатный интернет.
Сам город понравился меньше, чем Барселос.
Альберг новый, открыт только в прошлом году. При заселении каждому объясняют правила коммунистического общежития. Выяснилось, что преимущественным правом заселения в альберг пользуются пилигримы, идущие пешком с рюкзаком, и инвалиды. За ними – те кто идёт пешком, но без рюкзака. Потом – паломники на лошадях. И только уже после того, как поселят ковбоев-кабальерос, можно заселяться нам, бедным bicigrinos – тем, кто едет на байках. За нами селятся те, кто начинает паломничество в Понте де Лима. Объедки достаются тем, к совершает паломничество, используя автомобиль поддержки.
С пешеходов и плата за ночлег всего 3 евро супротив 5, которые взяли с нас.
Альберг двухэтажный, есть кухня, бесплатный интернет. Постельное бельё не дают. Всего ночевало человек 20.
23 июня. Понте де Лима – Мос. 64 км.
Встали в 5 утра. В 6 выехали. Сразу же начался затяжной (километров этак на 13, не меньше) подъем в гору. Потом спуск километров 6 длиной. Часов в 9 были в Рубиаенше. Альберг тут стоит прямо у дороги.
Зашли в него. Ни одной живой души. В книге посетителей записаны 4 человека, останавливавшихся здесь прошлой ночью. Сами поставили себе каримбо в креденсиали и поехали дальше.
Ночевать думаем в Порриньо. Становится жарко.
К полудню добрались до Валенсы (Valença do Minho). Это последний город на португальской части камино. Огромная крепость Fortaleza, внутри которой находится старый город, толпы туристов.
Уже перед самым мостом через Минью зашли в Красный крест и шлёпнули у них последние каримбо. Проезжаем мост – и вот она, Галисия. Мы в Испании, в городе Туй (Tui). Переводим часы на час вперёд.
На осмотр города времени нет. Жара за 30. В 15-30 доползаем до альберга в Порриньо (Porriño). На ресепшене две барышни нам сообщают, что поскольку мы на велосипедах, то заселиться сможем только после 8 вечера. До этого времени можем покурить и оправиться и вообще, город осмотреть, например… Спрашиваем, а душ хотя бы принять мы можем? Нет, отвечают нам эти красавишны, а у самих глаза такие добрые… Следующий альберг находится примерно в 5-6 км, в деревеньке Мос (Mos). Просим этих девах позвонить туда и спросить, поселят ли нас сразу или тоже ждать придётся. Позвонили, заселят сразу.
Значит, едем туда.
И снова в гору аж до самого альберга.
Альберг небольшой. Довольно убогий. Зато здесь выдали одноразовые простыню и наволочку.
Пилигримов стало ощутимо больше. Многие испанцы для получения компостелки идут минимально необходимые 100 км и поэтому начинают камино в Туй. За всё время мы пока не увидели ни одного bicigrino. Зато встретили молодого датчанина, идущего аж с двумя собаками. В альберги его с ними не пускают, поэтому спит он, где ночь застанет.
24 июня. Мос – Кальдас де Рейес. 53 км.
Выезжаем в 6-45. Туман и прохладно. Быстро доезжаем до Редонделы. Альберг уже закрыт. Печати поставить не получилось.
За ней опять начинаются длинные подъёмы и спуски. Останавливаемся на обед в Понтеведре. Городок очень приятный. Мы уже были здесь три года назад. Многочисленные туристы. Цены ощутимо выше, чем в том же Туе, не говоря уже про Португалию. В церкви Santuario da Peregrina нам ставят в креденсиали sellos – печати.
Едем дальше. Велокомпьютер показывает, что мы проехали уже 200 км.
Еще через 13 км приезжаем в Кальдас де Рейес (Caldas de Reyes).
Довольно милый городок. Во времена римской империи назывался Aquis Celenis. В городе есть даже римский мост, правда, восстановленный в 16 веке.
Источники с горячей водой.
Альберга здесь нет, поэтому селимся в отель O Cruseiro. Дабл 45 рублей, но для паломников спеццена – 35.
По случаю фиесты все магазины в городе закрыты. Слава богу, хоть едальни работают.
Вечером на площади возле моста народные гулянья, хороводы, песни-пляски.
Завтра мы уже будем в Сантьяго.