Бюджет: 987 долларов + стоимость визы
Маршрут: Киев – Лутон – Стоунхендж – Виндзор – Лондон - Эдинбург – Дублин – Ньюгрейндж – Белфаст – тропа гигантов – Glen Gash Pass – Konnemara NP – Kylemore Abbey – Галвей – замок Дангвайр – дольмен Пулнаброн – скалы Мохер – Дублин – Лутон – Киев
Перелеты: Wizzair Киев – Лутон – Киев, 110 долларов
Ryaiair Эдинбург – Дублин, 20 Евро
Ryaiair Дублин – Лутон, 23 Евро
Состав участников: Я и мой друг
День 1. Киев – Лутон - Эймсбери
50 грамм бехеровки в киевском аэропорту «Жуляны» были вынужденной мерой. Чешский напиток должен был скрасить 2х-часовое ожидание рейса в тесном сарае, который на экранах монитора почему-то назывался терминалом. В день из «Жулян» отправляются всего 10 рейсов. Два из них – в одно и то же время. Сделано это наверное для того, чтобы люди могли поделиться впечатлениями перед поездками в Лондон и Венецию. Ну а ограниченное пространство как ничто лучше этому способствует.
- А мы из Крыма в Лондон летим, а сами из Москвы, - делился впечатлениями качок, пропитанный алкоголем
Через 3 часа качка воодушевленно встречали в Лутоне прямо с трапа самолета вооруженные британские мужчины, наручниками намекающие, видимо, на БДСМ. Как стать таким же популярным среди вооруженных британских мужчин узнать, увы, не удалось.
Паспортный контроль был скучен и нелеп, зато предоставил время пофантазировать на тему меня, левостороннего движения и правого руля. В комплексе. Эти фантазии, собственно, не давали мне покоя всю прошедшую неделю, и я, брызгая слюной, делился ими с близкими и друзьями. Из всех друзей лишь один решил понаблюдать за этим цирком вживую и составил мне компанию в недельной поездке на Туманный Альбион. Для сочности повествования, я буду называть его Геннадием, хотя на самом деле его зовут Михаил. Геннадий был небрит и неистово курил при первой же возможности. На следующие сутки такой возможностью для него стала забронированная заранее в Hertz-е застенчивая Nissan Micra возрастом всего в 1500 км. Она загадочно завлекала своей торчащей под левую руку «механикой» туда, где за бесчисленными кругами развязок прятался Стоунхендж.
Работник Hertz-а вручил нам ключи, пальцем показав направление движения. После этого были маты. Много и подряд. Разной этажности и смыслового наполнения. Первые 20 минут дороги, первые развязки и первые попытки почувствовать левый габарит праворульной машины я, отказавшийся от страховки в прокатной конторе, запомню надолго. К слову именно этот пресловутый левый габарит, а вовсе не переключение левой рукой передач и даже не круговое движение, оказался самым сложным экзаменом. Я, вцепившись в руль в позе водителя Москвича, и усиленно вслушиваясь в подсказки ЖПСа, в паузах между матами пытался понять что делать, куда смотреть и куда поворачивать. Мой мозг успевал оценить как в каждой конкретной ситуации я бы повернул у себя на родине и давал сигналы делать всё наоборот, украшая это комбинациями десятка слов, которые можно было бы заменить лаконичным английским «fuck». Геннадий сидел рядом на пассажирском сидении, был напуган не меньше, то и дело машинально пытался найти руками руль и наверняка грыз бы ногти, если бы имел такую привычку.
На автобане приходилось уворачиваться от обгоняющих нас фур. До Amesbury – городка неподалёку от Стоунхенджа – было 150 км.
День 2. Стоунхендж – Виндзор - Лондон
Будильник раздражал в 6.45 утра. Я мужественно оторвал голову от подушки и попытался взглянуть в сторону душа. Геннадий лежал рядом и не двигался. Я привстал и позавидовал ему. Трижды. Он абсолютно никак не реагировал на назойливое жужжание телефона, продолжая спать. Я так не умею, у меня к будильникам слабость. Кстати, ночью между нами ничего не было.
George Hotel в Amesbury оказался уютным местом, которое стоит своих 75 фунтов с двоих. Утром он встретил нас пасмурной погодой и сытным английским завтраком. По невероятному стечению обстоятельств, наша любовь оказалась не взаимной: ни при заселении, ни утром у нас не попросили кредитки, а то, что по рекомендации многих, я при бронировании отеля на booking.com вбил неправильный CVC-код, в итоге сделав невозможным снять у нас деньги за проведенную ночь, я понял только дома.
Стоунхендж находился всего в 5 минутах езды от Amesbury. Едешь, вокруг поля зеленые, барашки пасутся, Геннадий курит в окно, благодать, и тут – бац: Стоунхендж! Самая, сука, раскрученная достопримечательность Англии! Вот так вот, внезапно, чуть ли не из-за угла! Вообще, кто не знает, Стоунхендж – это атмосферная груда камней посреди поля, непонятно откуда взявшаяся 5000 лет назад и предназначавшаяся для ритуалов, астрономии или просто. Внешне Стоунхендж напоминает домино, которое попало в руки ребенка, не знающего правил игры. Ну и конечно он обладает мистической аурой: барашки вокруг толще, паркинги с утра закрыты, а охранники воинственны и агрессивны. Именно эта аура помешала нам и еще пяти машинам наивных туристов, приехавших зарядиться энергией домино с самого утра, дотронуться до Всемирного Наследия Юнеско. Что-то было у него общего с тучной Евдокией Степановной с пятого подъезда: его можно было созерцать, любоваться и даже втайне фотографировать, но нельзя было приближаться и тем более трогать.
Посмотрев на камни около получаса, мы с Геннадием окончательно выдавили из себя галочку «Я видел это!» и отправились сдавать машину. Сдавать машину надо было в самом центре Лондона, и от этого хотелось курить даже мне, никогда не бравшему в рот сигарету и прочие фаллические предметы. Ко мне являлись видения лондонских заторов, которые голосом Мегатрона из «Трансформеров» будоражили: «А ты знаешь в какую полосу надо повернуть здесь?!». Хотелось побыстрее избавиться от машины и возможных финансовых обязательств и выпить.
…Когда до Лондона оставалось километров 30, мы увидели указатель на Виндзорский замок, молча переглянулись, оба кивнули и свернули с хайвея. Это уже в режиссерской версии отчёта будет описание того, как мы на самом деле обсуждали стоит ли ехать «в этот непонятный Виндзорский замок», куда поворачивать и долго выискивали на бумажной карте нужные нам буквы.
Виндзорский замок – это замок, который находится в городе Виндзор. Будучи резиденцией британских монархов, он на протяжении более 900 лет являет собой незыблемый символ монархии, возвышаясь на холме в долине реки Темзы. Это «самый романтичный из всех замков в мире», согласно отзыву писателя XVII века Сэмюэла Пипса. Он красив и завлекает, как недопитый стакан дорогого виски, но плата за вход в размере 18 фунтов моментально отсеивает таких зевак как мы. Хотя буду откровенен, не столько цена, сколько время… Виндзорский замок – это вам не тучная Евдокия Степановна с 5 подъезда, с которой можно за 10 минут перекинуться парой фраз. Это 40-летняя брюнетка Елена, с которой минимум раз надо сходить в кино и минимум два – на суши. Лишь тогда она подумает и возможно допустит вас к своим достопримечательностям. У нас же не было этих трех раз, нас к обеду неотвратимо ждал Лондон!
А еще над Виндзорским замком очень низко летают самолёты. Дело то ли в близости аэропорта Хитроу, но скорее том, что пилоты тоже не прочь полюбоваться архитектурой.
Микра сдалась Хертцу не сопротивляясь. В центре Лондона. Отрезвленные вождением по небольшим пробкам, мы с Геннадием с четвертой попытки осознали, что девушка за стойкой пункта сдачи обращается к нам вовсе не по-русски, и всё же отдали ключи от автомобиля. Облегчение пришло моментально, как после сельди с молоком! Чтобы не выделяться из толпы, я бросил на плечи рюкзак, повесил на шею фотоаппарат и взял в руки карту. Такими нас, пеших туристов, впервые увидел Лондон!
Из вещей у нас лишь рюкзак и сумка. Они были легкими, но казались тяжелыми, хотя вовсе не стали помехой для небольшой прогулки по пути к станции метро в попытках посмотреть сразу хоть что-то. Этим хоть чем-то оказался Букингемский дворец. Когда я через 40 лет буду читать вслух эти строки на творческом вечере в Йошкар-Оле, я нарочито сделаю паузу перед словами «Букингемский дворец», повторю еще раз «оказаааааался» и мой помощник, 65-летний седовласый Геннадий, уныло кряхтя, изобразит барабанную дробь. Подобных авторских акцентов, увы, не хватает при сухом прочтении последнего абзаца в социальных сетях и форумах.
Букингемский дворец я уже видел. Шесть лет назад он пригласил меня, и мы внезапно стали знакомы. На тот момент я уже танцевал с Прагой, пил пиво с Мюнхеном, несколько раз «самизнаетечто» с Амстердамом и дворец меня не впечатлил. Я полусухо поздоровался, криво оскалился и вторую встречу ожидал как нелепую формальность. В условиях активной подготовки Лондона к Олимпиаде, формальность оказалась не нелепой, а перерытой. А вот Геннадий не такой. Уже многие годы он активно сублимировал свою неуёмную энергию в желание увидеть Лондон и дворец в частности. Причем сублимировал вовсе не двумя руками и вовсе не при свидетелях, как может кому-то показаться. Но чрезмерное ожидание чего-либо притупляет восхищение. Спустя шесть лет от моей первой поездки в Англию, мы, теперь уже вдвоем, всё так же криво оскалились одной из главных достопримечательностей столицы, и взяли курс на хостел.
К поездке я подготовился настолько основательно, что даже распечатал карту интересностей Лондона. Забыл только об одной важной детали: как добраться до забронированного хостела. Я точно помнил, что в 5 минутах ходьбы до него находится станция метро, я смотрел на эту станцию на карте и, кажется, запомнил её название. Кажется. «Зрительная память лучше обычной», - надеялся я, когда понял, что название станции «Angel» вспомнить не могу.
- Вспоминай!, - сказал Геннадий, развернув схему-паутину станций лондонского метро. 260, сука, станций! Двести шестьдесят! И «а может быть вот эта» подумалось сразу на десяток из них. В итоге, я выбрал самую «а может быть вот эту» из всех, уверенно ткнул на неё пальцем и повернулся к Геннадию:
- Liverpool Street!
Лондонское метро поделено на зоны, которые концентрическими бело-черными кругами расходятся от центра и со стороны напоминают жопу молодой зебры в анфас. Стоимость дня проезда в 1 и 2 зоне метро составляет 7 фунтов – это приблизительно 44 проезда в киевском метро или четверть часа с валютной проституткой в Броварах.
Мы вышли на Liverpool Street, осмотрелись и вбили в ЖПС адрес нашего Zenith Hostel. ЖПС намекнул Геннадию, что моя зрительная память несовершенна и вовсе не эта станция была ближайшей к месту ночлега: 1 час пешком. Это еще ЖПС не знал, что мы с вещами. Геннадий был справедливо раздражен, но, видимо, не знал, куда спрятать моё тело. Так я остался жив и мы пошли. Полтора часа пешком и с вещами – повод задуматься о вечном. Думать мешал только голод, и к нашему несчастью нам повстречался МакДональдз. Это было одно из немногих европейских заведений, встретившихся по пути. В остальном же Лондон пестрил интернационалом: афганская кухня, индийская, турецкие кебабы.