Отзывы путешественников о Вене в Интернете оказались очень противоречивыми. Одни оставляли восторженные отзывы, но ничего конкретного о том, что же им так особенно понравилось, не разъясняли. Другие, напротив, писали, что Вена – скучный город, и более одного дня там делать нечего. К таким отзывам мы относились с определенным недоверием, учитывая, что некоторым торопыгам - путешественникам на Рим достаточно одного дня, а на осмотр Венеции хватает нескольких часов. Опубликованные на разных сайтах перечни основных достопримечательностей Вены переваливали за два десятка. Поэтому мы решили, что сильно скучать в Вене не придется, даже в условиях зимы.
Подготовка к путешествию была недолгой. Купили авиабилеты на рейсы авиакомпании «Россия» с пересадкой в Санкт-Петербурге (42 тысячи рублей), оформили медицинские страховки (1900 рублей), успели прикупить немного наличной валюты до резкого повышения курса евро, забронировали через Букинг недорогие апартаменты в Вене (275 евро за 7 суток проживания). Подробно изучили особенности работы общественного транспорта в Вене, заранее наметили маршруты передвижения по городу, расположение и распорядок работы музеев, других достопримечательностей, а также ближайших к месту проживания супермаркетов и торговых центров.
Рано утром 1 февраля при температуре воздуха -35 градусов вылетели из аэропорта Красноярска и через 5 часов полета приземлились в аэропорту Пулково. Как обычно в России, самолет остановился где-то на задворках, и автобус долго-долго вез пассажиров к зданию аэропорта. Новый терминал обслуживал только небольшое количество престижных рейсов, поэтому регистрацию билетов и багажа на рейс в Вену, паспортный контроль и досмотр проходили в старом уже довольно тесном и неудобном здании Пулково-1. Хорошо, что время трансфера было коротким. Для посадки в самолет пассажиров снова долго везли автобусом на задворки аэропорта. За последние годы я не помню такого случая, чтобы у нас в России посадку в самолет осуществляли через «рукав», как это делают во всех цивилизованных странах.
Полет до Вены занял немногим более двух часов. И вот здесь началось нормальное отношение к пассажирам. Выход из самолета в здание аэропорта через «рукав», приветствие и улыбка на паспортном контроле, быстрая выдача багажа. Немного волновались, что на паспортном контроле будут задавать вопросы на немецком языке о цели прилета, наличии обратного билета и медицинской страховки, бронировании гостиницы. Но австрийских пограничников все это не интересовало. Добро пожаловать в Вену!
В Вену решили ехать на электропоезде S7. Не выходя из здания аэропорта, шли по широкому коридору, высматривая на указателях символ поезда и надпись САТ. Без всяких сложностей вышли на двойную платформу электропоезда. На одной платформе стоял прямой скоростной поезд САТ, который идет без остановок до центрального вокзала Вены. Проезд на нем дороже, но быстрее, билеты продаются в автоматах у платформы. Другая платформа предназначена для поездов S7. Этот поезд идет медленнее, с промежуточными остановками, одна из которых тоже на центральном вокзале, и далее на север Вены. Автоматы по продаже билетов стоят с двух сторон платформы, в начале и в конце. В Интернете было написано, что автомат можно переключить на русский язык. Но, наверное, автомат поменяли. Сейчас автомат работает на всех языках Евросоюза, но не на русском. Поскольку аэропорт находится в транспортной зоне 101, а сама Вена – в зоне 100, раньше полагалось покупать два билета: один для проезда из зоны 101 в зону 100, а второй для проезда по зоне 100. Но сейчас автомат поступает проще, он продает один билет за 2,4 евро для проезда сразу в двух зонах. Автомат принимает монеты, мелкие купюры и пластиковые карты. Где-то было написано, что некоторые виды карт автомат не принимает, поэтому решил не рисковать и заранее приготовил купюры по 10 евро. Раньше надо было компостировать билеты перед посадкой в поезд, а сейчас не надо, хотя компостеры стоят возле автоматов. Поезд S7 идет через каждые 30 минут.
Примерно через 40 минут прибыли на станцию Пратерштерн, которая представляет собой трехэтажный пересадочный узел со станциями метро, автобусными и трамвайными остановками. Все этажи соединены между собой эскалаторами и лифтами, что очень удобно для пожилых людей, инвалидов, да и просто для людей с тяжелым багажом или с детскими колясками. Здесь же расположены различные магазины и кафе. Таких удобных пересадочных узлов в Вене несколько. Рядом с Пратерштерном находится парк аттракционов Пратер со знаменитым колесом обозрения, но он нас не интересовал.
Забронированные нами апартаменты Vienna Dream Apartments находятся на улице Таборштрассе примерно в 900 метрах от Пратерштерна. Учитывая, что температура воздуха в Вене была около нуля градусов, погода после Красноярска показалась нам почти летней. Поэтому мы решили дойти до апартаментов пешком.
Вид из окна апартаментов
Апартаменты занимают 4-й этаж по европейским понятиям (или 5-й по российским) в 7-этажном многоквартирном доме, представляют собой однокомнатные (дешевле) или двухкомнатные (дороже) квартиры с мини-кухнями и ванными комнатами. В кухне есть электроплита, небольшой холодильник, мойка, кухонная и столовая посуда, но почему-то нет электрического чайника. Комната просторная, со столом, двумя стульями, двуспальной кроватью, шкафом для одежды и телевизором. Учитывая цену менее 40 евро за сутки, очень даже хорошие условия для проживания. В отличие от апартаментов в Мадриде и Париже, где вход в здание контролировал портье, здесь вход был совершенно независимый, как в обычную квартиру. Владельцы апартаментов – семейная пара из Сербии, мы разговаривали с ними на смеси русского и английского языков.
Для нас большое значение имеет организация общественного транспорта, которым часто приходится пользоваться. От этого в значительной степени зависит общее впечатление от посещаемого города. Если в Риме нам приходилось пользоваться метро и автобусом, в Милане – метро и трамваем, в Мадриде, Барселоне и Париже – в основном метро, в Брюгге – автобусом, в Праге, Антверпене, Амстердаме и Кельне – трамваем, то в Вене мы постоянно использовали трамвай, метро и электропоезда. Пожалуй, в Вене самая лучшая организация общественного транспорта, все сделано для максимального удобства пассажиров. И этим Вена сразу располагает к себе приезжих.
Новые вагоны венского трамвая – чудо техники. Пять вагонов сочленены так, что можно пройти насквозь через весь трамвай. Пол трамвая расположен очень низко, вровень с трамвайной остановкой. Инвалидные и детские коляски без всяких трудностей въезжают в вагон. В вагонах для них оборудованы просторные площадки. Однако не все трамваи новые, имеются и старые вагоны с высокими подножками. В этих случаях на трамвайных остановках на электронных табло рядом с временем прибытия трамвая мигает указатель, предупреждающий, что в трамвай инвалидная коляска въехать не сможет.
В сентябре прошлого года нам довелось в течение 6 дней пользоваться метро в Париже. Оно напоминает тюрьму. Металлические заграждения на входе и выходе выше человеческого роста. Двухъярусные турникеты (на уровне ног и головы) с грохотом открываются, только если вставить проездной билет, и с лязгом закрываются сразу за спиной. Еще колючей проволоки не хватает. Такое впечатление, что все парижане пытаются проскочить в метро без билета, а работники метро защищаются от них.
Венское метро – полная противоположность. В нем не надо предъявлять билет, отсутствуют какие-либо турникеты или заграждения, вход и выход абсолютно свободные, как в обычный подземный переход. Некоторые станции метро расположены на поверхности земли. Если платформа находится под землей, обязательно имеется лифт, ведущий с улицы прямо на платформу. Кроме того, на каждой станции метро имеется бесплатный общественный туалет. Комфорт там не высшего качества, но, если нужда приспичит, вполне сгодится.
В венском транспорте все построено на доверии, но контролеры периодически проверяют билеты. За неделю непрерывных поездок наличие билетов при нас проверили 2 раза. Говорят, что штраф большой – 60 евро, но мы были очень добросовестны и всегда имели билеты. Проездные билеты – единые для всех видов транспорта. Очень удобны билеты на 24, 48 или 72 часа, которые достаточно закомпостировать один раз при первой поездке, а потом можно ездить соответственно 1, 2 или 3 суток на любых видах транспорта, никому не показывая и не компостируя билет. Еще удобнее проездной билет на неделю, он действует с 00 часов понедельника до 24 часов воскресенья, компостировать его вообще не надо. Для передвижения по Вене мы купили сначала билеты на 48 часов (для субботы и воскресенья) по 12,4 евро, а потом на неделю (с понедельника до конца пребывания в Вене) по 15,8 евро.
Наши апартаменты были расположены очень удобно в транспортном отношении. Прямо напротив дома находится остановка трамвая № 2, который ходит через каждые 7-8 минут. На этом трамвае можно доехать до метро Таборштрассе (1 остановка), площади Шведенплац (4 остановки), от которой 400 метров до собора Святого Штефана, а еще через несколько остановок – Карлсплац и Опера, за ними дворец Хофбург и Музейный квартал. Таким образом, практически до всех достопримечательностей Вены можно было быстро доехать на трамвае.
Скучать в Вене нам не пришлось. Нас очень интересует живопись, особенно эпохи Возрождения. Оказалось, что в Вене находится один из лучших художественных музеев Европы – Музей истории искусств.
В нем очень богатая коллекция картин итальянских, фламандских, голландских и немецких мастеров. Невольно возникают сравнения с Лувром и Прадо. Но в Лувре сравнительно бедно представлены фламандцы и голландцы. Конечно, Лувр может гордиться, что в нем есть несколько картин Леонардо да Винчи, которых нет в Вене. Зато в Вене есть прекрасная «Мадонна на лугу» Рафаэля Санти.
По количеству картин Питера Брейгеля венский музей самый богатый в мире. Вот уж где мы смогли вдоволь посмотреть и оценить картины этого художника!
Следует также отметить, что венский музей является одним из самых удобных для просмотра картин. Музей изначально создавался как картинная галерея, поэтому картины расположены так, что блики от окон и других источников света отсутствуют, не надо задирать голову вверх, во всех залах есть диваны, на которых можно отдохнуть и не спеша получать удовольствие. Посетители не толпятся у картин и не мешают друг другу. В этом отношении Лувр безнадежно проигрывает. От венского Музея истории искусств остались очень хорошие впечатления. Само здание музея и его интерьер представляют большой интерес с архитектурной точки зрения.
Кстати, в Вене для пожилых людей старше 65 лет в музеях есть скидки на билеты, как в Испании и Бельгии. Для нас билеты стоили по 11 евро. Мелочь, конечно, но такое внимание приятно. Фотографировать картины можно, но без вспышки. По понедельникам в музее выходной день.
Есть в Вене еще картинная галерея в Академии изобразительных искусств.
По количеству картин она меньше, но по ценности картин не уступает многим известным музеям. В ней представлены Босх, Кранах, Рембрандт, Рубенс, Тициан, Мурильо и другие известные художники.
Особая прелесть этой галереи в том, что можно рассматривать картины вплотную, хоть через увеличительное стекло. Ничто этому не мешает. Поэтому можно разглядеть такие мелкие детали и особенности картин, которые невозможно увидеть в других музеях. Мы были свидетелями того, как дети в возрасте примерно 8-9 лет приобщаются к искусству. Перед триптихом Босха «Страшный суд» на полу сидели женщина-педагог и примерно 15 детей. Педагог показывала детям мелкие фрагменты картины, а дети наперебой рассказывали что-то.
Билеты со скидкой стоили нам по 5 евро, кроме того заплатили 5 евро за право фотографировать картины. В понедельник в галерее выходной день.
Еще одна картинная галерея есть во дворце Верхний бельведер.
Здесь выставлены произведения австрийских и французских художников от средних веков до начала 20-го века, в том числе импрессионистов и модернистов. Хотя мы и не особенно увлекаемся работами более поздних художников, с интересом посмотрели картины австрийских художников 19-20 веков. Открытием для нас стали самобытные работы Антона Ромако. Но наибольшее удовольствие получили от выставленной в этой галерее самой большой в мире коллекции картин Густава Климта. Никакие репродукции не могут заменить непосредственное созерцание этих полотен. Женские лица на них завораживают, невозможно отвести глаза. После посещения этой галереи Климт стал для нас весьма уважаемым художником. Билеты в галерею Бельведера со скидкой стоили по 10 евро, фотографировать в галерее запрещено. От Бельведера открывается красивый вид на парк. Зимой по парку гулять не хотелось, но летом такая прогулка должна быть приятной.
Кроме живописи нас интересуют еще архитектурные достопримечательности. Поскольку наиболее яркими и выразительными сооружениями в средние века были соборы, мы стараемся во всех городах посмотреть наиболее интересные из них. В Вене огромное количество соборов и церквей, поэтому поле деятельности перед нами было обширное.
Главным является Собор Святого Штефана (или Стефана?). Разглядывали его мы и ночью и днем. К сожалению, ночью собор почти не подсвечивается. Поэтому на фоне светящихся разноцветных магазинов на Кертнерштрассе ночью собор не смотрится и сфотографировать его невозможно. А днем он выглядит мрачным, возможно из-за пасмурной погоды. Своими размерами он не уступает другим известным европейским соборам, но стоит он неудачно. Окружающие дома загораживают его и мешают обзору.
Издали собор выглядит более величественно, хотя его нижняя часть издали не видна. Внутри он тоже мрачноват, полумрак мешает разглядеть его внутреннее убранство и скульптурные изображения.
Поэтому общее впечатление от собора посредственное. Он выглядит бесхозным и запущенным. Можно сделать его гораздо более зрелищным, если убрать решетки, закрывающие проход к алтарю, и организовать внутри и снаружи подсветку.
Самая старая в Вене церковь Святого Руперта расположена рядом с площадью Шведенплац. Она вся покрыта какими-то корнями и ветками, выглядит очень древней. Внутрь попасть не смогли, все двери закрыты.
Собор Святого Карла смотрели вечером, когда в нем шла служба.
Послушали игру на органе. По окончанию службы разглядели внутреннее убранство. Пожалуй, это самый ухоженный собор в Вене. Собор построен в стиле барокко, поэтому внутри много лепнины, позолоты, есть картины и скульптуры. Купол собора расписан изнутри, но сейчас там идет реставрация, поэтому не все удалось рассмотреть.
В этом соборе по вечерам периодически проходят концерты симфонической музыки, но в период нашего пребывания таких концертов не было.
Очень красивая церковь Вотивкирхе, построенная в 19 веке в готическом стиле. Она напоминает понравившийся нам костел Святой Людмилы в Праге, построенный на 100 лет раньше. Только Вотивкирхе почти на 40 метров выше и выглядит более воздушной и изящной. На ее фасаде идет ремонт и, к нашей досаде, фасад закрыт щитами. Пришлось разглядывать церковь сбоку и изнутри.
Внутри запомнились красивые витражи и простой орган, который стоит прямо на полу.
Церковь Миноритов запомнилась необычной архитектурой и мозаичной копией знаменитой миланской фрески Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», изготовленной в натуральную величину.
Мы с удовольствием долго рассматривали мозаику, пытаясь по памяти найти какие-либо отличия от оригинала. Отличие было только в том, что на оригинале ноги Христа не видны, там проем двери. Уже позже, сравнивая фотографию мозаики и репродукцию в альбоме, заметили некоторые отличия в оттенках цветов одежды. К сожалению, мозаика не подсвечивается. В Италии в некоторых соборах можно бросить в автомат монетку и на несколько минут включить подсветку какой-либо скульптуры или картины. В Вене такого мы не видели. Вообще, нам показалось, что в Вене соборам и церквям, как объектам туристического интереса, уделяется недостаточно внимания.
Помимо религиозных сооружений в Вене много других архитектурных объектов, представляющих интерес. О дворцах я рассказывать не буду. Период нашего пребывания в Вене совпал с самой плохой погодой, так сказали нам венцы. Температура около нуля градусов и сильный порывистый ветер не способствовали осмотру дворцовых парков и садов. Да и выглядят они в феврале не так красиво как летом. А интерьеры дворцов нас не очень интересуют, насмотрелись их уже в разных странах достаточно. В принципе, в них все одно и то же, слишком много пафоса.
Одно из красивейших зданий – Ратушу посмотрели при ночной подсветке. Выглядит она замечательно, кажется легкой и ажурной. Площадь перед ней превращена в огромный каток, но не простой, а с различными дорожками, развилками, поворотами. Все тщательно продумано и оборудовано: камеры хранения, прокат коньков, пункты питания, туалеты, музыка по заказам. Желающих покататься на коньках было очень много, сплошное веселье и удовольствие, и это в обычный рабочий день.
В Вене много просто красивых зданий, с интересными балконами, эркерами, крышами. В более старой части Вены большинство зданий со скульптурными изображениями и барельефами. Можно просто ходить по улицам и получать удовольствие от разнообразия и необычности зданий.
Здание Сецессиона, в котором проходят художественные выставки
Много туристов собирается на площади Хох Маркт к 12 часам дня, когда начинают представление установленные там Анкерные часы.
Интересны и современные здания с необычными инженерными решениями. Довольно много высоких зданий со стеклянными фасадами. Есть даже здания с наклонными стенами. Конечно, им по зрелищности далеко до мадридских наклонных башен, расположенных на Plaza de Castilla, но они хорошо оживляют вид на северную часть Вены.
Особо следует остановиться на творчестве австрийского архитектора Хундертвассера. Это что-то фантасмагоричное - Гауди и Сальвадор Дали в одном флаконе. Мы с огромным удовольствием посмотрели жилой Дом Хундертвассера,
расположенную напротив него так называемую Деревню Хундертвассера, которая представляет собой своеобразный минимаркет с сувенирными лавочками и кафешками,
а также жилой Дом-музей Хундертвассера, который расположен на параллельной улице примерно в 400-500 метрах к северу.
Любители музыки могут побывать в венской Опере, здание которой несколько уступает парижской по богатству отделки, но не уступает по мировой известности выступающих там артистов.
В Вене есть множество музеев на все вкусы. Многие из них расположены в Хофбурге и Музейном квартале. Но у нас есть слабость к шоколаду, и поэтому мы поехали в музей шоколада. Добраться до него проще всего на «баденском трамвае», который идет в венский пригород Баден. Начальная остановка этого трамвая расположена отдельно от других трамвайных линий. Если встать спиной к Опере, то слева по диагонали на противоположной стороне улицы можно увидеть эту трамвайную остановку. «Баденский трамвай» ездит и по поверхности земли, и под землей, как метро, а в пригороде мчится наперегонки с электропоездами. До музея шоколада (остановка Inzersdorf/Personenbahnhof) можно доехать по обычному проездному билету. А если купить еще дополнительный билет за 2,1 евро, то можно доехать (через 3 остановки) до огромного торгового центра Shopping City Sud.
В этом торговом комплексе более 250 магазинов, можно купить все, что душе угодно. Если же любителям шопинга и этого будет мало, можно предложить им аутлет и торговый комплекс в Парндорфе.
Супруга очень хотела купить луковицы гладиолусов и разных семян. Поэтому мы посетили центральный рынок Нашмаркет, который расхваливают в различных отчетах. Но нас рынок глубоко разочаровал. Барахолкой мы не интересуемся, а в остальном рынок никакого интереса не представляет. Как нам показалось, торгуют, в основном, турки и русские. Ассортимент товаров бедный, цены выше магазинных. Луковиц гладиолусов на рынке не оказалось, хотя были цветущие луковицы нарциссов и гиацинтов. Продавец цветов убеждал нас, что луковицы гладиолусов появятся в продаже не ранее чем через месяц. Но мир не без добрых людей ¬– случайно мы разговорились с молодой русскоговорящей женщиной, которая любезно предложила помочь нам доехать до торгового центра ОВI, в котором продают всевозможные семена и луковицы. Вот там супруга накупила и луковиц и семян.
Вена, помимо всего прочего, понравилась нам большим количеством самых разных магазинов на все вкусы и кошельки.
В том числе, достаточно много продуктовых магазинов, которые встречаются через каждые 300 – 400 метров. Но путешественникам следует помнить, что в субботу продуктовые магазины в Вене закрываются на час раньше обычного (в 18 часов), а некоторые даже раньше. В воскресенье почти все продуктовые магазины вообще не работают. В Вене есть всего несколько продуктовых магазинов, которые работают в воскресенье, один из них Billa находится на станции Пратерштерн, но там всегда много покупателей. Поэтому необходимо закупать продукты на воскресенье заранее.
Обратный путь прошел без происшествий. В аэропорт поехали на электропоезде S7. Пришлось докупить к недельному проездному билету еще билеты по 2,1 евро. Аэропорт Вены устроен так, что в нем невозможно что-то перепутать. На центральном табло указаны номера стоек, где проходит регистрация на нужный рейс. По указателям легко найти эти стойки. Если есть необходимость в оформлении Tax Free, на стойке регистрации при взвешивании багажа надо сказать Tax Free, и служащий отправит с багажом, где находятся купленные товары, к стойке таможенника, которая расположена в этой же секции. Там таможенник проверит документы на Tax Free, иногда проверит наличие покупок, поставит штемпели на чеки и отправит багаж на погрузку в самолет. Деньги возвращают не сразу, а после паспортного контроля. В конце коридора, который ведет к выходам на посадку, перед началом разветвлений, с левой стороны есть окошечки, где выдают деньги за Tax Free и производят обмен валюты. Перед этими окошечками есть указатели, надо внимательно смотреть, чтобы не пропустить их. Обычно всегда есть очередь за получением денег, можно потратить на это минут 20-30. Поэтому регистрацию и паспортный контроль следует пройти заблаговременно, с запасом времени. Досмотр проводится непосредственно при посадке на рейс перед каждым «рукавом». Именно здесь выбрасывают в большой ящик все подозрительное, в том числе дорогие спиртные напитки и прочие жидкости в бутылках.
Что сказать в заключение? Вернувшись домой и вспоминая Вену, с удивлением заметил, что подсознательно все время сравнивал Вену и Париж. Для такого сравнения есть все основания. Оба города – столицы европейских государств и бывших империй, общепризнанные культурные центры, расположены на реках, численность жителей в каждом из них более 2 миллионов человек. За исключением Эйфелевой башни, в этих городах примерно одинаковое количество достопримечательностей, в том числе дворцов, музеев, соборов, театров. В Париже мы были в середине сентября, и погода тоже не баловала нас, было дождливо и ветрено. Поэтому и общие впечатления от обоих городов должны быть примерно одинаковыми. Но это не так. Париж – город красивый, спору нет. Но жить в нем мне не хотелось бы. Он остался для меня чужим, негостеприимным, напыщенным. Вена – тоже красивый город. В сравнении с Парижем некоторые достопримечательности Вены понравились больше, другие – меньше. Зато в Вене я бы остался жить навсегда. Вена гораздо комфортнее, удобнее, гостеприимнее, проще. Это относится и к городу в целом и к его жителям. Вот небольшой пример, характеризующий венцев. Только в двух городах Европы, в Брюгге и в Вене, в общественном транспорте женщины уступали мне место, буквально усаживая меня на сиденье, чем приводили в ужасное смущение. Вроде бы для своих 65 лет я выгляжу не так плохо. В Париже такое даже представить невозможно.
Может быть, такое сравнение будет не корректным, но Вена мне напоминает добродушную собаку, которая радуется приходу человека. А Париж похож на настороженную кошку, которая гуляет сама по себе и не хочет, чтобы ее беспокоили. Супруга разделяет мое впечатление от Вены. Она уже намекает, что было бы неплохо, если позволят здоровье и финансы, при очередном путешествии еще раз побывать в Вене. Нам не удалось посмотреть в этот раз все то, что хотели увидеть. Городов, которые мы посетили дважды, немного: Рим, Венеция и Монте-Карло. А это значит, что Вена относится к их числу и нам очень понравилась.