Эпиграф 2: О, джин, сделай так, чтобы мой член доставал до земли! Хорошо, сказал джин, и отрубил ему ноги. Так выпьем же за правильно сформулированное технологическое задание!
В начале моего пребывания в Индиименя, как наверное и всех путешествующих по этой стране, часто пытались обманывать. Я был к этому теоретически готов, и с честью отражал все атаки. Может быть меня пару раз по мелочи и надули, так что я не заметил, но об этом мы говорить не будем. Ну действительно, что я из-за нескольких рупий нервничать буду? Да пусть им будет на здоровье. А потом я понял, что один из основных источников и причин всевозможных разводов - это неоднозначность трактовки информации и при разговоре с индийским представителем туристического или любого иного бизнеса главное - это правильно сформулировать технологическое задание. Когда я стал придерживаться такой формы общения, возможность попасть впросак снизилась на порядок, и постоянное нервное напряжение, сопровождающее меня в начале пути сменилось благодушной нирваной.
Итак, позвольте предложить вам несколько классических примеров развода и мои рекомендации, как в них по возможности не попадать. Звездочками отмечены случаи, из которых пришлось выпутываться мне лично.
Такси/моторикша.
Самая гадкая часть населения во всех странах. Ну уж а в Индии и подавно.
1. Стоимость проезда.
а) Самое элементарное правило: договаривайтесь о цене до того, как сядете в транспортное средство. Этим правилом можно пренебречь только если вы твердо уверены, что стандартная цена от пукта А до пункта Б составляет ххх рупий.
б) * Уточните в какой валюте определена цена (50 рупий, а не 50 долларов). Меня как-то попросили в конце поездки уплатить шесть долларов вместо заранее обговоренной суммы в 60 рупий.
в) Определите, цена за всех или за каждого. Стандартная разводка. Со мной не случалась, так я всегда был один.
г) * На хиндише fifteen и fifty, twenty и seventy звучат совершенно одинаково. Повторите цифру сами еще раз и уточните. Лучше всего написать на бумажке.
===> Итак: технологическое задание должно быть сформулировано примерно так: "Мы платим за эту поездку 120 (повторяю: сто двадцать) рупий за всех".
2. Цель поездки
а) *Совсем не такой уж элементарный пункт. Даже если вы назовете ему имя вашего отеля, он все равно отвезет вас туда, куда он хочет, сославшись на то, что не расслышал. Если у вас есть визитная карточка отеля, дайте ему. Если нет, напишите на бумажке крупными буквами.
б) *Если ваша цель - остановиться в отеле, находящемся в определенном районе города, и вы готовы довериться рекомендации таксиста, чтобы не искать отель самому (не рекомендую, но дело вкуса), обязательно уточните детально, куда он вас собирается отвезти и если можете, посмотрите по карте. На мою просьбу отвезти меня в отель не далее ста метров от лифта в Шимле таксист отвез меня в отель, находившийся действительно в ста метрах от лифта, но по-вертикали. Естественно, потом отвез куда мне надо, но опять же, время и нервы...
в) *Не говорите лишнего. Если вам надо ехать на автостанцию Sarai Kale, ни в коем случае не говорите водителю, что там вы хотите взять автобус до Агры, иначе он отвезет в турагенство со словами: "Мy frend, зачем вам ехать на станцию? В этом агенстве вас посадят в самый лучший автобус..."
г) *Конечный пункт должен быть определен однозначно. Не Fort Agra, а Red Fort, иначе вас отвезут на железнодорожную станцию с таким названием.
===> Итак: даете водителю бумажку с названием пункта назначения, или внятно называете и просите, чтобы он повторил еще раз.
3. Маршрут поездки.
а) *Если вы не собираетесь по дороге покупать ковер или бронзового слона, четко и заранее скажите об этом водителю, иначе вполне может отвезти в какую-нибудь лавку.
б) Иногда есть смысл попросить везти по более дальней, но более красивой дороге, чтобы увидеть еще какую-нибудь достопримечательность или просто, чтоб не ехать по загазованным замусоренным переулкам (особенно актуально для моторикш). Обговорите заранее.
в) *Заранее определитесь, хотите ли вы, чтобы этот водитель рассказывал вам о достопримечательностях, мимо которых вы проезжаете, или нет. А то он может пробурчать несколько непонятных фраз на непонятном языке, а потом потребовать бонус за экскурсию.
Гостиницы.
Сразу оговорюсь, что мой опыт относится к бюджетным отелям и гестхаузам в ценовом диапазоне около 300 рупий в день. Разводы в других категориях отелей имеют возможно свою специфику. Мои базовые требования: чистая комната с окном, не выходящим на шумную улицу, с персональным душем и горячей водой. У меня лично с гостиницами неприятностей почти совсем не было.
а) Все пункты, относящиеся с стоимости проезда в транспорте в равной степени относятся к стоимости гостиницы: сумма, валюта, количество проживающих, четкость произношения.
б) Уточните, входят ли в названную сумму налоги. В некоторых руководствах для путешественников рекомендуется попросить администратора заранее записать обговоренную сумму. Если вы заплатили всю или какую-то часть заранее, возьмите квитанцию.
в) Если вы приезжаете до часа Check-in или должны уехать после часа Check-out, заранее узнайте, должны ли вы доплачивать, и сколько.
г) *На вопрос, есть ли душ, вы наверняка получите положительный ответ, даже если душ находится за пределами вашего номера. Более правильный вопрос: Есть ли душ в номере? Однако, в таком душе может не быть горячей воды. Ответ на вопрос: Есть ли горячая вода? - может быть положительным и при отсутствии душа (просто два отдельных крана - обычная ситуация на севере). Итак, как вы уже смогли сделать вывод сами, правильным вопросом будет: Есть ли в номере душ с горячей водой?
д) *Желательно зайти в комнату и лично проверить, работает ли бойлер, крутится ли вентилятор, охлаждает ли кондиционер, достаточно ли чисты простыни и пр. и пр. Кстати говоря, полотенце всегда отсутствовало и надо было о нем напоминать (давали всегда), а вот мыло и туалетная бумага - это уже излишество: могут дать, а могут и не дать. Так что лучше купить заранее.
е) Индийская специфика: уходя, закрывайте окна, чтобы обезьяны не забрались.
Еще раз подчеркиваю: у меня никаких проблем с гостиницами не было. Заранее в номер заглядывал, конечно. Если не нравилось, уходил, но никаких денежных недоразумений не возникало. Платил, как правило, вперед и квитанций не брал.
Рестораны.
a) *Если вы знаете, что такое карри или масала, все в порядке. Если нет, начинайте потихоньку пробовать, а вдруг понравится? Толькo обязательно попросите not spicy. В противном случае одно из двух: 1) вы не сможете есть заказанное вами или 2) съедите, но потом вам будет плохо. Вам это надо?
б) Иногда цена указывается не за порцию а за штуку или за 100 грамм. Уточните.
Общественный транспорт.
а) *Если билет приобретается в кассе, убедитесь, что его содержимое соответствует вашей цели: пункт назначения, класс транспортного средства и количество пассажиров соответствует действительности. Мне как-то продали билет на двоих (по ошибке: просил билет на поезд 210, отправляющийся в 12:10 - слишком много двоек). Обменяли без проблем.
б) *Если ваше место оказалось неудобным для вас, не нервничайте, попросите кондуктора и он вас обязательно пересадит. Так, однажды мне досталось место, перед которым лежал грязный электромотор и ноги девать было некуда. В другом случае рядом с моим креслом располагалась лестница ведущая в расположенное выше спальное место, которая не позволяла при моих габаритах усесться в кресло. Все было разрулено лучшим способом.
в) *Если в билете не указано место, идите на посадку заранее. Потом может оказаться, что сесть некуда.
г) *Элементарный совет: при входе в автобус, спросите куда он направляется. Особенно актуально в городских автобусах. Иногда вас вместе о остальными пассажирами вдруг высадят из автобуса посреди чистого поля. Не волнуйтесь: это означает, что сейчас придет другой автобус и вас пересадят туда.
д) *Частные автобусы выглядят комфортабельнее и стоят не дороже. Но, прежде чем покупать билет на частный автобус, узнайте места отправки и прибытия этого автобуса. Иногда они расположены в таких дырах, до которых надо добираться только на такси или на моторикше, так что стоимость путешествия утраивается. Иногда даже если вам скажут, что автобус придет в место ххх, он на самом деле приходит в место yyy. Уточните, что такое ххх. Пример: автобус Манали-Дели должен заканчивать свой рейс рядом с терминалом ISBT (станция метро). На деле это "рядом" находится на расстоянии нескольких километров от этого пункта. Так что уточняйте и решайте сами, как и чем вам лучше добираться.
Хелперы и попрошайки.
Могут очень отравлять вашу жизнь. Ни в коем случае не идите с ними ни на какой контакт. Не отвечайте на стандартный вопрос Where are you from? Сразу игнорируйте и проходите с каменной мордой. Иначе потом не отделаетесь. Если вы дадите ребенку две рупии, тут же набегут еще десятки детей. Если вы хотя бы одну минуту будете слушать, о чем вам рассказывает добровольный гид, он потом потребует с вас денег за экскурсию. В этом случае вам будет отделаться от него гораздо сложнее. На всякий пожарный случай запомните слово "полиция", тогда он отцепится, но зачем вам доводить дело до этого, тратить свое время и нервы? Лучше проигнорировать сразу.
Многие на форуме читают меня занудой. Действительно, прилагаемые выше рецепты занудны, но в результате могут помочь читателям сэкономить деньги, время и главное, нервы при неизбежных разборках.
Приветствуются комментарии и другие примеры "правильно сформулированных технологических заданий" по Индии, а также примеры неудач, и размышления о том, как можно было бы их предупредить заранее.