и сухо доложил, не глядя на Максима Подберезовикова:
– «Это отчет о проделанной работе»!
К/ф «Берегись автомобиля».
Как и Юрий Деточкин, я тоже хочу сделать небольшой отчет о проделанной работе.
Маршрут: Гавана – Виньялес – Кайо Левиса – Сороа – Лас-Террасас – Гавана – Финка Вихия – Плая Ларга – Плая Хирон – Калета Буэна – Сьенфуэгос – Тринидад – Топес-де-Кольянтес – Эл Ничо – Санта Клара – Варадеро – Гавана (а/п Хосе Марти, гуд бай, Куба).
Наш маршрут мы в шутку назвали «Золотое кольцо Кубы» – отсюда и название этих заметок.
Состав группы: двое (муж и жена), уже не юные создания, но вполне энергичные, любознательные и в меру упертые.
Время поездки: 4 – 18 октября 2016.
Вместо предисловия
Вскоре после нашего возвращения с Кубы пришла скорбная весть – не стало Фиделя. Получается, что мы были одними из последних, посетивших «фиделевскую» Кубу.
Можно по-разному относиться к социалистической идее, но следует признать: Фидель – это историческая фигура, легендарная личность, бунтарь, романтик. Самая могущественная страна в мире, которая влегкую свергала неугодные режимы и устраняла неугодных лидеров – так ничего и не смогли с ним сделать. Почти 60 лет он был для Америки, как кнопка в ботинке.
Умерев в своей постели, Фидель еще раз (напоследок) показал кукиш америкосам с их бесчисленными и безрезультатными попытками его физического устранения.
Patria o muerte!
Отчет о проделанной работе
Я отказался от хронологического перечисления событий, а решил сделать отчет в виде отдельных фрагментов, наиболее запомнившихся. Мне представляется, что такая мозаика, правильно сложенная и насыщенная, может дать общую картину нашего путешествия.
Сплю с женой, а мне не спится: "Дусь, а Дусь.
Может я без заграницы обойдусь»?
В.Высоцкий
Первое удивление было еще на московской земле – аэрофлотовский рейс почти на 100% состоял из кубинцев. Соотечественников можно было пересчитать по пальцам – человек 5-7 (вместе с нами). По правде сказать, мы так и не поняли: во-первых, почему никто из «наших» не летел из холодной осени на теплые пляжи Кубы, и во-вторых – с чем связано такое массовое нашествие кубинцев в Россию?
Жениться надо непременно.
Если попадётся хорошая жена, будешь счастливым человеком,
а если плохая — станешь философом (как я).
Сократ - своему ученику
Собираясь на Кубу в октябре, мы понимали, что играем в русскую рулетку: повезет-не повезет. Бытует мнение, что октябрь – чуть ли не худший месяц для пребывания на Кубе. Но жесткий график отпусков не оставлял выбора.
К тому же что-то мне подсказывало, что если мы хотим посмотреть на социалистическую Кубу – то надо поторопиться, а не откладывать в который раз поездку.
Сразу скажу, что нам повезло: за две недели только 2 раза был небольшой дождик по 1 часу, не более. Всё остальное время – чистейшее небо над головой, умеренная жара (30-32) и очень теплый океан. Интересно, что в это же самое время свирепствовал ураган Метью, который здорово потрепал Гаити, Доминикану и восточную часть Кубы (но мы пребывали в счастливом неведении и узнали об этом только дома).
Также нам повезло в том смысле, что все увиденные водопады (Soroa, Salto del Caburni, El Nicho) были полноводными, полноценными и очень красивыми (а не напоминали «писающего мальчика», как выразился кто-то на форуме).
Если кто-то стоит перед дилеммой – ехать или не ехать в октябре, мой мнение – ехать. Надо рисковать, рассчитывать на удачу - и вам повезет, как повезло и нам.
Перефразируя Сократа, можно сказать: ехать надо непременно. Если повезет с погодой – прекрасно отдохнете. Если не повезет – можно будет больше внимания уделить Гаване (она этого заслуживает), или посмотреть настоящие ураганы и штормы (говорят – страшное и завораживающее зрелище). А океан - он прекрасен в любую погоду...
Лежала на пляжУ, под солнцем ноги грела
Читала Мопассана и выпить захотела
И кое-что еще...
Исп. Девичий десант
В рамках нашего маршрута мы посетили порядка 10 пляжей из TOP-20 (по версии http://www.beach-on-map.ru).
Вне конкуренции из увиденного – Cayo Levisa. Маленький остров, на который невозможно проехать на автомобиле – и это создает особую атмосферу. Чистое море, белоснежный песок, буйная прибрежная растительность – там всё это сошлось, одним словом – Баунти.
Далее плотной группой:
Playa Rancho Luna;
Playa Ancon;
Playa Giron;
Playa Larga;
Santa Maria Del Mar;
Варадеро.
Возможно, некоторых удивит, что на почетном 2-м месте фигурирует Ранчо Луна (о котором на форуме отзывались не очень лестно). Поясню – мы были не на основном пляже (рядом с известными отелями), а совершенно случайно наткнулись на миниатюрную бухточку к которой удалось подъехать на машине. Мы были там одни, там было классно, и если бы не жесткий график поездки, я бы там точно завис еще на сутки.
Пресловутый пляж в Варадеро не могу поставить выше того места, которое он занимает в моем списке, просто рука не поднимается. Вот так.
Кстати, хочу отметить один несомненный «плюс» октябрьского пребывания на Кубе – это практически безлюдные пляжи (чему мы с женой были безмерно рады, поскольку органически не переносим большие скопления людей). В Анконе, на Ранчо Луна, на Плая Хирон мы были абсолютно одни на всей прибрежной полосе. И даже ближайший к Гаване пляж Санта-Мария-дель-Мар в будние дни был практически пустой.
Правда, в полной мере мы насладились зрелищем «кубинцы на отдыхе», когда поехали в ту же Санта-Марию в праздничный день 10 октября – хлебнули местного колорита, одного раза нам хватило…
Я планов наших люблю громадьё…
В.Маяковский
Несколько раз на форуме встречал фразу: собираясь на Кубу, не стройте планов – они все равно не сбудутся.
Это не так, указанный тезис в нашем случае НЕ подтвердился. Мы на 100% реализовали задуманный план и даже перевыполнили его. Так, сверх обязательной программы, посетили дельфинарий на Ранчо Луна, побывали в красивом национальном парке Эль Кубано (недалеко от Тринидада), поели крокодиловое жаркое на кокодриловой ферме и заглянули в Cueva de los Peces («Пещера рыб») по пути на Плая Ларгу – все эти пункты были обозначены в нашем плане, как «факультативные», т.е., не обязательные.
Небольшие подвижки в нашем графике конечно были (+/- полдня), в каких-то местах мы зависали дольше планируемого. Например, жене очень понравился орхидарий в Сороа, откуда я полдня не мог её вытащить, а мне – снорк в К.Буэна (тоже полдня, тут уже супруга еле выгнала меня из воды).
Не нашло подтверждение мнение о необязательности и расхлябанности кубинцев. Все автобусы, на которых приходилось ездить – отправлялись и приходили вовремя (ездили в Виньялес на Виазуле, билеты брали в кассе без проблем, в день отъезда).
Также, вопреки многочисленным «сигналам с мест», в менялках и в магазинах все расчеты производились по чеку, с точностью до копейки. Чек выдавали всегда и без напоминаний (картой не пользовались, только наличка).
Получение и сдача арендованной машины – тоже всё нормально, спокойно, по-деловому (без маньяны и бакшиша).
Мне показалось, что некоторые авторы отчетов по Кубе искусственно сгущают краски, чтобы повысить интерес к своему опусу. Зря, не надо ничего выдумывать. На Кубе и так много всего интересного, о чем можно рассказать.
Избавь меня, Боже, от таких друзей,
а с врагами я как-нибудь и сам справлюсь.
Фраза, которая приписывается и Луи 14, и Вольтеру, и Наполеону
Френды, барыги и прочие. Прочитав от корки до корки весь раздел «Кубинский лох», мы были предупреждены, а значит – вооружены. Даже было интересно понаблюдать методы развода применительно к собственной персоне. Но (к сожалению или к радости), за 4 дня в Гаване никаких серьезных покушений на наш бюджет не было. Конечно, изредка предлагали какую-то хрень – но предлагали как-то неназойливо и лениво, и мы легко отмахивались от них, как от мух. Не было куражу, не было драйва. Возможно – не сезон, и бараги тоже отдыхали. Так что, заранее заготовленные фразы (типа «I need the money») так и не пригодились.
Правда, один раз возле Флоридиты за нас зацепился один товарисч, неплохо говорящий по-русски. Прошел с нами до Прадо и по бульвару к Малекону, рассказывал – где и что лучше посмотреть в городе. Я всё время ждал, когда же начнутся песни о главном (про день рождения и голодных детишек). Но к нашему удивлению, дойдя до конца бульвара, он попрощался и тихо удалился. Мне стало даже как-то неловко – подумал про человека черти что, а ему, может быть, просто по-русски захотелось поговорить.
Для себя я сделал вывод – в раздел «Кубинский лох» попадают те, кто сам ищет себе приключений на одно место (и находит).
И еще один момент в тему. Начитавшись про новую местную забаву (спускать ночью шины автомобиля), брал с собой небольшой компрессор (стилизованный под автомобильное колесо, вес 700 гр., цена 600 руб.). За 5 дней езды на арендованном авто сей девайс, к счастью, ни разу не пригодился (хотя несколько раз оставляли машину просто под окнами касы).
Дайте коня мне –
Засиделись мы, братцы…
Казачья песня
Машинку бронировали заранее через «Анкон» (инфа есть на форуме). Стоимость нас устроила, все точно по прейскуранту, вывешенному на сайте.
Достался китаец Geely на ручке, пробег 80 тыс. Машина напоминала боевого коня, побывавшего в серьезных сражениях – весь в шрамах (потертости, небольшие вмятины). Когда я стал всё это показывать рент-карщику – он молча взял договор и очертил ручкой весь автомобиль по контуру. Я понял, что претензий при возврате не будет, если мы, не дай бог, добавим еще несколько шрамов (что в итоге и получилось). Боевого коня, как и настоящего мужчину, шрамы только красят.
Забегая немного вперед скажу, что несмотря на вид и почтенный возраст, машинка проявила себя очень достойно. Были и подъемы под 45о на первой передаче, и какие-то немыслимые рельсы посреди проезжей части (на полной скорости).
А как в день сдачи машины мы на «горящей лампочке» проехал почти 150 км – это отдельный рассказ (сдавали машину реально с сухим баком).
В общем, было несколько пикантных ситуаций (хоть я водитель и аккуратный и выпимши за руль не сажусь). Но, как говорится: «Это Куба, сынок». О некоторых интересных дорожных ситуациях – в разделе про дороги.
Рекордов не ставили, не пытались объять необъятное. Оценив свои возможности, ограничились "Малым кольцом", крайняя восточная точка - Тринидад и пляж Анкон. График был достаточно плотным, но при этом мы не пропустили, по моему, ни одного красивого места, ни одного симпатичного пляжа.
В сухом остатке: за 5 дней проехали 1100 км, стартовали в Гаване, сдали авто в Варадеро.
Затраты на бензин: 72 кука («полный бак» когда брали машину) + 2 заправки по 20 кук.
Эх, дороги…
Военная песня
Дороги на Кубе нормальные, думаю - лучше чем в России (за пределами МКАД)))). Даже в небольших поселках, даже в горах – почти везде асфальт (конечно – не всегда идеальный).
Я прочитал где-то на форуме авторитетное высказывание, что на острове вообще нет непроходимых дорог. Хочу поделиться – нам удалось найти одну такую (непроходимую), хотя мы специально и не искали.
Получилось так. Вдоволь накупавшись и «наснорковшись» в Калета Буэна, надо было двигать дальше, в сторону Сьенфуэгоса. Если смотреть по карте, то до Сьена по прямой вдоль берега примерно 60 км (вернее сказать – не до Сьена, а до крепости Хагуа на этой стороне залива, которую мы собирались посетить). А назад, в объезд, через Хирон и Yaguaramas – около 100 км.
Еще дома порылся в И-нете и на форуме – вроде бы дорога там есть, но грунтовая. Ну что ж, грунтовая – так грунтовая, мало, что ли, мы по Руси по таким колесили. Честно могу сказать, что этот вопрос (именно эту часть маршрута) я перед поездкой недостаточно хорошо проработал – понадеялся на русский авось и на то, что будем действовать по ситуации.
От Калеты решили для разведки немного проехать в сторону Сьенфуэгосовского залива – посмотреть, что к чему. Проехали километров 5 - полет нормальный, дорога типа щебеночной, ровная, хорошо укатанная. Видим – на обочине стоит кубинский солдатик. Он на чистом испанском спрашивает: «Подвезете?»; я на чистом русском отвечаю: «Конечно, садись». Но на всякий случай интересуюсь у него на хорошем английском «Вэй ту Сьенфуэгос гуд»? Он отвечает типа: «Виа нормал, гуд». Побеседовав таким образом, поехали дальше вдоль берега. Проехали километров 30 (т.е., примерно половину расстояния от Калеты до Хагуа), где солдатик вышел в какой-то деревне (как оказалось, это последний населенный пункт по пути нашего непродуманного вояжа).
Я еще раз на прощание уточнил у солдатика: «Точно, что эта «виа – нормал»?», на что служивый усердно затряс головой: «нормал-нормал».
Ну, что ж, русские не отступают, поехали дальше.
А дальше было хуже – сначала из-за плотных зарослей по обочинам, дорога сузилась до ширины машины. Фактически, мы ехали в туннеле, поскольку заросли не только подступили вплотную, но и сомкнулись наверху. Пришлось закрыть окна, чтобы ветки не хлестали по лицу. Но сама дорога была еще проходимая. Потом стали появляться прямо посредине дороги какие-то скальные выступы (или окаменелые кораллы), сначала гладкие, потом в виде небольших выступов. А потом дорога фактически перестала существовать, насколько хватало глаз – это было сплошное нагромождение каких-то камней. Пройдя вперед метров 50, я понял, – проехать абсолютно не реально. Там не проехал бы и джип, даже самый крутой.
И мы поняли, что мы попали – машина пузом сидела на огромном валуне и развернуться в этом узком коридоре было невозможно.
До крепости Хагуа оставалось 15 км.