upd. 16/04/2019
Предисловие
...Даже удивительно, что, вероятно, самый популярный вид транспорта у туристов в Японии, не был описан на форуме.
Поэтому, рискну написать вводный текст для новичков, чтобы было некоторое представление с чем придется встретится в путешествии по Японии.
Бытует утверждение, что поездка в Японию это дорогое удовольствие. Но "дорого" по сравнению с чем?
С проездным на поезда, курсирующих по линиям железных дорог, принадлежащих только Japan Railways (JR), который называется JR Pass FAQ по проездным японских железных дорог (JR Pass и прочие) можно путешествовать по Японии с комфортом и при этом платить меньше, чем платят за то же самое коренные жители Японии.
Так уж получилось, что права, выданные на территории бывшего СССР, в Японии недействительны и легально ездить на съёмном автомобиле, как на Кубе, у Вас не получится.
Или получится, но до первой проверки полицией.
Что остается туристу, желающему увидеть Японию?
Авиаперелеты, междугородние автобусы, и железнодорожный транспорт.
Рассмотрим ж/д транспорт.
По опыту прошлых поездок могу сказать, что меня почти полностью устраивало путешествие на японских поездах.
У них отличное соотношение скорость-комфорт/цена.
Чем выше стоимость билета, тем больше комфорта и скорости Вы получаете. Правда есть одно исключение - ночные поезда, они же слиперы. Слиперы довольно медленные.
Японцы привыкли, что дёшево хорошо не бывает и привыкли за все платить, например, за вагоны повышенной комфортности, за бронь мест в поездах.
Японские поезда славятся своей точностью расписанию. Да, опоздания бывают, но они нерегулярны и о них мы поговорим позднее.
Иностранный турист может заранее составить план поездки и набросать маршрут своих ежедневных перемещений.
Помогут ему в этом сайты Japan-guide: http://www.japan-guide.com/ и Hyperdia: http://www.hyperdia.com/en/
На первом сайте турист подбирает себе "хотелки", а второй сайт ему поможет с его перемещениями между "хотелками" и отелем.
Говоря о Японии, многие часто вспоминают так называемые поезда линии Shinkansen - "поезда-пули".
Синкансены, действительно, очень удобны для туриста, т.к. здорово экономят его силы и время. Время драгоценно в отпуске.
Но кроме поездов Синкансен, в Японии есть и другие типы поездов.
JR
Japan Railways (JR Group) является основой сети железных дорог Японии.
На неё приходится большая доля междугороднего (включая высокоскоростные линии Синкансэна) и пригородного железнодорожного сообщения. До сих пор существуют сильные различия между JR и другими частными железнодорожными компаниями. Например, на картах их инфраструктура обозначается по-разному.
JR, состоит из 8 частных обществ, между которыми 1 апреля 1987 года были разделены железнодорожные пути существовавших ранее японских национальных железных дорог (Japanese National Railways-JNR).
Иностранный турист, покупающий проездной JR Pass, может кататься по всей территории Японии на поездах JR.
->На поезда частных ж/д компаний он НЕ действует. В метро он также НЕ действует.
Shinkansen
«Синкансэ́н» (яп. 新幹線, «новая магистраль»)
Высокоскоростная сеть железных дорог в Японии, предназначенная для перевозки пассажиров между крупными городами страны. Принадлежит компании Japan Railways.
Первая линия с 17 станциями протяжённостью 515 км, которые поезд преодолевал за два с половиной часа, была открыта между Осакой и Токио в октябре 1964 года, к летней Олимпиаде.
В отличие от другого подвижного состава, строившегося ранее в Японии, синкансэн нулевой серии и все последующие за ним имеют ширину колеи 1435 мм.
Для сравнения, обычная, "узкая колея", по которой ездят обычные поезда составляет 1067 mm.
Как правило, по линиям Синкансен не могут ходить лимитед экспрессы и обычные электрички.
В вагонах Синкансен объявляют остановки как на английском, так и на японском.
Есть несколько типов поездов Shinkansen, которые как правило отличаются скоростью и количеством остановок:
Важная информация для тех, кто планирует много и часто передвигаться на синкансенах:
Синкансены NOZOMI и MIZUHO - НЕ покрываются JR Pass. Билеты на них оплачиваются полностью и скидок для владельцев JR PASS нет.
Синкансены KAGAYAKI, HAYABUSA, HAYATE, KOMACHI имеют ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ бронирование мест в вагонах. Эти поезда покрываются JR Pass, однако, Non-reserved вагонов нет.
Правда, есть информация с japan-guide, что если поезд переполнен, то можно ехать в тамбуре при наличии проездного JR-Pass.
Точно также, если Вы едете на Hikari или Kodama и там все Non-reserved вагоны битком, можно ехать в тамбуре, владельцев JR-Pass выгонять никто не будет.
https://www.japan-guide.com/e/e2018_nagano.html
https://www.japan-rail-pass.com/japan-b ... shinkansen
https://www.jrailpass.com/blog/hokuriku ... en-jr-pass
https://www.japan-guide.com/e/e2018_tohoku.html
https://www.jrailpass.com/blog/tohoku-s ... en-jr-pass
https://www.japanvisitor.com/japan-trav ... shinkansen
https://www.japan-guide.com/e/e2018_hokkaido.html
0 series (0系 Zero-kei)
Самый первый синкансен. У японцев именно к 0 серии особое отношение, т.к. этот поезд у многих ассоциируется с Олимпиадой 1964-го и бурным ростом японской экономики и японских корпораций.
Это отношение легко заметно на "прощальном", крайнем, рейсе поезда этой серии, который получил особый номер 347 (яп. san-yon-nana - звучит как 'sayonara'):
https://www.youtube.com/watch?v=Un6cn4uni_s
https://www.youtube.com/watch?v=oYodXyN2LyI
После нулевой серии следом были: 100, 200, 300, 500, 700/N700 и синкансены серии Е.
На данный момент, наиболее популярна 700/N700 серия. 500-ую снимают в 2017-м году с сообщения.
Типы вагонов синкансенов
Существуют обычные(Ordinary) вагоны с резервируемыми (reserved) и небронируемыми (non-reserved) типами сидений, а также Green Car.
Отличия?
Ordinary:
Green:
Green car вагоны покрываются только специальным более дорогостоящим типом JR-PASS Green: http://www.japanrailpass.net/en/about_jrp.html#bm_002
Либо, как вариант, за деньги. Сидушки в таких вагонах исключительно бронируемые. С обычным, дешёвым, Ordinary JR Pass прокатится в таком вагоне "на халяву" не удастся.
Ordinary JR Pass покрывает только стандартные Ordinary вагоны. Возможна предварительная бронь(в кассе станции) в вагонах с резервируемыми сидушками.
Без предварительного бронирования, в кассе, из такого вагона, Вас попросят пройти в обычный, с нерезервируемыми сидушками.
Подобного рода вагоны с бронированием и без него, а также вагоны повышенной комфортности, бывают в лимитед-экспрессах.
Вкратце, Green - вагон повышенной комфортности. Reserved ordinary car - иногда чуть комфортнее, чем обычный UNReserved ordinary car. В чём это заключается?
Я видел вагоны такого типа с чуть лучшей обивкой и меньшим количеством рядом сидений, т.е. сидится в них чуть уютнее, чем в обычном.
Я редко бронировал под себя место в синкансене и в основном делал это по прилёту в Аэропорт Нарита, из Москвы, когда мне нужно было ехать дальше в Осаку, Нагою или другой город.
Наши соотечественники очень боятся, что им придется ехать в тамбуре и поэтому часто спрашивают про бронь сидушек.
За все 6 поездок, и наверное более 10 тысяч км, накатанных мной на японской железке, я стоял в тамбуре максимум трижды, причем один раз в лимитеде.
Места, как правило, были всегда. А даже если их не было, мне не в лом было подождать 15-20 минут до следующего поезда.
Планируя поездку с JR Pass Вам придется избегать самых быстрых синкансенов - Nozomi и Mizuho, т.к. он их НЕ покрывает.
http://www.japanrailpass.net/en/about_jrp.html#bm_004
Типы поездов JR
Local, Semi-Express, Express, Semi-Rapid, Rapid, Limited Express, Shinkansen
(По правде говоря поездов типа экспресс/рапид сильно больше, но новичкам нет смысла заморачиваться их терминологией, т.к. отличия не очень значительны:
普通 (Local)、区間快速 (Section rapid)、快速 (Rapid)、特快(特別快速, Special rapid)、区間急行 (Section express)、準急 (Semi-express)、急行 (Express)、快急(快速急行, Rapid express)、準特急 (Semi-Special express)、特急 (Special express)、通勤特急 (Weekdays special express)、快特(快速特急, Rapid special express)、ライナー (Liner)、有料特急 (Paid special express))
Как правило, первые 4 типа - обычные электрички с разной скоростью хода и количеством остановок.
Рапид экспрессы часто путают с Лимитед экспрессами.
И Рапидов и Лимитедов дикое разнообразие. Есть даже Рапиды состоящие из вагонов обычных электричек.
Лимитед Экспрессы внешне полностью отличаются от электричек и очень похожи изнутри на синкансены, разве что они поуже, поменьше и там меньше рядов сидений.
Лимитед-экспрессы ходят 1 раз в час-полтора, иногда 1 раз в 2 часа.
Они очень комфортные, тихие, но не быстрые(максимальная скорость примерно на уровне рапидов, или чуть выше) - я не видел ни одного едущего быстрее 200км/час.
В вагонах Лимитед экспрессов объявляют остановки как на английском, так и на японском.
Нередко, сидушки в лимитед-экспрессах даже выше по качеству, чем те, что стоят в обычных вагонах Ordinary класса Синкансенов.
Ещё одна проблема в том, что лимитед-экспрессы могут и умеют опаздывать.
(!)Нельзя(!) полностью слепо полагаться на расписание в Hyperdia и жестко конструировать график своих перемещений.
Причём, опаздания несистемны, нелогичны и плохо прогнозируемы. Лимитеды могут опаздывать как зимой(чаще), так и летом(реже). Во время дождя или снегопада - вероятность опаздания 99%.
Например, из-за опаздания limited express Hida на 15 минут, летом, мне пришлось лишних полтора часа просидеть на станции Mino-ota. Виноват был не я, а машинист Хиды, и я просто физически не успел на нужную мне редкую электричку. Зимой опаздания лимитедов Thunderbird и Hida на полном перегоне/маршруте могут составлять 45-50(!) минут. Чему я неоднократно был свидетелем. Т.е. это не исключение из правил.
Синкансены тоже могут опаздывать, когда идет снегопад.
Типы билетов и как складывается стоимость
http://www.jreast.co.jp/e/ticket/examining.html
http://www.jreast.co.jp/e/ticket/types.html
Base fare (乗車券) - плата за расстояния по маршруту из точки А в точку Б.
В электричке(local train), будет только base fare ticket.
В рапидах, как правило, тоже только base fare ticket, т.к. это просто та же электричка с меньшим количеством остановок.
Виды доплат к Base fare (乗車券):
Express fee (急行料金-kyūkō ryōkin) для путешествующих на "express". Т.е. это доплата за скорость на Рапиде.
Limited express fee (特急料金-tokkyū ryōkin) для путешествующих на поездах типа "limited express", С забронированным местом.
Non-reserved limited express fee (自由席特急料金-jiyūseki tokkyū ryōkin) для путешествующих на поездах типа "limited express" БЕЗ брони места.
Reserved seat fee (指定席料金-shiteiseki ryōkin) для путешествующих на поездах КРОМЕ типа "limited express", но с забронированным местом. Подобного типа вагоны часто встречаются на Rapid, Semi-rapid.
Green fee (グリーン料金-gurīn ryōkin) для путешествующих в вагоне класса "Green Car".
Bed fee (寝台料金-shindai ryōkin) для путешествующих в спальном вагоне у ночных поездов типа слипер.
Shinkansen ticket (新幹線特急券 -shinkansen tokkyūken) доплата за тариф синкансен.
http://www.jreast.co.jp/e/ticket/types.html
AIexZL писал(а) 01 мар 2017, 12:49:В синкансене минимальный тариф складывается из платы за проезжаемое расстояние (Fare / 乗車券) и платы за скоростной поезд (新幹線特急券).
Именно сумма за то, что поезд скоростной и отображается в пункте Unreserved seat, а не оплата за сидушку без резервирования.
А вот в пункте "Reserved seat: ...." отображается плата за само место (指定券) плюс плата за скоростной поезд (新幹線特急券).
Т.е. если Вы едете в синкансене общий тариф суммируется из Base fare+Shinkansen fare(в который входит reserved или non-reserved seat). А если хотите ехать в Green классе, то ещё идет доплата за этот вагон повышенной комфортности.
Примечание: проехать на синкансене или лимитед экспрессе по одному только base fare ticket не удастся - Вам его не продадут.
В поезде ходят контролёры, а на станциях стоят турникеты.
JR pass позволяет обо всём вышеперечисленном не думать.
Повторюсь, исключения, которые не покрывает проездной: поезда частных линий, метро, и синкансены Nozomi и Mizuho.
upd.16/04/2019
How to use Trains in Japan видео от japan-guide (видео на английском языке)
https://www.youtube.com/watch?v=aW_sw77sqvE
Частные линии ж/д Японии
Помимо Japan Railways, есть также такие частные, не имеющие ничего общего с JR, компании как: Odakyu, Keisei, Meitetsu, Kintetsu, Nankai, Hankyu, Tobu, Tokyu, Seibu, Keikyu, Keio, Keihan, Hanshin, Nishitetsu.
Выше перечислены не все, а только самые крупные.
Их не стоит бояться. С JR Pass Вас сюда не пропустят и по нему проехать не удастся.
Мне кажется, есть смысл интересоваться расписаниями поездов этих операторов только если другого пути нет и поезда JR до интересующей Вас достопримечательности не ходят.
Поезда этих частных операторов ходят со своих станций. Причем, бывает так, что до них придется идти пешком, какое-то продолжительное, или не очень время. Этот момент лучше предусмотреть заранее.
Например, между Meitetsu Nagoya station и JR Nagoya station примерно минут 5-7 пешком.
Hyperdia Вам может показать слишком оптимистичное время перехода между этими станциями, но в форсмажорной ситуации, когда на улице, например идёт дождь, а Вы с кучей сумок, время ориентировки и подхода к кассам может увеличиться. А в кассу, вполне, может стоять очередь, и свой поезд Вы упустили.
Вкратце по частным линиям:
Tobu может быть интересен туристам, которые направляются в Nikko или Кавагоэ.
Odakyu может быть интересен туристам, которые направляются в Hakone.
Keisei может быть интересен туристам, которые направляются в Аэропорт Нарита.
Keikyu может быть интересен туристам, которые направляются в Аэропорт Ханеда.
Meitetsu может быть интересен туристам, которые направляются в Инуяму или в Аэропорт Chubu Centrair International / Central Japan International Airport
Kintetsu может быть интересен туристам, которые направляются в Исэ или Нару.
Nankai может быть интересен туристам, которые направляются в Kansai Airport или Koyasan.
->Синкансенов у частных линий нет. Только обычные электрички(local train), электрички-полуэкспрессы с меньшим количеством остановок(semi-rapid, rapid) и комфортабельные экспрессы - limited express, которые отличаются минимумом остановок, чуть большей максимальной скоростью хода, а также бронированием мест и делением на вагоны по уровням комфорта(иногда есть иногда нет). "Стоячих" вагонов в лимитедах не бывает. Только сидячие, но с разным уровнем комфорта.