Это было наше с мужем первое самостоятельное путешествие, до этого зимой ездили в Шри Ланку 2 года подряд, путешествовали с группой по острову. Набрались опыта, решили попробовать самостоятельно. Выбрали Вьетнам, почему – не знаю, но в выборе не ошиблись.
Маршрут: Минск – Москва – Ханой – Кат Ба – Хайфон – Дананг (2 дня) – Хойан (2 дня) – Дананг – Далат (4 дня) – Хошимин – Фукуок (восточное побережье, планировали 4, остались на 1 ночь) – Фукуок (западное побережье, в целом получилось 7 дней) – Хошимин – Москва – Минск.
9 авиа перелетов: 4 Аэрофлотом, 4 VietJet Air, 1 Vietnam Airlines.
Период: 18 марта – 10 апреля 2017.
Бюджет я рассчитывала в долларах, в Беларуси это самая ходовая валюта. Есть все цены в донгах, если нужно, пишите, подскажу. Курс доллара на момент покупки билетов в декабре 22500 донгов, во время поездки меняли уже по 22 620 в аэропорту Ханоя 19 марта, и по 22700 в Дананге 23 марта и в Хошимине рядом с рынком 31 марта по 22750.
Бюджет на 2-х взрослых, в долларах
Авиабилеты на 2-х человек: 1505
в т.ч.
Минск-Москва-Минск (Аэрофлот) 207
Москва-Ханой, Хошимин-Москва (Аэрофлот) 991
Хайфон-Дананг (VietJet Air) 56
Дананг-Далат (Vietnam Airlines) 74
Далат-Хошимин (VietJet Air) 46
Хошимин-Фукуок (VietJet Air) 51
Фукуок – Хошимин (VietJet Air) 80
Отели: 1041
Виза: 16 (AL)+25(виза по прибытии для мужа)=41
Страховка: 10х2=20
Симка: 13
Еда на 24 дня: 300
Транспорт (автобус, катер, такси, трансферы из а/п): 133
Экскурсии: 451
в т.ч.
Ханой (по центру) 13
Кат Ба (форт) 3.5
Халонг (на лодке по бухте Халонг) 50
Ба На - 45 (машина туда и обратно) +53 (комплекс Ба На)=98
Мраморные горы 6
Далат:
Крейзи Х 4
Такси: Водопад Пренн + Пагода Линь Фуок+ Долина Любви + гора Лонг Бьен (включая подъем на джипах на гору) 56
Водопад Датанла (такси и вход) 16
Каньонинг 140
Фукуок:
Пагода (такси) 23
Винперл 42
Всего за поездку: 3504
Рейс Москва – Ханой и обратно из Хошимина выбрали в сентябре. Цена была 472 $, но на тот момент рублевой карты у нас не было, а при оплате долларовой картой банк посчитал по такому курсу, что цена увеличилась на 47$ за 2-х((
Потом периодически смотрела для интереса аналогичные билеты, было снижение на аэрофлотовские рейсы в ноябре долларов до 452 или около того (туда и обратно на 1 чел). Где-то с декабря появились дешевые билеты Vietnam Airlines (от 405 до 425$ менялась цена в течении последующих 3 месяцев), но обратный рейс был из Хошимина с ночной пересадкой в Ханое. Отель не предоставлялся.
Сначала мы планировали остановиться на сутки в Ханое, посмотреть город, переночевать и утром благополучно переехать на Кат Ба. Но, когда открылась продажа билетов VietJet Air, обнаружилось, что дневные рейсы из Хайфона в Дананг есть не каждый день, и на нашу запланированную дату, под которую уже с хорошей скидкой был выкуплен отель в Дананге, был рейс только в 6.40 утра (мы не успевали доехать с Кат Ба). Нам не хотелось сокращать 2 ночи на Кат Ба, выбрали отказаться от Ханоя. Но, видимо, сожаление меня не покидало, тут еще этот вариант у Vietnam Airlines, я все мечтала, как можно было бы провести вечер в Ханое перед отъездом в Москву, да еще по такой цене. Судьба услышала мои мечты и предоставила нам эту возможность, только другим путем)) Напишу ниже…
Кстати, когда летели домой из Хошимина, я вспомнила про свои мечты и поняла, что еще один перелет и отель после Фукуока и Хошимина уже было бы слишком, уже хотелось домой. «Объедаться» не всегда полезно))
Местные билеты приобретались непосредственно на сайтах авиакомпаний, причем VietJet Air открыл продажу на март с декабря 2016, я мониторила весь период, искала подешевле, в основном удалось. А второй лоукост Jetstar Airways, кстати, открыл продажу на конец марта – апрель чуть ли не в середине февраля, но цены на Фукуок были далеко не бюджетные.
Сразу скажу про задержки и переносы рейсов. Наверное, нам повезло. Начитавшись на форуме про такие случаи, мы, конечно, переживали, но в реальности была одна задержка из Хошимина на Фукуок по погодным условиям. Накануне вечером время вылета перенесли на 20 минут, а когда приехали в аэропорт, поднялся сильный ветер, и начался сильный ливень, все рейсы отложили на 2 часа. Потом немного стихло, объявили посадку, дождь опять пошел, посадка происходила в дождь, и взлетали в дождь, но дальше все было нормально.
И, кстати, о погоде, первую половину путешествия дождь был два раза: на Кат Ба во время экскурсии по Халонгу, как раз мы пересели в каяк)), и в Дананге после того, как мы спустились с мраморных гор в Дананге, шли до отеля в темноте и под дождем. А вторую половину, на Фукуоке, дожди были каждый вечер, наверное, это особенность острова. В целом погода была удачной для нас, облака не давали сгореть, но достаточно тепло, чтобы погреться после нашей белорусской зимы.
Отели бронировала на Агоде и Букинге. Что-то выкупали сразу, что-то перебронировали несколько раз, подешевле. Было 4 отеля с оплатой на месте, на одну ночь. В 3-х из них условия не подтвердились, давали другой номер. Везде договаривались, но сам факт переговоров (английский у меня в минимальном объеме), конечно, не радовал.
Поскольку мы с мужем уже в возрасте, бронировали комфортные номера, особенно там, где останавливались на 4 дня и больше. Чтобы днем много двигаться, нам ночью нужно хорошо отдыхать.
Уже дома анализируя всю поездку я сделала вывод, что за всю поездку было 3 «косяка». Из них 2 произошли именно в тех местах, которые я считала уязвимыми еще перед отъездом. Это дорога на Кат Ба и отель на восточном побережье Фукуока, в котором мы выкупили номер, а потом узнали про условия проживания в нем. Но в этих 2 местах, похоже, наши скрытые желания сработали в нашу пользу))
Про эти косяки я напишу подробнее, возможно, это пригодится кому-то.
Отели (в скобках преимущества) и цены:
Ханой А 25 hotel (находится напротив офиса Thesinhtourist, с завтраком) - 28;
Кат Ба Thai Bao Hotel (заботливый хозяин, расположен недалеко от пристани, вид из окна, маленький балкончик) - 13;
Хайфон An Hung Lakeview Hotel (симпатичный отельчик, красивый вид из окна, по дороге в аэропорт, с пристани можно добраться автобусом, остановка рядом с отелем, балкончик, приятные хозяева, угостили бесплатным кофе в качестве рекламы, у брата хозяйки небольшой кофейный бизнес, трансфер в аэропорт в 5 часов утра 100 кд, дешевле, чем такси, водитель - сам хозяин) - 20;
Дананг Sea Phoenix Da Nang Hotel (не новый, но вполне приличный, шведский стол, бассейн на крыше, в пешей доступности от пляжа, вид на Мраморные горы и море, камера хранения, из минусов – панорамные окна не очень чистые, к сожалению) - 72 за 2 дня;
Хойан Hoi An Silk Boutique Hotel and Spa (замечательный новый отель рядом с центром, есть шаттл на пляж, бассейн, вид из окна, балкон, шведский стол) - 88 за 2 дня;
Дананг Hotel Yen Tran (только расположение в пешей доступности от Мраморных гор, рядом с трассой из Хойана в Дананг, можно добраться автобусом, в остальном сплошные минусы, интернет в номере не ловит) - 15;
Далат Ngoc Phat Dalat Hotel (замечательный отель, расположение, шаттл из аэропорта останавливается прямо перед отелем, рядом гипермаркет, шикарный вид из окна и с балкона, шведский стол) - 170 за 4 дня;
Хошимин Nguyen Shack – Saigon (рядом с центром, но в тихом месте, рядом остановки автобусов, интересный интерьер из бамбука, завтрак, камера хранения, отзывчивый молодой человек на ресепшн, помог нам связаться с отелем на Фукуоке, чтобы нас встретили) - 49;
Фукуок Wildland Resort (только сам отель и сад, бесплатный трансфер из аэропорта в одну сторону, все остальное см. в отчете) - 53;
Фукуок Tropicana Resort Phu Quoc (все есть: вид с шикарного балкона на море, свой пляж, бассейн, шведский стол, удобное расположение, недалеко остановка автобуса в Винперлленд, бесплатный шаттл в аэропорт) - 500 за 8 дней;
Хошимин Camila Hotel Saigon (одна остановка на автобусе от аэропорта, остановка недалеко от отеля, оттуда идут автобусы в центр, уютный номер, заселили раньше времени на полтора часа) - 30.
Теперь по порядку.
День 1.
Перелет Минск-Москва.
Перелет Москва – Ханой: самолет Boeing 777-300ER, самолет полный, боковые места в ряду по 3. Полет прошел нормально. На обратном пути из Хошимина был Airbus A330-300, удобнее, боковые места в ряду по 2.
День 2. Ханой
В Ханой прилетели по расписанию около 9.00. Температура воздуха в Ханое 19 марта 22 градуса, красота!
Первый «косяк» в аэропорту – проскочили оформление визы. Нам нужно было сделать визу, поскольку срок пребывания больше 15 дней. А мужу еще и заплатить 25$, поскольку у него белорусское гражданство. После ночного перелета в незнакомом аэропорту сложно ориентироваться и легко «ступить», не зная особо языка. Мы шли со всем потоком прилетевших, уперлись в пограничный контроль. А место где получают визы осталось в этом же зале за спиной, я его не увидела. Девушка-пограничник что-то спрашивала про визу, я ей уверенно сказала, что визы еще нет, показала приглашение, что мы будем оформлять визу. Но она поняла мое «нет», как то, что нам виза не нужна, и поставила штампик, который ставят при нахождении в стране до 15 дней. Пройдя контроль и не увидев там тоже места, где получают визы, я спросила у служащей, и узнала, что мы его уже проскочили. Мы вернулись обратно к пограничному контролю, на смеси языков и жестов объяснили, что произошло и в чем мы нуждаемся. Надо отдать должное товарищу, который с нами разбирался, он абсолютно спокойно изучил наши документы, провел к месту, где выдают визы, там отдал наши паспорта и приглашение, объяснив ситуацию своим коллегам. В итоге мы благополучно получили визы и прошли обратно.
Переживать особо было некогда, следующий этап – обмен валюты. Начитавшись на форуме про обманы во Вьетнаме и обсчеты при денежных расчетах, мы с настороженностью пошли искать обменные пункты. Их оказалось достаточно много, мы решили поменять сначала 100$, убедились, что все в порядке, дают крупные купюры, все точно и уважительно. Купили симку vinaphon да 300 кд. Я сказала девушке, что мы на месяц во Вьетнаме, она подобрала тариф и помогла ее включить. Затем мы поменяли уже в другом месте еще 300 $, все по курсу 22620, и, наконец, вышли из здания искать автобус до Ханоя.
Второй косяк, предполагаемый, произошел в этот же день. Как я уже писала, мы решили не останавливаться в Ханое, сразу ехать на Кат Ба через Хайфон 19-го марта, там провести 2 ночи и 21-го последним катером в 16.00 перебраться в Хайфон, переночевать и рано утром в аэропорт. Но когда непосредственно перед путешествием я стала детально прорабатывать дорогу до Кат Ба, я обнаружила информацию, что еще летом убрали автовокзал, с которого мы планировали ехать на Кат Ба после 12 часов, а с Нового года поменялось расписание автобусов в Ханое, и последний автобус уходил в 11.20. На него мы не успевали. Я стала искать варианты и на каком-то сайте нашла рейс Ha Noi - Cat Ba Island в 14.00, перевозчик thesinhtourist, но в постоянном расписании у них подобный маршрут указан только утром. Я написала им, получила в ответ информацию, похожую на бронирование 2 билетов на нужный нам послеобеденный рейс, и текст, что билет можно купить только лично у них в офисе. Я понадеялась, что этот рейс есть, и что нам забронировали места. Еще уточнила по какому адресу нам приходить, их 2 в Ханое, и один очень удобно расположен, недалеко от автобусной остановки 17 маршрута. Получила ответ и успокоилась. Хотя сомнения внутри оставались. Это было уязвимое место №1 в нашем плане. Выйдя из аэропорта Ханоя, с помощью сотрудников мы нашли остановку 17 автобуса и отправились в Ханой. Стоимость билета 9 кд. Автобус объезжает Ханой по окраине с северо-востока, едет чуть больше часа, по-моему. Людей в автобусе мало.
Почему мы не взяли такси? С одной стороны, начитавшись на форуме рассказов о хитрых Ханойских таксистах, не хотелось в первый же день, как говорит муж, «лопухнуться», не зная языка и в незнакомой обстановке, после длительного и ночного перелета (у нас дорога начиналась из Минска, с пересадкой в Москве). С другой стороны, изначально просчитывая маршрут, хотелось сэкономить там, где это возможно и не очень напряжно, поэтому изучались и местные автобусные маршруты. По мере продвижения по Вьетнаму, мы иногда меняли свои предпочтения в сторону такси, особенно там, где было жарко.
От автобусной остановки мы направились искать офис Thesinhtourist, нашли ближайший, но «нас там не ждали», отправили в следующий. А в следующем нам сказали, что наша поездка невозможна, то ли потому что такого рейса нет, то ли потому, что мест на него нет. Объяснение происходило через смесь вьетнамского, английского, гугл-переводчика и листа бумаги и ручки. Моих познаний не хватило для того, чтобы выяснить, кто же мне отвечал, что этот рейс есть. Они упорно предлагали ехать на следующий день утром в 7.30, рейсом, который есть в их расписании, висевшем на стене. Нам ничего не оставалось делать, как согласиться на их вариант. Учитывая, что в Кат Ба был забронирован номер в Thai Bao Hotel, я попросила девушку за стойкой позвонить хозяину отеля Виктору и предупредить, что мы сможем приехать только на следующий день. Виктор заверил, что все нормально, и будет нас ждать завтра.
Расстроенные такими обстоятельствами, мы спросили у этой же девушки, где ближайший хороший отель, чтобы не тащиться с вещами утром к автобусу, она показала на отель напротив «А 25 hotel», там мы и приземлились, наконец.
Немного отдышавшись, переварив произошедшее, взвесив все + и – сложившейся ситуации, мы отправились изучать Ханой. Как тут не вспомнить мои мечты погулять по Ханою? )))
Не буду описывать долго, на форуме есть много информации про Ханой. Учитывая нашу усталость и отсутствие времени для полноценного осмотра, мы соблазнились экскурсией от озера Возвращенного меча (мы предполагали, что она охватит больше достопримечательностей, но оказалось, что нас повозили по центру, «прочесали» улочки вдоль и поперек в течение часа). Стоимость 300 кд, мы думали, что это на одного и стали давать 600, но парень и девушка, продававшие билеты, взяли 300, объяснив, что это за 2-х. В «вагончике» мы были вдвоем и водитель.
Конечно, сразу бросаются в глаза особенности Вьетнама: обилие кабелей между домами; обилие байков и на улицах, и в домах; обилие передвижных «едален» на тротуарах.
На байке может ехать вся семья до 4 человек, в том числе и с маленькими детьми. Каждый раз это вызывало удивление: как им это удается? Такое впечатление, что они рождаются уже на байке, как говорится, «это у них в крови».
Потом поужинали в уютном кафе, попробовали найти магазин, который проезжали на экскурсии, но, проплутав по улочкам с разряженным смартфоном без карты в темноте, решили, что на сегодня приключений хватит, и отправились спать в отель.
День 3. Кат Ба
До Кат Ба добрались нормально. Сначала ехали на нормальном туристическом автобусе, потом нас перегрузили на катер, а потом еще минут 40 по острову до самого городка Кат Ба на маленьком автобусе.
С поселением в отель были вопросы. Виктор нас ждал, но выяснилось, что в отеле идет ремонт верхних этажей, а именно там мы бронировали номер. Он предложил другой, пониже этажом и с малюсеньким «балкончиком». Про этот отель и хозяина много раз упоминали на форуме, отель удобно расположен, хозяин приветливый. Поэтому мы и выбрали его. Учитывая, что мы тоже задержались на день, согласились на предложенный номер, вид из окна тот же, а нам все равно на одну ночь.
Наш отель снаружи и внутри
Изначально мы хотели, конечно, кроме экскурсии по Халонгу, посмотреть национальный парк, форт, пляжи. От национального парка пришлось отказаться, форт мы посетили в этот же день, и успели до закрытия попасть на один из пляжей, а насчет экскурсии договорились с Виктором на следующий день за 50$ с 8.00 до 14.00, чтобы успеть в 16.00 уехать на последней «Ракете» в Хайфон. Вот расписание транспорта и список экскурсий, которые нам дал Виктор:
Я так понимаю, что экскурсия по бухте может включать в себя разные объекты:
Нам приглянулось кафе недалеко от отеля, обедали там оба дня.
Самый важный посетитель))
В этот день было туманно, облачно и серо, только к вечеру, когда мы отправились смотреть форт и поднялись на смотровую площадку, облака немного разошлись, и появилось солнышко, я смогла хоть что-то снять. Немного поплутали, пока искали нужную дорогу к форту, но местные помогли. Чтобы попасть на территорию форта, на входе купили билеты по 40 кд.
Смотровая площадка в верхней части форта
Вид на Кат Ба, где-то между горами справа находятся 3 пляжа
Я все пыталась поймать заходящее солнце, пока оно окончательно не спряталось в облака. В такие минуты хочется действительно хочется воскликнуть: «Остановись, мгновенье!»
Мы торопились еще успеть на один из 3 пляжей, чтобы искупаться. Были достаточно сильные волны, плавающих было немного, да и люди уже расходились, как оказалось, пляж на ночь закрывают. Мы ушли самыми последними.
Мы с мужем любители ходить пешком, но, в принципе, по городку ездят вот такие автобусики, у каждого свой маршрут.
Один из маршрутов идет мимо пляжа, так что можно доехать и на нем, только номер я не запомнила. Наверное, можно спрашивать у водителя, доедет ли он, туда, куда вам надо.
Вечером в приглянувшемся кафе решились заказать рыбу, при нас ее выловили из аквариума. Это была первая, достаточно большая и самая дорогая рыба, съеденная во Вьетнаме. Вместе с пивом и какой-то зеленью она обошлась нам в 480 кд. Но удовольствие того стоило.
Сейчас, когда планируем следующий отпуск в ЮВА, думаю, какие места я бы хотела снова посетить. Кат Ба одно из них. Очень уютное место, действует как-то умиротворяюще, даже без солнца.
День 4. Кат Ба - Хайфон
Оказалось, что вчерашняя туманная погода это была «белая полоса», а в этот день дымка, туман и дождичек сопровождали нас практически до самого вечера.
Поначалу еще можно было разглядеть окрестности.
Когда подошло время каякинга, заморосил дождик. Пришлось прятать аппаратуру, чтобы не замочить ее сверху и случайно не подмочить снизу.
По пути встречали плавучие деревни. Почему-то я очень впечатлилась, что помимо людей там много собак.
Местная плавучая заправка
На остров обезьян, нам ехать не захотелось, отзывы о нем в интернете были не очень лестные.
Дождь постепенно прекатился, но на смену ему опустился туман. Так что полюбоваться красивыми видами бухты Халонг в полной мере не удалось, но и в туман это совершенно особенное место.
Наполненные духом бухты мы вернулись в отель. Наша программа на Кат Ба подошла к концу. Мы пообедали в понравившемся нам накануне кафе и спустились к Виктору. Его человек проводил нас до пристани и купил нам билеты на «Ракету» по 180 кд каждый. Очень удобно ехать таким путем, без пересадок, особенно, если едешь с багажом.
В Хайфоне от пристани тоже можно было пройти до автобуса, который останавливался недалеко от нашего отеля. Но, памятуя наш вояж с вещами по Ханою, не хотелось плутать по темноте. Таксисты, как всегда атаковали сразу на пристани. Заломили цену 100 кд, а еще у Виктора мы примерно узнали, что до нашего отеля вполне можно доехать за 60. Мы предложили свою цену, они посмеялись, один снизил до 90. Мы стояли на своем, потом взяли вещи и пошли на автобус. Таксист разозлился, но согласился на наши условия. Пока мы ехали, муж решил добавить 10 кд за комфорт, машина была «с иголочки», если можно так сказать. Таксист очень обрадовался, пожали руки и расстались довольные друг другом))
В отеле нас снова ждал сюрприз, на этот раз совершенно неожиданный (это был 2-й из отелей с оплатой на месте). Почему-то у хозяев не было информации от Агоды о нашей брони. Хозяйка, очень милая женщина, что-то высказала в сторону Агоды, какие-то сомнения в ее надежности. Номер, на который мы рассчитывали, оказался занят, хозяйка предложила другой, подешевле, но на который я тоже, кстати, смотрела при бронировании. В общем, все устроилось наилучшим образом. Отельчик небольшой, с красивым видом на канал и парк, и по дороге в аэропорт. Я его тщательно выбирала, поэтому искать что-то еще было бы свыше моих сил сейчас.
Вечер мы провели в изучении окрестностей отеля, с одной стороны расположена одна из главных улиц с ее безумным движением. Мы тренировались в переходе улиц. К слову сказать, переходить улицы действительно не так страшно, когда попробуешь, да и светофоры в городах есть и работают (не такие как у нас, и не так часто расположены, но есть). Мы старались переходить улицы на светофорах, где они были. Но на переходах (и тем более не на переходах), конечно, никто не пропускает, нужно двигаться предсказуемо и уверенно, тогда объезжают. Несколько раз приходили на помощь местные, переходили дорогу сами, подняв руку в сторону движущего транспорта, а мы семенили за ними). По крайней мере после Вьетнама дома я абсолютно спокойно переходила улицы, а вот после путешествия по Грузии, где в городах поток меньше, но скорости больше, еще пару месяцев мое тело сжималось, подходя к дороге.
Часа два мы обходили местность вокруг, выбирая, где поесть, но встречались в основном местные точки питания, как обычно у вьетнамцев, на улице за маленькими столиками. Мы не были готовы к такой еде, искали что-то более туристическое, но Хайфон не туристическое место, видимо, европейцев мы ни разу не встретили в тот вечер. В рестораны при отелях тоже заходить не хотелось. По пути купили вкусняшек в фирменном магазине сухофруктов, орешков и разных подобных натуральных сладостей.
В итоге сделав большой круг, подойдя к нашему отелю с другой стороны, мы нашли приемлемую еду по приемлемой цене прямо у дверей отеля.
Это был наш 3-й день во Вьетнаме, и надо сказать, что чем больше мы окунались в местную среду, тем больше расслаблялись. Мое мнение о Вьетнамцах кардинально менялось, я чувствовала себя очень комфортно, несмотря на языковой барьер. Во всех местах, несмотря на происходившие недоразумения, нам помогали, я не чувствовала неуважения или пренебрежения. Может быть и здесь нам повезло, но нам встречались отзывчивые люди. Сначала я думала, что это в Северном Вьетнаме люди проще, как писали на форуме, а вот в Южном будет хуже. Но, забегая вперед, могу сказать, что в Хошимине атмосфера, конечно другая, но это мегаполис, особого контраста мы не почувствовали, простые люди помогали нам на автобусной остановке, водители подсказывали, где выходить. Другая атмосфера в курортных местах, это да. Хотя и на Фукуоке все было нормально. В общем, я поняла, что я больше боялась, чем оно оказалось на самом деле. Спасибо всем форумчанам, кто делился своим «негативным» опытом, чтобы у нас его было меньше, и спасибо всем вьетнамцам, которые помогали нам чувствовать себя комфортно в их стране.