Здесь отчет по поездке – с практическими деталями и фотографиями.
Если вы сомневаетесь – стоит ли ехать, ответ прост - ехать обязательно! Намибия фанстастическая страна, сильно недооценненая утристами (пока что).
Мы с мужем мы переехали в Килиманджаро, Танзанию больше семи месяцев назад. Поэтому и отпуск хотели провести тут. «Раз уж ты живешь на черном континенте, то нужно его исследовать» - думали мы.
Цена на авиабилеты и сложность перелета – единсвтеннный минус Намибии (и он же плюс – из-за того, что добраться сложно и дорого, здесь нет туристов и дорого, опыт от путешествия только выигрывает).
Если будет вопросы по Намибии, Кении и Таназании – готова ответить.
Отчет будет состоять из двух частей:
Часть1. Основные детали и практическая информация
1) Маршрут
2) Состав
3) Траспорт. 3А. Перелеты 3Б. Машина
4) Визы
5) Проживание
6) Питание
7) Цены
8) Общее
Часть 2. Ежедневные заметки
Основные детали по поездке
1. Маршрут.
Карта маршрута тут https://www.tripline.net/trip/October_2 ... BD491?n=39
День 1, 16 октября 2017 – Вечером прилет в Виндхук.
День 2, 17 октября 2017 – Аренда машины и выезд из Виндука на север. Окапука (Okapuka runch). https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=673&t=330698&p=8271726#p8271726
День 3, 18 октября 2017 – Переезд в Этошу (Namutoni gate) через Tsumeb
День 4, 19 октября 2017 – Etosha National Park https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=673&t=330698&p=8271762#p8271762
День 5, 20 октября 2017 – Damaraland (Petrified Forest) https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=673&t=330698&p=8271860#p8271860
День 6, 21 октября 2017 – Brandberg & White Lady. Переезд на побережье – Cape Cross Seal Reserve
День 7, 22 октября 2017 – Swakopmund и окрестности
День 8, 23 октября 2017 – Переезд в Sesriem. Закат в Sossuvlei
День 9, 24 октября 2017 – Утро в Sossuvlei и Sesriem Canyon, Duwisib castle, переезд в Aus
День 10, 25 октября 2017 – Переезд в Ai Ais вдоль реки Orange
День 11, 26 октября 2017 – Fish river Canyon, Seeheim, Keetmanshoop
День 12, 27 октября 2017 – Brukkaros mountain
День 13, 28 октября 2017 – Oanab lake Reserve и перезд в Виндхук (возврат машины)
День 14, 29 октября 2017 – Перелет в Katima Mulilo (Mpacha) и переезд в Victoria Falls
День 15 и 16, 30 и 31 октября 2017 – полтора дня в Victoria Falls и переезд в обратно в Намибию (Katima)
День 16, 1 ноября 2017 – перелет в Виндук, пол дня в городе
День 17, 2 ноября 2017 – отлет из Виндхука
2. Состав.
Пять лет назад мы уже совершали вылазку в Африку в таком же составе – долгое сафари и Занзибар. Большинство наших друзей, как выясняется, не на столько безумны, чтобы вписываться в такие дикие страны. Я лично считаю – зря.
Мы путешествовали вчетвером. Для одной машины - оптимальное количество человек.
Удобно, что у нас было четыре водителя (по факту 85% вели двое). Мы специально выбирали компанию по аренде, где не было платы за доп.водителя. Страна большая, водить придется много.
Никаких новых прививок не делали (желтая лихорадка и гепатит A есть с прошлой поездки в Африку), на границе ничего не спрашивают.
3. Транспорт.
3А.
Вместе с дорогой поездка заняла у нас 24 дня (с 12 октября по 4 ноября) – перелет из Килиманджаро в Дар Эс Салаам, три дня там, перелет Дар – Аддис Аббеба – Йоханесбург – Виндхук и обратный перелет с тремя остановками. Авиакомпании Presision Air и Ethiopian Airlines
Наши друзья, добирались чуть меньше (14 октбяря по 4 ноября) из Петербурге в Москву на поезде, далее Москва – Доха - Йоханесбург – Виндхук, а/к Qatar.
Из Питера и Килиманджаро есть рейсы с одной пересадкой. Но, когда мы покупали, цены были совершенно не гуманными. И нам очень важно было прилетать одновременно (мы даже последнее плечо JNB-WDH, в итоге, летели вместе).
Основной аэропорт столицы Hosea Kutako International Airport (WDH). В него летают большие международные рейсы. Напрямую в Европу есть только один рейс во Франкфурт.
На Викторию Фолс мы полетели из Виндхука. Так как на поездку на машине, нужно было бы закладывать еще 5-7 дней.
Из второго аэропорта EROS (ERS) летают самолеты Air Namibia в Katima Malilo (аэропорт Mpacha). Это еще Намибия, полоса Каприви, а дальше на перекладных в Зимбабве (через Ботсвану). Мы договоривались о трансфере на месте (на то, чтобы добраться туда/обратно у нас ушло 541 USD).
Если лететь напрямую к водопаду (города Ливингстон, Замбия или Виктория Фолс, Зимбабве), пришлось бы покупать билеты не за 220 USD на члеовека, а по 600 USD.
Говорят, есть еще автобус от Виндхука в Ливингстон. Он ходит три раза в неделю и вроде долго. Мы не пробовали.
3Б.
Мы брали в аренду Toyota Hilux, с двумя палатками на крыше и всем необходимым для кемпинга оборудованте (включая холодильник, за дополнительную плату).
В итоге проехали чуть больше 4000 км, потратили на дизель примерно 550 USD. Дизель не дорогой - меньше доллара за литр (около 44 рублей на момент поездки).
Остались очень довольны компанией по аренде http://www.geckorentcar.com/. Компания предлагала не самые дешевые цены, но в отличии от других - полная информаци есть на сайте (варианты страховки, что включено, ограничения и т.д.) и сотрудники быстро и грамотно отвечают на почту. За всю поездку у нас не возникло ни одного нарекания к машине или оборудованию.
Аренда машины на 12 дней обошлась нам прмиерно в 1700 USD (включая оборудование на четверых, холодильник, трасфер их/в аэропорт, минимальная страховка).
Мы брали первый трансфер в день прилета, второй через четыре дня как сдали машину. До WDH ехать примерно 45 минут.
До Эроса добирались на такси (ехать 10 минут от центра) 150 NAD (12 USD).
В старховку не входят – лобое стекло и колеса. За поездку мы прокололи три колеса (два, на третий день, одним 15 сантиметровым гвоздем). Ремонт каждого колеса 300-400 NAD (24 – 30 USD).
В арендуемых машинах будет стоять трекер - при нарушении скоростного режима (100 км/ч асфальт, 80км/ч гравийная дорога) - перестает действовать страховка и машина издает ужасный писк. Движение левосторонее, навигация удобная, машин практически нет, качество дорог отличное - водить в Намибии одно удовольствие.
4. Визы
В Намибию для граждан РФ виза не нужна (пребывание до 90 дней). Ставится штамп о пребытии. Нужно предоставить информацию о проживании в стране.
В Ботсване (мы через нее ехали 70 км) – без визы, на границе, сказали что транзит в Зимбабве.
В ЮАР (если летите через них) - визу для РФ отменили в апреля. Сейчас ставят штамп
- транзит.
В Зимбабве - виза на границе (30 USD/single, 45 USD/double)
В Замбии - виза на ранице (50 USD/single, 80 USD/double).
Теоретически есть KAZA visa - платишь 50 USD и это мультивизу для Замбии/Зимбаве. На практике - на границе не было наклеек, поэтому нам пришлось покупать одноразовую.
Большинство границ (как и национальные парки) открывается и закрывается по солнцу (с 6 до 18) - обязательно проверяйти часы работы заранее.
5. Проживание.
Мы останавливались в кемпах - самый дешевый (8 USD), самый дорогой (64 USD).
Однаджы ночевали в заброшенном кемпе бесплатно. Все кемпы - отлично оборудованы (на каждом споте всегда есть место для жарки мяса, проточная вода. Часто - освещение и электричество (розетки), стол/скамейки. Душевые, места для стирки и мытья посуды - в достаточном количестве и всегда хорошо убраны.
В городах (Виндхук, Свакопмунд) мы снимали апартаменты.
Заранее мы не бронировали практически ничего, кроме первой ночи в Виндхуке, ночи в Halali Camp в парке Etosha (тут всегда мало мест, так что если не бронировать заранее придется выезжать из парка на ночь).
Если получится, стоит забронировать Sesriem Camp (это в Соссуфлей, за воротами национального парка - т.е. на дюны можно оправиться на час раньше остальных). Рядом есть лодж. Остальное размещение за воротами (они открываются с рассветом).
Мы (в июле) не смогли уже забронировать (не было мест), поэтому просто приехали на ресепшен и поймали чуть ли не последний свободный спот (место не в кемпе, без электричества), зато уже за воротами, в национальном парке.6. Питание
В Намибии отлично с едой.
Мы закупились в первый день, заехали в магазин Spar (около 3600 NAD - 260 USD - потом еще два раза заезжали за необоходимым, примерно на 2000 NAD.
Т.е. на продукты (исключая рестораны) у нас ушло порядка 450-500 USD на четверых, на 12 полных дней.
В ресторанах относительно не дорого, в хорошем месте, отличный sea food на четверых с вином обойдется в 80-100 USD.
В Виндхуке и Свакопмунде много хороших ресторанов.
7. Цены
Валюта - намибисйки доллар (NAD). Жестко привязан к курсу южноафриканского ранда. На момент поездки 1 USD = 13,5 NAD
Намибия относительно дешевая страна. Особенно, если сравнивать с остальной Африкой.
Полноприводный автомобиль - около 1700 USD. Можно и легковушку взять - но путешствовать с полным приводом гораздо комфортнее и появлется больше доступных мест. Справедливости ради - основные достопримечательно будут доступны на обычной машине.
Хорошие апартаменты на четверых 50-90 USD.
Продукты в магазине и цены в ресторанах от умеренных к низким.
Национальные парки - 10 NAD с машины, 80 NAD с человека (330 NAD на четверых, что составляло 25 USD). Самые дорогие кэмпы в национальных парках (локейшен-локейшен-локейшен) 190 NAD с человека плюс за машину (итого 64 USD). Все остальные были дешевле. Вязанка дров 40-50 NAD (3.5-5 USD)
Дорого только лететь.
Зимбабве - неоправданно дорого все. За теже 100 USD ты поешь в очень среднем месте, простецкой кафешке. Лодж на четверых меньше чем 150 USD будет ужасен (первую ночь мы жили за 132 USD - и это было очень плохо).
В обращении ходят в основном USD.
Вход на Викторию Фолс - 30 USD с человека.
Рафтинг - 120 USD с человека (но это того стоит!)
Вертолет -от 150 USD.
8. Общее.
В Намибию за последний год приехало всего 1,5 млн туристов (для сравнения во Францию, самую посещаемую страну, приезжает 83,7 млн в год).
Сезон – круглый год. Но, могут быть некоторые ограничения – например, в Fish River Canyon пятидневный трекинг можно делать только с 15 апреля по 15 сентября. Все остальное время – слишком жарко.
По Водопаду Виктория – очень спорный вопрос. Сейчас «сухой» сезон, воды практически меньше всего – тем не менее водопад впечталяющий. В Замбии в октябре делать нечего.
В полноводный сезон (апрель, май) кроме водянного облака, ничего не видно, поэтому не важно от куда приезжать из Замибии или Зимбабве. Единственный вариант – смотреть с вертолета. В мокрый сезон не получится порафтить по Замбези.