Грац
Клагенфурт и Хохостервиц
Зальцбург
Халльштатт и Бад-Ишль
Инсбрук
Княжество Лихтенштейн
Фельдкирх
Есть несколько стереотипов, связанных с Австрией:
1. Австрия – это хорошая страна пенсионеров и для пенсионеров.
2. Вена – как город «больше» всей остальной Австрии.
3. Вена – город №1 в мире по качеству жизни.
Что из этого верно, а что неверно – постараемся разобраться.
Немного логистики:
1. Все ж/д билеты необходимо покупать чем раньше, тем лучше на сайте http://www.oebb.at/en/ Я все билеты купил за 3 мес. до поездки, и все они обошлись мне примерно в 9 евро за штуку. А в день отправления билет, например, Вена-Грац стоил уже 39 евро.
2. Если в Вене вы планируете провести несколько дней, имеет смысл купить Vienna Pass. https://www.viennapass.com/ 3х -дневный стоит 98 евро. Но учитывая, что я покупал очень заранее, и была какая-то акция, мне удалось купить его примерно за 70 евро. Во-первых, это экономит кучу денег, во-вторых, это экономит кучу времени. Помню, как в один дождливый день я отправился в Музей истории искусств, и увидел такую картину: стоящая под дождем толпа в очереди в билетную кассу. Одноразовый билет, кстати, 15 евро. Такова могучая сила искусства. Но я просто предъявил на входе свой Vienna Pass и вошел в музей без всякой очереди.
Вена 1день.
Я приехал в Вену примерно в 16.00, заселяюсь в гостиницу.
И первым делом – еду в центр, в Собор Св. Стефана (Der Stephansdom). Он не такой большой, как соборы в Кёльне или Ульме, но все равно очень красивый. Вот есть в нем что-то такое, что сразу отличает Австрию от Германии, а Вену от больших немецких городов. Вероятно, фасад в романском стиле.
Поскольку за вход в Собор денег не берут, и находится он в самом центре, в нем всегда полно народа. Его разделили на две части, и, если вы обычный турист – вам надо пройти в левую часть Собора, где скапливается толчея. Но если вы идете на службу, которая, кстати, ведется здесь безостановочно, вам надо привратнику сказать Zum Dienst, (цум динст, на службу), пройти в центральную, просторную часть собора и занять место. Если же вы продолжите расхаживать по центральной части собора, предназначенной для службы, вас выгонят.
Крыша Собора Св. Стефана
Из Собора иду к зданию Оперы и в кафе Sacher. Это кафе имеет 13200 отзывов на Трипэдвайзоре, для сравнения Бельведер – на тысячу меньше, музей истории искусств примерно на 5000 меньше. Кафе Sacher сделало себе рекламу на том, что в нем готовят самый правильный торт захер. Рассказывают легенду: якобы князь Меттерних хотел угостить своих гостей каким-то диковинным десертом, но повар заболел, поэтому десерт поручили его 16-летнему подмастерью. Фамилия этого подмастерья была Захер, и вот сын этого Захера открыл гостиницу и кафе. В это кафе всегда выстраивается очередь, но поскольку время было поздним, очередь, была небольшой и пробежала быстро.
Вот оно, счастье, нет его слаще
Очередь в кафе Захер, сфотографировано на следующий день
Кто-то из посетителей спросил у официанта, сколько порция торта захер они готовят ежедневно. Тот ответил – 900. Если учесть, что Вену посещают 4 млн. 600 тыс. туристов ежегодно, то окажется, что торт захер пробуют 7,1% приехавших.
Признаться, я не уловил разницы между этим захером и тем, что продают в макдональдсах, по-моему, второе пирожное, кторое мне принесли, было вкуснее. В общем, это заведение для туристов.
Тут же проявилась одна неприятная особенность центральной Вены – мерзкий запах конской мочи, разъедающий глаза и слизистую носа. Причем мой чуткий нос улавливал его в самых благополучных местах. Еще одна неприятная черта города – конфеты «Моцарт», которые можно найти повсеместно. Они в витринах и на полках всех магазинов, во всех киосках, всех музейных лавках и т.п. В любом туристическом месте. И на второй день пребывания в Вене начинаешь ненавидеть эти вездесущие, приторные конфеты.
Одна из архитектурных мистификаций Вены
Метро в Вене
День 2. Вена.
С утра еду в Бельведер. Это большой комплекс из нескольких дворцов и огромного парка.
Памятник советским войнам, погибшим при освобождении Австрии. Построен в 1945г.
Посольство Франции. Одно из красивейших зданий Вены
Самое ценное в Бельведере – это коллекция живописи. Если кто-то смотрел фильм 2015г. «Женщина в золоте», то там директор галереи Бельведер говорил такие слова: «Женщина в золоте» может находиться только в Бельведере. Это душа Вены». Однако по решению суда, картина «Портрет Адели Блох-Бауэр I» она же Женщина в золоте, она же Душа Вены была благополучно перемещена в Нью-Йорк и сейчас находится в Новой галерее на 5-й Авеню.
Но в Бельведере осталось немало других знаменитых полотен, в частности, «Поцелуй» Климта. Я понял так, что большинство посетителей приходят в Бельведер просто для того, чтобы посмотреть «Поцелуй», сфотографироваться на его фоне и уйти восвояси, больше ничего не увидев. Так они и ходят гуськом – от входа к Поцелую, и от Поцелуя на выход.
А вот и "Поцелуй"!
Я не большой поклонник этой картины, и лучшей картиной Климта считаю другую его вещь, которая хранится в другом венском музее.
Да, очень хорошо позавтракать в Бельведере. Омлет на фоне Климта, Шиле, Ван Гога и т.д. очень хорошо усваивается.
Климт. Юдифь и голова Олоферна. Голову, кстати, многие не замечают
Из Бельведера иду в Карлскирхе – это очень красивая барочная церковь с двумя римскими колоннами. Но внутри она полностью изуродована лестницей и лифтом. Их установили недавно, чтобы провести реставрацию. Но когда реставрацию закончили, лестницу и лифт решили не убирать, чтобы дать возможность туристам рассмотреть фрески вблизи. Но из этого ничего хорошего не получилось: эти фрески не предназначены для того, чтобы их рассматривали вблизи, получаются просто разноцветные вытянутые пятна. Но при этом интерьер церкви полностью разрушен. Я думал, что сверху открывается панорама на город – но дудки, в башне маленькие окна с мелкой решеткой.
Карлскирхе
Карлскирхе внутри
Далее иду в Музейный квартал. Это 7 нетривиальных музеев, в основном, посвященных австрийскому искусству, основные – музей Леопольда и MUMOK.В Леопольде хранятся лучшие вещи Климта и Шиле. Работы отбирали примерно по такому принципу: что хорошо, но все же недостаточно хорошо для Бельведера. Так сюда попала лучшая работа Климта «Жизнь и смерть», более глубокая, но менее яркая, чем опошленный «Поцелуй».
Климт. Жизнь и смерть
Кстати, из кафе на террасе музея Леопольд открывается прекрасный вид на центр Вены.
Музейный квартал. Здание асфальтового цвета - MUMOK
MUMOK – это просто ультрасовременное искусство, что называется, на любителя, но архитектурно – это шедевр. Как смогли архитекторы втиснуть в центр Вены это черное здание, похожее на саркофаг, при этом не разрушив венскую архитектурную гармонию – уму непостижимо.
MUMOK внутри
Галерея Альбертина. Крупнейшее собрание гравюр в мире. Но есть и не только гравюры. Например, здесь находится знаменитый «Заяц» Дюрера. Альбертина проводит лучшие в Вене выставки. Например, я был там во время выставки Рафаэля. Рафаэль написал очень много картин, и то, что можно было собрать по разным музеям мира и привезти в Вену, они собрали и привезли.
Галерея Альбертина
Франц Седлачек. Привидения на дереве. Работа 1933 года, Альбертина
Рафаэль
Вена. День 3.
Сегодня решил начать день в кафе Central. Кафе начинает работать с 7.30 (по воскресеньям с 10.00) до 22.00. Я пришел в 8, и было несколько свободных столиков, но когда я выходил из кафе, примерно в 8.40, очередь за столиками уже выперлась наружу и свернула за угол. Если вы идете туда, чтобы позавтракать или за десертом, то в Вене есть места и получше. В Централь идут за историей и тем, что в одном путеводителе было названо Weltanschauung (мировоззрение). Впрочем, за последним туда уже не ходят. Но история – да. Здесь тусовались все знаменитые люди, которые жили или когда-либо бывали в Вене, кроме Фрейда. Троцкий регулярно играл здесь в шахматы.
Кафе Central поздним вечером
Часы Анкера (Анкер - это страховая компания, если что). Один из шедевров венского арт-нуво
Церковь Мария ам Гештаде
Кстати, о Музее Фрейда. Это просторная профессорская квартира, но ничего особенного в ней нет. Профессор был собирателем разной антикварной чепухи, но надо помнить, что после аншлюса он вынужден был бежать из Вены, и все свои вещи он вывез. Поэтому, я думаю, оригинальное барахло Фрейда надо искать в его музее в Лондоне.
Музей Фрейда
Несчастному императору Францу-Иосифу в Вене установлен очень скромный памятник. Человек, правивший империей 68 лет, и в 1914 году оказавшийся в группе лиц, развязавших мировую войну, на большее и не заслужил. Святым его точно не объявили. Но ведь реально трагическая фигура. Он заразил свою жену Сиси сифилисом (в то время это не лечилось), потом убили его брата, потом умерла его дочь, его единственный сын застрелился, затем убили Сиси, затем убили племянника, затем умер он сам, затем развалилась империя.
Памятник императору Францу-Иосифу
Музей истории искусств (Kunsthistorisches Museum, KHM) входит в число таких мощных музеев, как Лувр и Эрмитаж. Дело даже не в количестве экспонатов, а в их высочайшем качестве. Что мне понравилось больше всего? Фигурка бегемота из Египта, 2000 до н.э. Это не просто украшение. Это богиня-мать Тарут, которая обычно изображалась в виде бегемотихи. Защитница, охранительница от злых сил и помощница в родах.
Работам Брейгеля-ст. посвящен целый зал
Солонка Челлини
Солонка Челлини, выполненная по заказу французского короля. Между прочим, Челлини написал скандальную автобиографию, и в СССР она была издана солидным тиражом, несмотря на обильную «пропаганду гомосексуализма».
Несколько работ Арчимбольдо, писавшего портреты в виде нагромождения овощей и фруктов. На меня эти картины всегда производили отталкивающее впечатление. Согласно последним исследованиям, в работах Арчимбольдо много символики, связанной с прославлением династии Габсбургов.
Самая ценная картина в музее – это «Три философа» Джорджоне, не пропустите.
Если бы не Хундертвассер, Вена осталась бы скучным городом холодных дворцов и разной барочной рухляди с вкраплениями арт-нуво. Но Хундертвассер стал для Вены кем-то вроде Гауди для Барселоны, хотя, к сожалению, в его активе нет такого грандиозного творения как Саграда Фамилия. Но есть много чего другого. Между прочим, его фамилия при рождении была Стовассер, но славянское Сто он заменил на немецкое Хундерт. На него оказали влияние 3 человека: уже упомянутый Гауди, Климт и Шиле. Причем первый, как нетрудно догадаться, оказал сильнейшее влияние.
Картина Эгона Шиле
Стиль Хундертвассера очень узнаваем. Когда я подошел к дому Хундертвассера, я понял, что где-то нечто подобное я уже видел. Очень долго я процеживал свою память, пока, наконец, не вспомнил: проезжая из Ульма в Штутгарт из окна поезда я видел его дом Wohnen unterm Regenturm (Жизнь под дождевой башней) в Плохингене. 19 городов: в поисках настоящей Германии/ отчет завершен
Хундертвассер, между прочим, считал дом Хундертвассера идеалом красоты. Вот уж не знаю. Говорят, сам по себе дом не очень удобный для жизни. Напротив дома Хундертвассера находится т.н. деревня Хундертвассера и самый прикольный в Европе туалет.
Деревня Хундертвассера
Туалет Хундертвассера
Дом Хундертвассера
Дом Хундертвассера/ деталь
Дом Хундертвассера/ окно
Мне представляется, что Хундертвассеру удавалось обыденные скучные здания превращать в нечто изящное, используя простые, доступные материалы. Как например, эту лавку на первом этаже местной хрущевки. На просторах Восточной Европы и б.СССР таких помещений неисчислимое количество, есть чему поучиться.
Венская хрущевка, реновированная Хундертвассером
Но самым удачным реализованным проектом Хундертвассера лично я считаю KunstHausWien, он находится примерно в двух кварталах от дома Хундертвассера. В музее хранятся весьма оригинальные вещи и лучшие картины художника.
KunstHausWien
Кафе в KunstHausWien
KunstHausWien внутри
Работа Хундертвассера, выставленная в витрине одного из антикварных салонов Вены
Вена. День 4.
Поскольку Шёнбрунн (Schloß Schönbrunn) очень популярен, сюда имеет смысл приехать к открытию, т.е. к 8.00. Сам дворец особого впечатления на меня не произвел, хотя исторически он очень важен. Например, в этом дворце встречались Кеннеди и Хрущев. Но вот сады Шёнбрунна, лабиринты, зоопарк и т.н. теплицы – это нечто. Зоопарк, кстати, старейший в мире – основан в 16 веке, один из немногих зоопарков, в котором живут гигантские панды.
Пришлось ждать минут 30, пока леопард не повернулся в мою сторону
Знаменитый шёнбруннский Лабиринт, фрагмент
Вена – это город дворцов, как тут пропустить Хофбург (Hofburg)? Это огромный, помпезный дворец, в котором есть несколько музеев. Музей Сиси – той самой королевы, жены Франца-Иосифа, музей «Императорские апартаменты» и коллекция серебра. Последнее можно пропустить, просто груды столового серебра. Признаться, и музей Сиси и апартаменты тоже не произвели на меня должного впечатления. Фотографировать здесь запрещено.
Вот куда я очень рекомендую сходить – это в Королевскую Сокровищницу (Schatzkammer) и в Императорский склеп (Kaisergruft, Kapuzinergruft).
В Сокровищнице хранятся реально потрясные вещи. Например, Имперская корона, она же Корона Карла Великого, 10 век. Где-то читал, что Германия официально требует от Австрии, чтобы корону передали (вернули?) в Германию. Казалось бы, какие могут быть имущественные споры между Австрией и Германией в 21 веке? Но есть же.
Имперская корона
А вот огромный аквамарин 492 карата
Что касается склепа, то это, пожалуй, самое роскошное коллективное захоронение в мире. Разумеется, Габсбурги и после смерти не могли избавиться от иерархии, поэтому, чем шикарнее надгробие, тем значительнее Габсбург был при жизни. Многие Габсбурги покоятся под скромными, обычными надгробиями. Это царство мертвых Габсбуров великолепно, одно из лучших мест в Вене.
Австрийская Национальная Библиотека считается одной из самых красивых в мире. Зал (Prunksaal der Österreichischen Nationalbibliothek) обязателен к посещению, тем более, что это посещение вряд ли займет больше 20 мин.
Prunksaal
Масонская выставка в Австрийской национальной библиотеке
Итак, иду в Музей Третьего Человека, попутно заходя на Нашмаркт (Naschmarkt). Название врёт – это не Наш Рынок, naschen по-немецки – значит, лакомиться. Мне это напомнило филиал стамбульского базара, много разной еды: фрукты, овощи, пирожки за 1 евро, дурианы, оливки и т.п. Дешево и демократично. По-моему, одно из лучших мест в Вене, чтобы сытно и непафосно поесть.
Некоторые барельефы венских домов взяты из Камасутры
Этот дом - один из шедевров архитектора Отто Вагнера
Добираюсь, наконец, в Музей Третьего Человека. Попасть сюда непросто, хотя бы потому, что музей работает по два часа один раз в неделю, реже – два раза в неделю. Подробности здесь: http://www.3mpc.net/englsamml.htm Осмотр экспозиции - только в сопровождении экскурсовода, Герхарда. Он же хозяин этого музея, он же известный венский коллекционер. Кроме меня на экскурсии были еще 6 чел., из Англии и Австралии. Экскурсия была на английском.
«Третий человек» - это культовый фильм-нуар о жизни послевоенной Вены, снятый в 1949г. Если вы не видели фильм, посмотрите, не пожалеете. Особенно если вы едете в Вену.
Музей Третьего Человека
Сцена из фильма, воссозданная в Музее Третьего Человека
Меня эта тема, и этот музей привлекли, потому что мой дед после войны 1,5 года в составе советской оккупационной армии провел в Вене. Как раз в то время, о котором снимался фильм. Мне было интересно сопоставить фильм и то, что я увидел в музее с его рассказами о послевоенной Вене. Например, он рассказывал, как их часть грабанула банк Ротшильдов в Вене, правда, они думали, что в нем золото, а нашли только пустые сейфы. То, что рассказывал Герхард, мне было интересно.
Поздним вечером уезжаю в Грац.
(продолжение следует)