Выбор транспорта, в нашем случае это дизельная Шевроле- Каптива, приобретенная в автосалоне в январе 2014 года, был сделан по причине отсутствия заблаговременного запланированного отпуска с покупкой путевок, перелетов и бронирования отелей, поэтому и было принято решение в семье, что к морю поедем на машине. Выбор был сделан в пользу Хорватии. Тем более, что там мы отдыхали уже 4-5 раза и очень все нравилось.
Посидев несколько дней на данном форуме и почитав отзывы авто путешественников, было принято решение путь держать через Беларусь, хоть Гугл и давал увеличение маршрута при этом на 250 км по сравнению с Прибалтикой. Почему через Беларусь: первое- экономия средств за счет заправки более дешёвым топливом, второе- более высокой скоростью передвижения. В дальнейшем об этом не пожалел. Далее Польша, Чехия, Австрия, Словения и Хорватия.
По обратному маршруту конкретики не было, но хотелось возвратиться домой с небольшой экскурсией по Европе.
Здесь же, на этом форуме, прочитал о большом плюсе для авто путешественника в виде автосейфа. Идеей сразу загорелся. И не пожалел целого выходного, в результате которого с помощью болгарки и сварки, пылившийся у меня в гараже лет эдак с 10 корабельный сейф приобрел чуть уменьшенные размеры, благополучно занял место в одной из ниш пластикового органайзера багажника (ну очень хороший органайзер) и был закреплен болтами к днищу автомобиля.
Далее была куплена за 3200 р. месячная зеленая карта для проезда по всей Европе и Беларуси, забронированы на Букинге отели для ночевки в Польше и Словении. Годовой шенген до этого был открыт через Финляндию.
День первый. Пятница, 27 июня.
Стартуем семьей из двух взрослых и одним 15-летним в 05-15 из Санкт-Петербурга. Около 12 по-полудню въехали в Беларусь с одной остановкой на кус и пис. Хочется отметить, что дорога до Пскова вполне приличная, 120 утром ехать легко. Но только въезжаешь на платный участок, а это порядка 80 км Опочка- Беларусь, держать руль и глаза нужно все время в напряжении. Есть места, где и без колес остаться можно, если в яму попадешь. При этом с тебя снимают перед самой границей 226 руб. В общем, дрянь дорога. Границы с Беларусью, как таковой, нет, но стоит какой-то товарищ в непонятной форме и проверяет паспорта. Паспорта показали и вот мы в Беларуси на М3. Езда по дорогам Беларуси- одно удовольствие. Хорошее покрытие и малочисленность транспорта провоцировало на усиленное нажатие педали газа. Сразу после пересечения границы зарядил дождь, все больше и больше, перешедший в ливень. И вот тут-то и понял я, чем чревато отсутствие привычки обязательного включения ближнего света фар в любое время суток. В Беларуси требования круглосуточных включенных фар нет. Фары водители включают, когда уже ничего не видят в темноте. Так и в дожде. Типа: «Зачем включать, если я все вижу?» А видят ли его другие, и особенно встречные? Так далеко, видно, водители Беларуси не думают.
Проезжая по населенному пункту по имени Бягомль, увидели за сетчатым забором гуляющих молодого оленя и страуса. Желания покормить страуса не возникло, а вот олененок брать хлебушек из рук человечьих приучен. Хороший такой.
В районе 14 часов проехали Минск по кольцевой и влились в М1. По ней ехать стало еще приятнее. Разрешенная скорость 120, держал 129-130 (по гармину). В 16.35, после проехавших 963км, остановились на трассе пообедать. Обед на 3 персоны в кафе «Новый свет», состоявший из солянки, драников с мясом и соком, обошелся в 730 руб РФ (к оплате принимают). Жена и ребенок весь обед не осилили.
В 17.50 въехали в Брест. Пройдено 1090 км. Город не большой, 10-15 минут и мы на границе. Но сначала на заправку и полный бак. Особенность Беларусских АЗС: продают топливо за все виды валюты: рубль, евро, доллар. Заправился за рубли, сдачу дали «зайчиками».
В Бресте два МАПП: Варшавский мост и Домачево, южнее на 40 км. Сначала подъехали на Варшавский мост, машин примерно 50. Стоят в два потока. В очереди посоветовали нам поехать на Домачево, якобы там очереди нет. Поехали. Там такая же картина. Благо посоветовал один беларусский водитель, посмотрев на мои номера, объехать всю очередь и проходить по зеленому коридору.
Тут небольшое отступление для тех, кто еще не пересекал белорусско-польскую границу. Имея годовой шенген и 200км. до границы с Финляндией, периодически туда наведываюсь. Прохождение границы настолько простое, что и не интересно даже рассказывать. А вот какие есть тонкости пересечения белорусско-польской границы гражданами РФ, о которых я нигде не нашел информации, сейчас расскажу. Если вы не торговец, не челнок, а простой турист, проходить Белорусскую границу надо без очереди, по зеленому коридору. Далее, перед Польской границей, все становятся в общую очередь. У Поляков есть только отдельная очередь для граждан Еврозоны. Если вы въезжаете в Беларусь из Польши, то перед Польской границей и перед Белорусской, вы можете объехать очередь, которая стоит на красный коридор. А таких там 80%. Только если вам нужно сделать возврат Tax Free, вы должны стать в красный коридор.Советую всем въезжающим в Польшу запомнить вот этот инфо стенд.
И еще небольшое дополнение к прохождению Полькой границы. Паны пограничники методом опроса узнают на каком топливе твоя машина, сколько его в баке, сколько в канистре, сколько водки и сигарет имеешь в наличие. Еще до поездки узнал все нормы и был удивлен, что даже молочную продукцию в консервах, т.е даже сгущенку, в Европу ввозить не моги. Но есть у меня одна слабость, кофе и творожок употребляю исключительно со сгущененьким. И каково было мое удивление, когда уже на море, распаковав чемодан, среди носков и трусов обнаружил две баночки Рогачевского МКК .
В общем, прохождение Белорусской границы заняло 20 минут, Польской- 2 часа (попали в пересмену). В 21.38 (по Белорусскому) мы в шенгене. Так как физические и моральные силы были на исходе, решили в ближайшем населенном пункте найти отель. После границы повернули на юг на дорогу 816 и через 30 минут были в Wlodava. Отель искали по Гармину. В первом отеле места были, но из бара, что в подвале, доносились пьяные песни поляков. Сказали, что петь будут до утра. Во втором отеле не было мест. В третьем все срослось. Хозяева отеля «Царь Полесья» (Ш 51,54416 Д 23,55758) проживают тут же, дверь самая левая. За 40 евро нам был предоставлен 2-х комнатный номер со всеми удобствами.
Утром вкусно позавтракали в отельном ресторане за 17 евро и в 7.53 (по европейскому) тронулись в путь.
День второй. Суббота.
Изначально маршрут по Польше планировался так: въезд в Польшу из Бреста через Варшавский мост, езда по Е30 через Варшаву до Лодзь, потом по Е75 через Катовице до Остравы (Чехия).
Но в связи изменением МАПП, поехали из Wlodava по 82-ой до Люблина. В конечном итоге маршрут до Хорватии выглядел так: тык. (да простят меня модераторы за такой способ выкладывания карты, не понял инструкцию)
Из Люблина по 19-ой до Rzeszowa и вот он… ура… польский автобан. Хочу сказать, что по населенным пунктам разрешенная скорость 50, иногда даже 40. Частенько стоят камеры. Но всегда есть предупреждающие знаки об этом. После населенки скорость 90. Камер нет. Полицейских в кустах не видел. Сами поляки вне населенки хорошо гоняют. Пристраиваешься сзади к такому спонсору (а вдруг?) и чувствуешь себя как в России.
Провинциальные польские дороги вполне приличные, транспорта как встречного, так и попутного было мало. Фур, о которых многие писали с негативом, вообще не встретил. А вот в населенных пунктах дороги ужасные. Запомнилось, когда проезжали насквозь Люблин. Да и Краков имеет поганые дороги. Откровенных ям нет, но все в заплатах. И заплаты офигительно не ровные. Даже в Питере я давненько таких дорог не встречал.
Но вот мы въехали на польский автобан А4. Направление – на Краков. Красота. По 2 полосы. Разрешенная скорость – 140. Кстати, во всей остальной Европе, по которой я проехал (в Германии не был), разрешенная скорость на автобанах – 130.
Но скоростное счастье длилось не долго. Автобан закончился через 42 км. Съезжаем на Е40 и через городки и деревеньки чих-пых 48 км. Далее опять въезжаем на автобан и уже по нему до самой до границы с Чехией. До границы с Чехией заплатили за платные куски дороги два раза по 5 евро. Оплата в Польше происходит перед шлагбаумом. Перед самой границей с Чехией съезжаем с автобана на заправку, кус и пис. И купить так же проезд по платным дорогам Чехии, Австрии и Словении в виде виньеток.
Проехав по дорогам Польши и посмотрев на страну только из окна автомобиля, хочется отметить чистоту и аккуратность большинства деревенских домов. Хоть они и отличаются друг от друга архитектурой, дизайном и расцветкой (даже забор у всех разный) но везде чувствуется крепкая хозяйственная рука собственника. Так же запомнилось обилие гнёзд с аистами.
Время 14.20. Пробег 1701 км. На последней польской заправке при съезде с автобана заправляем полный бак соляры по цене 5,53 злотых/литр или 61,57 руб./литр (по такому курсу произошло снятие с моей карты). На территории АЗС, в будочку, идем покупать виньетки.
Купил сразу все: для проезда по Чехии, Австрии и Словении на самый минимальный срок- 10 дней. Стоимость: Чехия- 107, Австрия- 60, Словения – 65. Цены в злотых. Как позже оказалось, вместо Словенской продали Словацкую виньетку. С тыльной стороны на виньетку вписываем гос.знак авто, отрываем корешок (необходимо сохранять) и приклеиваем на лобовое стекло из салона на то место, которое указано в инструкции. Каждая страна определила, в какой стороне стекла должен висеть её пропуск по платным дорогам.
Въезжаем на автобан и через несколько минут уже в Чехии.
Польский автобан А1 переходит в чешский 1. По нему до Брно, далее на автомагистраль 2 (Е65) в сторону Австрии. Чешский автобан запомнился как немного хреновый. Из всей Европы самый. Был участок, что стиральная доска. При этом строительной техники по улучшению качества покрытия не увидел. Через 48 км от Брно, уходим направо на дорогу 55, ведущую в Австрию. В небольшом городочке Бржецлав сделали остановку для посещения супермаркета. Жена купила воды, яблок, колбаски и еще чего-то. Я же сразу в отдел пива и увиденные цены переводить в рубли. Как только у меня получилась цена 15 руб. за стеклянные 0,5 литра (акция), в корзинку упало 8 штучек прекрасного (как потом оказалось) чешского пива. Кое-как уложили в забитый багажник купленное и тронулись дальше. Через 20-30 минут въехали в Австрию. О том, что это австро-чешская граница, говорят только информационные знаки.
Далее по 47-ой, переходящей в 7-ую, которая переходит в автобан А5 огибаем Вену и чешем до Грац. Там налево на А9 в сторону Словении. Двигаясь по не скоростным сельским дорогам Австрии, удивился многочисленностью ветровых электростанций. Их просто тьма.
С таким подходом, не удивлюсь, если лет через 10-20 Европа к минимуму сведет закупку нашего газа.
Перед границей со Словенией опять съехали с автобана на АЗС для кус-пис. Глаза округлились, увидев цену на солярку в 1,56 Евро (снялось с карты как 75,86 руб). Заправил только 30 л. Здесь же купил Словенскую виньетку, приклеил на стекло. С-собака, она оказалась самая дорогая- 15 Евро на 10 дней. Хотя проезжаешь, благодаря ей, всего 258 км. Правда, на следующий день, я понял почему она самая дорогая из всех предыдущих. В городочке Постойна заблаговременно был у нас был забронирован отель, куда мы и приехали в 23.30 и с пробегом от дома 2446км. Душ, наскоряк охлажденное чешское пиво с колбаской и спать. До моря осталось 150 км.
День третий.
Встали, умылись, позавтракали в отеле за 5 Евро с носа и выдвинулись в путь. Перед выездом на автобан заехал на АЗС и заправился на полную. По 1,377 Евро или 64 р/литр. Называется, почувствуйте разницу с Австрией. Дальше по словенскому автобану в Хорватию. На автобане понял, почему он дороже всех. Дорога- идеальная, хоть стакан с водой ставь. А сколько тоннелей в горах!
По автобану доехали до Копер и поворот на Хорватию. Надо сказать, что Словения имеет адриатического побережья всего порядка 30 км., поэтому в Хорватии очень много машин со словенскими номерами, как впрочем и с австрийскими, немецкими, польскими. Встречались даже с норвежскими. На словенско-хорвацкой границе стоят хорвацкие погранцы и у всех автомобилистов проверяют паспорта. В наши паспорта поставили отметку о въезде.
Дальше дорога через десяток км. переходит в автобан.
.
И в 10.35, заплатив 41 куну за дорогу, мы приехали к месту отдыха- г.Пула, Премантура. Через букинг там были на 3 дня забронированы апартаменты, но увидев побережье, поняли, что с выбором места отдыха не угадали. Все побережье было забито кепмерами, а море- катальщиками на досках под парусом. Было принято решение ехать искать другое место. И так как побережье Пулы знакомо хорошо, поехали на Веруделу. Найти апартаменты на побережье Хорватии проще простого. Практически на всех домах есть таблички. Остановились на третьем осмотренном варианте: не большие апартаменты на 2-м этаже за 50 Евро/ночь. До моря 1,5 км, хотя это, можно сказать, первая линии. Так расположен город в этом месте.
Чем привлекает Хорватия? Прежде всего наличием сосен, растущих у самого моря (взятый зонтик не пригодился) Более-менее понятен язык. Вкусные и не дорогие продукты. Чистота моря и полное отсутствие медуз. При этом, очень доброжелательный народ.
.
. .
Очень понравились нерегулируемые перекрестки. Даже самый маленький имеет круговое движение, поэтому пробок практически нет. Заехал на круг- ты главный. А вообще движение все ограничено 50 км/час. Но, надо признаться, «породил» я на дорогах Хорватии одного «оборотня». Дело было так: как-то при очередной поездке в супермаркет по 2-х полосной дороге надоело мне плестись лениво-вальяжно по первой полосе. Надавил на педальку и по второй полосе обошел всех до сужения в одну полосу. А проехал-то всего 800-1000 м, но был «подстрелен» из полицейского радара. Останавливаюсь, выхожу. Он с радаром в руке, мотоцикл рядом. На приборе 83 км/ч., что на 33 км/ч больше нормы. Далее достает книжку, где расписана сумма штрафа в зависимости от превышения. При моей норме штраф 1000 кун (умножаем на 6,24 руб). Но показывает, что если сейчас заплатить, штраф будет в 2 раза меньше, т.е.500 кун. Лезу в кошелек, и так как знаю, что там лежат наличные, что «кот наплакал» (везде рассчитывался картой), демонстративно несколько раз пересчитываю эти крохи, при этом причитаю, что руссо-туристо, мани-ноу, и до Питера еще мантулить и мантулить. На третьем пересчете, он вытаскивает у меня несколько купюр, как потом оказалось где-то 100 кун, отдает обратно права и отпускает с богом. Про квитанцию спросить я не решился.
На море наблюдал какую-то морскую утку. Вроде баклан называется. Ныряет и всплывает через 7-10 сек метрах в ста. По всей видимости, рыбу ловила. После получаса такого рыболовства, выскочила на камни и стала сушить перья. Сушила минут 40-50, при этом совсем не боялась проходящих и фотографирующих ее людей.
Особо никуда не ездили, отдых был, что называется "кура гриль". Только когда уже начали образовываться пролежни, съездили пошопиться в Италию, Триест. При этом пробирались "огородами", дабы не выскочить на платный кусок автобана Словении. Его там всего 5-10 км. К слову, шопинг в Триете оказался не айс, на обратной дороге заехали в Копер (Словения), где и совершили некоторые покупки. Вечерами гуляли по древней Пуле. Для туристов тут же дают мастер-класс
Отдохнули мы на море 11 дней и возвращаться решили немного другой дорогой, через Венгрию (хотелось Будапешт посмотреть) и Словакию. Еще хотели заехать в Освенцим, но не смогли, увидев в Будапеште памятник расстрелянным евреям. Но об этом позже.
День четырнадцатый. 10 июля. Возвращение домой.
В 6.10 стартуем из Пула в сторону Будапешта через столицу Хорватии, Загреб. На одометре 3190 км. Маршрут идет по хорошему автобану. Большое впечатление производят многочисленные тоннели.
Двигаемся бодро и весело, погода хорошая. Но чем дальше от моря, тем выше в горы и тем хуже погода. В итоге, пошел дождь, сопровождавший нас до границы с Венгрией.
В 9.00 объезжаем Загреб и в 10.40 подъезжаем к границе с Венгрией. На границе стоят два пограничника, точнее, пограничницы: хорватская и мадьярская. Первая взяла наши паспорта, отошла в будочку, проштамповала, отдала второй. Мадьярка минут 15 совершала какие-то действа с нашими паспортами, в результате чего за нами образовалась небольшая очередь. Стоит отметить, что жители Евросоюза проезжают границу, практически не останавливаясь, лишь слегка притормозив. Тут же на границе, на Венгерской стороне, в здании, больше похожим на бытовку с гастробайтерами, купил электронную виньетку за 12 Евро. Здесь ничего наклеивать не надо, в электронную базу заносится марка авто с гос.номером. Читал, что в Венгрии введен платный проезд абсолютно по всем магистралям. В районе 14 часов с пробегом 3870 км (от дома) въезжаем в Будапешт, Lovag utca 8 и останавливаемся в отеле Lord Residence, где предварительно забронированы на 1 ночь апартаменты за 39 евро. Быстренько оформляемся, оставляем машину на подземной парковке за 15 евро/сутки (дорого однако, но что делать) и поднимаемся в номер. Хочется отметить очень своеобразную архитектуру отеля.
Однако номер очень и очень приличный. Всё есть и оно новое: утюг, доска, фен, кондишен, TV, быстрый инет через Wi-Fi (в каждом номере роутер), посуда, холодильник, плита. Очень рекомендую для длительного проживания. Бросаем вещи и в город, на экскурсию. По Будапешту распространены экскурсии «hop on, hop of» на 2-х этажных автобусах с открытым верхом.
На экскурсионном буклете нанесены несколько маршрутов со всеми остановками и расписанием на каждой остановке. Суть такой экскурсии: билет покупаешь на остановке у специальных людей (тусуются тут же), подходит автобус, заходишь, садишься, надеваешь наушники, включаешь на коробочке, прикрепленной к спинке впереди сидящего товарища, русский язык и слушаешь по ходу движения автобуса записанную речь экскурсовода. Захотелось выйти на какой либо остановке, что бы получше осмотреть окрестности- выходишь, гуляешь, снова подходишь к остановке, садишься в подъехавший автобус и снова слушаешь экскурсию по ходу движения. И так можно два дня по одному билету. Такой вид экскурсии понравился за исключением: при освещении истории Будапешта, в частности, при упоминании экскурсоводом факта подрыва мостов через Дунай отступающими нацистами в 1944 году, не прозвучало, кто именно разрушил мосты. Слова «фашисты» ни разу не было употреблено. Просто «были взорваны мосты в час пик, на которых в это время находилось много жителей города. Жертв было много». Это как? Ни словом, ни намеком не обидеть «теперешнего большого брата»? При этом смакуются ошибки коммунистического режима Яноша Кадара. Ладно, ---- с этим экскурсоводом, вернемся к городу.
Еще такие есть экскурсионные автобусы
Будапешт покорил своей архитектурой. В Питере много интересных зданий и памятников, но Будапешт- это нечто. И полдня, конечно, очень мало для его обзора. Просто выложу фото
Вход в метро. Им, правда, не воспользовались.
Познать город можно и с кружкой пива. Правда при этом педали нужно еще крутить.
Здание венгерского парламента.
Отдельно хочется остановиться на королевском дворце
Подняться на холм, где расположен дворец, можно на фуникулере за небольшую денюшку (оплата только в форинтах или картой) или ножками. Фуникулер находится у арки, переходящей в цепной мост. Тут же делает остановку «hop on, hop of»
Обратно спускались пешком.
У здания дворца стоит караул. То ли ноги у них затекли, то ли захотелось привлечь внимание публики, но пошли они навстречу друг к другу строевым шагом, сделали несколько цирковых переворотов оружия в руках, обменялись винтовками и опять разошлись к своим будочкам, точнее обменялись будочками, как после перерыва в футболе или хоккее.
Вечером вернулись в номер отеля и стал я осмысливать увиденное.