Необычные церкви ближнего Подмосковья

Поездки выходного дня. На пару дней на авто, на самолёте, на теплоходах, по железной дороге отзывы Впечатления. ОТЗЫВЫ туристов по самостоятельных турах выходного дня поездки по стране и за город

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Необычные церкви ближнего Подмосковья

Сообщение: #1

Сообщение savl1 » 04 дек 2017, 08:50

Необычные церкви ближнего Подмосковья


"Бог, сотворивший мир и все, что в нем... не в рукотворенных храмах живет" (Деян.17:24)



Да, конечно, само понятие "необычного" очень условно и крайне субъективно, что в жизни вообще, что в архитектуре в частности. Разумеется, есть и обратные примеры - барселонская Саграда Фамилия, парижский Центр Помпиду, Храм Лотоса в Дели, да и многое другое - интернет заполнен номинациями типа "самые необычные сооружения (храмы, соборы и т.п.) в мире", но всё равно, в большинстве случаев необычное - это то, что не слишком типично для данного региона, конкретной эпохи или просто для строений того или иного назначения. Вот именно по последним критериям я и выбрал несколько церквей (естественно, их намного больше), которые покажу в этом небольшом рассказе.



<<<<<<<< ======== Церковь Преображения в Острове ======== >>>>>>>>


Храм Преображения Господня расположен на окраине села Остров, одного из древнейших в Подмосковье, упомянутого в духовной грамоте великого князя московского Ивана Калиты ещё в 1328 году (находится здесь: 55°35'26'' 37°51'12''). Летом здешние окрестности выглядят вполне живописно, хотя зимой они наверняка превращаются в типично среднерусское "белое безмолвие", глядя на которое трудно почувствовать что-то, кроме уныния, душевной точки и желания сбежать от него куда-нибудь подальше или хотя бы к тёплой печке. Но летом (по крайней мере тогда, когда оно действительно является таковым), всё выглядит очень даже душевно, почти лубочно:






Самое необычное в этой церкви - её колокольня. Согласитесь, не так часто на просторах центральной России можно встретить настоящую готику, пусть даже с приставкой "нео". А уж в религиозной архитектуре - тем паче.





По какой причине колокольня приобрела именно такой вид (случилось это в начале 19 века), сейчас уже сказать сложно. Зато личность её "заказчика" (и, видимо, главного "спонсора") хорошо известна - это Анна Орлова-Чесменская, дочь знаменитого графа и героя Чесменского морского сражения Алексея Орлова (не того, что был фаворитом императрицы Екатерины II, а его младшего брата). А при чём тут она? Дело в том, что в 1765 году бывшее до этого дворцовым, то есть принадлежавшим непосредственно царским особам, село Остров было пожаловано Орлову, тогда ещё "всего лишь" лейб-гвардии Преображенского полка майору, по личному указу Екатерины II и превратилось в графскую усадьбу (кстати, нечто подобное уже имело место быть за пару столетий до этого, когда Петр I подарил село А. Д. Меншикову, но после опалы последнего Остров возвратился в царское владение). Именно здесь Орлов основал свой конный завод, на котором, правда уже после "переезда" в Воронежскую область, где он стал известен как Хреновской, была выведена ставшая знаменитой порода орловских рысаков.

До переустройства церкви у Орлова руки не дошли, а вот унаследовавшая Остров после его смерти Анна реконструкцию произвела, прежде всего, заменив прежнюю колокольню на новую, которую мы и видим сейчас. Сегодня отношение к ней очень неоднозначное: кто-то чуть ли не с грязью её смешивает, а кто-то говорит, что готика колокольни ещё больше подчёркивает устремление к небесам, выраженное высоким шатром храма...







Декор арок входных порталов (они расположены со всех сторон колокольни, за исключением той, где расположен ведущий в церковь проход):



***

Стыдно признаться, но, клюнув исключительно на свою любимую готику (даже такую, "не настоящую"), которой мне так не хватает в России, я далеко не сразу сумел отдать должное самой церкви. А ведь именно она, как выяснилось, считается сооружением исключительной исторической и художественной ценности, настоящим шедевром древнерусской архитектуры, которую специалисты ставят в один ряд с церковью Вознесения в Коломенском и собором Покрова на Рву (более известным как Храм Василия Блаженного), без упоминания о которой не обходится ни один учебник по русскому зодчеству, и которая по ряду архитектурных особенностей (правда, многие из них могут увидеть и оценить только знатоки, но сути это не меняет) является уникальной в истории русской религиозной архитектуры. Вот только некоторые из высказываний людей, знающих толк в том, что они говорят:

"Все выработанные историей русской архитектуры за последние сто лет понятия и приемы рассуждений в случае с Преображенской церковью теряют свою силу: в отличие от большинства памятников древнерусского зодчества, она выходит за пределы цехового мастерства, выстроена вне традиции, вне навыков и школы. По идее, любой памятник должен рассматриваться в хронологических рамках некого архитектурного стиля, некой манеры, в неком ряду. Но у церкви Преображения в Острове нет ряда. Когда бы она ни была построена, – она совершенно уникальна" (Кавельмахер В.В., историк древнерусской архитектуры, архитектор-реставратор)

"Едва ли не самый красивый храм во всём Подмосковье" (Кузнецов И.Н., директор издательства "Памятники исторической мысли")

"Храм в Острове по-прежнему представляется одним из самых загадочных произведений древнерусского зодчества", "В наборе архитектурных деталей Спасо-Преображенской церкви мы не обнаружим, пожалуй, ни одного профиля, имеющего аналогии в архитектуре того времени" (Баталов А.Л., доктор искусствоведения, профессор, специалист по древнерусской архитектуре (к слову сказать, сын главного архитектора Останкинской телебашни Л. И. Баталова)



Основной загадкой Преображенской церкви является то, что несмотря на многолетние исследования с участием самых авторитетных специалистов - архитекторов, историков, археологов, до сих пор не ясно, когда, кем и по какому поводу она была сооружена. Некоторые причисляют её к середине или даже первой половине 16 века - к эпохе Ивана Грозного, другие же называют церковь одной из первых годуновских (то есть времён Бориса Годунова) построек и датируют её первыми годами 17 столетия. Соответственно, неизвестной остаётся и то, какое событие послужило причиной её постройки. Мне лично самой красивой представляется гипотеза, высказанная А. Баталовым: выступив из Москвы в Казанский поход, царь Иоанн IV, он же Иван Грозный, провёл первую ночь именно в Острове. А после успешного завершения сего мероприятия и взятия Казани началось сооружение церквей в городах и монастырях, где царь останавливался и молился во время похода. И тогда вполне возможно, что возведение Преображенского храма стало частью этой обетной программы. Но, повторюсь, это лишь одна из многих, порой сильно противоречащих друг другу теорий. Которая, естественно, рассыпается в пух и прах в версиях о более поздней датировке церкви.

Касательно авторства строительства полного единообразия мнений также нет, хотя многие сходятся на том, что главным зодчим "проекта" был европеец, скорее всего - итальянец ("фрязин", как называли на Руси франков, объединяя под этим именем всех выходцев из средиземноморской Европы. Интересно, что в приведённом в Википедии списке самых известных итальянских архитекторов, работавших в Московской Руси, под своим родным именем числится один лишь знаменитый Аристотель Фьораванти, а остальные имеют русские "фамилии" Фрязин), а непосредственными исполнителями - мастера из Пскова (по словам А. Баталова, Преображенскую церковь называли "самым псковским архитектурным произведением на московской земле" и даже "единственной в среднерусских землях, построенной псковичами") и, возможно, из Москвы.

"Взгляд исследователя увидит в его облике три основных компонента, формы которых значительно отличаются по своему происхождению. Первый - это центральный столпообразный объем, вызывающий зрительные ассоциации с итальянскими постройками на Руси начала XVI в. Второй - казалось бы, совершенно несогласованная с «итальянским» основанием, абсолютно «местная» горка кокошников с шатром над ней, - напротив, заставляет вспомнить московские церкви эпохи Ивана Грозного. Третий - приделы, облик которых отсылает зрителя к псковской архитектурной традиции" (Баталов А.Л.).

Там, где даже "мастодонты" архитектуры не могут найти общего понимания, мне, дилетанту, "подвякнуть" уж тем более нечего, так что я просто покажу фрагменты этой замечательной церкви.





Вот именно в этой резной окантовке, по-умному называемой бегунцом, учёные увидели характерный "фирменный" стиль псковских мастеров.




А вот обрамляющие нижнюю часть шатра и приделы кокошники в несколько рядов, стрельчатые на шатре и округлые на приделах (всего их насчитывается более 200!) - уже отличительный "знак" московской архитектуры времён Ивана Грозного:




Уникальной деталью декора боковых приделов являются круглые окна-розетки. Специалисты называют их готицизмами - отголосками готического стиля (некоторые добавляют - в ренессансной интерпретации). Ну им виднее, в конце концов, дело не в названии...







Ещё одна интересная особенность Преображенского храма заимствована из "арсенала" крепостной архитектуры: если вглядеться, видно, что его шатровая часть завершается расширением с радиальными раструбами - ложными машикулями, немного напоминающими чашечку лотоса на египетских колоннах:



***

В целом церковь Преображения избежала радикальных перестроек и сохранилась до наших дней практически в первоначальном виде. Однако совсем без потерь всё же не обошлось. Правда, большинство из них являются сравнительно небольшими (например, "потерявшееся" окно-розетка на западном фасаде с апсидной стороны), но вот утрата столь интересного как в конструктивном, так и декоративном плане элемента, как паперть храма, вызывает огромное сожаление. Учёные считают, что когда-то с трёх сторон церковь окружало открытое с боков, но крытое сверху гульбище - галерея, похожая, возможно, на ту, что мы можем видеть в коломенской церкви Вознесения. Из неё внутрь церкви вели пять дверей: три – в главный храм, а ещё две – в боковые приделы. А на саму паперть можно было подняться по трём каменным лестницам, обрамлённым крыльцами.

Уже в начале 19 века, во время переустройства храма Анной Орловой, крыльца и лестницы были снесены, гульбище стало полностью закрытым, а из трёх ведущих в главный церковный зал ворот остались лишь одни - главный (западный) портал:






Из двух порталов боковых приделов тоже сохранился только один - северный. Предположительно так же выглядели и разрушенные по причине сооружения тёплой трапезной ворота южного придела:



Древний фрагмент одного из столбов внутри храма:





И уже совсем недавно, в конце 1990-х годов рядом с церковью была поставлена часовня преподобного Серафима Саровского:



***


Говоря об архитектурной, культурной и художественной значимости Преображенской церкви в Острове нельзя забывать тот факт, что она является шатровой. Конечно, в этом она не уникальна, но надо учитывать, что таковых на территории бывшей Руси осталось не так уж и много - всего чуть более 40 (чаще всего встречается цифра 43, хотя некоторые источники увеличивают её до 47, что, согласитесь, мало что меняет в общей картине). Вопреки сложившемуся убеждению (признаться, и я сам был до недавнего времени подвержен ему), что якобы именно шатровое зодчество является "исконно русским", каменные шатровые храмы (деревянные действительно появились несколько раньше, хотя и ненамного) строились на Руси очень непродолжительный период времени - немногим больше столетия, с первой половины 16-го (родоначальницей этого направления считается Покровская церковь в Александровой слободе) до середины 17-го веков. А реально, учитывая, что во времена Смутного времени никакого строительства не велось - и того меньше.

Возможно, эта картина ныне была бы совершенно иной, если бы в середине 1650-х годов патриарх Никон не запретил строительство шатровых храмов, повелев возводить лишь традиционные купольные (любопытно, что при этом шатровые колокольни не были запрещены, поэтому их продолжали строить). Причина этого странного решения до сих пор не известна и, скорее всего, так и останется тайной, хотя в версиях и предположениях недостатка нет: от некоей "неканоничности" шатра до чисто утилитарных соображений: якобы все шатровые храмы были слишком холодными, а их отопление - затратным. Впрочем, психологию самодура (а как ещё назвать человека, по собственной прихоти - вы только прочитайте на досуге суть так называемых "реформ" и оцените, до какого маразма может опуститься человеческий "гений"! - фактически развязавшего настоящую гражданскую войну и инициировавшего массовые репрессии? Если уж в конце концов даже собственные "подданные" не выдержали, низложив "первого после бога" до простого монаха и отправив его в ссылку, тем не менее, оставив все "реформы" в силе...) понять трудно: кто знает, что ему взбредёт в голову после сна или на голодный желудок? Может, никакой вразумительной причины не было вовсе, а шатровые столпы просто показались ему фаллическими символами или слишком напоминали шпили католических соборов "неверных"?

Кстати, в связи с неясностью причин этого запрета некоторые современные исследователи стали сомневаться и в самом его факте - "а был ли мальчик"? Но от очевидного отмахнуться невозможно: с середины 17 века шатровые храмы уже практически не строились, и в том, что произошло это "вдруг и сразу", причём повсеместно, по всей стране, трудно заподозрить какие-то естественные причины... К примеру, вот лишь одно из мнений на этот счёт, высказанное далеко не последним по компетентности человеком: http://www.zagraevsky.com/zapret.htm .

***

Конечно, я рассказал о Преображенском храме в селе Остров очень поверхностно. Те же, кто захочет углубиться в тему, смогут найти много дополнительной и любопытной информации в книгах, представленных на сайте церкви http://ostrov-preobr.cerkov.ru/category/knigi-o-xrame . Правда, книга И.Н. Кузнецова показалась мне излишне эмоциональной и даже несколько "ура-патриотичной", причём в ущерб профессионализму, что особенно бросается в глаза на фоне двух других, но те, кто предпочтут остаться "над схваткой", увидят за субъективизмом (как мне кажется, неизбежным в таких вопросах!) множество интересных фактов в каждой из них.

И совсем в заключение - церковь Преображения, какой увидеть её может не каждый:

phpBB [media]

Если Вам понравилась эта тема - поделитесь ссылкой на нее с друзьями в соцсетях. Кнопки ниже:
Аватара пользователя
savl1
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 14681
Фото: 34
Регистрация: 02.11.2008
Город: Москва
Благодарил (а): 191 раз.
Поблагодарили: 3596 раз.
Возраст: 55
Страны: 29
Отчеты: 64
Пол: Мужской
усадьбы фотографии подмосковье

Re: Необычные церкви ближнего Подмосковья

Сообщение: #2

Сообщение marina bravina » 05 дек 2017, 08:34

Очень интересно! Надеюсь на продолжение. И раскройте тайну - Что за белым квадратом в самом низу текста?
marina bravina
путешественник
 
Сообщения: 1810
Фото: 799
Регистрация: 02.06.2013
Город: Ульяновск
Благодарил (а): 342 раз.
Поблагодарили: 310 раз.
Возраст: 52
Страны: 22
Отчеты: 4
Пол: Женский

Re: Необычные церкви ближнего Подмосковья

Сообщение: #3

Сообщение savl1 » 05 дек 2017, 09:56

marina bravina писал(а) 05 дек 2017, 08:34:Надеюсь на продолжение.

Оно будет, уже сегодня:)

marina bravina писал(а) 05 дек 2017, 08:34:Что за белым квадратом в самом низу текста?

Простите, не очень понял, о чём идёт речь... Необычные церкви ближнего Подмосковья
Это всего лишь одна из множества правильных точек зрения..
Аватара пользователя
savl1
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 14681
Фото: 34
Регистрация: 02.11.2008
Город: Москва
Благодарил (а): 191 раз.
Поблагодарили: 3596 раз.
Возраст: 55
Страны: 29
Отчеты: 64
Пол: Мужской

Re: Необычные церкви ближнего Подмосковья

Сообщение: #4

Сообщение Rezoner » 05 дек 2017, 10:30

церковь Преображения, какой увидеть её может не каждый:
- видна (точнее была не видна) в виде белого квадрата. Ссылку поправила (для видео надо использовать теги media)
Navigare necesse est
Аватара пользователя
Rezoner
Старожил
 
Сообщения: 10606
Фото: 3030
Регистрация: 15.02.2005
Город: Москва
Благодарил (а): 286 раз.
Поблагодарили: 1083 раз.
Возраст: 65
Страны: 41
Отчеты: 31
Пол: Женский

Re: Необычные церкви ближнего Подмосковья

Сообщение: #5

Сообщение savl1 » 05 дек 2017, 16:25

Rezoner писал(а) 05 дек 2017, 10:30:Ссылку поправила (для видео надо использовать теги media)

Спасибо:) Но, честно говоря, очень странно... У меня и всех, кого я знаю, кто смотрел мой рассказ, никаких проблем с роликом и не было, и никаких белых квадратов тоже... И ролик прекрасно проигрывался (и, кстати, в таком "обрамлении" - не в 1-й раз и не в 1-ом рассказе)... Необычные церкви ближнего Подмосковья
Впрочем, проблемы из этого не делаю, работает - и слава богу Необычные церкви ближнего Подмосковья
Это всего лишь одна из множества правильных точек зрения..
Аватара пользователя
savl1
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 14681
Фото: 34
Регистрация: 02.11.2008
Город: Москва
Благодарил (а): 191 раз.
Поблагодарили: 3596 раз.
Возраст: 55
Страны: 29
Отчеты: 64
Пол: Мужской

Re: Необычные церкви ближнего Подмосковья

Сообщение: #6

Сообщение savl1 » 05 дек 2017, 18:57

<<<<<<<<<<< ========== Владимирская церковь в Быково ========== >>>>>>>>>>>


В отличие от Преображенского храма в Острове церковь Владимирской иконы Божией Матери в усадьбе Быково не относится к "мастодонтам" классики русского зодчества, однако благодаря своему виду она занимает особое место среди самых красивых и самых необычных церквей Подмосковья. Да и не только. По крайней мере, других подобных ей нет не только на территории бывшей московской Руси, но, пожалуй, и во всей России (или же они где-то очень хорошо "прячутся"). Это церковь-усадьба, церковь-дворец, построенная в эклетическом стиле барочной неоготики (или, если угодно, неоготического барокко - в отличие от учёных и специалистов, вынужденных оперировать "правильными" каноническими понятиями, мы, дилетанты, можем позволить себе более вольно использовать эпитеты и определения, лишь бы они максимально отражали суть нашего восприятия).







Владимирская церковь была сооружена в 1789 году владевшим подмосковным имением Быково генералом Михаилом Михайловичем Измайловым. Будучи на службе при дворе императрицы Елизаветы Петровны, он женился на её внучатой сестре Марии Александровне. Когда в 1780 году Марии Александровна умерла, Измайлов в память о ней решил построить новый поместный храм на месте прежнего, уже изрядно обветшавшего. А фактически - сразу два, один над другим: верхний в честь Владимирской иконы Божией Матери, а нижний - во имя Рождества Христова. Так из земной супружеской любви выросло поистине небесное создание - прекрасная церковь, которой мы любуемся до сих пор.

А вот имя архитектора этого удивительного творения до сих пор остаётся неизвестным. Разные версии приписывают её и В.И. Баженову (это наиболее распространённое мнение, тем не менее, не имеющее документального подтверждения), и М.Ф. Казакову, и прочим, не столь известным зодчим. Это выглядит парадоксальным, поскольку времена русских летописей и списков, по своей сути отрывистых и фрагментарных, остались далеко позади, и то, что в конце 18 столетия, в самый разгар эпохи Просвещения, когда исторические хроники и описания приняли совсем другой характер и масштаб, новая церковь в непосредственной близи от столицы осталась без авторства - по меньшей мере, удивительно... И так же трудно представить, что работа столь не просто известных, а уже знаменитых архитекторов, как В.И. Баженов и М.Ф. Казаков (на момент построения Владимирской церкви им обоим уже "стукнуло" за "полтинник" и за плечами каждого был длинный послужной список), осталась незамеченной...

Ну да ладно, оставим кесарю кесареву, а учёным - учёное, пусть они спорят и обсуждают, а мы будем просто любоваться... Необычные церкви ближнего Подмосковья









А какой, как иногда его называют, "шпилевый ряд"! Необычные церкви ближнего Подмосковья




Боковые фасады храма украшены медальонами с рельефными изображениями самого разного толка:





На некоторых из них можно увидеть - уникальная для русского храма деталь! - самих супругов Измайловых, причём мужчина изображён в разном возрасте: молодым, зрелым и уже сильно пожилым, а вот женщина - везде одинаково юной. Очень красивое решение!

***

Отдельно стоящая колокольня, выдержанная примерно в том же стиле, была возведена значительно позднее, уже в 1884 году:






В задней части церкви, со стороны апсиды - очень приятный красочный уголок, утопающий в зелени и цветах:







Удивительная махровая лилия. Я очень люблю лилии, это, наравне с тюльпанами, мой любимый цветок, но вот такую, "двойную", я увидел впервые:



***

А теперь зайдём внутрь храма:



Поскольку нижняя церковь, напомню, посвящена Рождеству, то и рисунок над входом соответствующий:



Интерьеры очень красивые и богатые:







А вот и сама Владимирская икона, в честь которой названа вся церковь:




К сожалению, верхний храм оказался закрыт, равно как и ведущая к нему роскошная парадная лестница. То, что на ней видны люди, не должно вводить в заблуждение: там проходила свадебная фотосессия, плата за которую давала возможность её участникам подняться наверх.
Аватара пользователя
savl1
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 14681
Фото: 34
Регистрация: 02.11.2008
Город: Москва
Благодарил (а): 191 раз.
Поблагодарили: 3596 раз.
Возраст: 55
Страны: 29
Отчеты: 64
Пол: Мужской

Re: Необычные церкви ближнего Подмосковья

Сообщение: #7

Сообщение Irsen Ira » 05 дек 2017, 21:44

savl1,
Владимирский храм в Быково меня восхитил своим помпезным видом и парадной лестницей, достойной дворца -- в все это из белого камня. Но еще больше он удивил -- действительно необычный -- совершенно неожиданно увидеть такую архитектуру у нас в России.
Аватара пользователя
Irsen Ira
путешественник
 
Сообщения: 1691
Фото: 113
Регистрация: 09.01.2017
Город: Череповец
Благодарил (а): 692 раз.
Поблагодарили: 1229 раз.
Возраст: 51
Страны: 23
Отчеты: 3
Пол: Женский

Re: Необычные церкви ближнего Подмосковья

Сообщение: #8

Сообщение savl1 » 06 дек 2017, 14:49

Irsen Ira, спасибо, что нашли этот маленький рассказ, мне приятно видеть Вас здесь Необычные церкви ближнего Подмосковья
Это всего лишь одна из множества правильных точек зрения..
Аватара пользователя
savl1
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 14681
Фото: 34
Регистрация: 02.11.2008
Город: Москва
Благодарил (а): 191 раз.
Поблагодарили: 3596 раз.
Возраст: 55
Страны: 29
Отчеты: 64
Пол: Мужской

Re: Необычные церкви ближнего Подмосковья

Сообщение: #9

Сообщение JamKit » 06 дек 2017, 15:07

savl1, чуть было не пропустила такой интересный рассказ! Очень рада, что увидела! Спасибо за интересные места, всё записала, буду стараться следующим летом увидеть собственными глазами.
И за подробное описание церквей и прекрасные фотографии - также огромное спасибо!
JamKit
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 8866
Фото: 2168
Регистрация: 17.04.2012
Город: Москва
Благодарил (а): 2748 раз.
Поблагодарили: 1597 раз.
Возраст: 46
Страны: 28
Отчеты: 5
Пол: Женский

Re: Необычные церкви ближнего Подмосковья

Сообщение: #10

Сообщение savl1 » 06 дек 2017, 16:09

JamKit, и Вам очень рад Необычные церкви ближнего Подмосковья
Касательно интересных мест - этот рассказ коротенький, но позже я напишу о монастырях Москвы и Подмосковья (сейчас идёт период "накопления материала"), вот там точно будет много интересного и, возможно, даст Вам ещё какие-то направляющие "векторы" Необычные церкви ближнего Подмосковья
Это всего лишь одна из множества правильных точек зрения..
Аватара пользователя
savl1
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 14681
Фото: 34
Регистрация: 02.11.2008
Город: Москва
Благодарил (а): 191 раз.
Поблагодарили: 3596 раз.
Возраст: 55
Страны: 29
Отчеты: 64
Пол: Мужской

Re: Необычные церкви ближнего Подмосковья

Сообщение: #11

Сообщение JamKit » 06 дек 2017, 16:11

savl1 писал(а) 06 дек 2017, 16:09:позже я напишу о монастырях Москвы и Подмосковья

Буду ждать. Лето длинное, можно много всего успеть, особенно уже имея ориентиры.
JamKit
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 8866
Фото: 2168
Регистрация: 17.04.2012
Город: Москва
Благодарил (а): 2748 раз.
Поблагодарили: 1597 раз.
Возраст: 46
Страны: 28
Отчеты: 5
Пол: Женский

Re: Необычные церкви ближнего Подмосковья

Сообщение: #12

Сообщение Nataly88 » 06 дек 2017, 18:20

Замечательная тема не менее замечательного автора. Ждем продолжения.
Nataly88
участник
 
Сообщения: 88
Регистрация: 04.05.2014
Город: Москва - Протвино
Благодарил (а): 39 раз.
Поблагодарили: 36 раз.
Возраст: 55
Страны: 60
Пол: Женский

Re: Необычные церкви ближнего Подмосковья

Сообщение: #13

Сообщение savl1 » 06 дек 2017, 19:21

Nataly88 писал(а) 06 дек 2017, 18:20:Замечательная .... Ждем продолжения.

К сожалению, это будет уже окончание Необычные церкви ближнего Подмосковья Всё-таки Подмосковье - не слишком профильное для меня направление, и особых "наработок" не накопилось. К тому же содержание диктуется заявленной темой, а реальных конкурентов "большой тройке" (с учётом сегодняшнего продолжения) я не видел и особо не вижу (опять же - именно в рамках, очерченных заглавием). И если после окончания рассказа кто-то дополнит их (а если проиллюстрирует их - совсем хорошо), я буду искренне признателен Необычные церкви ближнего Подмосковья

Могу только сказать, что "монастырская" тема будет намного более пространной.
Это всего лишь одна из множества правильных точек зрения..
Аватара пользователя
savl1
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 14681
Фото: 34
Регистрация: 02.11.2008
Город: Москва
Благодарил (а): 191 раз.
Поблагодарили: 3596 раз.
Возраст: 55
Страны: 29
Отчеты: 64
Пол: Мужской

Re: Необычные церкви ближнего Подмосковья

Сообщение: #14

Сообщение savl1 » 06 дек 2017, 19:35

<<<<<<<<<<< ========== Знаменская церковь в Дубровицах ========== >>>>>>>>>>>


Вполне предсказуемо для многих (впрочем, эта предсказуемость говорит только о том, что мой выбор в соответствии с заглавной темой оказался абсолютно верным) я закончу этот небольшой рассказ главным шедевром религиозного зодчества Подмосковья, церковью, далёкой от всех канонов православной архитектуры, церковью, самой красивой среди необычных и самой необычной среди красивых, элегантной и экстравагантной, не имеющей себе подобных на Руси, а, возможно, и во всём мире. Это Знаменская церковь (полное название - Знамения Пресвятой Богородицы) в посёлке Дубровицы, расположенная недалеко от Москвы практически на окраине Подольска.

Знаменская церковь уникальна во всём. Нет смысла описывать, чем именно она отличается от прочих церквей (ответ на этот вопрос только один - всем, абсолютно всем!), достаточно просто взглянуть на неё:







Дубровицкая церковь является единственной в России, увенчанной не традиционными куполом или шпилем, а большой позолоченной короной, символизирующей самодержавную царскую власть. И когда корону освещают солнечные лучи, она сама становится небольшим солнцем, на которое даже трудно смотреть.





***

Церковь Знамения была возведена в конце 17 века, когда поместьем Дубровицы владел бывший воспитатель, а позже - соратник Петра I князь Борис Алексеевич Голицын. Строительство закончилось в 1699 году, однако её освящение состоялось лишь спустя 5 лет. Разные источники объясняют это по-разному: одни - тем, что князь хотел, чтобы на этом торжественном мероприятии присутствовал сам царь, благоволивший к нему, однако Пётр никак не мог выкроить для этого время. В принципе, это вполне понятно, поскольку как раз на этот период пришлись первые, самые трудные годы Северной войны, в которой сам Пётр принимал активное участие, совмещая должности самодержца и капитана Бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка. Но мне представляется более реальной вторая версия: бывший тогда во главе церковной власти патриарх Адриан не давал своего высочайшего разрешения, считая, что архитектура Знаменской церкви не вписывается в каноны православия и является подражанием "чуждому" католическому стилю. Лишь после его смерти сменивший Адриана на русском "святом престоле" более терпимый митрополит Стефан, который "на заре" своей карьеры успел поучиться в католических школах и даже имел из-за этого неприятности с православной церковью, лично освятил Знаменскую церковь в присутствии выбравшего всё-таки для этого время Петра I.

Любопытно, что имя архитектора, создавшего эту великолепную церковь, до сих пор неизвестно. Некоторые склоняются к тому, что он был итальянцем, другие - шведом (при этом даже называются конкретные имена, которые неспециалистам мало что скажут), а кто-то углядывает в очертаниях храма влияние "тяжеловатого" южно-германского стиля. Но в том, что главенствовавшая роль принадлежала иностранцу, выходцу из Европы, никто не сомневается: здесь слишком очевидны черты "западного" зодчества буквально во всём: от общих контуров до деталей декора.





Ещё одной уникальной особенностью дубровицкого храма является богатое и обильное скульптурное обрамление, причём не только орнаментного, что в целом было в порядке вещей, а ещё и так называемого зооантропоморфного типа - то есть изображающее людей и животных. Именно такие скульптуры многие века являлись одной из самых "больных тем" ортодоксального христианства, поскольку факт их существования затрагивал "святая святых" церковной догматики, входя в противоречие с известной ветхозаветной заповедью "Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им" (собственно, те же побудительные мотивы лежали в основе всех движений иконоборчества). И если в католичестве зооантропоморфный декор прижился сразу и навсегда (хотя отдельные попытки противостоять ему происходили, например, при Реформации, но серьёзных последствий они не имели), то православие смотрело на его проявления исподлобья и если и допускало, то нехотя и в виде уступок. Например, как пишет широко известный в кругах специалистов академик С.В. Заграевский, "полное отсутствие на храмах Юрия (Долгорукого) каких-либо попыток создания зооантропоморфного декора имеет абсолютно логичное объяснение: так выглядел компромисс между князем и церковью". А вот "Андрей Боголюбский сделал серьезный «прорыв»: он добился благословения церкви на введение в суздальскую архитектуру скульптурного декора зооантропоморфного типа". Однако в начале 14 века зооантропоморфный декор на московских храмах снова исчезает, спустя полтора века опять появляется - и этот "маятник" продолжает "раскачиваться" вплоть до 1666 года, когда Большой Московский собор постановил, что в храмах резными могут быть только распятия (дальше было только "больше": в 1722 году Синод запретил "иметь в церквах иконы резные или истесанные, издолбленные, изваянные", а в 1832 году вышел полный запрет Синода на храмовую скульптуру).

Тем удивительнее видеть на Знаменской церкви целую галерея скульптур, причём выполненных в откровенно "западном" стиле.



А уж "чисто католические" ангелочки и вовсе разрушают все границы догматики...






Перед главным входом по обеим сторонам лестницы установлены скульптуры Святых Отцов Григория Богослова и Иоанна Златоуста:







Ещё одна "святоотеческая" статуя - Василия Великого - расположена над западной дверью храма:




Другие "тематические" скульптуры – евангелистов - находились в углах крестообразного цоколя, обрамляющего основание церкви. К сожалению, уже в советские времена три статуи из четырёх были обезглавлены. У ног каждого евангелиста размещались небольшие скульптуры, изображающие символы, традиционно соответствующие каждому из них. Именно они обычно помогают понять, какая из статуй кого изображает. К примеру, по льву мы узнаём Марка:





А вот тут даже символ пропал...




Чуть выше, у основания восьмигранной башни церкви, расположен ещё один скульптурный ряд – фигуры апостолов, но в кадр они как-то не попали...

***

Не менее уникальны и интерьеры храма, где можно увидеть много узорчатой лепнины, скульптур и рельефных изображений:





Центральной и самой крупной композицией является изображённая над алтарём сцена Распятия:



А напротив алтаря - совершенно потрясающие двухъярусные хоры, выполненные в виде резных балконов:



***

Знаменская церковь расположена на холме недалеко от места слияния рек Десны и Пахры. И буквально в сотне метров от неё можно окунуться в типично среднерусские пейзажи. Очень живописными я бы их не назвал, но летом, утопающие в зелени и отражающиеся в водах рек, они действительно хороши.







А вот тут как раз и сходятся обе реки:














Вид на Церковь Знамения издалека, со стороны воды:






***************************************


В одном из последующих рассказов я ещё вернусь к теме русского религиозного зодчества в небольшом обзоре необычных, интересных и просто красивых монастырей Москвы и Подмосковья. А в завершение этого я хочу ещё раз вспомнить известную (но, похоже, так до конца и не осознанную) фразу, которую ещё хорошо понимали первые христиане: "Господь не в рукотворённых храмах живет". Только духовная "церковь", хранящаяся (к сожалению, зачастую - захороненная) в наших сердцах - воистину святая. Молитва, произнесённая в сердце, тысячекратно (а на самом деле - безмерно) выше и сильнее молитвы, прочитанной или произнесённой в самых знаменитых храмах, у самых чтимых икон. "Преклони колени сердца твоего" - вот истинное смирение. Найти в своём сердце любовь и прощение, не осудить ближнего - неизмеримо ценнее (и, кстати, труднее), чем совершить паломничество по всем Святым местам земли. Любая религия, сколь бы распространённой она ни была - только тусклая тень того Света, из которого она произросла. Если мы найдём этот Свет в своих сердцах - храмы перестанут быть подменой Бога (коими они, к сожалению, уже давно стали) и останутся только прекрасными памятниками культурного наследия, творениями человеческого гения.

На свете есть много религий и учений и великое множество храмов. Но только две вещи в этом мире имеют действительно важное значение - любовь и смерть. А единственной абсолютной реальностью, единственным по-настоящему святым "храмом" является только любовь.

Я желаю всем Любви - и тогда "и сия вся приложатся вам"!
Аватара пользователя
savl1
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 14681
Фото: 34
Регистрация: 02.11.2008
Город: Москва
Благодарил (а): 191 раз.
Поблагодарили: 3596 раз.
Возраст: 55
Страны: 29
Отчеты: 64
Пол: Мужской

Re: Необычные церкви ближнего Подмосковья

Сообщение: #15

Сообщение Irsen Ira » 06 дек 2017, 21:41

savl1 писал(а) 06 дек 2017, 19:35:Если мы найдём этот Свет в своих сердцах - храмы перестанут быть подменой Бога (коими они, к сожалению, уже давно стали) и останутся только прекрасными памятниками культурного наследия, творениями человеческого гения.

Какие замечательные слова... Необычные церкви ближнего Подмосковья Спасибо большое за отчет, интересную подачу и капельку философских рассуждений!
Аватара пользователя
Irsen Ira
путешественник
 
Сообщения: 1691
Фото: 113
Регистрация: 09.01.2017
Город: Череповец
Благодарил (а): 692 раз.
Поблагодарили: 1229 раз.
Возраст: 51
Страны: 23
Отчеты: 3
Пол: Женский




Список форумовНаша Родина ::: экс-СССР туристический форумРоссия форум: все о России от А до ЯТур поездка на выходных - отзывы. Короткие путешествия по России





Включить мобильный стиль
Rambler's Top100