Более 10 лет тому назад я был автором и читателем форума. Однако, работа и бытовые проблемы в тот период не позволили мне оставаться активным форумчанином. Также, если честно, тогда у меня сложилось ощущение, что все везде уже были, всё знают и советы, и рекомендации многим самостоятельным путешественникам уже не требуются.
Прошло достаточно много времени и реальность стала совсем другой. Кардинальным образом поменялись цены, логистические маршруты, горизонты планирования и, по сути, в настоящее время мы заново открываем мир путешествий. Дополнительным важным фактором выступает возможность самостоятельных путешествий по России, на которые многие из нас, и я в том числе, ранее в значительной степени закрывали глаза.
В этой связи я решил возобновить «писательскую» деятельность. За прошедшее время было много сложных и интересных маршрутов, но писать о них уже нет смысла и возможности. О том, что было совсем недавно и будет в ближайшем будущем я постараюсь писать на форуме. Надеюсь, информация будет кому-то полезной.
Как всегда, мои отчеты, высказанные оценки и рекомендации не являются истиной в последней инстанции, а выражают только мое частное мнение. Буду рад конструктивным дополнениям и комментариям.
Итак, поехали…
Славное море – Священный Байкал
Каждый из нас слышал об озере Байкал. Слышали все, а вот отправиться туда в поездку зимой решается далеко не каждый. С одной стороны, не все хотят ехать из зимы в сибирскую зиму, другим сдерживающим фактором может быть и психологический аспект.
Известно, что Байкал испокон веков является местом силы и энергии. Уверен, что есть люди, которые опасаются соприкосновения с таким мощным местом. Мне же кажется, что при детальной подготовке, изучении местных обычаев и правил поведения бояться не стоит. В ходе поездки, да и после нее, мы несколько раз получали определенные «сигналы», которые указывали нам путь, но поездка состоялась, все прошло максимально позитивно и Байкал оказался к нам благосклонен.
Когда едешь в места подобные Байкалу, нужно четко понимать какова твоя цель. Сделать фотку в купальнике на льду Байкала или побродить по местам силы - это все цели. Но и Байкал тогда будет у каждого свой.
Нужно только помнить, что не каждое озеро называют морем, да еще и священным.
Главное
Ниже я хотел бы предложить вашему вниманию небольшой рейтинг самых удивительных мест и событий, которые и стали моими самыми яркими впечатлениями от Байкала. Надеюсь, он поможет тем, кто думает о поездке на озеро Байкал или находится в процессе подготовки.
Иркутск
Не могу согласиться с теми, кто считает, что в Иркутске нечего смотреть, и в городе на следует останавливаться по пути на Байкал. В процессе подготовки мне легко удалось сформировать маршрут по городу на 2-3 дня, а о том, что удалось увидеть расскажу в соответствующей части отчета. Здесь же только порекомендую не пропускать посещение Иркутска и заложить несколько дней для изучения местных достопримечательностей по интересам.
Ангара
Красавица-Ангара. Одна из великих русских рек. Широкая, мощная, полноводная река, которая, конечно, является одной из визитных карточек региона. Зимой река не замерзает в городской черте Иркутска из-за сбросов воды Иркутской ГЭС и у истока, где она вытекает из озера Байкал в районе поселка Листвянка. На остальном протяжении, насколько я знаю, река покрыта льдом. Прогулка по набережной Ангары в Иркутске, как мне кажется, является обязательным пунктом осмотра города. Поразительное впечатление!
Экскурсии
Во время пребывания в Иркутске есть возможность совершить экскурсии по нескольким интереснейшим маршрутам региона. Мне удалось съездить на север Иркутской области до села Бельск и на запад, в Восточные Саяны, до курорта Аршан, который находится уже в Бурятии. Обе экскурсии оказались весьма интенсивными и познавательными. Рекомендую!
Особняком среди экскурсий стоит однодневная поездка по Кругобайкальской железной дороге. Уникальное техническое сооружения на берегу Байкала содержит много интересных локаций, сопутствующий сервис на хорошем уровне, фантастические виды Байкала завораживают и все это вместе дает совершенно уникальный опыт. Найдите в своем графике денек для КБЖД, и вы не пожалеете!
Региональная кухня
Местная кухня – это то, ради чего можно специально приехать на Байкал. Как таковой русской кухни мы не нашли, зато бурятская и монгольская кухня широко представлена как в самом Иркутске, так и на Байкале. Зачастую блюда региональной кухни выглядят экзотически для жителя европейской части России, но сделаны качественно, а подача во многих случаях также впечатляет. Даже традиционные буузы и хуушуры в разных кафе и ресторанах готовятся по-своему, поэтому нужно пробовать и пробовать! Яркие кулинарные впечатления вам обеспечены!
Дорога на Ольхон
Дорога на Ольхон – это отдельное незабываемое впечатление от поездки, если мы говорим о перемещении на маршрутке. Во-первых, это довольно долгая поездка (примерно 5,5 часов), во-вторых, ландшафт по пути довольно резко меняется и, самое главное, выезд на маршрутке на лед Байкала, это отдельное яркое впечатление, которое обязательно нужно прочувствовать!
Лед Байкала
Зимой большинство туристов едут на Байкал именно за льдом. Он, действительно, уникален и неповторим. Во время многих выходов на лед в Листвянке, Хужире и на экскурсиях мне казалось, что можно фотографировать каждый квадратный метр. Причудливые узоры, голубой и белый цвет, прозрачность, пузыри, торосы, наплески и гроты просто поражают воображение! Очень советую провести на льду настолько много времени, насколько будет возможно и сохранить эти волшебные эмоции!
«Буханки»
Автомобили марки УАЗ, которые в народе именуют «буханками» являются незаменимым средством передвижения на Байкале. Поскольку на Ольхоне дорог нет, то по выбранным направлениям гоняют в основном «буханки». По льду некоторые из них носятся со скоростью 80 км/ч! Поскольку машина очень жесткая нужно крепко держаться, находясь внутри. Поездка на «буханке» создает неповторимый колорит всем экскурсиям на Ольхоне и, на мой взгляд, такую поездку нужно обязательно попробовать! Ух!
Уха на льду Байкала
Настоящая уха из омуля предлагается на всех экскурсиях на Ольхоне и является неотъемлемой частью опыта туриста, который путешествует по Байкалу. Уха готовится прямо на льду на открытом огне в котелке. Это очень вкусно! Ну, а поскольку «у нас с собой было» … вы понимаете! Обязательно следует попробовать!
Байкальская нерпа
Зимой байкальскую нерпу увидеть в живой природе невозможно т.к. она живет подо льдом. Для того, чтобы понаблюдать за милыми зверьками можно сходить в непринарии в Иркутске или в Листвянке. Местные жители подсказали нам, что нерпинарий в Листвянке лучше и мы сходили на представление там, но об этом расскажу далее. It was quite funny!
Сибиряки
В ходе поездки мы встретили огромное количество замечательных людей. Краевед Александр, с которым мы ездили на север Иркутской области, гид и водитель Руслан из Бодайбо, который возил нас в Бурятию, симпатичный экскурсовод по КБЖД Юлия, семья Сергея и Туяны, у которых мы жили на Ольхоне, Ирина их Хужира, которая подготовила для нас чудесную баню, и многие другие сибиряки и сибирячки сделали нашу поездку незабываемой. В жизни этих людей нет Милохина, они не носят подворотов, не гоняют на самокатах, не дуют вейп, но как не пафосно это прозвучит, это и есть настоящий русский народ. Спасибо этим замечательным людям за то, что они появились в нашей судьбе!
Подготовка
В неторопливом режиме мы начали подготовку к поездке примерно за полгода. С самого начала у нас не было никаких сомнений в том, что ехать на Байкал нужно зимой. Насколько мы поняли в процессе подготовки наилучшее время для поездки на Байкал это февраль, а конкретнее его вторая половина. Именно этот период времени считается на Байкале «высоким сезоном».
В результате множества обсуждений и изменений был утвержден следующий финальный вариант маршрута поездки:
Санкт-Петербург – Иркутск (6) – Листвянка (2) – Иркутск (1) – остров Ольхон (6) – Иркутск (1) – Санкт-Петербург*.
* в скобках указано количество ночей в каждом месте.
В начале пути мы планировали на несколько ночей остановиться в Иркутске, чтобы осмотреть город и взять несколько экскурсий, затем перебраться в Листвянку, чтобы там присоединиться с экскурсии по КБЖД (зеркальный маршрут), вернуться в Иркутск и после поехать на Ольхон с возвращением в Иркутск.
За три месяца по поездки были куплены авиабилеты на прямые рейсы авиакомпании S7 в Иркутск и обратно (стоимость 19 600 за человека), покупка которых и определила границы нашего 17-ти дневного путешествия в Иркутск и на Байкал.
Заблаговременно через один известный ресурс были забронированы экскурсии на север Иркутской области и в Верхние Саяны в Бурятии (стоимость 12 800 и 18 850 рублей за индивидуальную экскурсию).
Экскурсия по КБЖД была забронирована и оплачена через одно из местных туристических агентств. Классический маршрут устроен следующим образом: специализированный поезд стартует с железнодорожного вокзала Иркутска и провозит туристов в поселок Слюдянка. Оттуда непосредственно начинается экскурсия по КБЖД от Слюдянки до порта Байкал с несколькими остановками, затем переправа через Ангару на пароме в поселок Листвянка и обратный путь в Иркутск на автобусе. Зеркальный маршрут представляет из себя аналогичный маршрут в обратном направлении.
С учетом нашего плана мы взяли зеркальный маршрут с посадкой на паром в Листвянке. С учетом двухразового питания в поезде (завтрак и обед) экскурсия по КБЖД обошлась в 9 650 рублей на человека.
Для того, чтобы четко представлять наш план пребывания на Ольхоне еще в Питере мы забронировали и оплатили две экскурсии по острову из Хужира в мини-группах, на север (к мысу Хобой) и на юг (к ступе на острове Огой) соответственно. Стоимость каждой экскурсии – 2 900 рублей за человека.
Отдельная тема для предварительной проработки и бронирования – это логистика. Транспорта немного, но он есть. Нужно только вовремя выкупить билеты. Мы ожидали начала продаж и в первые же дни купили билеты на маршрутки из Иркутска в Тальцы и из Иркутска на Ольхон (поселок Хужир) и обратно.
С поездкой в Тальцы возникло небольшое затруднение. Нам необходимо было туда поехать, чтобы посетить одноименный архитектурно-этнографический музей. Тальцы расположены на пути в Листвянку, а сложность заключалась в том, что билеты на маршрутку из Иркутска до Листвянки продавались, из Иркутска до остановки «Тальцы» тоже, а из Тальцов в Листвянку нет. Я даже позвонил на автовокзал Иркутска, ответ был «перевозчик такой услуги не оказывает». Решили искать способ добраться до Листвянки на месте.
Стоимость билетов: Иркутск – Тальцы – 220 рублей с человека, Иркутск – Хужир и обратно – 2 200 рублей за человека в одну сторону. Уже на месте услышал, что якобы есть какой-то муниципальный транспорт на Ольхон по более низким ценам, но при покупке билетов на сайте таких билетов не видел.
Билеты на маршрутки покупаются на сайта автовокзала Иркутска: http://www.avtovokzal-on-line.ru На адрес электронной почты приходят билеты, которые нужно показать при посадке. При бронировании нужно выбрать место в салоне.
Места для проживания (квартиры и гостевые дома) на всем пути следования бронировались на одном широко известном интернет-ресурсе. При бронировании проживания на Ольхоне многие хозяева просто не отвечали, а также несколько раз отказывались от ранее забронированного и предоплаченного жилья без объяснения причин. По местам остановки в Иркутске, Листвянке и в Хужире готов ответить по запросу.
Ну, и непосредственно перед поездкой, мы оплатили на сайте http://www.baikasspass.ru разрешения на посещения Прибайкальского Национального парка. Если честно, сайт устроен по-дурацки, но в результате мы оплатили разрешения для посещения Листвянки и КБЖД (400 рублей за человека), и острова Ольхон (север и юг, 500 рублей за человека).
В ходе поездки эти разрешения никто не проверял, более того, я даже не видел инспекторов, которые могли бы это сделать. Надеюсь, что потраченные нами средства действительно пойдут на сохранение уникальной природы Байкала.
На этом все приготовления были закончены и нам оставалось только ждать начала поездки на Байкал!
Продолжение следует…