Вот выкладываю рассказ об этой поездке. Может, кому-то, кто собирается туда, будет полезен.
Часть 1.
Съездить в город своего детства я мечтал уже давно, но всё как-то не складывалось. Может быть и дальше не сложилось бы, но в это лето мои родители собрались туда, чтобы навестить родственников и друзей, которые там остались и предложили поехать вместе. Конечно же я согласился, тем более, что моя семья одобрила идею такой поездки.
Правда, почти до последнего мы не были уверены, что поедем, из-за некоторых накладок, но в итоге всё сложилось хорошо и 10 июня мы отправились в путь.
Актау – город, где я провёл 11 лет своего детства и уехал оттуда вместе с родителями в разгар 90-х, как и многие тогда уезжали в Россию из ставшего независимым Казахстана. Старое его название – Шевченко, которое он получил в честь украинского поэта Тараса Шевченко. Потом, в 1991 году название поменяли. Но для меня, как думаю и для многих людей, живших там, он так и остался городом Шевченко. За более, чем 20 лет он, конечно же, изменился, но я всё равно хотел побродить там, окунуться в свои воспоминания и найти какие-то памятные места. Ностальгия по тем временам не давала покоя.
Итак, долгожданное время отпуска настало и мы в составе двух взрослых и двух детей выехали на машине в ночь сразу после работы. Маршрут выглядел так: Москва – Волгоград – Астрахань – граница с Казахстаном – Атырау – Актау. Было запланировано в Волгограде сделать остановку, погулять по Мамаеву Кургану, а в Астрахани должны были встретиться со второй машиной, на которой с юга ехали мои родители и брат. Дорога до Волгограда (трасса Каспий) была относительно хорошей, хоть она и не широкая, но и не сильно загруженная. Ужасов, прочитанных мною на форумах, в виде полностью разбитой трассы я не обнаружил. Да, местами дорога была подразбитой и залатанной, но сильно на скорость движения это не влияло. А вот в самом Волгограде было плачевно. В центре видно, что идут ремонты и дорогу пытаются привести в порядок. Но чем от центра дальше, особенно в сторону Астрахани, тем с качеством асфальта было хуже. А учитывая, что Волгоград тянется вдоль реки на десятки километров и нужно было проехать его весь вдоль, времени мы потратили на это порядочно. От Волгограда до Астрахани дорога была на удивление хорошая, к тому же спокойная и можно было ехать не особенно напрягаясь.
В Астрахань мы приехали, когда уже стемнело и, соединившись со второй машиной, сразу двинулись в сторону границы. Таможню прошли без особых проблем, хотя в очереди всё же пришлось постоять. В общей сложности на обе стороны ушло около 2 часов. Учитывая, что к границе мы подъехали около полуночи, была уже поздняя ночь и нужно было где-то остановиться поспать. У таможни подходящего места для стоянки не было и пришлось проехать километров пять по дороге, прежде чем попался хоть какой-то съезд в сторону. Было темно хоть глаз выколи и мы стали наобум возле каких-то развалин.
Утром выяснилось, что развалины – это местное кладбище. Казахи хоронят своих умерших в склепах, похожих на меленькие домики, поэтому в темноте мы и не разобрались. Стало немного не по себе и, долго здесь не задерживаясь, отправились в путь.
Погранцы с таможни отправили нас по объездной дороге до Ганюшкино. Вроде как она должна быть лучше основной трассы, которая, как мы знали, основательно разбита. И в самом деле поначалу был хороший асфальт, но вскоре он благополучно закончился и пошли ямы до самого Ганюшкино. Если это «хорошая» дорога, то какой же должна быть «плохая»? Если бы мы знали, что нас ждёт ещё впереди! А пока мы любовались утренним пейзажем.
После Ганюшкино выехали на трассу «Астрахань – Атырау». И вот тут начался настоящий ад – 280 километров напрочь убитого асфальта и семь часов бешеных движений рулём. Лишь незадолго до Атырау дорога немного улучшилась. Я конечно читал, что трасса эта разбита, но даже представить себе не мог, что дорога может быть такой. Она состояла сплошь из одних ям и бугров. Иные ямы были глубиной в пол-колеса. Впрочем, это не мешало местным летать вообще не замечая ям, как будто их и не было.
Тем временем пейзаж изменился – мы въехали в полноценную степную зону. После Атырау дорога резко изменилась в лучшую сторону и ехать по ней стало одно удовольствие. Вокруг расстилалась бескрайняя степь, огромное открытое пространство без единого деревца. Время от времени попадались мёртвые озёра – результат недавних сильных дождей, но было видно, что они постепенно пересыхают и скоро на их месте наверняка останется лишь потрескавшаяся земля. А пока смотрятся они симпатично.
Не доезжая до границы Атырауской области с Мангышлаком, перед селением Кульсары, протекает река Эмба, одна из крупнейших рек в этой местности. Возле неё мы решили устроить небольшой отдых и заодно перекусить. Спустились к самой воде, с удовольствием погрузили в неё руки и ноги. Берега Эмбы очень живописные, поросшие зеленью и даже небольшими деревцами, что здесь большая редкость.
Вскоре мы доехали до Бейнеу – относительно крупного (по местным меркам) перевалочного пункта на самом севере Мангышлака. Отсюда одна дорога уходила на юго-восток, в Узбекистан, мы же свернули на юго-запад в направлении Актау. После Бейнеу начинался печально знаменитый в недавнем прошлом участок 200-километрового полного бездорожья. В течение многих лет он был просто кошмаром для всех, кто хотел попасть в Актау на своём транспорте. И ведь это единственная артерия, связывающая полуостров со всей остальной страной. Но вот теперь его наконец заасфальтировали и вроде бы всё должно быть нормально. Однако, дорога оставила двойственное впечатление. С одной стороны, вроде бы да, асфальт и радостно, что не придётся ехать по напрочь убитой гравийке, с другой стороны во многих местах асфальт уже покрылся складками, которые иногда очень даже неслабо ощущались под колёсами и приходилось снижать скорость. Не знаю, что тут будет через 2-3 года, боюсь, что ничего хорошего. По всему видно, что турецкая фирма, осуществлявшая строительство дороги, явно схалтурила.
Тем временем уже начало темнеть. Остановились попить чайку и полюбоваться степным закатом. Это на самом деле очень красивое зрелище. Земля, небо, между ними горящее солнце и больше ничего. Аж дух захватывает!
Причём закат длился очень долго. Наверное больше часа можно было видеть, как с одной стороны, на востоке, небо уже почти чёрное, а с другой, на западе, всё ещё видно тёмно-бордовое солнце и облака.
В Актау мы доехали только в третьем часу ночи. Немного поплутали по городу в поисках нашего жилища – наверное сказалась усталость, поскольку я неправильно указал адрес в навигаторе и пока разобрались что к чему, потеряли пол-часа.
Первый день стал днём отдыха от дороги. Мы неспешно прогуливались по городу и вдоль моря, сравнивая представший нашему взору современный Актау с тем, который остался в воспоминаниях.
Город, конечно, изменился. Здесь появились новые, современные дома, огромное количество торговых центров и магазинов, многие старые дома выкрашены разноцветными красками или украшены рисунками. Появилась красивая набережная вдоль берега, где приятно гулять, наслаждаясь морем, солнцем и воздухом. Появились, конечно и новые микрорайоны на окраинах (Актау необычен тем, что здесь нет улиц в привычном нам понимании, он разделён на микрорайоны и адрес пишется только цифрами, по номеру микрорайона, дома и квартиры), полностью застроенные современными зданиями. Однако в старой, центральной части города доминирующими остались здания советской эпохи со своей удивительной и запоминающейся архитектурой: дома с галереями, дома на ножках, дома с лестничной клеткой в виде полубашни в восточном стиле. Благодаря им город имеет свой необычный и присущий только ему колорит.
Честно говоря очень не понравилось во что превратили знаменитый ШУМ – Шевченковский Универсальный Магазин – крупнейший в советское время городской торговый комплекс с неповторимой архитектурой, являвшийся одним из символов города. Теперь это просто один из безликих ТЦ, ничем не отличающийся от своих многочисленных собратьев.
На следующий день прогулки по городу продолжились – прошлись по спуску от вечного огня до моря, к памятнику Т. Шевченко, потом дошли до детского парка с аттракционами и конечно же дети не могли пройти мимо. Парк построен относительно недавно и хоть он и не очень большой, но симпатичный и уютный. Он расположен на самом спуске к морю, напротив 5 микрорайона, и передвигаться по его серпантинам в условиях 35 градусной жары было очень нелегко.
К слову сказать, с погодой нам повезло. Незадолго до нашего приезда тут лили дожди, а при нас на небе даже облаков почти не было, температура всё время 35-39 градусов, в последний день даже до 43 поднялась. Такое пекло конечно не располагало к длительным прогулкам и приходилось в обед прятаться и пережидать самую жару дома. Зато море достаточно быстро прогрелось в некоторых местах и нам повезло даже пару раз искупаться.
В первый раз мы собрались на пляж во второй день, когда жара немного спала. Поехали на юг от города, где находится длинная песчаная полоса с пляжами и многочисленными базами отдыха. Море там неглубокое, прогревается достаточно быстро и как раз подходит для детей. Это место так и называется «Тёплый пляж».
Вода действительно была хоть и не совсем тёплая, но достаточно прогретая для купания. После жары окунуться в прохладное море было непередаваемым удовольствием. Пляж, конечно, был не совсем ухоженный, что называется дикий, но на купание это никак не влияло.
А вечером была прогулка вдоль моря по набережной и любование морским закатом из окна кафешки. Кстати, найти местную кухню здесь оказалось не просто. Нам хотелось поесть чего-то настоящего казахского, дабы полнее проникнуться местной атмосферой. Из детства остались в памяти такие блюда, как бешбармак и баурсаки, но нигде в прибрежных кафе такого не было. Все готовили сплошь смешанную европейскую кухню. Пришлось довольствоваться чем-то «почти местным».