Mezamor писал(а) 15 авг 2012, 21:57:Проблема не в путешествии, как в таковом, а в необходимости погрузиться на более глубокий уровень. Нужны новые смысл и содержание для поездок. Уже неинтересно быть туристом и смотреть достопримы.
Кто сталкивался с подобным "кризисом среднего возраста" у путешественника? Какой ответ для себя нашли именно вы?
Имхо все правильно, это и есть проблема нормального развития. В любом деле так и в любом занятии, не только в путешествиях. Кризис неизбежен, а если кризиса нет, то вы либо не развиваетесь и стоите на месте, либо регрессируете. Это другое дело, что некоторый регресс в путешествии бывает очень полезен и мил, особенно если это не столько активное путешествие, сколько пассивный отдых. Но, собственно путешествий, т.е. передвижений, такой стиль отдыха касается в меньшей степени, хотя и не исключен совсем.
Я вижу 2 принципиально разных способа решения этой проблемы, о третьем способе - о поездках во все новые места говорить не буду, т.к. он очевиден и, собственно, попытка следования этому способу может только обострить кризис развития, раз уж он наступил.
1. Новые занятия. Например, дайвинг, треккинг, серфинг и т.д. Помогает найти новые смыслы, но имхо это тоже паллиативный способ решения проблемы, т.к. не прямой, не в лоб. Это тоже поиски разнообразия, попытка расширения, а не углубления. То, что в этом пункте, все-таки больше походит на развлечение себя чем-то, нежели чем на увлечение. В этом плане похож на поездки во все новые места, это поиск внешнего стимула, с расчетом, что он как-то вытащит и приведет в действие внутреннюю активность. Иногда приводит к углублению, а иногда нет. Может стать увлечением, а может и не стать. Нет гарантии, нужно перебирать. Но что-то мне подсказывает, что ТС он вряд ли подойдет, судя по тому, как я его слышу.
2. Новые связи. От новых занятий отличается тем, что сразу нацелен на углубление. Речь идет о том, чтобы думать о том же самом, но на другом уровне, находя скрытые ранее связи, в первую очередь, между... людьми, как ни странно. Например, информация о том, что такой-то князь (царь, император, хан и т.д.) поехал в богом забытую глушь и там построил вот эту хрень, на которую вы сейчас пялитесь, может быть никакой, не вызвать никакого интереса и не запомнится потому, что ничего не понятно. С какого лешего он сюда поехал, зачем? А вот если вы зададитесь этим вопросом и попытаетесь на него себе ответить, то, возможно, вам в голову придет что-нибудь любопытное. Если вы учтете еще какую-нибудь инфу. Например, вам в голову может прийти, что он поехал сюда потому, что у него в этой захудалой деревне было какое-нибудь дело. Например, жила любовница. Вы даже можете спросить об этом экскурсовода, чтобы проверить свою гипотезу. Вот так и возникают новые связи и новые смыслы. Вся история, которая раньше не вызывала никакого интереса и была плоской в изложении экскурсовода потому, что из нее были удалены действительно интересные мотивы, неожиданно станет объемной и значимой, начнет вызывать интерес.
Или это могут быть просто наблюдения за людьми, за тем, что они делают, как работают и т.д. Можно задавать себе вопросы типа "почему" и "зачем"? Сразу станет интересно, особенно потому, что все гораздо менее очевидно, чем в родной стране - культура-то немного (или не немного) другая, гораздо больше непонятного, оно бросается в глаза.
Можно беседовать с людьми, обычно в беседах возникают вопросы, особенно когда упоминаются вызывающие удивление факты. Собственно, удивление это и есть то желанное чувство, за которым мы гоняемся в путешествиях.
Поэтому, различного рода тематические экспедиции я больше склонен отнести к этому пункту, а не к предыдущему, хотя тематические экспедиции, на первый взгляд это примерно тоже самое, что и новые занятия. Но новые занятия это все-таки, в первую очередь, действия, движения, а тематические экспедиции это, в первую очередь, поиски информации, отдельные части которой можно связывать между собой, так и с другими информационными блоками, из других областей знания, а то и вовсе не из каких-то отвлеченных "областей знания", а с конкретной бытовухой, окружающей вас в путешествии или просто даже с собственными личными воспоминаниями.
Т.о., этот пункт сводится к поиску стимульного материала для установления новых связей. В реальности, мы все этим занимаемся, но только не очень четко это осознаем.
Штирлиц не любил больших городов. Мужчины в городах были агрессивны, женщины соблазнительны, а напитки доступны. Приходилось себя контролировать, а контроля Штирлиц не выносил...