Д90 выбран потому, что это:
1. хороший аппарат по всем признакам, включая обалденное соотношение цены и качества. Легкий, шустрый.
2. обладает режимом Live View, когда монитор используется в качестве видоискателя, что до недавнего времени было совершенно не характерно для цифрозеркалок в целом. При работе в боксе, наводка по монитору намного удобнее наводки по видоискателю, в который из-за стекол бокса и маски видно от силы треть площади кадра. Однако, после покупки "прибора" выяснилось, что в этом режиме автофокус тормозит как у допотопной мыльницы, что несколько не обрадовало. Но об этом чуть позже.
3. Конечно, в случае чего, было бы приятнее утопить более дешевый Никон Д5000, имеющий LiveView, но не поддерживающий 2старые" объективы без встроенного моторчика, а лишь по этой причине покупать новую дорогую оптику стандартов AF-S и AF-I у меня нет совершенно никакого желания.
4. Хреновенько, но умеет снимать какое-то видео.
В общем, после трех недель бдений, родилось это! Сразу оговорюсь про экстерьер и эстетства всякие там. Мне это до лампочки - главное, чтобы всё работало и не подводило. Оно конечно, можно до блеска полировать и хромировать железки, ровнять и придавать изящность форм полировальной машинкой и шпателем с акриловой смолой, а затем снести нещастное изделие в автомастерскую, где бы его покрасили в розовый металлик с элементами аэрографии. Только это бы мне стоило лишних тысяч 15-20 рублей и недель 2-4 возни. Поэтому, нафик все эти условности!
Что же мы видим тут?
1. Сам бокс оказался чуть больше боксов для цифромыльниц от Ikelite. И существенно меньше и легче любого из фирменных для зеркалок.
2. Порт объектива сделали несъемным, так как в нем отлично уживаются вышеназванные как ширик, так и макрик. Да и куча других объективов. В принципе, можно было бы приделать ручку для зума, но не хочется особо - толку мало, а лишнее место протечки ни к чему. Даже потенциальной.
3. Из управления сделали приводы на все имеющиеся у Д90 3 колесика, рычаг ВКЛ-ВЫКЛ-ПОДСВЕТКА, и кнопки СПУСК, ОК, Lv и MENU. Остальные органы управления лично мне под водой не очень нужны. И этого вполне достаточно, чтобы управлять абсолютно всеми функциями камеры - может быть, не столь шустро, но под водой быстрый доступ к нескольким настройкам, на мой взгляд, не так уж необходим. Как и ни к чему лишние полтора десятка кнопок, дублирующих на фирменных боксах абсолютно всё, и в разы увеличивающие шанс затопления и утраты дорогостоящего инвентаря. Да и сделать кнопку - дело тонкое и кропотливое, поэтому порой и не самое дешевое.
3. Рукоятки и поперечная балка - железки как железки, ничего особого. Рукоятки из веломагазина, но лучше бы найти подходящие от лыжных палок - их хватать удобнее.
4. В каждую из рукояток можно закрепить "руку", держащую свет. Я использовал затесавшуюся в хозяйстве 2-шарнирную Ikelite. Вторую потом приделаю или такую же (придется купить долларов за 150) или приспособить более дешевые типа "гусеница". Доживем- увидим.
5. Плавучесть комплекта в сборе с камерой внутри чуть-чуть отрицательная, чего мне и хотелось! А фирменным боксам требуются утяжелители. А нам- нет - у нас для этого аккумулятор осветителя и малое количество воздушных полостей!!!
6. Стекло оптическое, из настоящего стекла, выдерживает давление в 12 атмосфер.
7. На сколько можно кунать? Пока не знаю. По предыдущему опыту, на 40 метров можно смело. Стекла держат 100 метров, и теоретически ничто не мешает и всему боксу это делать. Товарищ один из боксов, изготовленных по этой же технологии, "опускал" в барокамере на 100 - не протек!
8. Разбирается всё довольно компактно при помощи небольшого разводного ключика, который используется также для работы с регуляторами (отвинтить-привинтить шланг и т.п.). В почти разобранном виде выглядит так. Можно еще вывинтить сегмент ноги из ручки, что на мой взгляд, есть мало полезная возня.
Теперь самое прикольное. Идею использовать вспышку отмел напрочь. Это и дорого и хлопотно. Специализированные подводные вспышки устроены до омерзения подло: часть их электроники размещается в боксе того же изготовителя, поэтому вспышка без бокса оказывается бесполезной вещью. Иногда, блоки продаются отдельно от боксов, но весьма дорого. Еще, можно сделать бокс для обычной наземной вспышки, но мастерить синхрокабель для ее соединения с камерой и общения с ее системой TTL ну очень не хотелось. Хотя, задача вполне рашаемая.
И главный недостаток вспышек: при съемке с ними, нужен еще и пилотный свет, да и все равно ошибаются вспышки нередко, несмотря на все ТТЛ-ы и прочие премудрости. Поэтому, был сооружен ксеноновый прожектор мощностью 35 Вт, дающий красивый белый свет, с ровным спектром белого света и яркостью (2400 люмен) которого не сравнится ни одна галогеновая или светодиодная лампа! Питается лампа от очень шустрого аккумулятора емкостью 5Ач, 13.2 В - этого хватает на 75-85 минут непрерывной работы. Вот преимущества сего девайса перед вспышкой и аналогами:
1. Дешевле
2. Свет довольно ровного белого спектра
3. Обеспечивает огромное количество света, достаточное для различных видов фото и видеосъемки.
4. Камера наводится уже по готовому свету, а не придумывает, каким же он будет, когда жахнет вспышка.
5. Ровность белого спектра обеспечивает корректную передачу всех цветов. Светодиоды имеют много "провалов", и некоторые цвета в их свете могут исчезать. У галогенок спектр вообще отличный, но их свет очень теплый (3000K, а у нашего ксенона 6000К), и "кушают" они раз в 5 больше, поэтому греются ужасно.
6. При съемке близко расположенных объектов, можно сильно закрывать диафрагму, получая огромную глубину резкости.
7. Светильник можно снять с камеры и использовать как обалденный фонарь для ночного дайвинга. Блок с батарейками за карабины цепляется к D-кольцам компенсатора.
8. В известных мне офигительно дорогих (подобная нашей "фирмовая" лампа для подводного видео стоит около 3000-4000 евро) ксеноновых фонарях используются литий-ионные или литий-полимерные аккумуляторы. Они легкие, но взрываются и самовозгораются с завидной регулярностью, невзирая на массу ухищрений их создателей! А взрыв под водой это нешуточное событие - самый крепкий бокс разнесет в щепки, а для дайвера чреват баротравмами, сотрясеньем мозга, разбитой маской и прочими неприятностями. Мне этих счастий не нужно, поэтому нами использованы суперсовременные модели никель-металгидридных аккумуляторов, которые просты в обращении, надежны как топор и никаких мерзопакостей не отчебучивают. И еще, они довольно дешевы.
9. Позволят снимать фотоаппаратом видео, если это предусмотрено его функциями.
По ходу пьесы, постоянно появлялись новые идеи. Поэтому, теперь я бы внес (и внесу) такие изменения:
1. Нашли способ уменьшить фонарь в 2 раза по габаритам и в 3 по весу. Это очень радует и требует немедленного воплощения.
2. Блок с батареями надо сделать узкий и длинный для пущей компактности и обтекаемости. То есть, не кирпичом, как тут, а в 2 раза ниже и на длину всей штанги.
3. Использовать суперсовременные аккумуляторы, которые позволят светить непрерывно 2 часа. Или питать 2 лампы при той же массе батареи.
4. Или другие суперсовременные, с которыми блок станет на 200г легче и компактнее.
5. Сделать белый рассеивающий фильтр на лампу для макросъемки. Для не-макросъемки, с задачей рассеивания света итак отлично справляется отражатель фонаря.
6. Ели будут лишние деньги и прочее, обзавестись камерой Sony A-550, которая умеет быстро фокусироваться в режиме LiveView. На сегодня, насколько мне известно, это единственная (сорри - еще А-500) зеркалка с не-тормознутым ливвью.
Ну, и вообще, вникнув как следует в технологии современного аккумуляторо-, лампочко-, резино-, стекло-, и оргстеклостроения, теперь постоянно выдумываею как всё это можно сделать чище и добрее . Авось, так оно и случится когданить! Но пока поплаваю с чем есть.
Ах, да. Стоило это сравнительно немного. Раза в 2 дешевле самого простого аналогичного бокса с простенькой вспышечкой, если брать цены в США. По сравнению же с такими же по функциональности фабричными комплектами с ксеноновым светом, мне удалось сэкономить 5-7 тысяч евро. Ну, может быть долларов, если сравнивать с чем нибудь менее удобным, зато красивым как у кота яйца ввиду безупречности линий конвейерной штамповки. Но даже 2000 долларов это, по моему, слишком бессмысленная переплата, если хочешь заниматься фотографией, а не пускать пыль в глаза соседям по дайв-боту. Опять-таки, немного усердия, и это изделие я могу превратить в шедевр дизайна, что дизайнеры Феррари будут нервно курить в сторонке. Но мне этого не нужно. Еще, можно прикинуть сколько будет стоить комплект, изготовленный на Западе вручную под индивидуальные потребности заказчика - там получится цифра не в один десяток уе!
А теперь у нас в программе - сделать домик с 2 маленькими и красивыми мегафонариками для видеокамеры Panasonic HDC-HS300/HDC-300. Камера сия по мнению многих - лучшее на сегодня из любительских 3-матричных камер. Основной ее недостаток - цена в 50-55 тыс руб. Но это в России - за ее пределами она по какой-то волшебной причине падает в 2 с лишним раза. И вот этот бокс я буду делать медленно и маньячно - чтобы не хуже Porsche Design какого-нибудь!