Хочу обобщить опыт и впечатления, которые мы получили от 3х дневной поездки в Гавану, в свое первое посещение Кубы.
В этом отчете не будет картинок, фото и исторических справок. Потому что, во-первых, этого добра полно уже в любом отчете и дублировать скучно и лень. Во-вторых, на мой взгляд, лучше все-таки все увидеть своими глазами и СПЕРВА составить СВОЕ впечатление, чем заранее перенять чужое, которое неизбежно повлияет на восприятие в будущем.
В этом отчете можно найти конкретные цифры, факты, ИМХО автора, его впечатления. В общем я пишу то, что интересовало меня саму ДО поездки, на что хорошо бы обратить внимание, и какие просчеты можно было бы учесть заранее.
Я немного читала о Кубе до приезда, только самое необходимое из насущного: деньги, безопасность, транспорт.
Общее
Апрель-Июль - низкий сезон на Кубе, по словам хозяев Касы Партикуляр, в которой мы остановились (контакты Касы я оставила в соответствующей ветке на форуме). Мы об этом не знали, поэтому были приятно удивлены ценами на жилье и такси.
Мексика берет с иностранцев налог в 25$ с человека при вылете из страны.
Платили мы на стойке регистрации. Очень странно, но паспортного контроля на выезде из Мексики мы не проходили вообще. Его не было.
Куба берет ту же сумму с иностранцев при вылете из страны, в Конвертируемых Песо.
После посещения Кубы в паспорте не остается ни одной печати.
Мексика ставит маленький штампик по прилету. Когда мы уже улетели из Мексики, об этом в нашем паспорте не говорилось ничего. Как будто мы повисли в воздухе. Забавно.
В Гаване нет пробок и время до аэропорта можно рассчитать очень удобно.
(пополню по мере воспоминаний)
Цели
1. Обновить СЭР, истекающей через 180 дней пребывания в Мексике.
Выбор был между Эквадором с аяваской и Кубой с джазом. Выбрали, признаться, из соображений цены: до Кубы оказалось дешевле всего. До Штатов еще дешевле, но визы туда нет, поэтому Куба. Для обновления СЭР необходимо пересекать границы по воздуху, что делает электронное разрешение дороже мексиканской визы, из-за дороговизны перелетов в ЛА (Латинской Америке). + не все авиакомпании (АК) знают про систему СЭР и нужно заботиться о том, чтобы лететь "знающей" АК, иначе могут не посадить на рейс. Месяц назад AeroMеxico не посадила на рейс русских, потому что де им нужна виза на Кубу. Что уж говорить, если им показать СЭР, вместо обычной визы?!
Так что на самом деле у электронных разрешений есть весомые недостатки, как оказывается на практике: дороговизна и геморрой с обновлением.
2. Посмотреть на страну, где жив социализм, в котором мы родились, но сознательно так и не застали.
В поездках мы не жалуем музеи и туристические места, но больше местных колорит, общение с местными, погружение в быт, историю страны, ее культуру, какая она есть ЖИВАЯ и СЕГОДНЯ.
Переезд-Перелет
До аэропорта Канкуна мы ехали из городка Плайя-дель-Кармен (ПдК), на автобусах ADO. Хочется и про них написать, т.к. не обошлось без косяков.
Выехали из ПдК на пять минут раньше, буквально у нас за спиной закрылись двери. И утренний автобус был почти полон, если не совсем полон. Хорошо, что мы купили билеты с вечера: мест утром могло и не быть. Или задержавшись на покупке, мы могли бы упустить автобус. Оказалось, что он никого не ждет. Строго. Как-то не по-мексикански даже...
120 песо в один конец на человека - это много. Есть альтернатива в виде маршрутных такси за 30 песо, но они не доезжают до самого аэропорта 1-2 км, и мы не решились рисковать в первую же поездку. Такси стоит дороже автобуса АДО, поэтому делать нечего, пришлось довольствоваться автобусом.
Был заявлен час в пути, шли немного дольше. Комфортно в целом.
Когда мы ехали обратно, то были без часов, и девушка-кассир, продавшая нам билеты, сказала, что у нас есть 10 минут до отъезда автобуса. Молодой человек остался с билетами-сумками перед автобусом, а я побежала до аэропорта выяснить один вопрос с Cubana, у которой единственный офис тут. Когда я вернулась через 5 минут, автобус наш ушел. Водитель отказался ждать наотрез. Девушка, которой мы пожаловались на ранний отъезд автобуса, открестилась от своих слов, указывая на время в билете. И предложила потратить еще 20$ и ждать полчаса следующего автобуса. Мы возмущались, было очень обидно. В целом мы поступили рискованно, и наша тут ответственность, но все-таки если опираться на ее слова, то мы бы успели. Платить еще столько же казалось абсурдом. Мы отошли выпустить пар, а когда вернулись, она продала нам эти билеты в два раза дешевле. Не знаю, почему. Сначала не хотела, а потом передумала. И так бывает.
Сubana. Перелет Канкун-Гавана, 1ч.20мин.
Билеты получились дорогими, т.к. пришлось их покупать через туристическое агентство (ТА) он-лайн. Сайт Cubana выдавал ошибки, а потом мой антивирус и вовсе запретил к нему доступ из-за опасности вируса. Побоялась за банк.карту, пришлось переплатить, пойдя надежным путем, через ТА.
Прибыли в аэропорт за 3 часа, на всякий пожарный. Только встали в очередь на регистрацию (он-лайн регистрация у Сubana отсутствует), как нам говорят, что рейс задержан до ночи, т.е. больше, чем на 10 часов. "А может и больше, хе-хе" - слова офиц.представителя. Нас всех зарегистрировали, подогнали автобусы и отправили в отель Calypso, который оказался весьма приличным, приятным. Накормили обедом и ужином, вполне приличным, пиво-вода сколько угодно. Очень обходительно, приветливо и даже оперативно.
Один из автобусов уехал в другой отель, что вдвое сократило нашу очередь на регистрации в отель и из него - неожиданно и приятно.
Свою Касу Партикуляр мы не успевали предупредить о задержке, возникли сложности с подключением к сети; да и на Кубе не все так оперативно, даже если написать сразу, они сегодня может и не получат письмо.
Вылетели мы в итоге около 1.40 утра следующего дня, в пути были 50 минут, вместо 1ч.20мин.
На паспортном контроле мы протянули бумажку, заполненную в самолете, но ее оказалось недостаточно. Пришлось идти искать бланки, которые заменяют нам визу. Такие желтые, хиленькие. Их раздавала дородная тетка, вся в перстнях и с длиннющими карикатурными ногтями. Важно спросила, откуда мы. "Ах, русские, ждите, сейчас заполню". Пока она заполняла визы за китайцев, плативших ей по 2$ за анкетку. Подошел к ней итальянец, потребовал аж 11 штук бланков. Она ворчала, что он отвлекает, но все-таки вырвала ему бланков.
На самом деле не было никакой необходимости ей держать при себе весь блокнот бланков: она должна была раздать их всем желающим - это я поняла уже позже. Меня возмутило, что итальянец смог ее прервать и нахватать бланков, а меня она отстранила, что-то возражая на испанском. Я попросила еще раз, настойчивее, тогда она с тем же властным жестом и на английском сказала мне подождать: китайцы все не заканчивались.
Меня это возмутило: особенно покорный вид китайцев, которые, кажется, даже не помышляли о самостоятельности. Сначала была мысль, что нам, как "братской" стране она сделает бесплатно, но что-то подсказывало, что она просто навязывает свои услуги, раз я тушуюсь. Тогда я в 3ий раз, уже возмущенно-требовательно сказала, что мне нужны бланки и заполню я их сама. Она разворчалась, но бланки дала. От возмущения я заполнила их абы как, даже не полностью. И их приняли на паспортном контроле без вопросов.
Совковый менталитет отношения с бумажками и к людям - мое первое столкновение с признаком Совка после РФ.
Сubana. Перелет Гавана-Канкун, 1ч.20мин.
В аэропорту мы снова были за 3 часа, предвкушая очереди. Регистрация прошла быстро, несмотря на действительно большую очередь (которая рассеилась за 1,5-1 до вылета). СЭРы наши прокатили, нам сразу выдали все иммиграционные формы, которые мы удобно заполнили тут же в холле. Заплатили налог на вылет, без очередей. Паспортный контроль прошел благополучно, без долгих ожиданий.
Мы вовремя начали посадку, но долго стояли на взлетной полосе, отчего вылетели на 35 минут позже расписания, но в воздухе снова были 50 минут, вместо 1ч.20мин., поэтому задержка никак не сказалась.
!!!
Cubana не придиралась к весу и размерам нашего багажа-ручной клади. Хотя, думаю, это человеческий фактор. Кто-то бы и придрался - я видела, как другие пассажиры взвешивали все свое барахло.
Также пограничный контроль обеих стран не придрался к пилочке-зубной пасте и прочим опасностям-флаконам\тюбикам, которые запрещены к перевозке в ручной клади.