Maghreb » 07 янв 2022, 20:56
Ездил в декабре в командировку, а потом на НГ в Белоруссию. Минск, Гродно, Новогрудок, Лида. К эмиграции конечно, никакого отношения не имеет от слова совсем, некоторые вещи, на что обратил внимание.
1.Минск, автобус (маршрутка), из аэропорта (в аэропорт), 5.35 BYN. На российские это ~ 170 руб. Не дёшево. Но в Минске аэропорт не близко, ехать 50-55 минут. Самое главное, что система чётко работает, не смотря на то, что центральный автовокзал в самом центре города (рядом с ж.д. вокзалом), не заметил, чтобы пробки сказывались на заявленном времени (а в аэропорт и обратно автобус/маршрутка идёт через весь город по пр-ту Независимости);
2.Минск, метро, 0.8 BYN. По нынешнему курсу это дешевле, чем в Екатеринбурге (у нас сейчас 28 руб.);
3.Минск, обед в пекарне Tierri (сеть), суп дня + салат - 13.5 BYN или суп дня + киш - 8.5 BYN, т.е ~ 400 и 255 руб. соответственно; Кофе (большой капуччино) в кофейнях (и в Минске, и в Гродно и в райцентрах) был по 5-5.5 BYN (~ 150-160 руб.); Т.е. отобедать в Минске сопоставимо с Екатеринбургом (но это - столица, 2-х миллионный город);
Обед в Лиде в гриль-баре (напротив замка у пруда): большая солянка, большой салат с морепродуктами, две булочки с чесноком, нефильтрованное Лидское 0.5 и большой капуччино вышло какие-то 32 BYN (~ 1.000 руб.), по качеству и размеру порций просто волшебно недорого;
4.Поезд Лида - Минск (плацкарт, без белья) - 9.88 BYN (~ 300 руб.), 2 с лишним часа в пути;
5.Автобус (маршрутка ч/з atlas) Гродно - Новогрудок - 13 BYN (~ 400 руб.), 2 часа в пути.
Убит ли народ бедностью? Как сказать. Поезда и маршрутки между областниками и райцентрами полные (полупустая была маршрутка только между Новогрудком и Лидой - это 2 райцентра), билеты лучше брать заранее (хотя может сказались 31.12 и 02.01, когда я ездил). Но когда в середине декабря приезжал в Минск на питерском поезде, вагон тоже был заполнен.
В Минске 02.01 и 03.01 в "Васильках" не всегда можно было сразу зайти и занять место - часто люди стояли на входе и ждали, как освободится столик. Но это столица. Хотя в том же Новогрудке 02.01 кофейня на площади в центе городка была не пустая, народ постоянно приходил-уходил и были моменты, когда все столики были заняты (Новогрудок - далеко даже не Лида, это всего 30 тыс. население, и всё очень не богато выглядит). И в Лиде гриль-бар у замка в 16 часов был заполнен. В общем люди нормально проводили праздники. Ездили домой, пили и кушали. Не увидел в этом отношении (затраты на праздники) каких-то особых отличий от России. Возможно тратятся на эти статьи даже больше, чем у нас.
Про жизнь в райцентрах и на селе (как и про Гродно с Минском) саму по себе сказать ничего не могу - не вникал (не было такой цели). В том же Новогрудке, конечно, видел людей и очень бедно одетых, и явно маргинальных товарищей, и есть дома и даже улицы не в очень приглядном состоянии, но повторюсь, это небольшой райцентр, и жопу можно отыскать в любых Европах, было бы желание.
Про вид деревень и хуторов по дороге. По Гродненской области. Выглядит село довольно небогато. Я бы сказал "бедненько, но чистенько". Очень много старых домиков с шиферными крышами. Но довольно мало явных развалюх. Нет хлама, во дворах как правило, прибрано. Со стороны улицы многим поставлены типовые казённые заборчики из бетона (не глухие), причём довольно давно, судя по их состоянию. Очень напомнило Башкирию. В целом впечатление неплохое. Хоть и не богато (мягко говоря), но нет ощущения разрухи, как от русских деревень.
"Село" под Минском (до 50 км) выглядит иначе - много дач горожан. Однако почти нет дворцов, свойственных Подмосковью или окрестностям того же Екатеринбургу, но нет и явного убожества, которое есть у нас. Плюс есть специфика архитектуры в плане "польских" крыш, выглядит интересно.
Исходя из того, что увидел проездом между райцентрами, плюс посмотрел цены на землю на селе в Брестской области на местном сайте, можно сказать, что Мосвич совершенно прав - для занятия каким-то небольшим сельхоз. бизнесом (огородничеством) можно приобрести хорошую землю с хатой (именно деревянной старой хатой, а не благоустроенным домом) за очень скромные деньги. В месте с очень хорошим климатом для сельского хозяйства (юг Брестской области) и рядом с проезжей (асфальтированной) дорогой. Цены же на хорошие благоустроенные дома рядом с обл. центром вполне себе сопоставимы с российскими.
Является ли Белоруссия желанным местом для эмиграции? Возможно. Если вас устраивает умеренный климат, близкий к Прибалтике (зима - мокрое говно с неба и серость), общение с окружающими на русском языке (таблички на белорусском можно принимать как местную экзотику - я вживую "тутэйшую" мову не услышал ни разу), и в целом, не вызывающая разрыва шаблона и кросс-культурного шока для жителей России окружающая обстановка, то почему бы и нет.
Из плюсов (исключительно моя точка зрения) - в целом приятная, стабильно-спокойная (на сегодня) страна с хорошо отлаженной инфраструктурой и довольно неплохим климатом, не требующая от граждан с Российским паспортом каких-то особых усилий, чтобы там проживать.
Из минусов (мои впечатления) - чтобы в Белоруссии приятно проживать, надо или быть рантье (но так везде можно), или быть каким-то успешно "самозанятым", ну или мутить бизнес на месте (как Мосвич) или иметь возможность удалённо заниматься своим бизнесом вне Белоруссии. В самой Синеокой рассчитывать найти высокооплачиваемую работу по найму вряд ли возможно.
P.S. Про демократию в стране. С ней в Белоруссии всё хорошо. Я не проходил никакого контроля при въезде в страну ни на поезде, ни самолётом. Никто не выдавал мне никаких сраных анкет и не требовал ПЦР-тестов. Как и при вылете с Белоруссии в Москву (оба раза) не было паспортного контроля (не было погран. контроля).
На улицах почти нет полиции. А на фасадах домов я почти не видел граффити.
Отдельно про корону - на неё в Белоруссии забито. Ну т.е. проводники в вагонах были с масками, но надевать никого не насилуют, это по факту добровольно. Аналогично по иному транспорту (в маршрутках и метро - не заставляют одевать).
Дело не в том, какую дорогу мы выбираем, дело в том, что внутри нас, это заставляет нас выбирать дорогу (с)