После отличной первой половины осени в середине октября в Нидерланды пришла осень настоящая. Температура понизилась и начались дожди. И с того момента сильные дожди практически не прекращались. Редко бывали один-два дня передышки, и всё, а так в основном дождь и днем, и ночью.
Милейшие пони в Амстелпарке. Пока еще без дождя.
А эти фото, кажется, с единственной прогулки в солнечную погоду за последние 2 месяца года.
На газонах в городе и деревенских полях за городом стояла вода, где-то на дорогах иногда появлялись приличные лужи, так как не справлялась ливневая канализация, а тротуарная плитка очень заметно позеленела. В некоторых провинциях к Рождеству дело даже дошло до нешуточного наводнения. Выходя на улицу, я стала всегда брать с собой зонт, даже не проверяя прогноз погоды. Также гуляли с Яшей. Не пытались дождаться момента, когда дождь затихнет, а привыкли выходить на прогулку в любое время, несмотря на погоду за окном. А потом сушили одежду, сушили обувь и сушили собаку.
Но больше всего было жалко сына и других спортсменов, ведь у них до начала декабря проходили тренировки и матчи по хоккею при любой погоде. Я уже дождаться не могла, когда хоккейный сезон наконец закончится.
Казалось, что это просто какой-то ужас, ужас без конца. Никто не мог припомнить ничего подобного за последние годы. Читала в новостях, что за первую половину зимы выпало осадков столько, сколько обычно выпадает за всю зиму. И солнце появлялось намного меньше обычного. Интересно, что при этом очень часто появлялась радуга на небе. Мне кажется, столько радуги я не видела никогда в жизни. Ну хоть какая-то радость…
В это же время настигли нас некоторые неприятности. Ничего смертельного, но пока к сожалению ничего не разрешилось. Ждем… Когда-то же это должно закончиться!
И то ли эта не очень хорошая история, то ли отвратительная погода, то ли всё вместе одновременно с разными происходящими вокруг событиями повлияли на наше настроение и даже самочувствие.
Как будто бы иссякла моя энергия… Сил едва хватало на работу, и по минимуму на домашние дела и изучение голландского языка.
Так получилось, что как раз в это время я начала общаться с волонтером, которого мне обещали найти после регистрации на специальном сайте. И мне так понравилось! Мы отлично разговариваем обо всем на свете с милой голландской женщиной, конечно в меру моих скромных возможностей. Я думала, что не смогу и трех слов связать, а получается очень даже неплохо, с ошибками, с запинками, но получается же! И видно, что ей тоже нравится со мной общаться, у нас довольно много общих тем и интересов. Чувствую, что голландский мой с каждым разом немного, но лучше.
В последнее время еще увлеклись просмотром мультфильмов и фильмов на голландском. Нашли один мультсериал с довольно интересным сюжетом, и в тоже время на доступном языке. Я там почти всё понимаю.
С фильмами намного сложнее. Без субтитров вообще невозможно смотреть, да даже с ними многое непонятно, очень быстро говорят, и слова бывают совершенно незнакомые.
Но особенно увлек один нидерландский сериал “Als de dijken breken” (Если дамбы разрушаться (или прорвутся)). По сюжету в результате сильнейшего шторма защитные дамбы разрушаются, и большая часть страны оказывается под водой. Люблю фильмы-катастрофы, а здесь еще и тема актуальная.
Думаю, ни для кого не секрет, что около половины территории Нидерландов находится ниже уровня моря. И если бы голландцы ничего не предпринимали, то в стране продолжались бы сильные наводнения.
Процитирую Википедию: “Проект «Дельта» (нидерл. Deltawerken) — проект по созданию защитных конструкций на юго-западе Нидерландов с целью защиты земель в дельте Рейна от наводнений. В ходе проекта, реализация которого длилась с 1950 по 1997 год, было создано несколько дамб, шлюзов и штормовых барьеров.
Проект является одним из крупнейших шагов, предпринятых нидерландцами в защите от наводнений. Американское общество гражданских инженеров (ASCE) внесло проект «Дельта» совместно с проектом «Зёйдерзее» в список Семи чудес света современного мира.”
А вот в сериале это чудо света не спасает страну от разрушительного наводнения. Пока еще не все серии посмотрели, но досмотрим обязательно. Очень интересно, что там дальше.
И кстати отличная новость последнего времени, связанная с голландским языком - буквально на днях Андрей, как и я год назад, получил диплом об успешной сдаче всех интеграционных экзаменов. Так что теперь для подачи на ПМЖ или гражданство нам осталось выполнить последнее условие - прожить на территории страны 5 лет.
Но, не смотря на упадок сил в последние пару месяцев года, и чтобы совсем не приуныть, мы всё-таки старались куда-нибудь выбираться. Так что расскажу о нашей небольшой культурной программе этой зимой.
Для начала посетили интереснейший музей Louwman в Гааге. Это было что-то невероятное! В музее собрана огромная коллекция автомобилей от редких и самых первых моделей до более современных и очень известных.
Автомобиль Элвиса Пресли.
Автомобиль Черчилля.
Этот - из фильма Крестный отец
А этот - из фильмов о Джеймсе Бонде.
Сильно впечатленные увиденным, перед тем как отправиться домой, перекусили в кафе. Там симпатичный интерьер и вкусный яблочный пирог.
Следующим был Музеон, тоже в Гааге. Это познавательный музей, посвященный науке и культуре. Чего там только нет!
Например, можно наглядно увидеть развитие человека.
Образцы разных камней и минералов.
А еще кое-что из истории и географии Нидерландов и Индонезии, о природе, космосе и многом другом.
Музей интерактивный, так что детям там особенно интересно.
После музея - небольшая, но очень приятная прогулка по симпатичной улочке города, вот тут бы я точно смогла жить!
Странная находка неподалеку от здания музея.
Два раза сходили в escape room (по-русски наверное квест-комната).
Один раз втроем с сыном. Было очень забавно, хотя временами мы тормозили, но все-таки успели закончить квест в выделенное время.
Второй раз пошли вдвоем с Андреем и с парой друзей. А вот тут мы быстро справились с квестом и закончили даже раньше времени. Очень захватывающий был квест и нам всем понравилось! Так что думаю он был не последним.
После него ненадолго зашли в крошечный бар с ликерами в самом центре Амстердама. Я не любитель таких напитков, но ради интереса попробовала. Пока пробовали, успели рассмотреть интересные картинки вокруг.
Там же пообщались с одним из посетителей. Сначала приняли его за голландца, а он оказался американским преподавателем, который приехал со своими студентами в один из университетов Амстердама.
В этот раз и Рождество и Новый год удачно выпали не на выходные, поэтому у нас получалось много нерабочих дней, которыми мы решили воспользоваться и запланировали поездку в Бельгию. Правда поездка могла и не состояться, так как за неделю до нее мы поочередно переболели коронавирусом. У сына в школе болели несколько человек, включая учительницу, вот и мы подхватили. Но к счастью поправились мы очень быстро, буквально за 3-4 дня, вирус оказался не таким зверским, как можно было ожидать.
И вот, сын возвращается из школы в последний учебный день перед каникулами. Правда день был скорее развлекательный, дети тогда всем классом ходили в боулинг вместо уроков. Мы собираем оставшиеся вещи и выезжаем в сторону Бельгии.
Давно хотелось побывать именно в Антверпене, казалось, что нам должно там понравиться. Наконец-то едем туда и скоро увидим всё собственными глазами!
Всю дорогу меня не оставляет чувство, что как будто бы мы что-то забыли. И уже на границе с Бельгией меня осеняет - мы забыли взять документы! Едем в другую страну, а с собой у нас только водительские права. Паспорта и карточки ВНЖ остались дома. Всегда с собой берем всё это, в том числе и паспорт собаки, но в этот раз почему-то никто про документы вообще не вспомнил. Наверное поездка в соседнюю Бельгию уже не воспринимается как “заграница” :)
Ну что делать, едем дальше… Конечно же на границе никакого паспортного контроля нет, но теоретически где-нибудь по дороге нас могут остановить и попросить предъявить документы. Даже не знаю, что могло бы случиться с нами в этом случае, может быть задержали бы нас до выяснения личностей, и еще штраф какой-нибудь предъявили. Но надеемся, что нам повезет и этого не произойдет, да и до Антверпена совсем недалеко ехать, буквально 30-40 минут от границы.
Водительские права в качестве удостоверения личности пройдут на территории Нидерландов, также как и карточка ВНЖ, а в других странах только паспорт. Удивительно, но не все об этом знают, несколько раз встречались люди, которые думали, что карточка ВНЖ - это их ID карта.
Доехали до наших апартаментов в центре Антверпена, и выдохнули. Будет нам теперь уроком, в следующий раз повнимательнее с документами будем :)
Ну что ж, Антверпен нам действительно понравился!
Улица, на которой мы жили, очень напоминала мне Париж.
В первый день стояла немного ветряная, но зато сухая и теплая погода. Мы обошли весь центр этого замечательного города несколько раз.
Уютные улочки, ярмарка, рождественские украшения и угощения - красота!
Собор антверпенский Богоматери - это что-то! Он очень большой, и невероятно красив внутри.
Пообедали кстати там же в центре в ресторане с открытой террасой. Она конечно была не совсем открыта, от ветра ее защищали специальные навесы, да и внутри были обогреватели. Но всё равно сидеть на улице в декабре было не очень привычно и тепло.
Дошли до набережной. Но кроме Замка Стен ничего интересного не обнаружилось.
Жалко, что во время той прогулки я совсем забыла, что очень хотела дойти до потрясающей красоты здания железнодорожного вокзала. Неужели снова ехать? :)
Вечером в Антверпене казалось уж как-то слишком многолюдно.
Во второй день мы хотели доехать до какого-нибудь соседнего городка, например, Мехелена или Гента. Но сильный дождь перечеркнул все наши планы. Так что пришлось задействовать план Б - посетить музей. О чем кстати, ни разу не пожалели.
Выбор пал на Музей бриллиантов. Антверпен известен как мировой центр обработки и торговли бриллиантами, через город проходит до 80% мирового алмазного сырья!
Интересный музей, в котором можно узнать много занимательных фактов о добыче и обработке алмазов и разных ценных металлов. Кроме того, там отличная коллекция ювелирных изделий.
Больше всего запомнилась брошь-павлин. Какая же красота!
На этом наше знакомство с Антверпеном закончилось. Но в это время года путешествия по нашим краям всегда лотерея, повезет-не повезет с погодой…. И кажется, что скорее не повезет :) А вообще мне нравится ездить в Бельгию, там хоть всё и на знакомом языке, но всё как будто по-другому.
В новом году культурная программа у нас продолжилась совершенно неожиданно посещенным нами спектаклем “Потерянное зеркальце”. Я ходила вдвоем с сыном, и мы оба остались в полном восторге. Артём даже попросил, что если еще будут какие-то спектакли, то обязательно брать его с собой. Захватывающий музыкальный спектакль, очень рекомендую!
Он кстати проходил в театре Амстелвейна, до которого нам совсем недалеко. Да, у нас тут свой театр Schouwburg Amstelveen и концертный зал P60, в которых бывает очень много всего интересного. Пользуются большой популярностью, так как рядом с Амстердамом, а аренда дешевле. Это мы удачно переехали :)
Скоро идем в этот же театр на очередного комика. Так что культурная программа продолжается!
В самом конце года у нас состоялась встреча с учительницей. Очень ее ждали, так как было много вопросов и у нас не было практически никакой информации об успехах сына в этом специальном классе.
Где-то в октябре дети сдавали тесты в школе. Это было нужно для того, чтобы узнать уровень учеников в начале учебы и потом, когда в конце обучения дети опять сдадут тесты, сравнить старые результаты с новыми. Ведь все ученики приходят в дополнительный класс для того, чтобы после него идти учиться в среднюю школу на уровень выше, чем у них был сразу после окончания начальной школы.
Так как у всех детей разный уровень, то и тесты, и задания часто различаются. Оказалось, что тех, кто пришел поднять свой уровень со среднего до самого высшего, всего 2 человека в классе, один из них - наш сын. И вот часто они со вторым мальчиком только вдвоем делают какие-то задания. А мы и не знали…
Еще меня смущало то, что вообще никаких сообщений от учителей мы не получали, кроме того единственного в самом начале учебы, когда сын опоздал утром на уроки и забыл выполнить одно домашнее задание. Но было у меня предположение, что если что-то не так, то учителя обязательно сообщили бы нам. И ведь так и оказалось! Учительница сказала, что отсутствие сообщений на самом деле хороший знак и говорит о том, что беспокоиться не о чем, всё идет хорошо.
Перед встречей дети должны были письменно ответить на некоторые вопросы про обучение. Надо было изложить свои мысли по поводу того, что нравится в учебе, а что нет, что дается с трудом, а что получается легко и просто, с какими сложностями сталкиваются и как с ними справляются, а также какие свои слабые и сильные стороны видят и какого уровня они уже достигли, как им кажется. Вот это опрос! Мне кажется это отличная идея, когда дети сами размышляют над такими вопросами, а не просто учитель или родители говорят им, что идет хорошо, а что не очень, и как с этим справиться.
Ответы сына мы прочитали еще накануне, и на встрече учительница только сделала некоторые уточнения и подтвердила, что пока всё хорошо. Правда она сказала, что результаты тестов у сына не так, чтобы супер отличные, но они оба со вторым учителем считают, что реальной картины тесты не показали. И кстати в начальной школе было тоже самое, учителя говорили, что то, что они видят и то, что показывают тесты - не совсем совпадает. А я вспомнила, как еще в самом начале на каком-то русскоязычном ресурсе меня пугали, что как сдаст ребенок тесты, то и получит, и никому ничего доказать не получится. У нас же вышло как раз совсем наоборот.
И в нашем разговоре с учителем мы быстро перешли к следующему очень важному вопросу. В этом году нам нужно выбрать среднюю школу для сына, и тут у меня были разного рода сомнения. Но к встрече я хорошо подготовилась :)
Сначала я виртуально пересмотрела все ближайшие средние школы Амстердама. Та, в которую ходит сейчас сын, совсем не впечатлила, большое разочарование. Специальный класс - это вообще отдельная организация и они просто снимают помещение в этой школе. Остальные ближайшие к нам школы Амстердама тоже как-то не впечатлили. Можно было бы конечно расширить диапазон и перебирать все школы еще дальше, но тут есть одна особенность.
Дело в том, что при отправке заявки в школы Амстердама нужно обязательно указать 12 школ. И в Амстердаме проходит лотерея, то есть когда мест в школах не хватает на всех желающих, то возьмут только тех, кто случайным образом выиграют в лотерею. Конечно это может быть и первая школа в списке, и даже одна из первых трех, но может ведь и 12-я! Так что было как-то непонятно как выбирать, если в итоге может не повезти и школа будет совсем не та, которую хотелось бы, а например вообще на другом конце города. Нам всё-таки важно, чтобы сын мог спокойно добираться до школы самостоятельно, и желательно на велосипеде.
Поэтому я переключилась на изучение средних школ Амстелвейна, про которые не знала вообще ничего. Хорошо, что их не так много - подходящего для сына уровня только 3. И вот открываю я информацию про первую школу, читаю описание, и после первых же строк остаюсь под сильным и очень приятным впечатлением, читаю про вторую - тоже самое, про третью - ну почти… Ого, какие у нас тут оказывается школы в Амстелвейне!
И хотя все три школы выглядели интересно, мне понравилась больше всех одна из них. Но мало ли что нравится мне, учиться там будет сын, поэтому выбор конечно же за ним. Я ему показала всю найденную информацию про школы, и он сделал свои выводы. Мы решили сходить на дни открытых дверей в этих школах, посоветоваться с учителем, и попробовать найти какие-нибудь отзывы от тех, кто там учиться. А после уже выбрать на основе всей полученной информации.
К тому же я думала, что вдруг что-то упускаю и первым делом на нашей встрече спросила про выбор школы у учительницы. А она сказала, что очень рекомендует для Артёма именно школы в Амстелвейне, и даже конкретную школу, как раз ту, которая мне приглянулась больше всех. Также она рассказала, что мы можем подаваться только куда-то в один город, либо в Амстердам, либо в Амстелвейн. И плюс Амстелвейна еще в том, что здесь нет никакой лотереи. И хотя в заявке всё равно надо указать 3 школы, но практически со 100% вероятностью попадешь в первую школу выбора. Понятно, на каких школах после этого мы решили остановить свой выбор.
Вообще помимо расстояния от дома до школы и вероятности попасть в нужную школу есть и другие критерии оценки школ. В начальных школах смотрят на процент учеников, получивших рекомендации на самый высший уровень школы. Соответственно, чем больше учеников получили самый высокий уровень, тем лучше в начальной школе обучение. В средней школе можно посмотреть процент учеников, которые сдали итоговые экзамены и успешно выпустились из школы. Еще в средних школах есть разные направления, которые нужно выбирать в последние годы обучения, конечно же имеет смысл идти в ту школу, где есть желаемое направление. Кроме того, есть такие показатели: насколько сами ученики удовлетворены учебой в школе, какого возраста и пола учителя, и даже из каких районов города учится большинство ребят в школе.
В некоторых школах есть еще интересные особенности. Например, в одной из школ Амстелвейна есть техназиум. Там помимо обычных уроков дети работают над дополнительными проектами. Что-то создают своими руками, что-то разрабатывают в специальных лабораториях. В другой школе половина занятий проводится на английском языке и после выпуска дети свободно им владеют. Во многих школах дополнительно изучают разные иностранные языки и ездят по обмену в другие страны. В Амстелвейне школы находятся в новых современных и удобных зданиях, что тоже неплохо.
И это всё конечно хорошо, но в первую очередь успех будет всё равно зависеть от самого человека. И если у него нет желания, то никакая даже самая лучшая школа тут не поможет. Ну и как-то мы с Андреем, выучившись в самых посредственных школах в большинстве своем с не очень хорошими, как я сейчас понимаю, учителями, не потеряли стремления к новым знаниям. Так и учимся постоянно всю свою жизнь :)
Так что я считаю, что сходить с ума по поводу выбора школы не стоит, но раз уж выбирать школу нужно и есть из чего выбирать, то мы конечно должны сделать всё от себя зависящее.
Еще мне часто встречалось, что русскоязычные родители уверены, что дети обязательно должны идти только на самый высокий уровень средней школы, а потом в университет. И вот чтобы получить такую рекомендацию в начальной школе даже нанимают репетиторов для успешной сдачи тестов. Некоторые голландцы, говорят, тоже так делают. Мне кажется, что это большая ошибка. Ведь мало поступить в школу, там еще и нужно успешно учиться. И что, всю среднюю школу тоже сидеть с репетиторами? Что же это за учеба такая будет? И детей жалко. К тому же и после среднего уровня школы можно получить хорошее образование. И даже после самого низкого уровня, закончить колледж, и стать, например, офигенным дизайнером, или шеф-поваром в крутом ресторане. Так что я не фанат репетиторов и дотягивания до более высокого нужного уровня, но и не думаю, что нужно сидеть сложа руки и просто плыть по течению. Нужно стараться и трудиться, рассматривать разные возможности, и обязательно всегда находить время на отдых и развлечения.
Не всегда сын с удовольствием идет в школу и с радостью выполняет все домашние задания. Мы это обсуждаем, и я объясняю, что так бывает, причем абсолютно со всеми. Сложно представить, чтобы нравились все предметы в школе. Всегда приходиться делать что-то, что не очень по душе, хоть и необходимо. Немного лениться, ошибаться и не любить какое-то занятие - это совершенно нормально. Главное, помнить зачем всё это делается и какой ожидается результат. Поддерживаю и мотивирую, как умею, и стараюсь убедить, что практически со всем можно разобраться и всё решить так или иначе.
В феврале мы уже сходили на дни открытых дверей в две школы Амстелвейна. В третьей он будет только в начале марта.
Обе школы довольно большие. В первой мы прошлись по всему зданию, пообщались немного с учителями и учениками.
Во второй школе было очень много людей, везде ходили толпы родителей с детьми, и для всех желающих провели презентацию в огромном зале. Я даже почти всё поняла. Очень грамотно организовали. Размер велосипедной стоянки перед школой тут особенно впечатляет.
Кстати, если вдруг кому интересно, никаких “третьих” туалетов нигде замечено не было. Везде только для девочек, для мальчиков и иногда отдельный для учителей. Иногда вообще просто угораю от подобных “новостей”, неужели кто-то и правда может на полном серьезе верить в подобный бред, а мне без юмора тут никак :)
Еще удалось найти и пообщаться с родителями, у которых дети учатся в этих школах, так что живые отзывы у меня теперь тоже есть. Очень хотелось именно такие найти, а то в гугле без смеха отзывы читать просто невозможно. Их там дети в основном пишут :) Цитирую: “Отличная школа! Там всегда продают очень вкусные бутерброды”, “Ужасная школа! В туалете на стене были размазаны какашки!”, “Учителя только орут на детей и постоянно заставляют сдавать всякие тесты” и т.д.
Так что нам осталось посетить последнюю школу, пообщаться с учителем, тогда нам точно скажут, готов ли Артём к самому высшему уровню, и потом уже в конце марта будем отправлять заявку в школы. Как это делается, пока еще нет никакого представления, знаю только что онлайн на каком-то сайте, уж с этим мы точно разберемся, когда придет время.
Ну вот, план есть, что делать понятно, осталось дождаться нужного момента и действовать.
Пятый год живем, а сын пойдёт уже в четвертую школу :)
В начале года у нас тут, казалось, появился свет в конце туннеля. Точнее солнечный свет. Да-да, после нескончаемых дождей, несколько солнечных дней подряд, да еще и выпадавшие пару раз на выходные, чудеса какие-то!
Мы на радостях в первый же солнечный выходной отправились на двухчасовую прогулку. Больше 12000 шагов, кое-как домой вернулись :)
А потом несколько морозных дней и у нас выпал снег. Не очень много и ненадолго, буквально на 3-4 дня, но зиму удалось почувствовать.
Пришлось вспомнить навыки хождения по скользким тротуарам. Во дворах снег вообще не убирался, чистились только более крупные велосипедные и автомобильные дороги, до которых еще нужно было как-то дойти. Тротуары не чистились практически нигде, только у остановок посыпались солью. Конечно, я понимаю, что экономически нецелесообразно ради трех дней в году содержать большое количество снегоуборочной техники и людей, которые будут лопатами и ломиком очищать дороги от снега и льда, но ходить по таким дорогам пару дней было очень неудобно и даже опасно для здоровья. Видела, как пожилые люди одевали на обувь кошки для альпинизма, но в упрощенном варианте, видимо тут по-другому никак. А мы, помню, когда-то еще пластырь наклеивали на подошву, чтобы не скользить :)
Но снег быстро растаял без следа, и вот уже снова светит и даже греет солнце.
Мне уже давно хотелось узнать куда ведет одна из тропинок в полдерах, и вот наконец-то получилось! Идти нам туда неблизко, но воспользоваться хорошим солнечным днем для прогулки в новом месте мы были просто обязаны.
В другой день доехали до Амстердама. Прошлись по так хорошо знакомым местам на юге города.
Этой дорогой мы часто ходили в самую первую школу с сыном.
А это наш любимый парк Беатрикс.
И те же подснежники, что и 4 года назад.
Цветочный киоск неподалеку выглядит ярко и уже совсем по-весеннему!
А у меня уже давно появилась привычка - я постоянно покупаю домой букеты цветов. Стоят они у меня примерно 2 недели, цена около 10 евро. Дороже не беру, но вот один раз не смогла удержаться, букет был какой-то невероятный, стоил 15 евро, и я не устояла.
Последние дни мне очень грустно, даже не верится, что Алексея больше нет. Но еще теплится надежда, что хотя бы всё это было не зря. Когда-нибудь обязательно придет весна, по-другому не бывает. Жаль, что не все это увидят.
Home is where the heart is.