Итак, к чему мы пришли к началу 2015 года: в проекте остался только один аспирант, за спиной был один успешный эксперимент, часть которого была проведена в Йорке, и две конференции, я всё ещё жила в "польской" студии со студентами-детьми в соседях, и мой парень переехал в Берлин по работе. Именно в 2015 году нашу первую статью приняли к публикации - это было очень классное ощущение! В лингвистике процесс оценивания статьи обычно очень длительный - может пройти несколько месяцев, прежде чем вы получите первую оценку и комментарии от ревьюеров. Наша статья прошла несколько раундов ревью, потому что результаты хоть и были положительными, но обнаруженный эффект был довольно слабым и был не очень заметен на графиках. Нам пришлось несколько раз переписывать статью, чтобы сделать её более убедительной.
Из негативного - я впервые поняла, что такое неудачный эксперимент. Это когда результат не тот, которого все ожидали, и ты бесконечно копаешься в данных и надеешься найти хоть что-то, за что можно зацепиться. Моя начальница очень хотела снова отправить новые результы на очередную конференцию, но, так как ожидаемый результат не получился, отправлять было особо и нечего. Так как аспирантура длится всего четыре года и за эти четыре года надо написать четыре статьи (в идеале надо, чтобы все эти статьи были приняты к публикации, но этого не случается никогда из-за длительного процесса ревью), каждый неудачный эксперимент, из которого нельзя выжать публикацию, сильно бьёт по планированию. Эксперимент этот я переделаю и проведу ещё раз через год, он всё ещё будет слабоват, но его удастся опубликовать. По результатам другого эксперимента, полученным в Йорке, была написана ещё одна статья, которая вошла в диссертацию, но которую мы безуспешно пытаемся опубликовать до сих пор.
Именно в 2015 году я впервые поучаствую в отборе новых сотрудников в проект: мой научный руководитель взяла на работу несколько студентов. Они были нам большой подмогой, потому что могли проводить уже готовые и опробованные эксперименты. Кстати, подобный опыт проведения экспериментов и работы в научном проекте очень полезен для студентов, которые в будущем хотят работать в науке. Я научилась делегировать свою работу (поначалу это было очень сложно, так как я не доверяла студентам :)). Кроме того, что-то надо было делать с той частью работы, которую должна была бы выполнять вторая аспирантка. На её место начальница решила взять постдока, и тут я тоже поучаствовала в отборочных интервью. Зная, как тяжело этим ребятам найти работу (а некоторым эта работа была необходима и для визы), выбор делать было очень сложно. В итоге, мы взяли на работу парня-немца, который только защитил диссертацию. Этот парень очень хорошо разбирался в теме и очень мне помогал советами в дальнейшем планировании экспериментов и подсказками о том, где искать нужную информацию по теории. Спасибо ему за это! Я ему тоже помогала по вопросам, связанным со статистикой и анализом данных. Он же подсказал нам ещё конференции, но уже непосредственно в сфере психолингвистики, куда можно отправить заявки. Так, в том году мне удалось побывать в Шотландии и на Кипре.
Осенью 2015 года у моей соседки по офису закончился контракт и, хотя она ещё была занята написанием диссертации, её место в офисе заняла новая аспирантка. Следует сказать, что моя первая соседка по офису была идеальна: она была приветливая, с ней можно было отвлечься и поговорить и о работе, и о жизни, при этом разговоров этих не было слишком много. Новая аспирантка была из Гонконга. В Голландии ей было очень тяжело и всё не нравилось, у неё не сложились отношения с её руководителем, и она много жаловалась и часто плакала в офисе. Я честно пыталась её как-то поддержать и успокоить, но иногда это меня саму эмоционально выматывало. Эта девушка отработала несколько месяцев, потом уехала в Гонконг проводить эксперимент, а вернулась уже, чтобы расторгнуть контракт, и никогда больше не возвращаться в так неполюбившиеся ей Нидерланды.