Вот, наконец, и я собралась с мыслями, чтобы разместить свой первый отчет. Прошу не судить строго...
В предисловии должна сказать, что идея путешествия по Средней Азии начиналась с давнего желания посетить самую закрытую из республик бывшего СССР - Туркменистан. Желание это было тем сильнее ещё и потому, что эта напитанная солнцем страна является родиной моего любимого мужа Сергея. Несколько лет мы жадно впитывали информацию о Туркменистане и о любых возможностях получения визы. И вот наконец весной этого года забрезжила надежда... Стало понятно, что есть возможность получить только транзитную визу, которую дают на 5 дней. И мы решили попробовать. Выражаю огромную благодарность New_Mike, который поделился некоторыми тонкостями, связанными с подачей документов в консульство, в т.ч. тем, что пакет документов можно выслать в виде сканов по электронной почте. Я сделала звонок в консульство Туркменистана в Москве, после чего взялась за подготовку электронного варианта всех необходимых бумаг: копии всех страниц паспортов (российского и заграничного) с отметками, справка с места работы с указанием занимаемой должности и оклада, заполненный личный листок с фото и, наконец, самое интересное – письмо в свободной форме с описанием маршрута, состава участников, точных дат въезда и выезда и причины, по которой нам ни жить, ни быть требуется транзит по территории Туркменистана... Дрожащими руками я нажала кнопку отправить и ... вести из консульства не заставили себя долго ждать. Нам позвонили на следующий день и попросили выслать также скан свидетельства о заключении брака. А затем потянулись долгие недели ожидания... Спустя две недели с момента подачи документов я сделала звонок в консульство, но ответ еще не был готов, спустя еще неделю мне назвали точную дату получения ответа. Именно в обозначенный день я узнала, что разрешение на выдачу визы для нашей небольшой группы, состоящей из двух человек, получено! Однако предстоял ещё один этап – собственно вклеивание виз в загранпаспорта. Для этого требовалось предоставление оригиналов отправленных документов в консульство представителем указанной группы лично, либо сторонним лицом по нотариальной доверенности.
Командировок в Москву у нас не намечалось, а значит нужно было либо ехать специально хотя бы одному из нас, либо найти доверенное лицо... Остановились на втором варианте, поскольку наш друг согласился помочь. И вот за неделю до нашего выезда он, наконец, добрался до консульства и сразу же позвонил нам с вопросом: «Что делать?». Мы вновь принялись объяснять ему последовательность действий, но он, не дослушав нас, повесил трубку. Перезвонил через час и сказал, что визы уже заняли свои почетные места в паспортах, а также, что он отправляет нам все документы вместе с деньгами курьерской службой. «Какие деньги?» - удивились мы «Ты же должен был заплатить их за визы...». На что наш товарищ заговорчески поведал нам какой-то путаный рассказ о молоденькой девочке в окошке и о том, что сэкономил нам немного на поездку, который вновь вверг нас в немалые волнения... Мы никак не могли взять в голову, как можно сэкономить на визах, когда есть строго оговоренные суммы взносов, поэтому с нетерпением ждали доставки документов. Как только нам позвонили из курьерской службы, Серёжа рванул к ним немедленно и уф... вот они самые настоящие визы красовались в паспорте.
Это была среда, выезд должен был состояться в предстоящую субботу.
16 августа. Пермь-Уральск (Oral). 1150 км. Первый день комом.
Выехать в запланированные 6-00 не получилось, хотя наш верный конь был полностью собран и заправлен заранее.
Пришлось вернуться домой за забытым запасным аккумулятором для GoPro. Закапал дождик, поначалу я сопротивлялась тому, чтобы одевать дождевики, но мой мудрый муж посмотрел в направлении, в котором предстояло двигаться, и настоял на необходимости одеться. Нахлобученные как капусты стартуем, на улице 15 градусов и дождь с молниями. Дождь усиливается, упорно катим в сторону лета, мы точно знаем что впереди сухо и тепло. Однако дождь заряжает с такой силой, что едем максимум 70 км/ч со всем потоком машин. Спустя километров 250-300 дождь чудесным образом заканчивается, появляется солнышко. Спустя ещё километров 300 в Башкортостане в наших одеяниях становится нестерпимо жарко. Останавливаемся пообедать и раздеться. Приятная кафешка «Актау» на М5, цены как везде, вкусно.
М5 традиционно загружена чадящими КАМАЗами, скорость 70-80 км/ч, редко поднимается выше, обгонять дело бесполезное - трасса узкая, колеи. Наконец, сворачиваем на Бугуруслан - дорога не лучшего качества, но пустая. Постепенно ветер из теплого превращается в горячий. Мотоцикл при любой остановке греется и включает вентилятор. Останавливаемся на заправке в Оренбургской области, пьем воду, которая была у нас с собой прикреплена на мотоцикле. Делаю глоток и понимаю, что привыкла пить чай такой температуры, как эта вода. Интересуемся у местных температурой воздуха. Отвечают: «45 градусов». Вот это да! Есть же лето в некоторых регионах России... Наш Пермский край это лето теплом не побаловало.
Добираемся до границы, жара немного спадает. Пересекаем границу по загранпаспортам. На границе народу человек 15... На Казахской стороне делаем попытку сразу оформить страховку в уже знакомой будке страховщиков. В прошлом году мы также пересекали границу на этом КПП и оформляли страховку за 250 рублей. В будке двое: знакомый нам с прошлого года мальчик, который нас также сразу узнал и заулыбался и полный мужчина с жирными от поглощаемого ужина губами. Пообщались по поводу оформления страховки на мотоцикл, диалог вел с нами полный мужчина и запросил 500 рублей. На наши возражения о том, что в прошлом году страховка стоила 250 рублей он не отреагировал, был непреклонен. Мы назвали свою крайнюю цену в 300 рублей, однако договориться не удалось. Любимый в сердцах послет несговорчивого товарища в недра верблюда, и в сгущающихся сумерках мы направляемся в сторону Уральска, где селимся в гостиницу с гордым названием «Урал» за невероятные 900 рублей (4500 тенге), включая стоянку мотоцикла во дворе.
Уставшие, но довольные шагаем в поисках ужина по темным улочкам вечернего города. Вообще говоря, как нам показалось, в Средней Азии неосвещаемые улицы – это некоторая норма, не раз приходилось брести в кромешной тьме, боясь запнуться обо что-нибудь под ногами. Однако наше брожение увенчалось грандиозным успехом и в одном из летних кафе мы открыли для себя невероятно вкусное национальное казахское блюдо куырдак, целиком состоящее из мяса в данном случае это было отборнейшее мясо барашка.
17 августа. Уральск-Бейнеу. 930 км. День ровных дорог и борьбы со сном.
Выказывая своё «Фи» вчера у будки страховщиков на границе мы не учли одну маленькую деталь: сегодня воскресенье. Найти работающую страховую компанию в выходные, а тем более ранним утром оказалось неразрешимой задачей, несмотря на наши попытки. Выбора у нас не остается, и мы выезжаем из города с некоторым чувством неудовлетворенности. Что поделаешь, привыкли мы к тому, чтобы документы были в порядке.
Заруливаем на заправку «КазМунайГаз», где работник издалека машет нам руками и кричит, что бензин только по талонам. «Ну ладно», - подумали мы – «видно какая государственная заправка», однако на следующей заправке ситуация повторяется, что вызывает у нас некоторое удивление... Удача улыбнулась нам на заправке под названием «Москвичи», где выстроились большие очереди из машин, желающих заправиться.
Здесь же толпой заправляются патрульные машины Жол Полициясы. В иной раз может и не обратишь на них внимания, но у нас то ведь страховки нет, и какие-то неприятные чувства возникают внутри))). А полисмены такие общительные, ни один не обошёл вниманием наши скромные персоны... Правда, все разговоры ограничивались интересом к мотоциклу и «куда путь держим». Мы же в ответ интересуемся непонятной ситуацией с бензином, вернее его дефицитом. Оказывается, в Казахстане госрегулирование цен на бензин и повышать ее государство не дает, в то время «КазМунайГаз» и «Helios» требуют повышения цен, вот и создают искусственный дефицит, чтобы был повод поднять цену...
Дорога на Атырау радует качеством своего покрытия, но полуденный зной и однообразие пейзажей делают свое дело и глаза невольно закрываются вопреки всем попыткам сопротивляться.
Лиса с пушистым хвостом, перебегающая дорогу, вносит некоторое оживление в наше однообразное движение. Ловим себя на мысли, что с нетерпением ждем остановки на заправке, потому что ужасно хочется пить.
Приближение к Атырау немного взбадривает нас.
Здесь несколько посвежее, чувствуется свежее дуновение ветра, свидетельствующее о близости моря. На заправке «Helios» нам везет: мы попадаем на пересменку, но нас все же заправляют последними. Со слов работников: до обеда бензин есть на одних заправках, после – на других. Дорога до Бейнеу – просто песня, она идеальна, ровный черный асфальт.
На закате солнца мы въезжаем в Бейнеу, где нам неожиданно фортит, и мы натыкаемся на пункт страхования. Правда, нет электричества, отключили недавно и сразу страховку оформить возможности нет, но нас уверяют, что такое бывает, и электричество вскоре появится, а пока можно разместиться на ночлег. Итак, мы останавливаемся в придорожном мотеле.
Пока мы разбираем вещи электричество действительно появляется, и мы отправляемся за страховкой и ужином. Страхуемся сразу на весь период с учетом нашего будущего пребывания на территории Казахстана в конце поездки. Страховка на 21 день обходится нам в 1300 тенге (260 руб), в то время как страховка на 5 суток, которую нам предлагали на границе в действительности стоит 400 тенге (80 руб)...
18 августа. Бейнеу-Актау. 460км. Пыльный день.
На завтрак мы отведали шубат – кисломолочный напиток из верблюжьего молока. Отличная вещь на мой вкус... Пока готовились к выезду любимый встретил местного мотоциклиста Диму, разговорились. Дима презентовал нам талон на бензин, однако ввиду раннего часа заправка не работала, и заправиться по нему нам так и не удалось.
Через 40 км после выезда из Бейнеу асфальт закончился и начался грейдер с объездами и пухляком. Пробираемся не торопясь, температура воздуха тем временем прёт вверх... На особо сложных участках слезаю с мотоцикла и шагаю по дороге, покрытой толстым слоем мельчайшей пыли, которая маскирует губительные колеи и ямы на дороге, в то время как любимый пробирается на мотоцикле, постоянно цепляясь защитой.
Надо сказать, что параллельно этим непростым объездам строят дорогу отличного качества, поэтому скоро рассказы о тяжестях преодоления дороги от Бейнеу до Шетпе канут в небытие...Даже нам спустя 40 км бездорожья удалось прокатиться по свежепостроенной асфальтовой дороге.
Однако за 77 км до Шетпе она закончилась и снова появился грейдер.
Муж Сергей: «Вновь тряска и столбы пыли, температура мотора растёт, вентилятор охлаждения не останавливается и.... в тот момент, когда я подумал, что пора бы остановиться и остыть, закончился пухляк и начался асфальт отличного качества».
Перед Шетпе качество асфальта ухудшается, но грейдер больше не встречается.
Заезжаем в Шетпе заправиться. Единственная заправка закрыта: сливают бензовоз. Выбора нет: до Актау мы не дотянем, поэтому ждём вместе со всеми, пока нас смогут заправить. Правда ограждение мы объехали, и ждем у колонки, вставив пистолет в бак и развлекая себя общением с работниками заправки.
Бензин «дали» минут через 40. Дорога на Актау без ям, но отвратительного качества, скорость движения 90 км/ч. Проезжаем сухую впадину Карагие - загадку для ученых. До сих пор они бьются над вопросом как она появилась, глубина ее составляет 132 метров ниже уровня моря.
В Актау селимся в дешёвой гостинице «Керемет» в 3 микрорайоне. Здесь мы встретили интересного австрийца по имени Доминик, который уже восьмой день ждёт парома в Баку. Путешествует уже прилично, в Бишкеке приобрел старенькую «Яву» и вот теперь возвращается на ней в Австрию, где хочет отдать ее в музей.
Администратор гостиницы удивляется тому, как хорошо я говорю по-русски))). А на мое предположение о том, что возможно это потому, что я русская, делает круглые глаза и сильно удивляется. Убранство нашего королевского номера улыбает...
Пока я веду беседы с администратором и обживаюсь в предоставленном нам уюте, любимый знакомится с Рустамом из Ашхабада, который завис в Актау из-за визовых проволочек и ждёт выездную визу из Казахстана. Ребята долго общаются, выясняют все правовые вопросы, вопросы про дорогу и т.д.
19 августа. Актау. День морских брызг.
С самого утра отправляемся на море. Город живет ночной жизнью, соответственно кафе и заведения, особенно прибрежные начинают работать во второй половине дня.
От души плескаемся в Каспии, вода приятная как по температуре, так и по прозрачности. Идеальная солёность - такого нет в других морях. Каспий настолько малосолёный, что в нём можно плавать с открытыми глазами и их не щиплет, чем мы и наслаждаемся в полной мере. Прибавить к этому ровное каменное дно, покрытое нежнейшими водорослями, по которому идешь как по ковру.
В Актау, также как и у нас в городе есть монумент «Миг на взлете».
Конечно же здесь памятник Тарасу Шевченко, который находился здесь в ссылке. Именно в его честь и был назван город.
В 1991 году город был переименован в «Актау», а прежняя стелла с названием города, которая стояла на въезде, перенесена в парк и является своего рода монументом.
Весь день заняла прогулка по городу и, конечно же, вновь море...
Местные мальчишки виртуозно ныряют в разбивающиеся о камни волны.
Крупные птицы ищут добычу, камнем падая вниз, лишь только заприметив ее.
Путешественники мы помимо всего прочего гастрономические, поэтому активно проводя этот солнечный день, мы не могли не порадовать свои животики вечером. Аперитив в номере состоял из вина местного производства, вкус, надо сказать, весьма необычный, чувствуется насколько сладок произрастающий здесь виноград, и дыни.
После чего, пригласив с собой нашего нового знакомого Рустама мы направились поедать местные деликатесы: кефаль, белугу... Ждала заказа с нетерпением. Вкусовые впечатления совершенно новые, ни то, ни другое до сего момента я не пробовала. Сказать что вкусно, это значит не сказать ничего... Это великолепно!))
20 августа. Актау-Бекдаш (Карабогаз) .360 километров. Здравствуй, Туркмения!
Прошедшей ночью поспать спокойно не удалось. Сначала по коридору гостиницы бродили люди с музыкой, льющейся из мобильных телефонов. С улицы был слышен кутеж из кафе внизу, в разгаре которого приехала полиция и долго забирала одного из участников этого праздника жизни.
Проснулись мы не просто рано, а очень рано, выезжали в 5-30, на улице было ещё темно. С утра без представлений не обошлось: пока мы паковали вещи у мотоцикла, такси привезло пару – абсолютно трезвую и адекватную девушка и абсолютно пьяного и неадекватного кавалера. Сначала от кавалера последовало признание в любви, но отшившая его девушка, удалилась в холл гостиницы, а кавалер остался на крыльце рядом с нами. Как только это произошло, кавалер , не стесняясь в выражениях, решил уведомить всю округу о том, что он мужчина и хочет любить и быть любимым, что хочет он любви плотской, а вот не судьба... Девушку полюбил, цветы дарил, в кабак водил, а она...И весь этот поток слов в отсутствии своей дамы он сопровождал громким и протяжным... пердежом, прошу прощения за мой французский...
Представление мы не досмотрели, сумки были собраны, и мы отправились в дорогу.
До Жанаозена, где вновь нет ни 92го, ни 95го бензина, асфальтовая дорога. Плеснули в бак 5 литров 80го.
Асфальт заканчивается за 40 км до границы и начинается грейдер.
Грейдер, надо сказать, адовый: стиральная доска, торчащие камни, объезд по полю не позволяет увеличить скорость движения из-за встречающихся пухляков. Границы мы достигаем в районе 11 часов. Казахская граница особых проблем не вызывает, не считая того, что из-за некоторой несогласованности самих пограничников пришлось побегать от окна к окну. На туркменской границе с самого начала встречают спокойные, вежливые, улыбчивые работники, очень располагают к себе. Все достаточно неспешно... На первом рубеже еще на подъезде переписывают данные из паспортов. Затем, уже въехав за шлагбаум, направляемся внутрь помещения в миграционную службу. Очередь из граждан Туркменистана в окно №2. Ещё на входе любимый восклицает: «Здравствуйте, товарищи мигранты!», на что толпа бодро отзывается вместе с таможенником из окошка №1, который пригласил к себе и сразу начал оформлять нас. Процесс оформления занимает приличное количество времени. Задают кучу вопросов по пребыванию в стране, по маршруту, местам остановки. Убедившись, что едем мы подготовленные, отправляют в окошко приема денежных средств. Здесь все чётко: платим по 10$ с человека за въезд и по 2$ за услуги офиса, выдают квитанции. Возвращаемся к окошку паспортного контроля, в квитанциях проставляют штамп с датой въезда и такой же штамп ставят в паспорт. При путешествии по транзитной визе делать регистрацию не требуется. Следующим этапом является транспортный отдел, где оформляется целая куча документов и занимает этот процесс еще большее количество времени. Мужчина уже в годах серьезный и основательный аккуратным почерком оформляет на наш мотоцикл страховку (15$)
обговаривает с нами наш маршрут по территории страны и рисует маршрутную карту,
которой мы будем четко следовать при передвижении по стране, рассчитывает на основе проложенного маршрута топливную разницу, для нас она составила 59$, вписывает также все дополнительные взносы: за дезинфекцию мотоцикла (1$), за услуги офиса (5$), за въезд мотоцикла (15$). Итого: 95$, которые мы вновь вносим в окошко приема денег, получая на все соответствующие квитанции. Про топливную разницу: бензин в Туркменистана невероятно дешев и стоит 0,58 манат за литр Аи-92, 0,62 манат за литр Аи-95 (1 манат=12 руб.), иностранцы же за пользование таким дешевым бензином вынуждены заплатить ту самую топливную разницу на границе. У таможенника, сидящего по соседству, нужно поставить печать в маршрутной карте, оформить обязательство обратного вывоза транспортного средства и предоставить заполненные пассажирские таможенные декларации.
На часах: «12.55», меж тем уже с 12.30 по помещению начинают проскальзывать возгласы: «Обед». Бланк таможенной декларации только на туркменском языке, без помощи не оформишь. Но без помощи мы не остаемся, и молодой таможенник быстро заполняет за нас строчки в бланках. Декларируются «Личные вещи» и мотоцикл. Таможенники уверяют, что достаточно заполнения декларации в одном экземпляре на каждого, но если мы хотим, то можно заполнить и второй экземпляр, но... после обеда. Делать нечего, тем более, что досмотр мы все равно не успели пройти. Всех просят выйти из помещения и подождать на улице. Мы выползли на улицу, попили водички и тут же люди, расположившиеся на крыльце и обедающие, угостили нас помидорами. Только стоило завалиться дремать у мотоцикла в теньке, как пришел дальнобойщик Николай из Ярославля с бутылкой прохладной воды и пригласил разделить с ним и его напарником Иваном трапезу. С этими замечательными ребятами мы вместе проходили границу.
Обед пролетел душевно и незаметно, наелись, поговорили за жизнь и за дороги. Работа таможни возобновилась, любимый ушел проходить досмотр, а я отправилась внутрь помещения выуживать вторые экземпляры деклараций с подписями и штампами. Как оказалось впоследствии, на выходе они не действительно не понадобились. Однако должна отдать должное терпению и спокойствию работников таможни, поскольку вопросами я их засыпала ввиду непонимания туркменского языка, в то время как, напоминаю, что это был единственный язык, на котором выполнены бланки декларации, а заполнять их вторые экземпляры мне приходилось уже самостоятельно.
И вот поставлены последние печати, мы усаживаемся на мотоцикл. Тут к нам подбегает мальчик лет 10 и сует пакет со словами: «Вот вам, перекусите в дороге». Вот такие замечательные...
Дорога на туркменской стороне не радует. Грейдер становится хуже. Появляются разрытые колеи.
Но это нас уже нисколько не расстраивает, ведь мы едем по Туркмении и с каждым километром мы все ближе к нашей основной цели – посёлку Бекдаш (ныне город Карабогаз) – родине Серёжи. 38 км грунтовки и мы выезжаем на дорогу из плит, идущую от «озера №6» к Бекдашу.
Неспешно вкатываемся в посёлок, проезжаем мимо когда-то градообразующего комбината. Сейчас предприятие не работает, но говорят, что на его месте собираются строить целых три завода по производству минеральных удобрений.
Сразу заезжаем в банк, покупаем манаты.
Вызываем своим видом ступор у местных жителей: уж очень непривычно мы в своей мотоэкипировке на гружёном мотоцикле выглядим. Воспринимают нас, словно инопланетян, долго провожают взглядами. Еще в Актау наш новый знакомый Рустам попросил нас провезти по блоку сигарет.
Дело в том, что с вредными привычками в Туркмении также все строго, особенно с курением. За курение в общественном месте карают. Ну и норма провоза сигарет соответственно не более одного блока на человека. Эти самые сигареты согласно нашей договоренности мы должны были оставить в гаражах у дяди Толи в Бекдаше, куда мы и направились. В гараже работает народ, наше появление незамеченным , конечно, не остается.
Рабочий процесс приостанавливается, мы оказываемся в центре внимания. Слово за слово, любимого узнают, предаются воспоминаниям, ищут знакомых. Тут же селят нас в отдельную квартиру абсолютно бесплатно. Квартира такая чистая и красивая, что нам пыльным и грязным даже страшно зайти внутрь))).
Мотоцикл оставляем в гараже у д.Толи. Наш японский мотоцикл вызывает неподдельный интерес у местных мотолюбителей. Здесь есть китайская техника и старый советский мотопром, а вот «японцев» нет, в то время как машины достойные может позволить себе почти каждый. Покупают из Арабских Эмиратов.
Первое наше желание после освежающего душа – это море. По пути к морю в сельском магазинчике покупаем пломбир – ничем не примечательный стаканчик без какой-либо упаковки, но вкус его действительно настоящий, как в детстве...
Местные до сих пор считают в уме старыми манатами, поэтому мы первоначально слегка удивились попрошенной у нас сумме за покупку. Тупо глядели на свои сотни манат, в то время как за мороженое и пиво с нас попросили тысячи... Хотя деноминация прошла, мягко говоря, не вчера, привычка - сильная штука. Кстати, 1 новый манат равен 5000 старым.
Море прекрасно. Это лучшее море из тех, где приходилось бывать, по моему скромному мнению. Чистейшая абсолютно прозрачная вода, песчаное дно.
Отрывались по купанию сколько могли, потом отдохнули на берегу и оторвались еще. Прогулялись по поселку.
К сожалению, ощущения процветающего городка пока он не создает: много заброшенных домов, мало зелени...
Вечером купили бутылочку крепленого туркменского вина, в кафе «Колобок» заказали кефаль на мангале, долму и уселись в беседке вкушать эти яства. Кефаль была божественна!
Так хорошо и светло на душе... То, к чему мы стремились несколько последних лет – вот оно перед нами. За разговорами стемнело... Жаль, в тот вечер мы не увидели свет маяка...говорят, это красивое зрелище...