Опыт моего первого путешествия по Норвегии говорит прямо, ёмко и категорично - без машины - дешевле и интереснее, качественнее. Конечно, не для всех. И не всегда - существуют некоторые нюансы, ограничения и даже жизненные и туристические приоритеты, способные повлиять на это утверждение. Я расскажу, как это получилось у меня - а вы уже сами сможете определить - ваш это вариант/подход к вопросу или чуждый.
Прежде всего, мне не доставляет никакого удовольствия управлять транспортом - во всяком случае, автомобилем, и уж тем более - на отдыхе, в путешествии. Это стресс, напряженность, сосредоточенность на единственном аспекте окружающего мира - асфальте Трудно поверить, что таким образом можно наслаждаться красотами и получать удовольствие от Норвегии. Но верю, верю, такие способные люди есть рядом с нами.
Если человек арендует машину - то он посуточно платит за нее, и немало. Сильно обидно, если она будет стоять где-то по нескольку дней без пробега, правда? Поэтому люди, арендующие машину - вынуждены ехать-ехать-ехать, стараясь увидеть как можно больше визуального ряда, как можно меньше гуляя пешком и плохо погружаясь (из-за нехватки времени) в атмосферу и душу местности. На мой взгляд, чтобы погрузиться в состояние и почувствовать
атмосферу места - нужно пожить там как минимум два, а лучше три-четыре дня.
Мои главные приоритеты таковы (если они совпадают с вашими, то велик шанс, что у вас получится не хуже, чем у меня):
1. Важнее посетить меньше мест, но прочувствовать их, прожить, проходить, чем устраивать гонки и проставлять "галки" посещенных мест.
2. Очень люблю ходить пешком (особенно по горам), с радостью иду 10-15 км, если есть хорошие маршруты и тропы.
3. Люблю планировать свои путешествия - зная, где и сколько проведу времени, что буду делать - соответственно, способен заранее найти и купить распродажные (промо) билеты на автобусы и поезда, забронировать нужные мне домики в нужных местах по пути следования.
Итак, Норвегия будет дешевле без машины, если ограничить себя небольшим районом и исследовать его преимущественно пешком, передвигаясь на общественном транспорте на короткие расстояния.
Для первого путешествия я выбрал район Андалснес-Гейрангер-Отта-Трондхейм (основные места посещения и основное время - между Андалснесом и Гейрангером).
Точно таким же образом можно выбрать любой другой закольцованный маршрут, например в районе Флама-Бергена, или от Ставангера и севернее. Небольшой участок местности.
Осло-Андалснес-дорога троллей - Гейрангер - Отта- Трондхейм (9 дней).
* Осло-Андалснес, поезд, миниприс, 249 крон, 3 ночи в кемпинге в окрестностях, по 400 крон за ночь (за двоих), Ромсдалсегген трек, прогулки по долине
* Андалснес - дорога троллей, автобус - 80 крон, подъем на стену троллей через озеро, автобус в Гейрангер - 320 крон
* Две ночи в Гейрангере (Storseterfossen, Скагефло, Vesteras Gard, Далснибба и прочие смотровые) по 600 крон домик
* Автобус Гейрангер-Отта - 340 крон, кемпинг в Отта - 230 крон
* Автобус Отта-Трондхейм - 99 крон (5 часов в пути), 2 ночи в Трондхейме (бесплатно, couchsurfing)
Не считая подброски поездом из Гардемоена в регион, длина нашего маршрута составила 500 км транспортом (из них 300 - доброска из Отта в Трондхейм), пешком пройдено около 50 км.
В итоге, расходы на транспорт составили за 9 дней - 130 долларов на человека. Уверен, что при аренде машины и покупке бензина, этой суммы хватит дня на два. А те, кто приезжают на своей машине (да, есть и такие ) - при активной езде (по другому они не могут) выкладывают на бензин суммы, превышающие даже наши расходы на двоих на общественный транспорт.
Общественный транспорт, надо сказать, ходит прекрасно - обычно именно проблему с ним ставят во главу угла любители авто. Как минимум два раза в день на всех трассах и дорогах - (по крайней мере по маршруту, по которому я скатался и по следующим, которые уже планирую на следующий год) - а это значит, что можно заброситься в любое нужное место с утра и вечером или на след. день поехать тем же автобусом дальше. Автобусные остановки расположены каждые несколько километров. Кроме того, легко можно использовать автостоп - активно останавливаются как сами норвежцы, так и иностранные туристы (чаще) - как говорится, зачем увеличивать количество машин на дорогах, если их и так полно?
Пару слов о еде.Исследуя отчеты и рассказы людей по Норвегии, постоянно встречал утверждение, что все у норгов беспросветно дорого и надо все по-максимуму везти с собой. Но я был приятно удивлен, что не все так категорично. Да, действительно - каши, молоко, яйца, хлеб, алкоголь, овощи,фрукты - цены конские, в 5-8 раз дороже российских (хотя на овощи-фрукты бывают распродажи и тогда цены почти как в РФ). Но вот мясные продукты (колбасы, сосиски), сыры, орехи, соки, косметика и средства гигиены - нижняя ценовая планка вполне сопоставима с российскими ценами, а то и ниже иногда. Но это надо смотреть-исследовать конечно, а не брать что попало.
Норвегия поразила слишком серьезно, чтобы говорить о ней слишком просто. Надо будет эмоциональный пост как-нибудь тоже составить, наверное, после второй поездки. Фотографий и так полно в сети.