В Норвегии образца 2011 г. дождь поливал нещадно на протяжении всего лета. А так как в отпуске хочется хоть иногда, но солнца, то на протяжении всего нашего путешествия мы пытались двигаться вслед за хорошей погодой, стараясь не упустить ни одного мгновения солнечной погоды. Именно поэтому отчет назван "Охотники за солнцем". Забегая вперед скажу, что охота была удачной.
Отчет будет вестись от двух лиц: Миши (основной водитель и запасной штурман) и Лены (основной штурман и запасной водитель). В написании отчета нам помогала наша дочь Маша.
Итак:
Норвегия 2011. Старт.
Вернувшись из Норвегии, энное количество раз слышали вопрос: "Зачем? Опять??? Третий раз??? Да что там делать???
Что на это ответить? Норвегия - это страна романтиков. Это скалы с их вершинами, покрытыми снегом. Это ледники и фьорды, а бывает что и ледники, спускающиеся к фьордам...Это ночевки в палатке поставленной на земле, а иногда и на голых скалах, когда ночью бывает сложно заснуть от холода в спальнике, а утром как только всходит солнце, приходится раскрывать палатку, чтоб не умереть от жары...Это разогретый на примусе утренний чай. Это свежевыловленная и тут же приготовленная рыба действительно первой свежести, какую не встретишь в наших магазинах... И виды, такие что хочется постоянно возвращаться снова и снова, бредя во сне Нордкаппом и Къерагом, Лофотенами и Прекестоленом, Рунде и Свартиссеном...
Когда зашёл разговор об отпуске, как-то даже и не спорили сильно куда ехать, сразу определились со страной. Осталось решить: север или юг? И пришло неожиданное решение: острова, а именно Лофотены (а точнее Лофотенский архипелаг)- даже в их названии слышится что-то такое романтично-музыкальное.
В предыдущую поездку мы уже были на этом архипелаге и потратили на его изучение около двух дней. Знающие люди утверждали, что и двух недель может не хватить на вдумчивое изучение красот. Так и определилась цель поездки.Решено.
При планировке маршрута Мишка был нетерпелив: "Надо доехать, как можно быстрее до цели и уж ена островах начинать отдыхать."Кстати, это порядка2400км в одну сторону. Ну, не относимся мы к людям, которые привыкли проводить половину своего отпуска в дороге к месту отдыха...
Москва
Были разосланы запросы в кемпинги,получены ответы, подана заявка на визы, а ясности всё не было: а удастся ли вообще уехать, дадут ли отпуск на работе? Но, здесь не о проблемах а о путешествии. Всё в конечном итоге сложилось как нам нужно и наступило четвёртое августа, четверг. Нас благополучно отпустили в отпуск. Как обычно, в крайние перед поездкой дни было судорожно закуплено то, чего не хватало (что мешало это сделать заранее?). Закончили все дела, которые нельзя было отложить. Дали родителям инструкции по поводу попугая. И наступил вечер накануне старта.
- Ну что, поедем завтра с утра, как запланировали?
- А ты уснёшь?
- Нет
- И я нет.
- И я! (слышится голос дочери из соседней комнаты)...
- Ну и что тогда мучатся? Поехали что ли?
- А поехали!!!
И мы после рабочего дня, перекусив, проверив деньги, документы, страховки, присев на дорожку тронулись в путь.
За день до старта провели проверку технического состояния автомобиля (SsangYong New Actyon, 175лс, турбодизель, автомат). Проверили - давление в шинах, работу световых приборов, уровень масла в картере, крепление основных хомутов на предмет протечек жидкостей. В багажник положили - комплект инструментов, буксировочный трос, провода прикуривателя, саперную лопатку, топорик, аккумуляторный фонарь, электронасос, и основную тройку - огнетушитель, аптечку, знак аварийной остановки.
До Питера доехали не останавливаясь, сменяясь по очереди за рулём. Выехали из Москвы ближе к полуночи, утром около половины девятого стояли уже в небольшой пробке на светофоре на Колпино. Тактика движения - старались упасть на хвост какому-нибудь дальнобойщику и идти в его ритме с точки зрения скоростного режима. Ci-Bi радиостанцию поставить не успели, поэтому на тот момент времени это была наиболее разумная тактика. Средняя скорость движения получилась чуть менее 90 км/4. Расход дизеля по компьютеру- 6.1 литра (и это с боксом на крыше). Проехали этот участок дороги ровно на одной заправке. Топливо заливали на Лукойле.
На питерской КАД нас ждала первая засада, пробка такой плотности и стабильной недвижимости, что поняли - потеряем часа 3,не менее((( Но как же Норвегия? Мы все в нетерпении с долгожданной встречей с горами и фьордами! Пробка - это не для нас! И видя очередной съезд с дороги Мишка принимает решение: "Будем искать объезд, раз есть дорога, значит она куда-то ведёт...!"
Съезжаем с кольцевой в неизвестность, едем, коммуникатор вообще не знает этой трассы, новая видать, и настойчиво пытается развернуть нас обратно на КАД. Но, мы уверены в своей правоте, едем примерно в нужную сторону судя по компасу, постепенно приближаясь к Выборгу. Упираемся в дорожные работы и рабочий подсказывает, что проезд на Выборгское шоссе тут все-таки есть, объясняет нам путь и мы действительно выскакиваем на нужную дорогу, срезав при этом приличный кусок.
Впереди граница и мы очень хотим перейти её как можно быстрее, что бы скорее поехать по хорошим финским, а так же шведским и норвежским дорогам к заветной цели.
Брусничное
Часам к 12 подъезжаем к границе (погранпереход - "Брусничное")и натыкаемся на не хилую очередь из машин... Вот тебе и четверг, мы то думали, что в этот день недели Питер работает, а не шастает в Финляндию. Стоим, ждём, что ещё остаётся. Медленно подходит наша очередь, заезжаем со следующей пачкой машин на досмотр. И, как всегда это бывает, стоящие последними самоотверженно рвутся оказаться в первых рядах на проверку со своими паспортами, и не важно, что потом они будут бить копытом и возмущаться, чтоих не пропускают те, кто стоял первыми и теперь в хвосте проходит паспортный и пограничный контроль, загородив выезд своей машиной.
Всё когда-то заканчивается, закончился и этот дурдом,и мы благополучно пройдя контроль с нашей стороны порулили в сторону Дьюти Фри. Чуток купили баловства, прошли минут за 5 финскую границу (попросили показать гринкард) и получив заветные штампики, в 14 часовпокинули пограничную зону. Итого на прохождение границы в рабочий день потратили около двух часов.
Мишка ещё полон сил и желания добраться до Норвегии без ночёвок, но я понимаю, что так убиться в дороге не есть хорошо, и в итогепринимаем совместное решение в районе 16 часов искать стоянку или кэмпинг для ночевки.
Juva Camping
Выполняя задуманное,просматриваем несколько кемпингов и понимаем, что ну не нравятся они нам и все. А дело потихонечку начинает идти к ночи.Тут Мишка вспоминает, чтов свое время мы отправляли запрос в Джува кемпинг (Juva camping). По фотографиям и отзывам в интернете он нам понравился. Да и по дороге в принципе, не нужно крюк делать.
В итоге оказался весьмаприличный кемпинг, домики и лужайки для палаток расположены среди сосен на берегу озера, тишина и спокойствие, солнышко играет зайчиками в воде. Кухня приличная, душ нормальный и бесплатный к тому же. Принимаем решение остаться...
Ищем место, разбираем палатку, ужинаем на скорую руку и идём на причал озера помочить ножки и погреться на закатном солнышке.Купаться не стали, хотя вода вполне себе ничего, только цвета железистого, красного, но народ купался. Посидели, посмотрели на уточек, на садящееся солнце и пошли спать, завтра дооолгая дорога до Бодё, как минимум )))
Второй и третий день путешествия по Норвегии 2011 г.
Финляндия
С утра просыпаемся часов в 5 утра. Cпать совсем не хочется, а шило в одном месте гонит дальше, в Норвегию, главную цель нашего путешествия. До морского порта норвежского города Бодё, из которого на пароме мы отправимся на архипелаг ориентировочно 1 400 км.
Планируем пройти это расстояние не более чем за сутки, так как ровно через 24 часа, из Бодо отправляется паром в город Москенес, который находится уже на архипелаге Лофотены.
Быстро готовлю завтрак, Мишкин с Машкиным собирают вещи.
Установленный на крыше автомобиля грузовой бокс позволяет существенно повысить объем перевозимого полезного груза, одновременно освобождая салон. В бокс спокойно умещаются - палатка, три спальника, раскладной стол, три туристических рыболовных кресла, удочки, теплая одежда, обувь, посуда, плитки-чайники. В общем, все то, что не требуется сию минуту и нет необходимости держать эти вещи в салоне автомобиля или багажнике.
Наш путь в Норвегию прост, как апельсин. Дорожное покрытие качественное. Трафик на дороге минимальный. Периодически попадаются ограничения в 120 км/4. Что бы сэкономить время, идем по GPS навигатору со скоростью +9 км/4 к максимально разрешенной. Машина уверенно держит дорогу, низкое гудение турбодизеля слегка убаюкивает и расслабляет. Расход топлива плавно увеличивается до 8 литров на сотню. Но, тут дело не только в режиме езды. Качество скандинавского дизеля, по субъективным впечатлениям, ниже российского. По крайней мере ниже Лукойла точно. В Скандинавии заправлялись на Statoil и Neste. Другие заправки не проверяли. Что бы не заснуть и поддерживать высокий темп передвижения каждые два часа меняемся за рулем. Во время остановок готовим себе легкий (или средний) перекус.
На трассе, в отведенных местах для стоянки, которые попадаются каждые 10-15 километров, почему-то всегда ветренно. Ветрозащиту мутим из туристических ковриков, которых с собой взяли целых 5 штук. Плитка - обыкновенная туристическая с баллонами типа "Дихлофос"
Незаметно подбираемся к месту назначения всё ближе и ближе. Кругом поля, тюки сена, коровы, ухоженные финские, потом шведские домики, всё мило, но так однообразно. Ну где же горы???
Швеция
Условную границу между Финляндией и Швецией пересекли в городке под названием Торнио. Как то неожиданно оказались в Швеции. Ни знаков, ничего. Только вот дорожные указатели поменяли свой язык с финского на шведский.Уже в Швеции подкармливаем нашего бегемотика дизелем (это мы так ласково зовём нашего верного четырёхколёсного коня). Вечер всё ближе, дороги всё больше и больше забирают в горы. Вот и первая настоящая гора на горизонте. Мишка посапывает на заднем сидении, готовит силы на смену мне.
Мы с Машей осматриваем пролетающий пейзаж, замечаем, что начали забирать всё выше и выше. Вот и горное озеро, и снег на вершинах гор уже виднеется... Подобрались к перевалу, серпантин не слабый, чтоб не жечь тормозные колодки останавливаюсь перед очередным спуском почти до нуля, отпускаю педаль газа и машина медленно набирает скорость, дошла до 70-80 и снова тормоз. За длинный спуск приходится тормозить один-два раза. Вот он минус автомата. Есть принудительное включение передач, но я его побаиваюсь и не факт что лучше, так как на второй скорости машина разгоняется, двигатель ревёт, как ненормальный, при переходе на третью автомобиль очень быстро набирает скорость и двигатель всё равно ревёт, и тормозить приходится не меньше... Но, надо заметить, колодки мы не пожгли и двигатель не загубили.
Норвегия
Так и преодолеваем серпантин за серпантином. Ой. Не поняли, мы что, уже в Норвегии??? А где указатель??? Странно, названия явно норвежские, и Полярный кемпинг (Polar Camping) вроде только что проскочили, и указатель на линию полярного круга только что был...
Мишка просыпается при слове "Норвегия", оглядывает критическим взором крутой серпантинистый спуск и гонит меня на штурманское место и не важно, что я уже не мало их проехала, это же серпантин! Муж уже спокойно оперирует ручным режимом коробки передач, одновременно работая и коробкой и тормозами.
Скоро появляется ограничение скорости 30, ни знаков, ни указателей, а может мы их и не заметили, так как время уже первый час ночи. Тащимся небольшой участок, вновь ограничение 70. Я так понимаю, что мы уже в Норвегии )))
Возвращаемся в Полярный кепинг что бы узнать что почём. До парома 5 часов, ехать час максимум, может у них остановиться? Домик 300 NOK, платить 1500рза 3 часа сна как то нам кажется не очень разумным, палатку разбирать нет смысла да и холодно (около 0 градусов). Проезжаем чуток дальше по дороге, останавливаемся на придорожной стоянке, которая забита примерно чуть меньше чем целиком автомобилями, раскладываем сиденья машины и засыпаем (что удивительно выспались и проснулись сами за 15 минут до будильника). Быстро собираемся, приводим себя в порядок и в путь, на паром (который отходит из Бодё в 6 утра).
Бодё
В городе коммуникатор слегка затупил. Проложил путь вместо паромной переправы до центра города, после чего сказал, что миссия его выполнена, далее без него. Пришлось в 5 утра!!! искать местных жителей, и просить показать дорогу до паромной переправы. "Извините, что к вам обращаемся. Сами мы не местные..."
Вверху и внизу название одного и того же города на разных языках
На пристань приехали почти во время. Машин не много, паром пришёл не большой (в прошлый раз была такая здоровая махина).
То ли рано еще, так как это первый утренний рейс, то ли сезон уже закончился и нет полной загрузки. Погода пасмурная, небо хмурится, будет качать.
Загружаемся на паром. Эх, ведь была мысля взять с собой тёплые вещи из автомобиля, так как к машинам на палубу во время плавания не пускают. Но решили, что на крайний случай погреемся в салоне, это если будет холодно... Вышли на палубу уже когда практически отчалили.
За кормой остается континентальная Норвегия.
Поглазели по сторонам, пошли в салон, перекусили. Паром после выхода в открытое море стало не кисло так раскачивать и чувствую, укачивает меня. Иду на открытую палубу на свежий воздух, вроде полегче, но холодно. А что делать? Сидеть в салоне с возможностью вернуть съеденное или мёрзнуть на открытой палубе, но в нормальном состоянии. Выбрала второе. Нашла безветренный уголок, села на солнышко, порой было даже тепло ))) А плыть то часа 4! Лёгкой жизни никто не обещал, но за то теперь знаю не по наслышке что такое "укачало".
Через полчаса плавания континент уже был виден так...
А через час уже так...
Киты
И вот уже виден заветный порт Moskenes, качать стало меньше, я прихожу в себя. Капитан снижает скорость и что то лопочет на норвежском, народ весь рвётся к правому борту, тоже иду, оказывается там киты раcшалились! ))) Ничего так хвостики, лодку смахнёт и не заметит, а уж когда выпрыгивает из воды - слов нет! Мишка пытается поймать их в объектив, не так то это просто, как кажется, он выныривает, быстро погружается, машет хвостом и где вынырнет в следующий раз неизвестно... Капитан развернулся, сделал круг вокруг этого места и поплыл в порт. Мы довольные высматривали животин, вдруг ещё где мелькнёт "маленький" хвостик.
Делится впечатлениями Миша:
" Пока девочки загорали на открытой палубе, спустился в салон и прикорнул на мягком кресле, чем в общем-то и занималось большинство пассажиров парома. Вдруг трансляция на норвежском и что-то там про alarm. Епрст, только алармов нам и не хватало. Обращаю внимание, что часть пассажиров столпилась у одного борта. Подошел, посмотрел, ничего нет. Да и спросонья много не увидишь. Ну волны и волны. Думал, может субмарина какая мимо плывет или еще что интересное. А тут вдруг народ с серьезной оптикой вообще на открытую палубу побежал стремглав. Выскакиваю на палубу и вижу как какая-то огромная туша делает в воздухе кульбит и с шумом и плеском падает в воду. Мама дорогая, Киты! На вскидку жму спуск фотоаппарата.
Фото конечно хреновое, но это единственные два кадра где животина видна целиком. Не готов конечно я был к таким съемкам, чего уж там. Отсюда мораль - хотите сфотографировать что-нибудь редкое, держите под рукой фотоаппарат в полной боевой готовности день и ночь, и когда-нибудь вам улыбнется удача.
Кстати эти два кадра сделаны в разное время. Что только не вытворяли эти млекопитающие во время нашего подхода к островам. Создавалось впечатление, что они специально ждали наш паром что бы продемонстрировать свою развлекательную программу.
Капитан парома умничка. Сделал несколько кругов вокруг китов, дал нам возможность по полной насладиться незабываемым зрелищем.
Фактически, программа отпуска уже была перевыполнена и можно было бы этим же паромом возвращаться назад домой. Редко кому выпадает такая удача. Специальные китовые сафари не рассматриваем. Это уже туристический аттракцион. Там специальные скоростные суда , оборудованные сонарами. Туристов подвозят к китам. Вот пожалуйста, фотографируйте. Если китов не будет, вам вернут деньги. А вот так, чтоб в открытом океане, случайно, почти у самого берега...
Видишь кита? Нет? А он есть
Москенес
Продолжает Лена...
Наконец-то причал и твёрдая земля, я свалилась мешком на заднее сидение и отрубилась. Очнулась уже, когда мы приехали в город "А" или О, как его называют норвежцы (пишется А с точкой сверху, нам как то првычнее читать, как А). Начали искать домики-рорбу для ночлега: "2000 НОК, освободится через 2 дня, всё занято" Это по 10000р за сутки в не сезон ВСЁ ЗАНЯТО?!?!?!?!
Тихо офигиваем от цен и от постигшей неудачи, едем на стоянку в самый конец острова и видим табличку, что можно кемпериться где найдёшь место, но до места, где можно будет поставить палатку придётся топать пешочком, правда не так далеко...
После недолгих раздумий: солнышко светит, травка зеленеет, а нам вот так нужно принять горизонтальное положение, пусть даже в палатке, решаем остановиться здесь. Долго ходим по кемпинг граунду, выбирая место, нашли такой хорошенький закуточек, тут и расположились. А что ещё надо? Sea View , перед нами только Северный Ледовитый, скалы, чайки и солнышко ))) Ветер прохладный, но не сшибает с ног и не холодно. С другой стороны вид на горы и где то там находится знаменитый водоворот Мальстрём. Как же далеко мы забрались ))) Готовим нехитрый завтрак? Обед? Ужин? В голове уже каша, сейчас только день? Даже утро? Что правда? Ложимся наконец-то спать, сбылась мечта маньяков-путешественников, мы на Лофотенах!!!
Проспав не более 2-ух часов, все проснулись как после полноценного сна. Прогулялись по живописным скалам, дошли до стоянки и проведали бегемотика. Заглянули в туристинфо, прикупили несколько магнитиков, как же без этого? Сегодня гуляем, отдыхаем, завтра надо попробовать сходить на Тинстинден.
Но, сначала вечерняя рыбалка! Ведь не даром же столько было потрачено в Москве времени при подготовке рыболовного снаряжения.
Вдоволь нагулявшись по скалам, наевшись голубики, черники и шикши, часов в десять вечера отправляемся на рыбалку.
Сначала рыба клевать не хотела, видно ещё не время. Но, где-то в 11 вечера у Мишки клюнуло, вытащили небольшую треску. С первым уловом! Дальше стало клевать всё чаще, несколько рыб сорвалось, несколько отпустили, совсем уж мелких. Ближе к часу ночи клев прекратился, как отрезало. Но и того, что наловили вполне было достаточно. Засолив (крупно пересыпав) рыбу солью довольные легли спать.
Неудачная попытка хайкинга на Стокквику
Утро разбудило ярким солнышком и гомоном чаек, погода благоприятствовала к походу в горы.
Это дикий кэмпинг в поселке A на южной оконечности Лофотен. Наша палака почти по центру снимка, спряталась за небольшим деревцом. Если от палатки пойти налево, то как раз попадешь на то место, где мы накануне вечером ловили рыбу. Единственный минус этого места - до всех удобств в виде туалета и воды, надо топать в поселок. Электричества конечно никакого нет
А вот здесь было начало рыбалки. Места красивейшие, но в ту сторону не бросать. Много водорослей и зацепы обеспечены.
Покидали вещи в палатку, решили остаться здесь ещё на одну ночь. Очень понравилось это место! Сели в машину и поехали искать начало тропы к Тинстиндену. То ли боги гор в этот день были строги к нам, то ли решили уберечь нас, но так получилось, что именно маршрут этого треккинга мы и не распечатали перед подготовкой к Норвегии и в конечном итоге точку старта так и не обнаружили (как оказалось, мы не доехали до нее каких-то 200 метров). Сколько ни спрашивали местное население, сколько не плутали - никто не знает. Туристинфо тоже нам практически ничем помочь не смог.
Посмотрев внимательно на купленную в Москенес (Moskenes) карту, мы обнаружили, что недалеко от места нашей стоянки начинется пешеходная тропа вдоль озера вплоть до пляжа Стокквика (Stokkvika), одного из пляжей Лофотен, славящихся своими белыми песками.
Значит нам туда дорога. Собрались, уточнили на туристинфо где начало тропы: "Да, здесь, пройдёте мимо деревянных конструкций для сушки рыбы и налево, там не ошибётесь". Начало известно, карта, компас, что то еще покидали в рюкзак и потихонечку отправились в путь.
Тропа проходит по левой стороне озера и представляет собой живописнейший маршрут с тремя небольшими подъемами (до перевала на Stokkvika (Стокквику).
Действительно, начало тропы очевидно, легко узнается, идём по берегу озера, красота!
Начало старта. Хорошо просматривается со стороны автостоянки.
Точка старта. Ориентир - деревянные конструкции, на которых сушат выловленную рыбу.
Начало озера. Многие так же ставят палатки здесь. Место ничуть не хуже. Кроме рыбалки. Водоем закрытый, по всей видимости необходимо наличие лицензий на рыбалку.
Практически это же место, но вид издалека. А вообще на протяжении всего маршрута примерно такие виды.
А вот и первый подъем, с цепями уже знакомыми нам по Къерагу. Такие мелочи не могут повернуть нас обратно.
И снова легко, почти горизонтально стелется тропинка. Идём весело, с улыбками на лицах. Виды вокруг, виды...
И тут Мишке пришла в голову гениальная мысль проверить готовность к походу )))
- А примус взяли?
- Да.
- Шоколадки?
- Да.
- Воду?
- Да.
- Чайник?
- Чайник???
- Ой!
- Понятно, пошёл назад, ждите здесь.
И Мишка скинув с себя всю снарягу, резво помчался в обратном направлении. Мы же уютно расположившись на пенке, сели загорать и общаться с любопытными чайками.
На заднем плане, остроконечные вершины гор - это и есть перевал на Стокквику (Stokkvika).
Не прошло и получаса, как Мишка резво принёсся с чайником в одной руке. Представляю, как на него смотрели встреченные хайкеры, снаряжённые по полной программе: чувак в футболке, бриджах, трекинговых ботинках, с чайником пошёл на серьёзную тропу ))) без одежды, без рюкзака...
Двинули дальше, дорога была то лёгкой прогулочной тропкой, то сложной горной тропой, где надо карабкаться вверх по раскисшей от влаги земле. Дошли до вторых цепей, чуток покруче и посложнее. Что делать? Назвался груздём...
Тропа проходит над самым озером. С одной стороны - скала, с другой 20-ти метровый обрыв в воду.
Уже на вершине очередного подъема.
А иногда бывает и так, что приходиться "прилипать" к скале что бы пройти определенный участок.
Далее опять тропа не однозначная, то лёгкая прогулка, то карабканье в горы с мыслью "а не повернуть ли?" Вот и третьи цепи уже видны, докарабкались и до них. О! А как народ сюда вообще залезает??? Отвесная стена и на ней цепи буквой зю... А сверху сидит парочка норгов и ехидно улыбается, ждут, что отступим. )))
А вот фиг! Я все цепи проходила первой, видно мои решили, раз уж я пройду, они точно покорят ))) Прикинула как упереться, где наша не пропадала, опа, готово))) Правда, мы конечно уступаем норгам в сноровке и они нас потом обогнали, но надо учесть, что они то постоянно лазают, а мы, дети города, хоть так )))
Дальше до пляжей тропка разной сложности, но уже без цепей и без откровенного экстрима.
Добрались до низины, пляжи с золотистым песком, солнышко. Передохнули, и вот она тропа, вроде от пляжей поворачивает. Мишка глядит на карту: "Смотри, а тут срезать можно" и пошёл дальше, прямо вдоль берега озера. Идём, вроде тропа, вроде утоптанная... Но она всё хуже и всё менее выражена, залезли в какой-то березняк, тут тропа пропадает вообще. Мы так и не поняли, была она звериной или людской. Сколько времени потеряли, уже бы на перевале были (((
Возвращаемся обратно, с трудом пробрались к пляжам. До перевала далеко, он где-то там в облаках, не успеем. Надо было брать палатки. Но хорошая мысля, как известно... приходит намного позже. Сидим на пляже, думаю: "Ну что, зря шли что ли? Такой пляж классный, солнышко, вода чистейшая, холодновата правда, сколько градусов, 12, 14?" Переодеваюсь, Маша сидит в куртке, поёживается.
Иду, глубина набирается медленно, чуть дальше за мной наблюдает чья-то компания в полной экипировке, кажется даже фотографирует, ну и плевать, знай наших! Поплавала, хорошо! Вышла, еще хочу! За это время Мишка скипятил чай (вот и пригодился туристический примус, он ещё не раз нас выручит) .
Попили чайку с шоколадками и стали собираться в обратный путь.
Преодолеваем брод.
Не торопясь, отправляемся в обратный путь. Подустали немного конечно. Чего уж там.
Правая верхняя часть фотографии - непокоренный перевал на Стоккивку (Stokkvika). Туда мы еще обязательно вернемся.
Возвращаемся туда, где облачка на горизонте. Именно оттуда мы пришли и туда же нам возвращаться.
Для удобства перемещения по болотистой местности проложены деревянные тропинки.
Все то же самое но теперь в обратную сторону.
Некоторые места будут похлеще Къерага.
По вопросам сложности тропы вопросов не возникает?
Уже по возвращении в кэмпинг, задались вопросом, а сколько ж мы бродили? Время уже шесть часов вечера, седьмой час пошёл. Не мало! Но пляж и правда очень красивый, стоило в такую даль идти. Искупалась тоже хорошо. Не каждый день купаешься в озере за полярным кругом. Побродили ещё по окрестностям, посочувствовали туристам, которых привозят в эту красоту на 5 минут, разрешают щёлкнуть пару фоток и назад в автобус.
А теперь лёгкий ужин туриста (надо же засоленную рыбу схомячить))) и спать до рыбалки. Просыпаемся вечером, вернее уже ночью часа 2 где-то. Что-то ветер не тот, с моря и сильный, но по плану рыбалка, значит надо собираться. Поёживаясь вылезаем из тёплых спальников, мужественно собираем снасти и идём на берег. А на горизонте уже алеет рассвет. ))) Покидали несколько раз, ветер не даёт, да и рыба не клюёт, но какая красота вокруг! Посидели на камушках, полюбовались на розовеющее небо и пошли досматривать сны, сегодня рыба не наша, значит не судьба.
Квалвика (Kvalvika), утро.
С утра, свернув лагерь, решили проехаться по побережью. По планам, на ближашие два дня планировался хайкинг до пляжа с белым песком под названием Квалвика (Kvalvika), а машину планировалось оставить где-то в районе точки старта. В случае изменения погоды в худшую сторону по окончании хайкинга, как вариант попытаться снять рорбу на пару дней. Пока наши попытки снять домик сводились к одному: везде одна и та же песня, всё занято и это при цене 2 000 НОК (более 10 000 руб.)
Стоянка около поселка А. Здесь на четыре дня мы оставили наш автомобиль, периодически его навещая для подзарядки фотоаппарата, пополнения продуктов и т.д.
Здесь начинается тропинка, которая ведет от стоянки до кэмпинг-граунда. Одного из немногих мест в южной части Лофотен, где можно поставить палатку.
Вид на нашу палатку со стороны океана. Особенности рельефа позволяют чувствовать себя на острове в полном одиночестве не смотря на то, что буквально в паре десятков метров может стоять соседняя палатка.
А это вид от нашей палатки на океан. Вдали, упоминающийся в различных произведениях писателей знаменитый Мальстрём.
Периодически Мишка посредством СМС-сообщений списывался с Metrolog77 и его семьей, которые так же как и мы путешествовали по Норвегии и по стечению обстоятельств в эти же дни планировали переночевать на Квалвике (Kvalvika). Так почему бы не пересечься там и не устроить совместную ночевку? Не торопясь поехали в сторону старта на Квалвику, останавливаясь по дороге в особо живописных местечках и любуясь красотами.
Знаменитые мосты. На Лофотенах их очень много.
Рейне (Reine).
Городок на южной оконечности Лофотенского архипелага. Рай для фотографов, хайкеров, рыболовов и просто любителей красивых видов. Недалеко от Рейне начинаются несколько туристических троп к вершинам различной высоты и сложности. Здесь же можно попасть на катер, который ходит по определенному маршруту вдоль побережья архипелага. По слухам, в окрестностях неплохо ловится рыба.
Погода была шикарная, распологала к вдумчивому фотографированию. Охотники за солнцем были довольны. На этот день у нас был запланирован хайкинг на еще один пляж, под названием Квалвика (Kvalvika), но старт по маршруту был намечен на вторую половину дня, а начало дня мы посвятили релаксу.
Одна из марин городка Рейне (Reine)
Вид на Рейне (Reine). В действительности на много красивее чем на фотографии.
Местное активити. Здесь можно взять на прокат лодку или велосипед, возможно что-то еще. Находится в самом центрк города. Рядом - офис по аренде рорбу. Цены такие же как и везде - порядка 2 000 NOK в сутки за комнату.
Панорманый вид на Рейне (Reine). Гора в левой части снимка - Рейнебринген (Reinebringen). Запланирована к восхождению в следующую поездку.
Практически с любой фотографии можно печатать открытки или делать обои на рабочий стол. Кстати фотографии сделаны не зеркалкой а обыкновенной мыльницой.
Потихоньку подъезжаем к месту старта. Эти мосты на фотографии- ориентир. После второго моста налево и до небольшой стоянки на левой стороне дороги. Ошибиться невозможно. Ехать пару минут.
Схема, как проехать от Москенес до стоянки перед Квалвикой
И наш бегемотик на фоне обалденного пейзажа.
Кваливка (Kvalvika), начало маршрута.
Подъехали к стоянке, но все места заняты. Покрутились вокруг, немного повезло. Выехала одна машина, тут же припарковались. Собрали с собойвещи с учетом хайкинга на два дня. Палатка, спальники, еда, газ, горелка, чашки-чайник, или как говорят туристы - КЛМН (кастрюля-ложка-миска-нож). Маша взяла с собой российский флаг.
Наши новые знакомые из Питера должны были подойти позже. Вдруг уснём в палатке, по флагу найдут )))
В начале набор высоты испугал, неужели так будет всё время, за какие то 5 минут взобрались на такую высотень. Вооон наша машинка внизу за камешком.
Не совсем конечно "за камешком", но единственная с багажником на крыше и хорошо просматривается.
Дальше тропа идёт то горизонтально, то по камешкам резко вверх, или просто утоптанная с немалым уклоном вверх.
Потихоньку продвигались вверх, останавливаясь у кустиков черники и голубики. Ближе к перевалу начались огромные камни, троп я так понимаю сколько хочешь, где пролезешь, там и тропа. Но есть одна более и менее натоптанная.
Потихоньку забирались все выше и выше. Не могу сказать, что очень тяжело, но тот кто рекомендовал эту тропу для пенсионеров и детей, сильно погорячился. Надо было уточнить, что для норвежских пенсионеров, которые кстати дадут фору некоторым молодым горожанам.
А вот и промежуточная точка маршрута - перевал. Высота - 200 метров над уровнем моря. Проходим очередной поворот за камешек налево и открывается изумительный вид пляж в оправе гор, и солнышко над водой разбрасывает блики по воде. Если б ещё выключить ветер, да кто же его выключит.
Вроде вот он пляж, рядом как на ладони. Но всё прыгаешь с камня на камень, иногда и съезжаешь, чуть ли не на попе, только он все в дали и судя по ощущениям никак не приближается. И наконец, когда камни закончились, началась тропка идущая почти до самого низа.
Квалвика (Kvalvika), ночевка.
Гуляют овечки, стоит несколько палаток, только людей практически невидно. Ищем место под палатку, пусть будет на пригорочке с видом на закат. Ставим, разуваемся, идём к морю. Я переодеваюсь в надежде искупаться, но гложат сомнения. Ветер холодноват, залезть то я залезу, а вот вылезать под таким ветрилой, бррр. В итоге мочим ноги, водичка хорошая, после ботинок просто кайф.
Смотрим, коллега-турист идёт с бутылью куда-то, давай проследим... Видим несёт обратно полную бутыль. Маша говорит что очень быстро набрал. Заметили место где наполнял емкость, осталось самим сходить разведать. Взятая с собой вода рано или поздно должна закончиться.
Возвращаемся обратно в палатку. Кипятим воду, завариваем по супчику, хорошо! Потом по чайку с бутербродами с московской ещё колбаской. Согрелись, наелись, теперь можно и пополнить запасы воды. Сходили, действительно всё облагорожено, из ручья собирается вода и вытекает из трубы, быстро набираем воду, живём! Вода есть!
Если кто-то пойдёт на Квалвику (Kvalvika), ручей будет с правой стороны, если спускаться к пляжу. Но ставить палатку у ручья, не знаю на сколько целесообразно. Утром там тень, вечером тоже быстро наползает тень от горы. А у нас был закат виден до того момента, пока солнце не ушло за горизонт. Так что место выбрано было не плохо, хоть и более ветренное, чем правая часть пляжа, прикрытая скалами.
Вот вид от пляжа (спиной к океану), вдалеке наша синенькая палатка, вверху видно перевал, если пойти налево вдоль пляжа будет вода, слева скалы подходят практически к океану.
На такие горы можно смотреть вечно. Хотя, надоест со временем может быть, не пробовали. Вечности в запасе не было, поэтому всё казалось неповторимо красивым.
А это вид из окна палатки, может остаться здесь жить? Лежать вот так и нежиться на солнышке, выглядывая из окошка.
Sea-view однако! Окна выходят четко на запад, т.е. на закат. Сейчас уже вторая половина августа, поэтому полночного солнца нам увидеть не удасться.
Солнышко теплое и ласковое. Немного портит впечатление ледяной ветер, дующий со стороны открытого океана. Выбрала место, закрытое от ветра камешком, там даже брёвнышко лежит. Сели с Машей, позагорали. хорошо!
Часов в восемь вечера подошли Наталья, Дима и Даник. Мы по началу пытались общаться на улице. Но пронизывающий ледяной ветер, плавно переходящий в штормовой, не располагал к длительному общению в таком формате. Никогда бы не подумала, что палатка, взятая с собой и не рассчитаная на 6 человек, смогла с относительным комфортом уместить две семьи. Создалось впечатление, что при желании можно было бы упихать внутрь и большее количество человек.
Перед тем как начать ужинать, туристы любуются закатом. Но, долго на улице не продержаться. Пронизывающий холодный ветер гонит в палатку.
На боевом посту. Одно из немногих мест на пляже, где можно укрыться от ветра.
Раскочегарили нашу туристическую плитку, вскипятили чай. Бутерброды пошли "на ура". В последствии и не только бутерброды. Дима, ради торжественной встречи, вез из самого Питера бутылку виски. По окончании трапезы на тот же баллон газа поставили газовый туристический фонарик. Вещь, скажу я вам, незаменимая оказалась. И светит, и греет. Вряд ли мы бы просидели до двух ночи травя туристические байки без волшебного фонарика.
Пока сидели, начался и закончился дождик. Но ветер холоднющий, по прежнему не утихает, а только усиливается. Ребятам нужно было возвращаться в свою палатку. Бррр, холодно наверное ложиться, но никто нам Хилтонов на диком пляже Северного Ледовитого океана и не обещал. Экстрим однако. В третьем часу утра!!! все угомонились и наконец-то улеглись спать.
Пляж обезлюдел. Уставшие туристы разбрелись по полаткам и отправились на боковую.
Квалвика (Kvalvika), обратно на стоянку.
Я вообще просыпаюсь рано, часов в 5 меня разбудило непонятное явление - кто-то изо всех тряс палатку. Сначала мы подумали что наши новые знакомые пытаются нас таким образом разбудить.
Серьезное испытание для нашей палатки.
Оделась, выбралась из палатки, оказалось что это ветер, причем такой силы, что можно лежать на нём и не упадёшь. Есть выражение: "дует как в аэродинамической трубе". Не знаю, как на самом деле дует в этой самой трубе, но по ощущениям, наверное так и должно быть. Облачность низкая, о солнце нет и речи. Тучи, кажется можно дотянуться рукой.
Сделала несколько снимков, раз уж встала. Набрала свежей воды из ручья, умылась... и дальше досыпать. В девятом часу утра была та же самая картина (интересно, если бы я тучи не сфотала, возможно они бы убрались восвояси?) Я готова была бы и без фото пережить, если б знать, что это закон подлости сработает. Штормовой ветер усиливается, и начинают возникать серьезные опасения, выдержит ли каркас палатки. Хорошо с ночи поставили штормовые растяжки. Вообще интересные ощущения, когда сидишь в палатке, а потолок, до которого сидя в нормальных условиях не всегда и рукой достанешь в высокой его части, теперь давит тебе на голову.
Позавтракали в нашей палатке, пока Даник досматривал сны. Ребята молодцы, подготовились к походу серьезно, даже гречку заварили в термос на утро. Вот её то мы и подогрели кипятком, который добыл нам наш верный примус. Так вот с миру по нитке получился вполне приличный завтрак - гречка с молоком, бутерброды, шоколадные батончики, горячий чай. А вы говорите "дикие стоянки". Отличный сытный завтрак, после которого есть не хотелось практически до самого вечера.
Собирались весело, периодически ловя и отнимая у жадного ветра части палатки и своего скарба.
Попутно развели костёр. Как же без костра то. Кстати, уже под конец камни здорово нагрелись и около них можно было греться.
Вообще-то по всей Скандинавии открытый огонь запрещен.
Собрав вещи, пошли сказать до свидания такому не ласковому сегодня прибою. Разуться и зайти в воду ни у кого даже мыслей не возникло. Вернее вертелась мыслишка на задворках, но сознание её задавило рационализмом: "заболеть в чужой стране... неееееее".
Чего только море не выносит на берег.
Напозировались на пляже, натрогались водичку, пора и в путь. И снова наверх... Как-то тяжеловато, но быстро входишь в ритм. С остановками, с отдыхом добрались до верха. Мы думали, что ветер был на пляже? Это не ветер, а так ветерок! На вершине ветер в прямом смысле сбивал с ног и даже лечь на него не очень то получалось. Даже не наклониться в его сторону, чтоб лечь. Но преодолели перевал и чем ниже, тем комфортнее было спускаться.
Ха, спускаться то не подниматься. Даник бежал где-то впереди и изредка останавливался нас подождать. Почти внизу, сделали привал, допили чай, который стойкий Дима нёс с самого пляжа. И к машине, греться. Пусти нас бегемотик в своё теплое брюшко!
Залезли внутрь, печки на всю, вроде отогрелись. Обменялись информацией, распрощались с ребятами. Как оказалось, преждевременно. Жаль было расставаться, но у каждого из нас была своя дорога и свои планы.
На этот день у нас было запланирована прогулка по побережью с целью выявления красот и поисков хорошей погоды. Охота за солнцем продолжалась. Как видно из фото, погода резко подпортилась, небо затянуло тяжёлыми облаками, временами поливал противный дождичек. Тоже конечно красиво, но мы хотели солнечной, радостной красоты, а мрачные норвежские пейзажы мы всегда успеем найти. После сегодняшнего экстрима хотелось одного, нет, двух вещей: тёплого или горячего душа и мягкой постели.