Ралларвеген - главный норвежский велоаттракцион. В основе успеха: протяженность (как раз под уикенд), красоты (плавный переход с горного плато в видовую Фломскую долину со всеми сопуствующими плюшками: озерами, речками, водопадами, ущельями, видовыми площадками), отсутствие машин (абсолютное) и то что практически всю дорогу придется ехать под уклон (за 60км спускаемся с 1300 м до уровня фьорда).
Самый популярный маршрут Finse-Flam, примерно 55 км, легко проходится одним днем за 6-7 часов (если в режиме релакса). Для торопыг есть участок Myrdal-Flam. Но все это не для нас - лететь через пол-Европы, чтобы прокатиться одним днем, не продуктивно как-то. Поэтому лучше запланировать прохождение всей трассы от Haugostol до Flam. В спокойном темпе 2 дня. Ночевка в Финсе.
До Haugostol (Хёугастёль) поезда из Осло ходят 4-5 раз в день. Ехать чуть более 4-х часов (400-700 крон). Если прилетаете утренним Аэрофлотом из Москвы, то уже в 18 часов будете на месте и на утром можно в путь.
Бронировать велик и гостиницу\хостел в Haugostol https://www.haugastol.no/en/. В Финсе - гостиница Finse1222 и хостел FinseHytta - и тот и другой объект с букингом не очень дружны.
Ну и далее картинки - просто и наглядно.
Выбор велосипедов огромен. Можно заранее не бронировать. Работают два лютых конкурента. У одних байки Merida, у других DBS. Цены и качество одинаковые. Велики заточены под трассу.
Если поездка не совсем эконом класса, то в Финсе лучше остановиться в уютном и атмосферном "историческом" Finse1222. Вход прямо с жд платформы.
Как и в любом норвежском "историческом" отеле даже в номерах по 2-3 тысячи крон нет ТВ. Фишка такая, типа релакс и зомбоящик несовместимы.
Народ, проходящий трассу полностью легко узнать по красным велорюкзакам, что выдают только в Haugostol
А это бюджетный FinseHytta. Со станции практически не разглядеть. В букинге тоже .
Если катитесь из Haugostol, то будете в Finse в обед. До вечера можно гулять по окрестностям - троп немеренно.
Кстати указатель врёт - до Флома 55 км, а не 60. Видите рядом с вывеской бумажку формата A4? На ней как раз указаны реальные расстояния.
Стартовая точка "классического" маршрута по Дороге. Торец платформы станции Финсе.
Первая тропа влево - сама Дорога. Вторая тропа - старая трасса Бергенбаны. После строительства десятикилометрового FinseTunnellen все это хозяйство отдано на откуп велотуристам.
Качество горной части дороги везде примерно такое. Населенность такая же. Нет, когда остановишься, примерно раз в 10 минут кто-то пролетает. Но катишься почти всегда в гордом одиночестве. Что радует.
ИМХО, главная опасность на Дороге вот такие промоины. Это когда расслабишься и как раскочегаришься под горку да по ровной дороге, вписываешься километрах на 15-20 в плавный поворот, а там яма...
Особую изюминку Дороге предает тот факт, что всю горную часть маршрута она идет вдоль заброшенного участка Бергенбаны, мимо "мертвых" станций ...
... и старых туннелей.
Впрочем, некоторым станциям умереть не дали и они работают как гостевые дома.
Это полустанок Fagernut. Когда-то самая высокая часть Бергенсбаны. 1304 м. Сейчас самая высокая станция — Финсе (1222 м). Летом это не только гостевой дом, но и кафешка.
Стоим на Hogste Punkt, самой высокой точке Дороги - 1343 метра. Вид на всемирно известное озеро. Какое спросите???
А то самое, где в 1979 году Джордж Лукас снимал сцены штурма Echo Base из пятого эпизода Звездных войн.
И как следствие - Finse уже давно является культовом местом для фанатов киносаги. Поэтому штурмовики на станции дело обычное, как и электровоз бергенского экспресса, что вместо гудка, может вдруг выдать Имперский марш.
Хотя дорога официально открывается с начала июля, планировать путешествие по ней стоит лишь с начала августа, иначе часть маршрута будете проходить пешком...
... впрочем и августы разные бывают. Это 16 августа 2015-го... Хотел написать - сверяйтесь с отчетами об обстановке на сайте Finse1222, и не стал - а чего сверяться, если билеты уже куплены.
И еще пару слов про снег. Зачем, думаете, здесь фото этого красивого дяденьки?
Ответ - этот дяденька показывает как НЕ надо одеваться для похода. Горы + снег + солнце = во Флом приехал уже индеец, а кожа у этого Виниту, сползала, как у змей, еще полторы недели.
Поэтому в верхней части пути, даже если во всю шпарит солнце - минимум открытых частей тела. Ну или крем какой от загара.
За запасы воды можно не беспокоиться - Дорога пересекает массу речушек с чистейшей ледниковой водой.
В районе станции Hallingskeid старая Бергенбана соединится с новой, Дорога уйдет с плато и пойдет уже ниже уровня снегов, станет тепло, зелено и менее ветренно.
А далее одна из самых приятных частей маршрута долгий многокилометровый спуск...
... педали не крутишь, только притормаживаешь иногда...
.. и постоянно вращаешь головой - Красотища та какая!!!
Чуть не доезжая Мирдаля, справа от Дороги будет отель Vatnahalsen. Специально для велосипедистов они устроили уличную кафешку. Идеальное место для перекуса с видом на Фломскую долину. Можно свое что-то пожевать, можно покупное.
Правда, есть у кафешки небольшая "чудинка": принимаются только норвежские карты и кеш. Не удивляйтесь.
За Мирдалем стартует Мирдальский серпантин (фото из окна Фломбаны).
Виды с него шикарные.
Но сам спуск крайне опасный. На въезде висит знак "проезд только пешком". Но все его игнорируют и иногда, редко, но метко, кто-то улетает в водопад.
Съезд с серпантина. Знаете, как на Дороге вычислить тру-норвежцев? Они будут ехать вам на встречу! Вот этот мужик на одном рывке проехал весь серпантин, а там перепад высот метров 250 будет...
За серпантином начинается пологий спуск к фьорду по дну Фломской долины. Примерно через километр будет ферма Kardal, справа от дороги будет лавка с разными молочными вкусностями, включая уникальный местный сорт коричневого сыра. Чутка дороговато ибо туристов много - избаловали.
Ворота не от людей. Чтобы козы не разбегались. Не забываем закрыть за собой!
До Флома еще чуть более 10 км вот такой беззаботной дороги. Катись под горку да пой негромко позитивные песни. Но, внимание, с этого момента на Дороге начинают появляться автомобили.
Впрочем, страшнее авто на этом участке дороги - пенсионеры-велосипедисты с зашедших во Флом круизеров. Общие правила Дороги - гоним слева, релаксируем справа, часто данными группами граждан просто игнорируются. Поэтому обгоняем этих ребят крайне осторожно.
А вот тут, если не уверены в себе, лучше пройти пешком - врезаться в стенку туннеля в полнейшей темноте просто до безобразия.
А вот при строительстве Фломбаны для реки пробили туннель.
Если ехали в режиме релакса, то в окрестностях Флома будете в 17-18 часов. Особо не беспокоимся за байк - сдать его надо до утра следующего дня. Так что, если будут силы, можно сгонять в Aurland по тропе вдоль фьорда.
Место сброса великов. Просто оставляете велик и уходите. Единственно сверьтесь, что там лежат велики вашей конторы (не забыли, что их две?). Мериды точно здесь скидывают, а вот DBS не помню то ли здесь, то ли в 50 метрах за зданием жд музея.
Ну вот типа все, надеюсь понимание, того что ждет вас на Дороге получили.