Ноябрь 2020, вторая волна короновируса бушует в Европе, большинство стран закрыто для туризма, а мы с моей второй половинкой за весь год так никуда и не съездили, кроме как 3-дневного визита в Стамбул в феврале. Из более-менее доступных вариантов только Турция, Египет, Украина, Сербия, Черногория. Больше всего, конечно же, привлекала Черногория, я предпочитаю активный отдых пляжному, горы, леса и озера – морю, а ЧГ могла этого предложить вдоволь. Но из Минска ничего уже не летало в ноябре, а раньше летали только чартеры, которые входят в стоимость тура от 400 евро за человека с фиксированными датами и ненужным отелем, что нам не подходило, так как привыкли отдавать за билеты на самолет до 100 евро, ведь Вильнюс под боком, а там Ryanair, Wizzair и другие лоукосты. В середине октября мы узнали, что наш друг будет несколько месяцев жить в Черногории (Петровац), проверили, какие есть варианты туда добраться, и нашли достаточно приемлемый – прямой рейс из Минска в Белград за 176 евро туда-обратно и дальше на машине. Купили билеты с 30.10 по 16.11, решили, что задержимся там еще и поработаем полторы недели удаленно, на выходных путешествуя.
Вводные:
-взяли в Белграде Opel Astra Sedan 1.6 автомат на 17 дней за относительно смешные 263 евро (15.5 евро в день). Механику можно было в 2 раза дешевле, но, зная, что предстоят горные дороги, решили не предаваться такой экономии.
-жили мы в одном месте, город Петровац, что оказалось вполне удобно для путешествий по ЧГ. Один раз ночевали в Жабляке и 2 раза в Сербии на обратном пути.
-интернет. В ЧГ брали prepaid Telenor 500гб (только интернет) на 30 дней за 15 евро (хотя можно было на 14 дней за 10 евро), раздавали на 4 устройства, работали через него, вполне справлялся. У них там сезонные предложения, нужно проверять на сайте. В Сербии тоже брали симки, за 3 евро можно взять на 3-5гб и даже со звонками, но в аэропорту не нашли, возможно, были закрыты точки.
-световой день 10 часов, рассвет в 6.30, закат 16.30.
День 1. Белград – Петровац
Это верный маршрут из Белграда в Черногорию, через Нова Варош и Приеполе, не через Сеницу!
Недалеко от аэропорта, взяли самую дешевую симку за 3 евро на 3гб интернета.
Изначально по плану было посмотреть на меандры реки Увац, это небольшое отклонение от маршрута, думали там отдохнуть на пол пути, но как-то, подъехав к городу Сеница, мы поняли, что заканчивается световой день, а до самогО вьюпоинта еще около часа пути и решили оставить это место на обратную дорогу. Стоит заметить, что сама дорога по горной части Сербии была очень живописной, особенно радовали осенние цвета леса.
Далее началось самое интересное, гугл проложил маршрут как на карте ниже и почему-то в тот момент нас это не смутило.
Сомнения начали появляться в пути, ибо дорога перестала быть асфальтированной, и мы откровенно ехали по ямам и камням через лес, где не было никаких машин кроме нашей. А ведь это «трасса, соединяющая 2 страны», и мы задавались вопросом: фуры здесь тоже ездят? Назад уже ехать не хотелось, решили доползти, но в конце дороги нас ожидал шлагбаум и пограничный пост, как оказалось, только для местных жителей, ибо продолжение дороги уже вело в транзитную зону, пропуская сербский блокпост. Ребята искренне пытались нам помочь, звонили своему начальству на заставу, но все же не впустили, сказали ехать обратно, переночевать где-нибудь в Златаре и утром уже пересечь границу в нужном месте. Уже темно, время близится к 17, нам нужно преодолеть ту же дорогу обратно + остальное расстояние до границы по правильной дороге, что в сумме около 4 часов и еще 3 часа по Черногории. В голове это звучало нереальным, приняли решение ехать и смотреть на состояние по ходу, так как не было желания утром, когда уже светло, проезжать всю Черногорию, ведь у нас запланированы эти места буквально на следующие дни, не хотелось смазывать впечатления. 4 часа до границы прошли очень бодро, на часах 20.30, я и под парой энергетиков нахожу в себе силы решиться доехать уже до Петроваца.
Встав в 5 утра в Минске, час на авто до аэропорта, 2 часа перелет в Белград, в 9.30 утра по-местному (-2 часа) взяли машину и только в 23.30 мы были в месте ночлега, итого, за сутки 15 часов за рулем, из них 14 за раз. Никогда до этого в жизни не приходилось столько времени быть за рулем, для меня это было настоящее испытание. Выручали сильно разговоры и всякие игры типа трехлитровой банки, петляющая дорога практически на всем пути, которая не позволяла расконцентрироваться, энергетики и, конечно, вызов самому себе!
День 2. Петровац – Старый Бар – Улцинь – Петровац
Этот день намеренно сделан не сильно насыщенным по местам и километрам, нужно было отдохнуть после дороги, зарегистрироваться как турист, купить симку.
Предварительно изучив вопрос регистрации здесь же на форуме, однозначного понимания нужно это делать или нет, так и не появилось. Мы решили заплатить налог, чтобы избежать потенциальных проблем, особенно учитывая тот факт, что на обратной дороге мы будем пересекать границу на машине. Работники туристического центра взяли с нас по 1 евро за каждый день наличкой (и только), отсканировали паспорта и внесли в электронную базу.
Далее город Бар и сим карта Telenor там. Нужно иметь в виду, что офисов мобильных операторов нет в маленьких городах, как Петровац. Также симку нужно активировать с паспортом в офисе оператора, либо, как у нас было, прямо в киоске продавец взяла паспорт и активировала. Если не активировать, через 7 дней перестанет работать. В самом Баре ловить нечего, сразу двигаем в Старый Бар.
В Старом Баре само собой крепость (вход 2 евро + 1 евро за буклетик с картой). Туристов нет совсем, зато ооочень много пчел. Сама цитадель - неплохо, вид на горы, на акведук, на все про все часа точно хватит. Вдоль крепостных стен много ресторанчиков, большинство из которых не работало, тем не менее, там достаточно атмосферно, много котов, но еда в ресторане, где мы ели, была так себе. После мы еще спустились на машине к небольшому каменному мосту, который приметили еще со стен крепости и съездили к самой старой Оливе в мире(?).
Далее выдвинулись в сторону города Улцинь, в планах было попробовать поплавать, поэтому сразу направление было взято на пляж Вальданос, который оказался совсем непригодным для того, чтобы хотя бы помочить ноги и посидеть на песочке, но по дороге к нему, была неплохая обзорная площадка, ей в принципе можно ограничиться и двигаться дальше в Улцинь. День заканчивался, мы решили не ехать на Велика плажа, направились на Малый в самом городе. Солнце садилось, выходить из воды уже холодно, ограничились «купанием» ног. Следом Старый город, сильного впечатления не произвел, все в закрытых ресторанах, ничего старого почти и не чувствуется, со стороны выглядит интереснее, но порадовал красивый закат сквозь окна в крепостных стенах. На этом день близится к завершению, по плану супермаркет, ужин дома и очень ранний подъем на следующий день, чтобы не упускать светлые часы.
День 3. Петровац – Каньон Морачи – Биоградская гора - Мост Джурджевича – Жабляк
День начинается рано утром, выезжаем до восхода солнца. Первая точка - подвесной мост через реку Морача, который стоит посещения, однозначно! Он вполне себе безопасный, но эмоции, когда стоишь по центру моста над пропастью высотой метров 70 (субъективно), очень даже экстремальные. Мы были там ранним утром и это была вполне себе толковая альтернатива кофе. При подъезде к месту не пропустите маленький поворот с дороги, будто бы в кусты, можно посмотреть на карту в режиме спутника, поймете, где он. Вторая остановка – это достаточно большая парковка перед тоннелем, откуда открывается шикарный вид на каньон! Не забудьте развернуться в обратную сторону, когда выйдете из машины =).
Далее национальный парк Биоградская гора. Сначала, по сильно петляющей асфальтированной дороге, доехали до озера с атмосферным небольшим причалом. Далее вьюпоинт Бендовац на вершине горы. Дорога от озера вверх совсем не для легкового авто, потому что полностью из камней и очень часто эти камни слишком большие и конкретно цепляют дно, поэтому, проехав примерно пол пути вверх по этому серпантину со средней скоростью 5-10 км/ч, решили, что оставим машину и пройдем пешком. Оставшийся путь занял 50 минут вверх, минут 30 на фото и обед на вершине и минут 30 обратно до машины. Если идти пешком от озера, думаю, можно накидывать минут 50 вверх и 30 вниз, всего закладывать на этот парк не меньше 4 часов, если хотите сходить в хайк и темп будет достаточно бодрым. Если только озеро, то максимум 1 час, с учетом дороги по парку до озера туда-обратно. Если делать вывод, то парк превзошел все наши ожидания и очень всем понравился!
Следующая точка Мост Джурджевича. Ехали туда прокатиться на Zipline и посмотреть на мост, но большего всего впечатлил, наверное, вид с середины моста на осенний лес и воду восхитительного цвета. Сам мост тоже вполне себе интересный. По Zipline у нас было 2 варианта на выбор. Первый, Extreme, 25 евро, чуть больше километра и идет сверху каньона вниз, то есть скорость со старта сразу в районе 100 км/ч, руками нужно держаться, можно одной, а второй пытаться снимать, но есть вероятность: 1) уронить телефон; 2) начать вращаться, так как держишься одной рукой, что, собственно, и произошло с нашим товарищем. В итоге все равно остался доволен, но это нужно иметь в виду. Второй, не могу найти сайт, характерен желтыми пикапами, точка старта здесь, но в гугле указан сайт предыдущего! Стоит 20 евро, так как мы были вдвоем, то нам сделали по 15. Длина не сильно отличается, около километра, но здесь уже не сверху вниз, а сверху и просто чуть ниже на другой стороне, поэтому скорость в начале примерно 60 км/ч, начиная с середины уже 30-40, также здесь не нужно держаться руками, потому что ты сидишь в специальной экипировке, поэтому руки свободны, можно спокойно снимать все вокруг, наслаждаться видами и никуда не вращает.
На улице уже темнеет, направляемся в арендованный домик в Жабляке. Нужно иметь в виду, что по воскресеньям не работают супермаркеты, поэтому все продукты для ужина у нас с собой! По мелочи всегда можно докупить чего на заправках.
День 4. Жабляк – Дурмитор – перевал Седло – Пивское озеро – Острог – Петровац
Национальный парк Дурмитор. Рано утром мы пошли к Черному озеру и решили прогуляться вокруг него, заняло около 2 часов. Во время хайка погода была не очень, было достаточно пасмурно, поэтому никаких супер-пейзажей запечатлеть не получилось, хотя то и дело удивлял цвет воды, ну и чистейший воздух. Но вот когда мы его обошли вокруг, стало вылезать солнце и тут началось раздолье для фотографа, мы зависли там еще на часа пол, вдоволь налюбовались восхитительными видами и наделали кучу фотографий. Далее думали подняться на Савин Кук, но подъемник в ноябре не работает, подготовка к зимнему сезону.
Следом дорога P14 через перевал Седло. Несмотря на то, что на улице ноябрь и трава на склонах уже выцветшая, ощущение масштабности и объема никуда не делось. По дороге, на очередной остановке, нас ожидал «рейнджер», который попросил заплатить каждого по 3 евро за то, что мы фоткаем тут все. Подискутировали с ним на тему того, почему это не делают на въезде, и почему хотя бы не предупреждают о том, что удовольствие платное, но внятного ответа он не дал, зато дал нам билеты, номера которых внес в какую-то базу через телефон.
Далее Пивское озеро, там 2 обзорные площадки, первая по координатам 43.174268, 18.858112, вторая. Вода не перестает удивлять, очень красиво! На второй есть беседка, в низкий сезон, думаю можно там устроить перекус.
Последняя точка на сегодня - монастырь Острог. Удивляет, конечно, его расположение, сложно представить, как его там строили и главное зачем?! По дороге есть обзорная площадка, с которой можно посмотреть на монастырь издалека и оценить насколько он высоко в скале. Ну и вблизи монастырь очень необычный, можно посмотреть на мощи святого Василия Острожского, в ЧГ, насколько я понял, он очень важный святой. Также можно подняться наверх монастыря, оттуда открывается красивый вид, особенно на закате.
День 5. Петровац – Пераст – Херцег Нови – Петровац
В этот день мы направились в Боко-Которский залив, причем намеренно пропустили сам Котор, так как он, серпантин, Ловчен были запланированы на один из следующих дней. Утром по заливу стелился туман и вместе с солнцем выглядело все это красиво. Итак, первая точка – городок Пераст. Припарковав машину, начали неспеша прогуливаться по городу, смотреть архитектуру и, конечно, виды на бухту во все стороны, действительно чем-то иногда напоминает Гальштат. Следом взяли водное такси за 5 евро туда-обратно с человека на остров, на котором находится Церковь Богородицы, собственно одна из причин, почему туристы приезжают в Пераст. Время нахождения на острове оговаривается с «таксистом», нам хватило пол часа на то, чтобы обойти весь островок, заглянуть в церковь, пофотографировать.
Далее, обогнув почти всю бухту, приехали в Херцег-Нови, посмотрели старый город, подошли к крепости Канли Кула, но она оказалась закрыта, в ноябре уже не работает. Альтернативой стала Крепость Шпаньола, хотя достаточно сложно назвать это туристическим объектом, скорее общественным туалетом, но потенциал очень хороший, государству нужно бы вложить туда денег.
Дорога домой лежала уже не через Пераст и Котор, а через паромную переправу и Тиват. Паром уезжает, как заполнится, мы заплатили 4.5 евро, заехали первыми, за минут 5-7 паром забился и мы отплыли. Оставалась буквально 30 – 40 минут до темноты, хотели заехать в Тиват, посмотреть на яхты, но, как нельзя кстати, были остановлены патрулем полиции, как оказалось из-за того, что проехали на красный цвет. Светофор был временный, обеспечивал поочередное движение по одной полосе, так как вторая ремонтировалась, я как-то отвлекся и по инерции поехал следом за машиной впереди, собственно, нас двоих и настигла полицейская машина спустя 2 минуты. Сначала оформляли первого, дали штраф 300 евро, настала моя очередь, полицейский объяснил, что нарушение серьезное, штраф 200 евро на месте по карте или 300 евро на почте наличкой, меня откровенно не устраивал ни один из вариантов, рассказал ему, что мы туристы из Беларуси, что очень аккуратны на дорогах, а эта чистая случайность и что этот штраф совсем нам не по карману, офицер предложил вариант, где я «говорил по телефону за рулем» за 60 евро, что куда лучше! Я без колебаний принял предложение, оплатили штраф по карте на месте и уже мимо Тивата поехали домой.
День 6. Петровац – Свети Стефан – Будва – Петровац
Разгрузочный день. Полуостров Свети Стефан, наверное, один из самых узнаваемых видов Черногории, мы тоже не упустили возможности посмотреть на него и вблизи, и с высоты, забравшись по отличной асфальтированной дороге наверх к Цркве Св. Саве.
Ну и, собственно, Будва. Сначала посмотрели на местные яхты, следом Старый город. Внутри много церквушек, узкие улочки и Цитадель, вход, в которую стоил 3.5 евро. Оттуда открывается красивый вид на город, также там есть небольшая экспозиция макетов кораблей, интересно!
Из Старого города Будвы мы направились на пляж Могрен полежать, поплавать. И пляж действительно неплохой, нам там очень понравилось, но на всем пляже было кроме нас максимум 10 человек, думаю, в сезон и когда нет короновируса там сотни отдыхающих. По дороге к пляжу известный Памятник Балерине, а за пляжем небольшая тропа по камням на скалу, с которой также открываются красивые виды и с нее можно понырять.
Завершением дня стал прекрасный ресторан по дороге домой с восхитительным закатом, видом на Свети Стефан и кроликами, бегающими по двору ресторана.
Следующие 2 дня мы работали, в обед выбираясь на пляж на 40-50 минут, искупнуться и немного полежать на солнце.
День 7. Петровац – Цетине – Негуши – Которский серпантин – Котор – Петровац
После 2 рабочих настали выходные и будто бы новое путешествие. Начали день с Монастыря в Цетине, он примечателен в первую очередь тем, что там хранится Десница Иоанна Крестителя. Следом, если верить гуглу, лучший вид на Котор и в принципе не соврали, очень захватывающее зрелище. Далее село Негуши, живет там несколько десятков человек, все делают домашний сыр, пршут, мед, самогонку и продают это туристам. Мы купили там 120г нарезанного вакуумированного пршута за 4 евро, который был очень неплох и баночку 500г восхитительного меда за 6 евро, не уверен, что понял из чего он на 100%, но по описанию хозяина и вкусу похоже, что пчелы трудились в сосновом горном лесу.
Которский серпантин. Очевидно лучше его проезжать сверху вниз, хотя в обратном направлении не пробовали, но предполагаю, что ощущения приятнее, когда едешь сверху, да и с горы ехать как-то веселее. По дороге останавливались несколько раз для фото, вот одна из точек. Дорога, к слову, совсем не опасная, как многие пишут, на всем пути стоят бетонные ограждения, просто нужно быть внимательным, особенно на поворотах, чтобы контролировать встречку. Ну и есть вероятность, что в сезон там история отличная от нашей, связанная с трафиком, потому что за все время спуска, я думаю, мы и 20 машин не встретили.
Ну и сам Котор. По всей улице Put I Bokeljske Brigade бесплатная парковка, по крайней мере в ноябре, там мы оставили машину и направились в сторону Крепости Святого Иоанна. Мы выбрали тропу, которая начинается здесь, потому что она без ступенек, широкая, можно было спокойно подняться, заняло меньше часа. Рассказываю в чем фишка, есть 2 варианта попасть в крепость: через главный вход, заплатив 8 евро, с 8 до 20; через лаз в стене, бесплатно, пройдя тропу за крепостью. Поэтому, если желание сэкономить 8 евро на каждого человека превосходит нежелание вставать рано утром, то можно подняться по бесплатной тропе до того, как там появится работник, который вас развернет обратно на платный вход. Во сколько он там появится непонятно, вероятно, после 8, поэтому начать подъем следует в 6-7 утра. Спуститься обратно можно будет и по платной тропе, на выходе у вас билеты никто просить не будет. С ноября по март главный вход также бесплатный, персонала нигде нет.
По дороге есть 2 остановки, где можно купить напитки, сыры и, наверное, перекусить. Сама Цитадель вблизи не производит впечатление, так как нет понимая, почему я за это должен платить 8 евро в сезон. Наверху мусор, грязно, разрушено все, состояние заброшенного исторического объекта, но оттуда открываются потрясающие виды, наверное, за это!
Спустились мы уже через главный вход. Крепостные ступеньки ведут прямо в старый город, прогулялись часа пол там, и начали искать место для ужина. В старом городе и возле него как-то ничего не цепляло, да и цены были на порядок выше, поэтому нашли ресторанчик недалеко от машины и не пожалели, вкусно и умеренно по ценам.
День 8. Петровац – Вирпазар – Грло Соколова - Ријека Црнојевића – Петровац
Последний день путешествий по Черногории. Первым делом проехали через Вирпазар к вот этой обзорной площадке, но ничего сильно впечатляющего там не увидели, интереснее виды были по дороге к этому месту. Возможно, летом, когда все цветет, там красивее.
Далее мы направились на горную границу с Албанией – Грло Соколова. Нужно доехать до деревни Korita, оставить машину на «парковке» (42.490519, 19.544097) и оттуда минут 15-20 пешком по указателям до обзорных лавочек (42.48281, 19.547032). Мы, конечно, не упустили возможности посидеть на этих лавочках, перекусить и насладиться вдоволь видами гор.
Обратную дорогу проложили через село Delaj, во-первых, чтобы не ехать тем же путем обратно, во-вторых, там есть на что посмотреть, а именно огромный крест и Иисус, смотрящий на каньон.
Последним местом в этот день стала обзорная площадка, которая называется Павлова Страна. С серпантина рядом также открывается классный вид.
На этом наше путешествие по Черногории закончилось, хотелось бы подвести некоторые итоги.
Осенью в ЧГ прекрасно! Вода еще умеренно теплая для плавания, на улице температура нашей весны и деревья всех цветов! Сама страна Очень красивая: много гор, начиная от скалистых, заканчивая теми, что покрыты лесами; красивые озера и реки с просто непередаваемым цветом воды; живописные и, что немаловажно, хорошие и бесплатные дороги; ну и безумно чистая Адриатика.
Очень много котов! Я думал, что в Стамбуле много котов, но нет, в ЧГ они везде. Очень мало туристов, что порой чувствуешь себя неловко, создается ложное впечатления, что место не такое уж и классное, раз тут нет людей (наверное, это психология). Как следствие - нет трафика, планировать время на дорогу и поиск парковок гораздо приятнее.
Почему-то были неправильные представления о ценах в ЧГ. Мы думали, что цены в супермаркетах будут близки к нашим, но нет, и не близко. Тоже самое касается и ресторанов, средний чек на двоих 32 евро с учетом чаевых, и мы кушали сдержано, хотя казалось, что будем в 20 вписываться.
Что безусловно оставляет неприятные впечатления, так это то, что страна Очень грязная и, когда видишь очередную гору мусора, начинаешь думать, туристы что ли? Почему власти не убирают? Но потом понимаешь, что все же это местные в первую очередь, потому что мусор в большинстве своем строительный, бытовой, а не просто бутылки и упаковки.
Следующие 5 дней, с понедельника по пятницу, мы работали перед финальным путешествием уже в Сербию! Напишу про него тоже, хоть и оффтоп, но вдруг кому будет интересно.
День 9. Петровац – Каньон Уваца - Водопад Гостиље - Стопића пећина - Златибор
Предстоял снова долгий переезд, но сейчас он уже не пугал, ведь правильную дорогу мы знаем и могли все просчитать. Выехали рано утром, за 2 часа до восхода солнца, чтобы не тратить световой день на дорогу, по которой едем уже в третий раз и чтобы больше успеть посмотреть в Сербии.
Первая точка после 6 часов дороги - меандры реки Увац, конкретно вот этот вьюпоинт, с него, как по мне, открывается самый полный вид на всю змейку. От города Сеница до места, где мы оставили машину минут 40. В начале пути нас застал врасплох ремонтирующийся мост, пришлось объезжать через РЕКУ, местные подсказали, что она не глубокая, можно ехать и перед нами это сделали 2 легковых автомобиля, поэтому решиться было несложно. Хотя, если бы перед нами никто не проехал, вряд ли бы мы решились. Дальше 14 км петляющей дороги, из них километра 4 хорошего асфальта, 4 км хорошей гравейки (подготовлена для укладки асфальта), 6 км обычной гравейки с ямами и всем прилагающимся, но абсолютно не страшно для обычной легковушки, просто не быстро. Оставили машину здесь (43.357557, 19.949460) и минут 7 прошлись по лесу до обзорки. Также все утро был беспросветный туман, что не могло нас радовать, учитывая, что мы едем на обзорную площадку, но чем ближе мы подъезжали, тем яснее становилось. Фотки сделали, сендвичи съели, сипов увидели (правда, вдали), поехали обратно.
Взяли курс на Златибор, по дороге Водопад Гостиље, в ноябре впечатлил не сильно, но летом точно стоит заехать. И Stopić Cave, вот это было неожиданно хорошо, наверное, потому что раньше в пещерах не бывали. В Златиборе очень понравился вот этот ресторан, вот правильные координаты 43.724543, 19.691876, в гугле почему-то криво.
День 10. Златибор - Дрвенград „Мећавник“ - Шарганска Осмица – Белград
Рано утром выехали в поселок Мокра Гора, а именно в этнодеревню Дрвенград „Мећавник“, построенную режиссёром Эмиром Кустурицей для съёмок фильма «Жизнь как чудо». Было крайне туманно, но это абсолютно не помешало. Очень интересное место, со множеством прикольных отсылок.
Дальше Шарганская восьмёрка. Мне понравилась именно та фотография, которая в гугле, хотелось найти точку, с которой она сделана. Найти получилось, фото сделано из этого места (43.800930, 19.521065), возможно чуть ниже нужно спуститься от остановки поезда. Чтобы туда попасть, нужно подъехать к ресторану Jatare, от него подняться по лестнице вверх и пройтись немного по красивому лесу вверх, метров, думаю, 100. В конце нужно будет немного пролезть сквозь кусты, дальше, параллельные нижним, ж/д пути, по которым нужно пройти еще метров 300, затем через тоннель, и будет остановка поезда, она же вьюпоинт 1-КРСТ. Но нам не повезло, т.к. был сильный туман и ничего не было видно.
Последней локацией в нашем путешествии стал Белград.
Интересный город, здесь смешано много стилей, начиная от средневекового замка и построек времен Австро-Венгрии, заканчивая советской эпохой и современными зданиями. Начали мы с парка Калемегдан, там, конечно же, сама Белградская крепость и Zindan Gate, также вызывает интерес Памятник Победителю, сам победитель повернут «лицом» в сторону Будапешта, символизирую победу над Венграми. Со стен крепости открывается красивый вид на слияние реки Дунай и реки Сава.
Далее пешеходная улица Кнеза Михаила, Площадь Республики, Народная скупщина Республики Сербия, парк Ташмайдан. Дошли до Музея Николы Теслы – достаточно интересно, но лучше брать экскурсию на английском, в нее еще входит часть, где показывают разные опыты с электричеством. В музее также хранится его прах. Последняя достопримечательность на нашем маршруте - Храм Святого Саввы, новый храм, построенный Газпромом, впечатляет разве что своими размерами.
Завершением дня стал атмосферный ресторан недалеко от храма.
На следующий день туристических задач не стояло, нужно было помыть и заправить машину, сдать ее вовремя и ожидать самолет обратно в Минск!
На этом наше путешествие по Черногории и Сербии закончилось, было круто! Все же в 2020 можно путешествовать! Спасибо всем за внимание!