Здравствуйте.
Решили мы с женой по-путешествовать по Юго-Восточной Азии и начать с Таиланда, а поездить не по суше, а по морю, к тому же дешево и интересно.
Думали взять яхту в чартер, но тогда о решении посмотреть Таиланд "не дорого" пришлось бы забыть, а следовательно решили вписаться в команду к какому-нибудь яхтенному капитану.
На ресурсе findacrew нашли капитана-владельца с лодкой (18 метровый тримаран), находящегося в Пхукете (Таиланд) и собиравшегося после некоторого ремонта яхты выходить в сторону Малайзии, Сингапура,восточной оконечности Таиланда и далее до Микронезии и Гавайев.
Вот примерный маршрут (его часть).
------------Маршрут плавания------------
Наверное стоит заметить, что указанный сайт позволяет капитанам найти экипаж на свою яхту, например для дальнего перехода или чтобы разделить судовой распорядок на несколько вахт и снизить нагрузку на экипаж или по-причине создания команды для совместного веселого и интересного времяпрепровождения, а путешествующим позволяет найти яхту. Лодка в этом случае становится вашим самолетом, машиной, автобусом и гостиницей с рестораном одновременно. Стоит это как правило порядка 20-60 Евро в сутки с человека и включает все портовые сборы, стоянки, питание и пользование всем имуществом яхты (акваланги, библиотека, видеотека и т.п.), плюс бесплатное обучение, если вы ни фига не умеете. Согласитесь - не дорого. Мы платили 30$ с человека в сутки, получив за эти деньги огромную кормовую каюту в наше распоряжение.
Выбор яхты заключается в переписке с капитанам по e-mail, оценки маршрута, оценки стран пребывания - мы выбрали поход по безвизовым для россиян странам, оценки стоимости, количеству кают на лодке и т.п.
На лодке мы собирались поработать, так как были пробелы в практическом применении теоретических знаний по эксплуатации и ремонту. Работа в доке исключение, никто вас работать не заставляет, хотите - капитан скажет спасибо, нет - воля ваша. Вы подписываетесь только на переход, ремонт лодки остается в компетенции владельца. Исключения - ремонты в переходе, связанные с безопасностью экипажа и живучестью судна.
Выглядит как-будто вы оттопыриваете большой палец правой руки перед пролетающим мимо транспортным средством, ну чем не Автостоп, только морской - Яхтостоп.
Так вот, перелет случился из Египта - мы там катались на Виндсерфинге и был "быстр", но удобен - Шарм-Каир-Бангкок, а в Бангкоке мы не могли не остановиться на несколько дней по пути в Пхукет. Кстати, внутри Юго-Восточной-Азии мы летали AirAsia, очень понравившимся лоу костером в этой части света (минимальная стоимость перелета была мной зафиксирована на уровне 25$ на человека, из Манилы в Кота Кинабалу, кажется).
------------У дворца Короля------------------------------Улица Бангкока------------
Бангкок - просто супер, нам понравилось вообще все!!!! А от такой вкусной еды я так обалдел, что чуть язык не проглотил, правда жена потратила 2-3 дня на поиски не острых блюд!!!
Лодка в Пхукете.
В г.Пхукет поселились в гостинице с бассейном, холодильником в номере, Wi-Fi, и все это за 330$ в месяц, включая оплату интернета, электричества (в бюджетных отелях Таиланда не всегда свет входит в стоимость) и стиральных машин-автоматов на первом этаже, в которые моя жена как Енот-полоскун каждый день закладывала одежду и через час вынимала чистую и сухую. Отель не на море, зато рядом с многозальным кинотеатром, супермаркетом Big C и кучей забегаловок. Отель назывался Keyoon Mansion.
Для перемещений арендовали скутер за 140$ в месяц, позже нашел за 100$.
--------Супруга научилась быстро--------
Познакомившись с капитаном Филом (показался "странным" ) и с членом команды Эндрю (спокойный и приятный) на следующий день поехали на скутерах на верфь, где переоснащалась лодка. Менялась мачта, такелаж, красился корпус и днище, менялась часть электропроводки. Лодка называлась "Hot buoys", а познакомившись с капитаном поближе, я начал про себя ее называть "Беда", что в последствии подтвердилось целиком и полностью, - такого экстремально-смешного путешествия у нас с женой еще не было!!!!
--------------------Вид с носа-------------------------------Установка шверта------------------------------Чалим мачту-----------------
---------------Поднимаем мачту------------Мачта на месте!Вся корма - наша каюта!
Нам было интересно пару месяцев пожить в Таиланде.
Работы с лодкой затянулись недели на три от намеченного срока. Летали в Малайзию и Индонезию раз в 30 дней в целях обновления Тайской визы (выехал-въехал - новая виза на 30 дней), ну и несколько дней в Куала-Лумпуре и Джакарте тоже не бесцельно потраченное время.
Надо сказать, что Тайский люд показался нам очень порядочным и гостеприимным. Общались мы не с персоналом отелей, а с владельцами рыбацких флотов и лодок, хозяевами ресторанчиков, инженерами и рабочими верфи. Все очень приятные люди!!! Полицейские вежливые и твердые (кстати для искоренения наркомании им позволили не проводить задержание наркодилера, а сносить ему череп из табельного оружия на месте). Говорят, за десять лет снесено 2000 черепов и практически истреблена наркомании в стране. Если это так, то стоит преклонить колено перед твердостью руководителей и честностью полицейских, - попробуйте при таких полномочиях не перестрелять соседей!!!
Команда яхты приходила, уходила, прилетали новые и улетали из-за задержки выхода, по семейным обстоятельствам и т.п.
Менялись шотландцы, американцы, шведка, новозеландец - голова кружилась. Когда все успокоилось и надо было выходить остались мы с женой и прилетевшая из Сингапура русская девушка Наташа (она там учиться), ранее ходившая только в ванную, ну и разумеется наш американский капитан из штата Гавайи - Фил, он же владелец лодки, он же "странный", он же "пианист" (в кают-компании он установил электрическое пианино, которое из-за слабости крепления должно было в первый же штормец упасть на ПОДВЕСНОЙ стеклянный столик, привязанный к подволоку-потолку на четырех ТРОСИКАХ!!!)
За два месяца знакомства мы отлично разобрались в морских кондициях Фила и решили не оставлять его одного, дабы он не перегородил полу-затонувшей посудиной Малаккский пролив, а если серьезно, хотелось все же походить по красивейшим местам Таиланда и Малайзии, - что до Палау и Паликира (Микронезия) нам не дойти мы поняли быстро. Да и весело с ним было. Помню, как я, жена и несколько тайских рабочих и инженеров в ангаре РоллиТаскера, где нам шили паруса и делали мачту умиленно наблюдали как Фил, умно поправляя очки пытается вязатьбулинь!
----------------Булинь Фила------------------------------Я руковожу девушками------------А Маша отдыхает в центре ангара----
----------------Отдохнула--------------------
-----------------Виртуальный тур по фабрике (нажать и держать)-----------------
Но оказалось, что основное веселье нас ждало впереди.
А пока мы путешествовали по полуострову, работали на лодке, читали, ездили на скутере купаться и загорать.
---------------Маша в ангаре----------------------------Маша Фото-Графиня!------------------------Вкусные макашницы!-----------
-------------Слоники------------------------------Левостороннее движение в Тае!-----
Моряками становятся по-разному. Особенно на Гавайях. Однажды простой гавайский парень, намахавшись веслом каноэ (желтая штуковина, похожая на байдарку) сидел у имитации камина в своем коттедже на одном из Гавайских островов. Наблюдая как снуют туда-сюда маленькие, средние и большие суда разного назначения воскликнул: "А ведь я по-жизни моряк!" И отправился к берегам Таиланда, где приобрел по бросовой цене огромный ТРИМАРАН у пожилого американца (точнее у его наследников). Старик прибыл на нем в Сиам и по-причине возраста, либо наследственных заболеваний сошел с ума.
Все было почти готово и яхта спускалась на воду. И вот тут начиналось самое интересное..
После спуска на тележке с салазками в воду лодка была одержана четырьмя заранее заведенными с берега концами,
Видны два носовых конца и наклонный слип
запущен дизель (150 л.с.) и дан задний ход.
Позволив набрать яхте приличный импульс, мотор, решив что уже вполне достаточно поработал, отключился. Яхта же, еще не наплававшись, продолжала двигаться задним 25-тонным ходом! Узкий проливчик у верфи заканчивался, а моя супруга уже неслась по палубе с огромным кранцем в руках с целью проложить сию прокладку между нашей и чужой лодкой, неумолимо надвигающейся с кормы. Я с другим кранцем-пузырем несся за ней, и как оказалось зря - не сообразил. Это был тримаран, то есть лодка, состоящая из трех монохулов общей шириной 10 м.!
Приняв полурезиновый удар в кранец жены, тримаран продолжил разворачиваться в сторону другого борта-гондолы, а вот меня там и НЕ БЫЛО!!! Добежать уже не успевал! Удар был впечатляющий!!! Вопрос возникал только один: "выше или ниже ватерлинии пришелся удар"?
И еще мысль: "стыд-то какой, прям у верфи затонем..." Но тримараны утопить тяжело - разве что перевернув. Кстати, в последствии оказалось, что в одном из двух танков солярка, залитая около года назад "зацвела", - в ней размножились микроорганизмы и двигатель не хотел их переваривать. Мы залили в танк специальное вещество и в будущем собирались его отфильтровать.
А пока мотор не заводился, и мы все стояли как градусник в подмышке. Через 5 минут тайцы завели свой буксир. Мы приняли с него конец и небольшой катерок поволок нас в сторону залива... Маша стояла на руле, а Фил, я и Наталья пытались запустить упрямый дизель. Кэп гонял его на берегу накануне и перед спуском, не долго конечно - без охлаждения опасно, но я уже готов был поверить, что перегрел он родного.
Дальше события развивались еще стремительнее.
Полчаса ничего не происходило. Я готовил якорь, Фил разбирался в движке, тайцы тянули лодку, Маша стояла на руле. Как вдруг Наталья заметила, что наш деревянный тендер-тузик наполняется водой. Он черпал воду и грозил оторвать шлюпбалки. Остановиться в канале с узким фарватером было нельзя, подтащить тузик, набравший полтонны воды тоже, - оставалось ждать когда выйдем в залив и надеяться, что не сломаем балки. Как только вышли на широкую воду, Фил сразу бросился за борт проводить операцию по спасению тузика.
--------------Фил, тузик, буксир---------------------------А я "спас" Фила----------------
Осушив тузик (импортное название "динги"), капитан привязал его по корме обычным канатом, не найдя полиэтиленового (не тонущего). Моряки знают последствия такого шага, я и Фил знали, просто в суматохе перенесли на потом. Но позже забыли.
Тем временем бросили якорь, попрощались с тайцами, переключили топливную магистраль на танк со свежей соляркой и собрались идти на ночную стоянку в AO Chalong -
---Бухта AO Chalong и яхты в далеке---
удобное место в 9 милях от дока для испытаний хода, такелажа, мачты.
На нее-то, родимую, я и посмотрел в этот момент. И обомлел.
Поднявшийся ветер, а значит и волнение раскачивало мачту во всех плоскостях (отдельно от лодки), но страшно было не это - амплитуда не была высокой, а то , что мачта ИЗВИВАЛАСЬ как змея почти по всей длине!!!
Не были грамотно обтянуты ванты и штаги. Я этого делать не умел, поэтому верил капитану - не хочет же он сразу потерять мачту высотой 25 метров и столько-же килодолларов? Хотя меня насторожил "странный" эластичный канат, который он купил для установки временных штагов, вант, да и всего остального такелажа. В канатах я тоже не специалист, поэтому решил - капитану виднее, да и дойти нужно было только до Сингапура, где нам бы поставили стальной стоячий такелаж.
Как следствие мы всю неделю пути до Сингапура и несколько дней до выхода по нескольку раз в день обтягивали слабеющий (вытягивался он всю неделю, что ли) стоячий такелаж.
----------Вот такого навязали даже!------------И такого навязали-----
Ну да делать нечего, обтянули канаты и под весело пожирающим чистенькую солярку двигателем пошли 6-узловыми ходами в AО Chalong, где и оказались ровно через полтора часа.
Выбрали место, бросили якорь. На маневрах естественно намотали на винт утонувший буксирный конец тузика, который болтался за нами на буксире (помните о полиэтиленовой не тонущей веревке, что мы так и не нашли?), потеряли ход, но якорь держал и менять место не пришлось!!!
Вздохнув с облегчением, вся команда после приборки собралась на берег откушать. Тут оказалось, что подвесной мотор спасенного тузика не желает заводиться. Починить не удалось. На берег мы с женой пупком вперед поплыли в каноэ желтого цвета, их на борту было целых 5 штук. К слову якорь вцепился в грунт в миле от берега. После 40 минутной гребли мы поужинали в ресторанчике у пляжа и поехали в гостиницу собирать вещи, чтобы на следующий день переселиться на лодку.
Сначала мы собирались пройти 4.000 морских миль (примерно 7.500 км.) и расстаться с лодкой в Федеративных Штатах Микронезии, проведя на ней около 2-х месяцев.
Теперь придется сойти в Сингапуре, понимая, что яхта не готова к океанскому плаванию: маловато спасательных жилетов, не работала СВ-связь, отсутствовала спутниковая навигация, не функционировал приемник NAVTEX, служащий для приема прогнозов погоды и не было спасательного плота. Навигация осуществлялась путем переноса координат GPS в нетбук с C-MAP (навигационная программа), что в общем то не страшно, но странно. И к примеру при поиске ночью в акватории сингапурского порта места стоянки при мощном трафике это было весьма не удобно. И если подобные мелочи я бы причесал в переходе (есть у меня свой влагозащищенный ноутбук с Транзасом и GPS к нему), то купить Кэпу на день рождения LIfe Raft я не мог.
На следующий день капитан провел с нами инструктаж о том, как не упустить единственный фал, который мы завели на топ мачты еще до ее установки, а он должен был служить для проводки других фалов. После инструктажа я и Маша по каким-то делам отбыли на берег, а вернувшись узнали, что фал капитаном упущен-с. Он служил нам для поднятия человека на мачту и обтягивания такелажа.
Залезть на 25-метровую гладкую мачту без крыльев было тяжеловато и Фил потратил 2 дня на поиски альпиниста. Который прибыл на лодку, полез на верх, мгновенно укачался, но упорно карабкался вверх, разукрашивая палубу орнаментом своих желудочных соков. Но долез и фал все же завел. К слову заняло это около 2-х часов. Полагаю в море на волнении сделать это было бы просто не возможно.
Заправившись топливом, водой и едой мы были готовы следующим утром поднять якорь. А намотанный на винт конец от тузика я накануне полчаса срезал под водой ножом.
Путешествие только начиналось...
Начало пути.
Сказано - сделано.
С утра идем в иммиграционный офис, находящийся прямо на набережной AO Chalong и оформляем бумаги на отход: таможня, печати в паспорта, в Crew List все записаны как члены команды. По прибытии в другой порт нужно будет обратиться в аналогичный офис и пройти "очистку" судна (выполнить таможенные, карантинные и пограничные формальности).
В Малайзию нам (Россиянам) виза не нужна, а в Сингапур я получил по интернету (45$ по-моему, оплатил карточкой, был при этом в Египте), мне по e-mail пришла бумага с кодом визы, этот листок надо отдать пограничнику в порту прихода (или аэропорту), а он поставит въездной штамп. Мы с женой решили пощупать сингапурцев "за вымя" и даже не показали эту визу, во въезде нам отказано не было!!! Получили штамп и без этой бумажки. Правда мы были вписаны в Crew List как члены команды, морякам попроще с пересечением границ, в случае въезда по воздухе думаю не прошло бы.
Поднимаем якорь, выходим из бухты и берем курс на Малайзию.
--------------Еще не верится-----------------------------Расслабился, - идем!-----------Рыбаки работают, а нам сиди - тушенку жуй!-
Вот здесь, друзья и должно было начаться Ваше путешествие. Все что было до этого момента обычно остается за кадром и пришедшая на лодку команда, погрузив провизию, залив воду и топливо отправляется в путь. Все заранее делает-устраняет капитан и Вы ничего не замечаете. Следующее наше путешествие по Филиппинам, Тайваню и Китаю с капитаном из Швеции на его 15-ти метровой 5-каютной Beneteau Oceanis 50 яркое тому подтверждение. Но об этом рассказ впереди.
А пока мы начали свое путешествие с чистого листа и наслаждались хорошей погодой, замечательными видами, книгами, а вечерами смотрели на палубе фильм.
Обычно рекреационные маршруты строятся так, чтобы минимизировать усталость экипажа, - на лодку приходят совершенно разные люди, в основном не морских специальностей, часто проводящие отпуска и не редко весьма не молодые. Например в следующее наше путешествие с нами ходил швед 69 лет, англичанин 62 лет, да и капитану было 65. Хотя были и 22-летние девушки. Капитан формирует маршрут с множеством остановок, старается бросить якорь в обеденное время, чтобы перекусить в тиши какой-нибудь живописной бухты и ночевать в марине (если дело происходит в Европе), либо на якорной стоянке в местах, где марин не густо.
Но морские просторы не редко измеряются 2-3-4-5 днями пути. В этом случае организуется вахтенная служба, вахты несут все без исключения, как правило по два человека, скажем, по три часа. Затем 6 часов отдыха, в течении которого вы должны поспать, поесть, почитать, приготовить еду на весь экипаж (если ваша вахта на камбузе) - в переходе это очень простая еда, - бутерброды и т.п. Хотя если вы обладаете талантами приготовить обед из трех блюд в условиях качки и при этом не обжечься, не обварить других и не искать вареную курицу на полу, то экипаж будет носить Вас на руках!!! И так необходимое на переход число дней. Тяжело? В общем-то не очень, - втягиваешься быстро.
Морская болезнь? Честно говоря не вижу здесь большой проблемы, хотя сам ей подвержен. Есть куча методов борьбы с этим неудобством, но это тема отдельной статьи. Как совет, обычно подходящий всем - купите таблетки.
А нас ждала неделя хождения между островами, включая безостановочный 5-суточный переход в Сингапур.
Переход
Натали оказалась очень комфортной спутницей, к тому же изумительно готовила!!! И не поленилась взять на себя приготовление пищи на все время плавания, а это дорогого стоит!!! Посмотрите каких лангустов она приготовила на обед (были куплены у морских цыган). У нее начал питаться даже Фил, который в силу американского происхождения предпочитал растворить какой-то порошок в каком-то энергетическом напитке и это месиво хлебать целый день.
------------Спасибо Натали!!!--------------------------Фил и его "бурда"-----------
Мы шли, останавливались перекусить, искупаться, сплавать к необитаемому острову, один раз даже видели как торнадо мощно сосет воду - к счастью далеко.
В первую ночь пути произошел еще один смешной случай. Мы полагали что удивить нас уже трудно, но капитану это удалось. Когда стемнело и пришло время распределять вахты, Фил заявил, что у него ЭПИЛЕПСИЯ!!! Ночные вахты он стоять из-за этого не может, т.к. должен спать для предотвращения приступа. И вообще, если команде не трудно, он очень просит в случае падения его тела на палубу в бессознательном состоянии, до обтирания пены с губ, оттащить его подальше от края, чтобы он не свалился в море. Что мы ему торжественно и пообещали.
Наталью мы от ночных вахт освободили - она три-четыре раза в день готовила, да и опыта еще было мало, а вахты из-за малочисленности экипажа планировались одиночные - по 4 часа.
Мы с женой стояли все ночные вахты с 8 вечера. Иногда один дремал тут же в кокпите, другой нес вахту. В 4 утра будили капитана и шли спать.
----Маша в кокпите - дневная вахта----
Так потихоньку и дошли до Сингапура.
По пути потеряли только ОДНУ!!! краспицу. Хорошо, что до Сингапура оставалось 20 миль и погода была хорошая, а то мачт стало бы две!!!
----Краспица левого борта отлетела---
Прибытие
Не точно рассчитав время прибытия, в воды Сингапурского порта вошли когда стало смеркаться. Привязали ЖЕЛТЫЙ ФЛАГ на форштаг - желтый мешочек от инструмента.
Готовлюсь встретить власти Сингапура
Такого ночного трафика, массы огней, знаков, суеты, звуков, переговоров по рации я никогда не встречал. Ну что говорить, Сингапурский порт относится к числу крупнейших портов мира, а по многим показателям удерживает первое место. Какая-то посудина прошла направо по носу и даже не думала уступать (я сбросил скорость). Из-за неудобства с обсервацией (писал в начале о сложности переноса координат из приемника GPS в компьютер) полчаса выбирали какой из двух островов нам нужен для постановки на якорь. Разобрались, бросили якорь, поели, легли спать.
Утром прошли еще с десяток!!! миль до места "очистки". Порт огромен!!!
Доложились по рации: приказали ждать. Через 10 минут подошел катер властей, с которого протянули огромный сачок для ловли бабочек. Из него мы достали миграционные бланки для заполнения. Заполнив и вызвав офицеров снова в этот же сачок положили паспорта с заполненными бумажками. Катер болтался рядом пока парни в нем что-то писали. Через 10 минут вернули паспорта с въездными визами. Пожелали удачи и отошли к другим судам, которых к 10 утра скопилось 3-4 штуки (мы были первыми).
Еще через полчаса мы ошвартовались в "One 15 Marina" на острове Сентоза. Наше морское путешествие на тримаране закончилось.
------------Катер погранцов---------------
-Судовой ход Сингапурского пролива---------------Контейнерный порт------------------------Штрафы и порядок-------------
Пока все. Путешествуйте морем.Удачи!