На историческом паруснике по Северной Европе

Вы арендовали яхту, катер, баржу не важно - с капитаном или управляли ей сами. Напишите свой отзыв о таком отдыхе здесь. Отзывы об отдыхе на воде. Отдых на яхте отзывы.

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

На историческом паруснике по Северной Европе

Сообщение: #1

Сообщение Olcan » 08 сен 2013, 15:48

А есть ли жизнь на корабле?

Все, что вы хотели знать, но боялись спросить о жизни петровского фрегата «Штандарт».

Когда я думала о том, в какой форме проще всего описать жизнь на корабле, не смешивая портовых радостей со штормовыми закатами, а divide et impera, по полочкам, но не занудствуя, рассказать о жизни корабля, мне на ум пришла вот такая странная форма.
…Просыпаясь после первой ночи, проведенной на борту, вы обнаруживаете, что под вами сухое дерево палубы, отполированное тысячью босых пяток, над вами высятся стройные огромные деревянные мачты, упирающиеся в дымчато-золотистый на рассвете небосвод, параллельно вам и перпендикулярно мачтам, на высоте нескольких этажей висят рыжие рея, с которых красивой гирляндой свисают неукатанные паруса. По палубе ходят люди, кто-то - зевая и кутаясь в спальник, кто-то уже в парадном: льняной рубахе и треуголке, бодро бухтует канаты, готовит трап…

На историческом паруснике по Северной Европе

Поглядев на все это и окончательно придя в себя, вы неизбежно начинаете искать ответы на жизненно важные вопросы.

Где я?

Вы на красивейшем, на мой взгляд, изящном деревянном паруснике - российском фрегате «Штандарт». Корабль был построен в Петербурге в 1999 году по чертежам, которые более трехсот лет назад разработал царь Петр Великий, развивавший кораблестроение в России и сделавший нашу страну воистину Великой Морской Державой. Оригинальный корабль был построен в 1703 году, участвовал во многих сражениях, принося морские победы Российской Империи.
Реплика корабля в точности соответствует петровским чертежам, но современные требования к таким судам и безопасности на борту, сделали корабль местом, в котором можно жить на протяжении долгого времени, не испытывая никаких неудобств.
Раньше корабль базировался в Петербурге, сейчас он без устали бороздит Балтийское и Северное моря. В Северной Европе сейчас сыщется не много портов, в которых еще не узнают этот канареечный борт и не знают грохота семи наших пушек, из которых экипаж приветственно палит при входе практически в каждый порт. Ближайшей зимой фрегат пойдет в южные моря, а именно к побережью Франции, Испании, Португалии и дальше в Атлантику к Канарским островам!

На историческом паруснике по Северной Европе

Кто я?

Если вы зашли на борт, чтобы остаться, чтобы пойти в море и сойти на берег совсем в другом порту – то вы матрос, самый настоящий матрос – такой же член экипажа, как и большинство юношей и девушек, мужчин и женщин (да-да, ни к какой это не к беде!), которых вы встретите на корабле.

На историческом паруснике по Северной Европе

После того, как новый член экипажа всходит на борт в каком-нибудь порту, на первом же утреннем построении его распределяют в одну из вахт. Вахт на корабле три, во главе каждой из них – вахтенный офицер, человек, чьи указы следует беспрекословно выполнять, чьи советы внимательно слушать и вообще относится к нему с большим уважением. Поступив в распоряжение вахтенного офицера, новоприбывший автоматически знакомится со своим расписанием.
На «Штандарте» вахты для удобства имеют такие же названия как и мачты:
вахта фока (с 0 до 4 часов, с 12 до 16 часов),
вахта грота (с 4 до 8 часов, с 16 до 20 часов)
и вахта бизани (с 8 до 12 часов, с 20 до 24 часов).


Кто все эти люди?

Во-первых, если мы говорим о корабле, то мы говорим о Капитане.

На историческом паруснике по Северной Европе

Капитан – это человек, которого не нужно представлять и невозможно ни с кем перепутать, которого можно распознать по уверенному спокойствию, мудрой улыбке и тону, не терпящему возражений. Взглянув на небо с утра, он скажет, с точностью до нескольких минут, во сколько паруса наполнятся ветром, через сколько ветер стихнет, и стоит ли проливать палубу или это за нас сделает дождь. Это человек, который умеет договариваться со стихией. Это тот самый человек, который много лет назад, стоя по пояс в снегу, валил огромную сосну для одной из мачт «Штандарта», давая петровским чертежам вторую жизнь.
Во-вторых, это вахтенные офицеры.

На историческом паруснике по Северной Европе

На историческом паруснике по Северной Европе

Профессиональные моряки, изучавшие навигацию, посвятившие свою жизнь морю, способные, советуясь с Капитаном, вести судно под парусами в любую погоду, ювелирно пришвартовать корабль в любом порту, и, что самое главное, обучить азам морского искусства новичков, прибывших на корабль. Эти люди ангельского терпения могут часами рассказывать и показывать, как вязать морские узлы, как учитывать скорость и направления ветров и течений, когда прокладываешь курс, как спускать шлюпку, что делать по тревоге «Человек за бортом!»
И в-третьих, это экипаж – люди, однажды пришедшие на корабль, приходящие на корабль сейчас и те, кого встретит фрегат в других портах.
Собственно, вы, сейчас читающие эти строки, легко можете попасть на борт!
Экипаж – это люди, волею судьбы оказавшиеся вместе на борту, те, кто, возможно, станут хорошими друзьями на долгие времена, несмотря на то, что вы живете в разных городах и странах.

На историческом паруснике по Северной Европе

Все дело в том, что когда вы стоите вместе на высоте восьмиэтажного дома в свежий ветер и небольшую волну, укатывая парус, и от слаженности ваших действий, от того, насколько вы готовы понять друг друга и помочь тем, кто в этом нуждается: подбодрить словом или подать руку – от этого зависит движение корабля посреди неспокойного моря, от этого зависит, будете ли вы ночевать в тихой гавани у берега или будете продолжать путь через бурное море, когда никакое светило уже не освещает его.

На историческом паруснике по Северной Европе

Экипаж – это те, с кем вы прошли боевое крещение морем. А это что-то да значит.

На историческом паруснике по Северной Европе

Который час?

В море и на суше, в суровый шторм и в мертвый штиль, у скалистых норвежских берегов и неподалеку от туманных голландских болот утро начинается в 7.30. Ровно в это время раздается звон рынды, оглушительный, не терпящий возражений, не оставляющий сна ни в одном глазу. Где бы ты ни нашел себе пристанища на ночь: спал ли ты на койке в кубрике, мирно дремал на квартердеке в слегка покачивающемся брезентовом гамаке, теплой летней ночью выбрался дремать на палубу, прятался ли в тепле и уюте кают-компании или вообще стоял на вахте – от всех приятных сновидений или ночных кошмаров тебя избавит верное средство: рында, испокон веков звавшая моряков к утренней трапезе.
Завтрак, прямо скажем, процедура второстепенная, в особенности в море, тем более, в волну.
Главное событие на судах в порту – подъем флагов. Это одна из тех древних морских традиций, что поражают тебя, когда ты становишься свидетелем этого действа в первый раз, а потом входят в плоть и кровь, и становятся так же обязательны и очевидны, как еда и сон.
В восемь часов ровно, на полуюте (верхней палубе) строится весь экипаж. «Капитан на палубе!» говорит старший помощник, через пару секунд Капитан приветствует экипаж. То же самое происходит на всех больших парусниках, стоящих вокруг. Отовсюду доносится звон рынд, короткие и звонкие команды капитанов «Флаг!», «Поднять!», и флаги разных стран взвиваются вверх, раздаются громкие гудки и после пары минут торжественного действа продолжается обычная корабельная жизнь.

На историческом паруснике по Северной Европе

Время на фрегате, даже когда он мирно покачивается на волнах у причала, идет совсем иначе, чем на берегу. К вахтенной системе привыкаешь быстро, через пару дней ты уже и не замечаешь, как просыпаешься к началу вахты и что спишь два раза в сутки вместо одного, а ко времени когда списываешься на берег, вживаешься в этот ритм настолько, что странным кажется отвыкать.
В XVIII веке и предыдущие годы мореплавания, когда измерение времени было делом несколько более трудоемким и менее доступным, чем беглый взгляд на угловатые числа, пляшущие на циферблате электронных часов, на кораблях была заведена традиция: отбивать склянки.
Для этих целей над главной палубой есть большая рында, в которую раз в полчаса, начиная с 8.30, отбиваются одинарные и двойные удары, которые и называются склянками. Любой матрос на корабле может определить по ним: через сколько он должен заступить на вахту или сколько осталось до ее окончания. Всю прелесть и пользу такой традиции осознаешь, гуляя по какому-нибудь балтийскому городку, в котором домики теснятся у пристани, будто стремясь, как и их обитатели, рассмотреть пришедшие корабли. А ты идешь по улочке в рубахе и треуголке, на тебя с интересом смотрят прохожие, думая как начать разговор…

На историческом паруснике по Северной Европе

- What`s the time? – спросит кто-нибудь из любопытствующих, а тут как раз вахтенный на палубе отобьет четыре двойных.
- Midday, - лукаво улыбнувшись, отвечаешь ты, оставляя человека в искреннем восхищении, а сам отправляясь на борт к обеду.

Куда мы направляемся?

На историческом паруснике по Северной Европе

Это совсем легкий вопрос: у корабля есть план плаваний, устроенный так, чтобы оказываться в нужное время в нужном месте – на всяческих больших морских праздниках в интересных приморских городах. К примеру, на мои три недели плавания выпало два моря (Северное и Балтийское), пять стран (Голландия, Германия, Дания, Швеция и Эстония) и десяток портов, названия которых я, с вашего позволения, не буду перечислять.

На историческом паруснике по Северной Европе

На историческом паруснике по Северной Европе

После пары недель на корабле, сухопутные границы теряют для вас значение. О том, что фрегат вошел в территориальные воды другого государства узнаешь, с утра, сонно потягиваясь на юте и углядев у правой части нижнего рея на передней мачте какой-то новый флаг. «Швеция» - проносится в голове при виде желтого креста на синем фоне. «И вправду Швеция» - думаешь в порту, когда продавец в магазине кривится при виде евро – ему кроны подавай!

Что я буду делать?

В море.

На историческом паруснике по Северной Европе

Что делает матрос в море? То же, что делали матросы на протяжении многих столетий, с тех пор как люди научились строить корабли и как в их беспокойных, ищущих нового, сердцах появилась потребность плыть к неизвестным берегам и обойти земной шар, в то время как наши отважные предшественники не были даже твердо уверены в том, что это именно шар.
Матрос работает в свою вахту, помогает четыре часа после неё и мирно посапывает в гамаке или на койке в кубрике, когда приходит его время сна.
В чем заключается работа матроса на историческом и учебном паруснике (именно так можно вкратце охарактеризовать «Штандарт»)?

Штурвал.

На историческом паруснике по Северной Европе

Ветер в парусах дает кораблю ход, разгоняет изящный корпус относительно воды. Но у корабля есть курс, по которому, вне зависимости от капризов природы, мы должны его вести.

На историческом паруснике по Северной Европе

Талантливый рулевой, перекладывая штурвал на пару спиц в разные стороны, смягчает удар волны о борт, тем самым спасая половину экипажа от морской болезни во время качки, умелый рулевой может вести корабль на парусном ходу остро к ветру, не теряя в скорости и выигрывая во времени. Чтобы просто уверенно держать курс, нужна практика и, главное, что всему этому можно научиться при желании за один морской переход.

Паруса.

На историческом паруснике по Северной Европе

Загрубевшие от возни с веревками ладони, на третий день привыкают к шершавому плетению каната, через недельку фраза «Потравите горденя грот-марселя» перестает вызывать вопросы. Концы веревок с зелеными, красными и желтыми марками извиваются на палубе, а ты в это время как ты уже висишь четвертым на оттяжке шкота.
По команде восемь напряженных рук перехватывают канат, все отклоняются назад, весом вытягивая веревку из деревянного грузного блока, грохочет парусина, наполняющаяся ветром, на лица матросов падает тень от огромного паруса, и корабль набирает ход.

На историческом паруснике по Северной Европе

Работа с парусами на палубе – вещь совершенно необходимая для того, чтобы корабль двигался в заданном направлении. Любой поворот, который на яхте способен в одиночку осуществить рулевой, здесь требует напряженной работы как минимум пяти человек. Брасопка рей, работа с топенантами, постановка и уборка парусов – это все те задачи, которые требуют четкого руководства вахтенного офицера и быстрой слаженной работы матросов. И всему этому можно научиться за несколько дней в море.

Рея.

На историческом паруснике по Северной Европе

Наверняка в кадрах из фильмов вы видели, как ловко и быстро карабкаются матросы на марсовые площадки и стоят на реях, когда корабль торжественно входит в порт.

На историческом паруснике по Северной Европе

Видели? А пробовали ли когда-нибудь так же взбегать по вантам, укатывать паруса, чтобы корабль не сносило встречным ветром? А в дождь? А в шторм? А ночью? Впрочем, там красиво в любое время.

На историческом паруснике по Северной Европе

И боязно немного, и работа не из легких: полотно паруса тем тяжелее, чем надежнее вы стоите, пропитанное дождевой водой оно еще и оттягивает руки вниз, а вашей задачей становится его перебороть.

На историческом паруснике по Северной Европе

Впрочем, вид с верхушек сосновых мачт «Штандарта» на изумрудное море вокруг, на солнечные блики, играющие на воде и на маленьких матросов, суетящихся на палубе, таков, что потом не хочется покидать эти вершины. В дождь, туман и шторм вас греет мысль о пройденном испытании и горячем чае, ждущем вас в кают-компании после вахты.

На историческом паруснике по Северной Европе

Камбуз.

Что же, здесь никакой поэзии – жизнь в чистом виде. Вы любите готовить? А танцевать? Лучше и то и другое, ибо приготовить обед в море, когда корабль встречает бортом волну и через секунду слетает вниз с ее гребня – большое искусство. Рассчитать количество воды в кастрюле, чтобы при попадании туда пары картофелин, крен не вылил кипяток на плиту?

На историческом паруснике по Северной Европе

Расставить чашки на наклонном столе, пройти несколько шагов с горой тарелок на руках? Все это навык, приходящий с опытом, все это громкий смех в процессе готовки, все это – маленькое геройство, совершенно необходимое для тех проголодавшихся ваших товарищей, кто несет вахту наверху, не прячась от ветра и соленых брызг.

На корабле есть еще много разных видов деятельности, которыми можно себя занять – чинить палубу, шкурить и покрывать лаком планширя, обтягивать ванты? латать порвавшиеся паруса…

На историческом паруснике по Северной Европе

На историческом паруснике по Северной Европе

Иногда Капитан делится с матросами всяческими морскими премудростями – рассказывает о том, как предсказать ветер и узнать будет ли дождь, или же учит определять, какие суда мы встречаем на пути в ночи по судовым огням.
Но в любом случае, всегда – морской день это вовсе не круиз, а интересный и необычный труд, в какой-то мере – испытание. И наградой за это, помимо самого пути, безусловно, становится по приходу в очередной порт, шумная матросская радость и жизнь, бьющая через край, береговые радости праздничных дней.


В порту.
Что делают матросы в порту? – Гуляют! Или держат осаду, у нас это называется «вахта на трапе».

На историческом паруснике по Северной Европе

Ты говоришь: “Good morning!”, улыбаешься всей нескончаемой стометровой очереди: корабль заполняется любопытствующей публикой. Горожане и гости фестиваля разглядывают корабль со всех сторон, стремятся залезть на ванты, стучат по световым люкам, звонят в рынду, по четверо штурмуют кубрики, на входе в которые написано “Crew only!”. Как только кто из матросов задумает выбраться из сумерек кают-компании, как тут же оказывается в центре неспешного, но постоянного движения людей по палубе, с него тут же стягивают треуголку какие-нибудь датские белобрысые дети; те, что помладше, уже висят на подоле его исторической рубахи, в довершение всего кто-нибудь, спускающийся с трапа, осторожно ставит ногу ему на плечо, и он окончательно исчезает из виду, пропадая в шумной праздничной суматохе фестиваля… Практически в каждом порту, куда заходит фрегат, корабль и команда становятся участниками больших морских праздников, парусных фестивалей, дней города и тому подобного.
Это удивительное чувство: входить в город с моря, под приветственные крики местных жителей, под рокот каких-нибудь оркестров, и при этом быть на палубе корабля, который стал для этого городка событием, новостью, желанным зрелищем и дорогим гостем.
Это ощущение совсем из другого времени, когда законы гостеприимства были у людей в крови.
И поэтому, приходя на фрегате в порт, ты тут же попадаешь с корабля на шумный и веселый бал. Для всех моряков в порту организуются всяческие бесплатные развлечения: от каких-нибудь мастер-классов аргентинского танго, автобусных экскурсий по городу, площадок исторической реконструкции до затерянного рая crew-центра с фруктами, сладостями, мягкими диванчиками и неограниченным доступом в интернет.
Помимо этих тихих береговых радостей, ради таких фестивалей, на которые стекаются десятки парусников из разных стран Северной Европы или вовсе из-за океана (мексиканцы расхаживают в темных кителях и бразильцы во всем белом, арабские матросы в длинных балахонах, с белоснежными улыбками на темных лицах), ради развлечения всей этой публики, организаторы фестивалей устраивают парады команд и вечеринки для экипажей.

Crew-parade!

Большие толпы и небольшие группки, озаглавленные синими табличками с названиями кораблей и страной, выстраиваются на пристани в линию больше километра длиной. Все высотные площадки около причалов усеяны фотографами, а вся огромная цепь замерла в ожидании сигнала к началу парада. Протрубили старт и вся разноцветная змея, потряхивая чешуйками – экипажами разных кораблей, отправляется в длинное, на пару миль, шествие каменным мостовым исторического центра города.
Со всех сторон доносятся кричалки на разных языках, пестреют полотнища флагов. Удивительно наблюдать, насколько непохожие люди, насколько разные экипажи бороздят моря на больших парусниках. Экипаж «Штандарта» в форменных синих футболках, с большим желтым гербом корабля или с Российским флагом в руках.

На историческом паруснике по Северной Европе

Впереди смешные добродушные финны, в костюмах быков, медведей и пчел, со скрипкой и какими-то ударными инструментами, пританцовывая, наигрывая финскую польку и потягивая пиво. Позади поляки в красно-черных тельняжках, с офицером в солнцезащитных очках, вечно смеющимся, с польскими флагами, нарисованными на лицах. Через несколько экипажей впереди – огромным белым прямоугольником вырисовываются курсанты и матросы с «Мира». Все – в выглаженной белоснежной форме, шагающие в ногу, впереди – двое со знаменами, один – с табличкой «Мир». Вокруг этого строя немцы с «Гумбольдта»

На историческом паруснике по Северной Европе

- в зеленых футболках, с крышками от кастрюль, в разноцветных париках – шумная молодежь - носятся, кричат, падают на землю и вскакивают снова – ни один из матросов с «Мира» и бровью не повел, так чинно они и вышагивали весь парад. Надо сказать, что молодым курсантам, наверное, многого стоит не поддаться искушению, не сбиться с маршевого ритма, когда вокруг грохочут африканские барабаны, подвывает финская скрипочка, кричат разбушевавшиеся голландцы во всем оранжевом, прыгая вокруг припаркованной машины, из которой на них глядят испуганные датчанки… Тем не менее они держатся и шагают, впереди гордо развевается триколор, и тут ты все-таки понимаешь, что значит действительно великая военно-морская держава среди разгула буйной радости вокруг.

На историческом паруснике по Северной Европе

Это мероприятие, помимо зрелищного шумного шествия, знакомства экипажей друг с другом несет в себе и еще один смысл: представить свой корабль, а значит и свою страну, остальным участникам парада и местным жителям. На плечи экипажа «Штандарта» ложится большая ответственность, которую мы делим с «Миром», «Крузенштерном» и прочими большими собратьями – представить великую морскую державу и прославить флаг, под которым наш фрегат бороздит европейские моря.

Crew-party!

На историческом паруснике по Северной Европе

Событиям на берегу нет конца и края, и хочется успеть увидеть все, что происходит, столь стремительно сменяясь одно другим: обычно в тот же день, в который проходит парад, сменив футболки на рубахи и треуголки, во главе с Капитаном при параде и офицерами в камзолах, экипаж отправляется на вечеринку. Это происходит или на борту какого-нибудь корабля или в каком-нибудь здании в порту или в городе, приглашающая сторона угощает – столы ломятся от яств, гостям наливают вина или пива, организаторы приглашают музыкантов…

На историческом паруснике по Северной Европе

И дальше половину ночи вы танцуете какую-нибудь сумасшедшую латину с моряками с бразильских или мексиканских парусников, у которых эта музыка в крови. Так смешно наблюдать, как суровые моряцкие лица, повидавшие в своей жизни шторма в морях и океанах, обветрившиеся, с морщинками у глаз от того, как они щурят их на солнце, отраженном от воды, вдруг вмиг оживают, расплываются в улыбках, и моряки пускаются в пляс, отдаваясь танцу полностью, будто и нет на плечах тесных кителей, а на ногах тесных лакированных ботинок. В этих широтах летом практически не темнеет, и когда на северо-восточном крае неба занимается заря, стихает музыка, и матросы уставшие и довольные, разбредаются по своим кораблям.

На историческом паруснике по Северной Европе

Что за шум, а драки нет?

Пожалуй, последнее, о чем я успею вам рассказать и отнюдь не последнее, из корабельных радостей, которые порой случаются на борту фрегата «Штандарт» - это баталии. Сейчас на свете не так уж и много исторических парусников, на которых вы можете пройти начальное обучение на….канонира! При входе в каждый порт и когда фрегат покидает гостеприимную гавань, Капитан отдает приказ «Готовить орудия по правому (левому) борту!», произносит короткую приветственную речь, после чего раздается оглушительный выстрел и тяжелая черная пушка откатывается от борта.

На историческом паруснике по Северной Европе

Но даже такие эффектные приветствия и прощания не идут ни в какое сравнение с настоящей морской баталией, с маневрами, неожиданными заходами с кормы и непрекращающейся стрельбой из пушек.

На историческом паруснике по Северной Европе

Несмотря на то, что исторических парусников сейчас действительно не так много, как хотелось бы, кто же упустит возможность пострелять в шведов!? Для этих целей Капитан, потирая руки и хитро улыбаясь, отправляется на короткий брифинг с капитаном шведского парусника «Gotheborg», и, уже через несколько дней после обсуждения предстоящей баталии и обсуждения цен на порох, на подходе к датским берегам, два деревянных корабля, крадучись, осторожно сближаясь, по свистку капитанов начинают обстреливать друг друга, пространство между бортами кораблей заполняется огнем, вырывающимся из пушечных стволов и густым белым дымом.

На историческом паруснике по Северной Европе

Грохочут пушки, кричат матросы в радостном волнении, командуют офицеры, рулевой с мостика улыбается блаженной улыбкой среди всего этого безумия перекладывая штурвал…

На историческом паруснике по Северной Европе

Неужели это всё – правда!?
Спрашиваете вы у вахтенного на палубе, охраняющего ваш сон от ранних гостей фестиваля в очередном порту. Он снисходительно улыбается, глядя на ваш сонный лик, удивленно вздернутую бровь. Уже намеревается ответить, как голос его заглушает звон рынды, созывающей экипаж на завтрак.
Придется проверить или поверить. Но почему бы и нет?


На историческом паруснике по Северной Европе

Спасибо за внимание!
Olcan
новичок
 
Сообщения: 3
Регистрация: 02.01.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 29
Отчеты: 2
Пол: Женский

Re: На историческом паруснике по Северной Европе

Сообщение: #2

Сообщение Rezoner » 12 ноя 2013, 22:51

Красивый корабль, хорошими людьми придуманный и сделанный. Решила о нем почитать - и без огорчений не обошлось. Борис Акунин написал о нем:
" И вот некая голова, которая решает, кому можно плавать по морям, а кому нельзя, на десятом году «Штандартова» бытия вдруг постановила, что надобно эту небылицу искоренить, потому что у фрегата количество горючих материалов на квадратный метр превышает допустимую норму для металлических судов (что, мягко говоря, неудивительно), а деревянных парусных судов такого большого размера голова своим стандартом не предусмотрела. «Штандарт» постановили заарестовать и в оковы заковать."
Как я понимаю, по нормам ГИМС судно по морю ходить не должно. Но ходит - только в Россию-матушку ему теперь ходу нет...
Аватара пользователя
Rezoner
Старожил
 
Сообщения: 11322
Регистрация: 15.02.2005
Город: Москва
Благодарил (а): 344 раз.
Поблагодарили: 1279 раз.
Возраст: 71
Страны: 47
Отчеты: 38
Пол: Женский




Список форумовВиды туризма: Круизы, Горные лыжи, Дайвинг, Рыбалка и Охота, Тематические поездкиЯхты, катера, хаусботы, катамараны, байдарки - отдых на водеОтзывы об отдыхе на яхте катере лодке. Отдых на воде.



Включить мобильный стиль